По своей структуре любая политическая система, как отмечается в литературе, представляет собой сложное явление, состоящее из нескольких подсистем. Можно выделить следующие компоненты (блоки) политической системы[12]:
1. личностно-организационный блок обозначает взаимосвязь политики и человека. Именно человек как гражданин, депутат, член партии и движения творит политику, реально влияет на политическое развитие общества. Каковы люди, такова и политика;
2. организационно-институциональный блок охватывает совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организация и движения). Особое место здесь принадлежит государству, от сущности и формы которого зависят сущность, виды и функции политической системы. Важное значение имеют общественно-политические организации и движения, которые не могут удовлетворить интересы своих членов без участия в политике, без вмешательства государства.
3. нормативно-регулятивный блок включает в себя политические и правовые нормы, обычаи и традиции. Политические нормы выполняют организационную и регулятивную функции в политической системе, носят формализованный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью.
4. организационно-деятельностный блок имеет несколько уровней:
а) политические отношения, складывающиеся между государством и иными политическими организациями;
б) политические отношения между негосударственными объединениями;
в) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей.
5. интеллектуально-психологический блок отражает идеологические и психологические характеристики системы. Политическое сознание выступает в качестве основного условия формирования политического порядка, политической культуры;
6. информационный блок.
Все обозначенные блоки, тесно взаимодействуя, составляют целостную политическую систему.
Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.
Собственно политической организацией является, прежде всего, государство. Оно - главный источник и носитель политической власти. К собственно политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы[13].
Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах:
1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов;
2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс.
Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.
В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей[14].
Таб. Структура политической системы общества
В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.
В научной литературе есть разные точки зрения относительно функций политической системы, но есть и определенные общие научные подходы. Взгляды большинства исследователей совпадают на том, что каждая функция должна отбивать определенное системное качество. На этом основании можно выделить такие основные функции политической системы общества:
1) определения целей и заданий общества;
2) мобилизация ресурсов;
3) властно-политическая интеграция общества;
4) регуляция режима социально-политической деятельности;
5) легитимизация, под которой понимается достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
Главные функции политической системы - это определение целей и заданий данного общества, а также мобилизация всех ресурсов для достижения этих целей и регуляции режима политической деятельности. Функции интеграции, легитимизации являются не только функциями политической системы, но и духовно-культурной, экономической и других систем.
Выполняя свои функции, политическая система обеспечивает целостное руководящее влияние на общество как единственный организм, что эффективно управляется политической властью[15].
Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.