Для работы программы AG Player необходимо задание стандартной структуры аудиопутеводителя:
1. Карта с маршрутом или опорным пронумерованными точками, к которым впоследствии привязываются «главы» путеводителя (KARTA.JPG).
2. Папка с текстами путеводителя (TEXT).
3. Папка с озвученным текстом путеводителя (FULL).
4. Папка с иллюстративным материалом к путеводителю (IMAGES).
5. Конфигурационный файл (CONFIG.TXT).
Ниже раскроем особенности создания элементов структуры аудиопутеводителя.
Карта с маршрутом.
Для создания наиболее информативной карты было решено взять спутниковые снимки, доступные в Интернет-сервисе Google Maps (map.google.com). Карта, представленная на диске, «склеена» в графическом редакторе из небольших фрагментов максимального размера (в нашем случае их было около 20), которые может показывать указанный сервис.
На карту в графическом редакторе были нанесены опорные точки путеводителя, в первоначальном варианте их 7, в дальнейшем путеводитель планируется расширять.
Папка с текстами путеводителя ( TEXT ).
Это главная содержательная часть работы, наибольшие затраты времени потребовалось именно на отбор материала и составление текста путеводителя. В качестве опорных точек, для которых написаны главы путеводителя были выбраны наиболее важные объекты района Хорошёво-Мнёвники.
1. Введение (Общая информация о районе).
2. Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве.
3. Краснопресненский проспект и Живописный мост.
4. Серебряный Бор.
5. Канал имени Москвы.
6. Курчатовский институт.
7. Институт Гамалеи.
Объем каждой главы составил в среднем около 5 тыс. знаков текста, что достаточно для надиктовки 7-10 минут рассказа – максимального времени, в течение которого человек способен непрерывно и внимательно воспринимать речь.
Папка с озвученным текстом путеводителя ( FULL ).
Тексты озвучены в домашних условиях с использованием обычного микрофона и звуковой карты с помощью программы Sony SoundForge. Звуковые файлы сохранены в формате mp3 с качеством 64 Кбит/c. При необходимости возможна студийная запись звука. Количество треков соответствует количеству глав.
Папка с иллюстративным материалом к путеводителю ( IMAGES ).
Здесь размещены фотографии, архивные материалы и схемы, используемые при работе аудиопутеводителя на персональном компьютере. Современные фотографии в основном выполнены автором самостоятельно с помощью цифрового фотоаппарата, некоторые снимки взяты из Интернета. Архивные материалы либо отсканированы автором, либо опять же взяты с тех или иных Интернет-сайтов.
Конфигурационный файл ( CONFIG . TXT ).
Конфигурационный файл в программе AG Player является главным элементом, связывающий воедино тексты, дикторскую речь, карту и иллюстрации путеводителя. Он имеет открытую структуру, что позволило приспособить программу для нужд разработанного путеводителя.
В конфигурационном файле запрограммировано:
1. Количество и название глав-остановок.
2. Фотографии, используемые для иллюстрации глав с указанием подписей и временных интервалов показа.
3. GPS-координаты опорных точек (в дальнейшем разработчиками обещана поддержка автоматического определения координат и запуска соответствующих аудиотреков при попадании слушателя при прогулке в опорную точку).
После создания наполнения диска, он был тщательно протестирован, в том числе с привлечением учеников школы №593.
Оценка результатов проекта
Анализ результатов проекта показал, что полученный продукт обладает рядом важных свойств, которые позволяют его активно использовать для образования и самообразования учеников.
В первую очередь продукт получился универсальным. Звуковое сопровождение записано в формате mp3, что дает возможность использовать для прослушивании аудиоэкскурсии практически любое устройство. Это может быть карманный компьютер, mp3-плеер, ноутбук, и даже мобильный телефон. Одним словом все, что умеет воспроизводить mp3-звук.
Для мобильных телефонов и старых моделей карманных компьютеров можно создать отдельные треки, записанные в сжатом виде. В таком варианте 1 час звука занимает всего 8-10 мегабайт. Правда, за это приходится смириться с невысоким качеством звука (примерно как по хорошей телефонной линии). Так что за счет создания нескольких вариантов записи звука можно сделать потенциальную аудиторию максимально широкой.
Можно говорить о том, что разработанный мультимедийный продукт получился многослойным.
Первый слой – это сам аудиопутеводитель (набор mp3-остановок), предполагающий прогулку «на местности» с интересным рассказом. Второй слой – это возможность «заочного знакомства». В состав диска входит специальная программная оболочка, благодаря которой на обычном компьютере дома или в классе можно познакомиться с содержанием путеводителя. То есть его можно использовать до, после или даже вместо «натурной» экскурсии. При таком «стационарном» использовании диска помимо звука в оболочке доступен иллюстративный материал (особенно в дисковой версии – фотографии, архивный материал, художественные произведения, карты).
