Системы и государства в современной России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности политической системы современной России определяются её своеобразием и неповторимостью (как впрочем и практически любой политической системы) и характеризуются:

а) ее «переходным» характером (при отсутствии общественного согласия и по поводу целей проводимых изменений),

б) кризисным характером процессов, протекающих в обществе.

Среди этих особенностей можно выделить несколько особенно негативных, способствующих уменьшению общей эффективности:

- слабость государства, как основного института политической системы, его неспособность решать стоящие перед обществом проблемы. (отсутствуют: ресурсы, авторитет, навыки, эффективные каналы связи с обществом);

- слабая связь политических партий со структурами гражданского общества;

- отставание в формировании нормативно-регулятивной подсистемы от формирования новых институтов;

- болезненный характер процессов реформирования информационно-коммуникационной подсистемы, структуры которой в большей степени озабочены отстаиванием собственных интересов, чем выполнением своих социальных функций[16].

Политическая система современной России обладает не только негативными особенностями, а также и, так называемыми, общими особенностями, присущими только России. К ним относятся следующие черты:

1. Российская политическая система возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 и завершившегося в 1993г. В этот период противоречия, которые привели к развалу КПСС и Советского государства, сконцентрировались в политической сфере в противоречиях между законодательной и исполнительной ветвями власти. События октября 1993г. положили конец «двоевластию» и «безвластию» в стране, а принятие новой Конституции РФ путем всероссийского референдума 12 декабря 1993г. означает создание нормативно-правовой основы для выхода из политического кризиса и завершение важного этапа реформирования политической системы российского общества.

2. В настоящее время российская политическая система переживает период становления – процесс длительный, противоречивый и болезненный. Почему? Потому, что гражданское общество находится на стадии реформирования, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Преобразование гражданского общества начато «сверху» и осуществляется в основном государственными структурами. При этом происходит непомерное увеличение государственного аппарата, усиливается его бюрократизация. Экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно, результатом чего стали однобокость процессов разгосударствления и приватизации, рост люмпенизированного слоя населения, поляризация доходов социальных групп и слоев общества. Вяло осуществляется политическая структурированность общества, политические партии слабы и не имеют четкой социальной ориентации, общественно – политические организации и движения малочисленны. Остается низким уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности. Продолжается дестабилизация межнациональных отношений[17].

3. За последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической системы России. Это незначительное увеличения «среднего класса», некоторая стабилизация властных отношений, намеки на демократизацию автократического президентского правления, снижения конфронтации между политическими группировками, становление многопартийной системы, улучшение взаимодействия между ветвями государственной власти, развитие федеративных отношений.

4. Российская федеративная система, формируясь как самобытная евразийского характера и значения целостность, интегрируется постепенно в мировую систему политических отношений. Свидетельством тому служат ее усиливающаяся активность в рамках ООН, СНГ, вступление в Совет Европы, многогранное сотрудничество со специальными международными организациями и органами (ЮНЕСКО, ЮНЕП, МАГАТЕ и др.)[18].

 

Заключение

Итак, политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

В соответствии с Конституцией страны Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Соответственно и политическая система с конституционной точки зрения относится к разряду демократических. Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы – государством. В России наблюдается процесс становления президентско-парламентской республики с сильной властью главы государства. Также в процессе формирования находится административно-территориальное устройство страны. Речь идет о становлении в России конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что в ней не предусмотрено отделения от федерации территории того или иного регионального субъекта. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесена к демократическому государству.

В России нет доверия к власти как таковой, есть доверие к отдельным личностям. А без доверия к власти невозможно какое либо развитие в принципе. Люди не верят государству. Заводы, производящие уникальные технологии, работают на давно устаревшем оборудовании, потому что никто не хочет вкладывать деньги в страну, где все решает какой-то чиновник, который может решить, а может и не решить[19]

Президент и премьер-министр пытаются выйти из сложившейся ситуации, осуществляя создание новой автономно работающей политической системы России. Власть должна на это решиться, тогда все остальные проблемы решатся постепенно сами.

Библиографический список

Дата: 2019-12-10, просмотров: 196.