Глава 1. Понятие политической системы общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

В отечественной и зарубежной политической литературе в зависимости от подходов и используемых при этом критериев существуют самые различные точки зрения на понятия политической системы. Последняя определяется как комплекс взаимодействий элементов, посредством которых достигается властное распределение ценностей (Д. Истон), как совокупность взаимодействующих ролей (Г. Алмонд), как некоторый итог процесса политики (К. фон Бойме), как система государственных, общественных организаций и трудовых коллективов, участвующих в реализации власти и управления в обществе (М.Н. Марченко), как система, состоящая из идей и политических ценностей, организаций институтов, норм, отношений, традиций (Р. Манд, Б.Н Топорнин, А. Лопатка) и т.д.

Компонентами политической системы являются:

а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Политическая система – это комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории. Определение же конкретной политической системы зависит от ее структуры, вида содержательно-функциональных характеристик.

Политические системы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них, историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.). Историческая и общественная детерминация политическая система сочетается с ответным организационным и регулятивно-контрольным воздействием политической системы на общество. Симметрия, непротиворечивый характер такого сочетания определяют стабильность политической системы и ее эффективность, как и эффективность общественной системы в целом и порядок в обществе. Для этого политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые на­рушают функционирование других систем общества.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Оп­ределение границ различного рода функциональных пространств политической системы ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношения между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и де­централизованной и т.д. Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов.

Тема данной курсовой работы является актуальной, так как политическая система составляет сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества, с внутренне организованными связками и свойствами элементов. Ее можно определить как системную совокупность политических отношений, правовых и политических норм, институтов, идей, связанных с формированием, осуществлением власти и управлением обществом, что имеет огромное значение в становлении и жизни общества в целом.

Цель работы – рассмотреть и изучить структуру и значимость политической системы. Исходя из цели, можно поставить перед собой задачи:

- дать понятие политической системы общества;

- проанализировать структуру политической системы общества;

- рассмотреть основные черты и особенности политической системы и государства в современной России.

К наиболее интересным и содержательным специальным исследованиям настоящего времени следует отнести работы А.Г. Воржизова «Общественное согласие и социальное правовое государство»; доктора философских наук, профессора М.X. Фарукшина «Политическая система общества»; М.Н. Грачева «Политическая система общества: коммуникационно-кибернетическая модель» и др.

Виды политической системы

Политическая система структурна, т.е. включает части   или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними.Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений:- двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень);- среднего или промежуточного (мезоуровень);- не институционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые[7].Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (т.е. приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или дли­тельное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации (которую сейчас нередко считают информационной властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.), массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами (ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.).

Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной). На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти:

- скрытые действия легальных учреждений высших рангов (государственных, партийных и пр.): секретные документы, распоряжения, приказы и т.п. акты (государственные и пр. секреты и тайны);

- скрытый смысл открытых политических действий (интрига, игра), политических текстов докладов, речей, бесед и т.п.;

- негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др.;

- официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированные учреждения (разведки или контрразведки и т.п.).

Другой ряд легально существующих во всяком случае неконспиративных, сообществ, примыкающих к макроуровню политической системы или неофициально и неформально входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные содружества (клубы, парламентские фракции, товарищеские группы и т.п.), группы давления (парламентские лобби, близкое окружение государственной администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий и т.п.)[8].

Аналогична по своему строению средняя (мезо-) структура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это аппараты и органы, региональная и муници­пальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и др. ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация (школа, театр, армия и т.д.). Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции - инициаторам политики.

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микроуровне формируют­ся политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы[9].

Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням.

Характер политической системы определяется влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д.

Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:

1) демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия») - характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем;

2) авторитарные системы: управление подсистемами и культура «подчинения-участия» (радикально-тоталитарная система, консервативно-тоталитарная система, консервативно-авторитарная, авторитарно модернизирующаяся система) -  главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

По содержанию и формам управления различают системы:

- либеральные демократии (ориентированы на свободу индивидов в политической сфере государства);

- коммунистические системы (ставят главной задачей построения общества равноправных граждан живущих без государства);

- традиционные системы (опираются на правление экономически господствующего класса и неравноправное (имущественное и статусное) положения граждан в обществе)[10].