Третий слой продукта – аудиопутеводитель как аудиокнига. То есть не обязательно гулять с плеером по маршруту. Если ученик хорошо себе представляет охватываемую местность (а речь идет о знакомом с самых ранних лет районе), и по каким-то причинам находится вдали от нее, то прогулку можно мысленно совершать, находясь в совершенно другом месте.
Наконец, на основе продукта нетрудно создать и еще один слой – видеопутеводитель (аудиопутеводитель в сопровождении слайдов). Этот тот же самый аудиопутеводитель, выполненный как слайд-шоу (с фотографиям и иллюстрациями) в формате AVI. Ее можно просмотреть на обычном DVD-плеере, а можно записать в память карманного компьютера. Во втором случае можно отправиться «на местность» и рассказ виртуального экскурсовода будет сопровождаться показом на экране компьютера. Причем о появлении новой картинки может известить ненавязчивый звук, поэтому не обязательно ходить и все время держать перед глазами дисплей «наладонника». Достаточно держать его в кармане, а специальный звук известит о появлении новой картинки.
Заключение
Итак, главным результатом проекта, по мнению автора, является мультимедийный продукт, который благодаря современным информационным технологиям превращает достопримечательности района в «живые иллюстрации» к урокам истории, москвоведения и другим предметам.
В ходе работы лично автором выполнена подготовка необходимых текстов и иллюстративного материала, озвучивание текста, создание спутниковой карты района с нанесением опорных точек, а также «сборка» и тестирование мультимедийного продукта.
Разработанные продукт может быть использован как на уроках с задействованием компьютера и мультимедийного проектора, так и для самостоятельного изучения учениками, поскольку для прослушивания аудиосопровождения достаточно mp3-плеера или аналогичного устройства.
К достоинствам предложенной идеи можно отнести расширяемость продукта за счет пополнения новых «остановок», посвященных тем или иным достопримечательностям. Ведь наш район (как и любой другой район Москвы) – может быть не только живым учебником истории. Здесь можно найти немало подчас знакомых с ранних лет иллюстраций к другим школьным предметам. Приведем несколько примеров, которые могут быть учтены при дальнейшем развитии диска.
1. «Мировая художественная культура»: образцы архитектуры московского (или «нарышкинского») барокко (Храм Живоначальной Троицы), «сталинского ампира» (здания Курчатовского института, некоторые жилые дома 40-50х годов), современного стиля (неоконструктивизм жилых домов на Проспекте маршала Жукова, нео-сталинский ампир комплекса «Алые паруса».
2. «Биология»: уникальный природный объект – «Серебряный бор» - настоящая находка для уроков биологии. Здесь есть редкие (для Москвы) растения и животные, можно наблюдать различные виды экосистем, особый интерес представляет открытая недавно «экологическая тропа», по которой можно было бы разработать отдельный аудиопутеводитель.
3. «География»: районы Хорошево-Мневники и прилегающие к ним Строгино и Щукино весьма богаты в ландшафтном разнообразии. Здесь есть и возвышенности и равнинные участки, овраги с вскрытой геологической структурой, гидрологические объекты (реки, каналы, поймы, озера, заболоченные участки). Немало можно найти иллюстраций и к экономической географии (например, сложнейшие транспортные узлы).
4. «Физика»: на небольшом участке Москвы-реки и Канала имени Москвы можно увидеть сразу 4 моста принципиально разных конструкций (!), иллюстрирующих законы механики: вантовый мост (Живописный), арочные мосты с подвешивающей аркой (Хорошёвский мост) и с подпирающей аркой (железнодорожный мост в районе Покровское-Стрешнево), классический железобетонный мост с удлиненными пролетами (Строгинский мост). Наличие в окрестностях реки, канала, шлюза дают возможность рассказать о законах поведения жидкости.
Большие возможности по развитию подобных продуктов открывает и заложенная в формат AG Player возможность автоматического запуска воспроизведения аудиосопровождения по координатам GPS (при наличии карманного компьютера с GPS-приемником). В этом случае изучение достопримечательностей района может быть превращено в увлекательную для учеников игру на местности.
Разработанный продукт будет выложен в бесплатный доступ на сайт школы с тем, чтобы каждый ученик (а также выпускники прошлых лет) мог приобщиться к истории нашего района. Не исключено, что интерес к этому продукту проявят и другие жители района.
Таким образом, предложенные в проекте идеи позволяют с помощью информационных технологий более глубоко включить окружающую нас городскую среду в учебный процесс, заново познакомиться с давно казалось бы знакомыми объектами. Разработанный продукт может послужить основой для целой системы мультимедийных путеводителей по разным школьным предметам.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 176.