В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной верхушки.

Также в зависимости от природы выделяют виды политических систем: командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять политические действия.[11]

Заключение

Итак, политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

В соответствии с Конституцией страны Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Соответственно и политическая система с конституционной точки зрения относится к разряду демократических. Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы – государством. В России наблюдается процесс становления президентско-парламентской республики с сильной властью главы государства. Также в процессе формирования находится административно-территориальное устройство страны. Речь идет о становлении в России конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что в ней не предусмотрено отделения от федерации территории того или иного регионального субъекта. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесена к демократическому государству.

В России нет доверия к власти как таковой, есть доверие к отдельным личностям. А без доверия к власти невозможно какое либо развитие в принципе. Люди не верят государству. Заводы, производящие уникальные технологии, работают на давно устаревшем оборудовании, потому что никто не хочет вкладывать деньги в страну, где все решает какой-то чиновник, который может решить, а может и не решить[19]

Президент и премьер-министр пытаются выйти из сложившейся ситуации, осуществляя создание новой автономно работающей политической системы России. Власть должна на это решиться, тогда все остальные проблемы решатся постепенно сами.

Библиографический список

Введение

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.

В отечественной и зарубежной политической литературе в зависимости от подходов и используемых при этом критериев существуют самые различные точки зрения на понятия политической системы. Последняя определяется как комплекс взаимодействий элементов, посредством которых достигается властное распределение ценностей (Д. Истон), как совокупность взаимодействующих ролей (Г. Алмонд), как некоторый итог процесса политики (К. фон Бойме), как система государственных, общественных организаций и трудовых коллективов, участвующих в реализации власти и управления в обществе (М.Н. Марченко), как система, состоящая из идей и политических ценностей, организаций институтов, норм, отношений, традиций (Р. Манд, Б.Н Топорнин, А. Лопатка) и т.д.

Компонентами политической системы являются:

а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Политическая система – это комплекс институциональных образований, которые выявляют потребности и интересы социальных групп, формируют и организуют взаимодействие людей по осуществлению публичной власти на соответствующей территории. Определение же конкретной политической системы зависит от ее структуры, вида содержательно-функциональных характеристик.

Политические системы «живут», функционируют во времени и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно классифицировать по различным основаниям. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них, историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.). Историческая и общественная детерминация политическая система сочетается с ответным организационным и регулятивно-контрольным воздействием политической системы на общество. Симметрия, непротиворечивый характер такого сочетания определяют стабильность политической системы и ее эффективность, как и эффективность общественной системы в целом и порядок в обществе. Для этого политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые на­рушают функционирование других систем общества.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Оп­ределение границ различного рода функциональных пространств политической системы ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношения между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и де­централизованной и т.д. Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации политических отношений и институтов.

Тема данной курсовой работы является актуальной, так как политическая система составляет сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества, с внутренне организованными связками и свойствами элементов. Ее можно определить как системную совокупность политических отношений, правовых и политических норм, институтов, идей, связанных с формированием, осуществлением власти и управлением обществом, что имеет огромное значение в становлении и жизни общества в целом.

Цель работы – рассмотреть и изучить структуру и значимость политической системы. Исходя из цели, можно поставить перед собой задачи:

- дать понятие политической системы общества;

- проанализировать структуру политической системы общества;

- рассмотреть основные черты и особенности политической системы и государства в современной России.

К наиболее интересным и содержательным специальным исследованиям настоящего времени следует отнести работы А.Г. Воржизова «Общественное согласие и социальное правовое государство»; доктора философских наук, профессора М.X. Фарукшина «Политическая система общества»; М.Н. Грачева «Политическая система общества: коммуникационно-кибернетическая модель» и др.

Глава 1. Понятие политической системы общества

Дата: 2019-12-10, просмотров: 204.