Создание мультимедийного аудиопутеводителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

1. Введение. 3

2. Создание мультимедийного аудиопутеводителя. 4

2.1. Разработка структуры мультимедийного аудиопутеводителя. 4

2.2. Наполнение структуры путеводителя. 7

2.3. Оценка результатов проекта. 8

3. Заключение. 10

Список литературных источников. 12


1. Введение

 

Современный уровень развития информационных технологий можно охарактеризовать как «информационная сверхпроводимость». Объем памяти карманных устройств (mp3-плееров, КПК) превышает 1 гигабайт (при использовании миниатюрных жестких дисков – более 40 мегабайт), скорость доступа в Интернет для домашних пользователей измеряется мегабитами в секунду, а стоимость трафика часто вообще не тарифицируется, за 500 рублей в месяц в Москве можно получить неограниченный доступ к ресурсам Всемирной сети.

Однако это только технологическая составляющая прогресса. Следует признать, что содержательное наполнение этих сверхъемких и сверхдешевых информационных каналов происходит очень медленно. Мы только сейчас начинаем понимать, что достигнутый уровень развития позволяет создавать качественно новые, интересные и доступные образовательные и информационные продукты. Примером такого продукта могут служить мультимедийные аудиопутеводители.

Конечно, сами по себе аудиопутеводители не новы. Во многих музеях Европы можно взять на прокат специальное устройство (по сути антивандальный mp3-плеер) и на родном языке получить информацию о наиболее значимых объектах. Появляются такие аудиогиды и в российских музеях: в Москве это Третьяковка, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московский Кремль, в Питере – Государственный Эрмитаж, Музеи-квартиры А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.А. Ахматовой. Появились в России и  аудиогиды и для российских пользователей мобильных телефонов: абонент звонит по специальному номеру и (по тарифу почти доллар в минуту) может прослушать информацию о близлежащих достопримечательностях.

Целью проекта было создание с помощью современных информационных технологий мультимедийного диска «Мой район – Хорошёво-Мневники», который был бы одинаково пригоден и для классных занятий школьников и для самостоятельного изучения учениками истории района.

В ходе изучения аналогичных проектов было обнаружено, что мультимедийных продуктов, посвященных истории района нет, хотя следует отметить заметное число Интернет-сайтов и публикаций по этой тематике. Таким образом, в качестве новизны работы следует выделить то, что, во-первых, создан мультимедийный диск (с использованием специальной программы-конструктора), часть которого (аудипутеводитель) может быть использован самостоятельно.

Практическая значимость состоит в возможности использования диска при проведении уроков по истории и москвоведению, а также в стимулировании интереса учеников к истории своего района.

Разработка проекта состоит из трех этапов (соответствуют параграфам второй главы пояснительной записки).

1. Разработка структуры мультимедийного аудиопутеводителя.

2. Наполнение структуры путеводителя.

3. Оценка результатов проекта.




Аудиопутеводитель.

Ядро каждого аудиопутеводителя – качественная трехмерная карта с маршрутом. Маршрут может состоять из нескольких остановок, обычно экскурсии на сайте Audiogid.ru состоят из 5-10 остановок, однако их количество технически никак не ограничено и может «наращиваться» с минимальными изменениями в продукте.

 


Иллюстрации к «Остановке 2»
Текст «Остановки 2»
03 .mp3
0 2.mp3

 

 

Рис 1. Структура аудипутеводителя и мультимедийного путеводителя.

 

При использовании аудиопутеводителя на местности слушатель может придти к началу маршрута (остановке 1), а затем последовательно переходить (или переезжать на велосипеде) от одной остановки к другой и включает на своем mp3-плеере нужный трек. Длина маршрута (из 7 остановок) в путеводителе «Мой район – Хорошёво-Мнёвники» составляет 3-4 км, это расстояние, которое можно пройти с комфортом даже за один раз. Вся экскурсия рассчитана на 3-4 часа времени. Необязательно «прохождение» всего маршрута за один раз. Слушатель (ученик) может осматривать достопримечательности в любом порядке, например, за один раз посетить 1-2 «остановки».

В аудиопутеводителе можно предусмотреть несколько мелочей, которые помогут слушателю лучше ориентироваться. Например, если часть рассказа можно прослушать по пути от одной остановки к другой, то «экскурсовод» предложит начать движение, и в фонограмме можно записать какой-то служебный звук. Это позволяет часть рассказа, не привязанного к осмотру достопримечательностей, перенести на прогулочные переходы, что в свою очередь избавляет слушателя от необходимости долго «топтаться» на одном месте.

Начало и конец каждого трека сопровождается еще одним служебным звуком – колокольчиком. Первый настраивает на начало рассказа, второй говорит о том, что трек закончен и следует приостановить плеер, для того, чтобы перейти к следующей остановке.


Мультимедийная часть.

Мультимедийная часть, созданная на основе программы AG Player, является надстройкой над аудиопутеводителем и дает возможность не только слушать рассказ, но и открывает ряд возможностей, если диск просматривается на компьютере.

 

Рис. 2. Мультимедийная оболочка AG Player

 

Перечислим эти возможности:

1. Показ фотографий и другого иллюстративного материал, что полезно и при проведении занятий и при самостоятельном изучении. Хорошие иллюстрации способствуют лучшему запоминанию, так как создают опорный ряд образов, которые «связывают» воспринимаемую на слух информацию.

2. Просмотр карты местности (в представленном диске она выполнена на спутниковом снимке), что позволяет быстро ориентироваться по ходу рассказа (понять о каком объекте идет речь, как он пространственно соотносится с другими объектами, вообще спутниковый снимок дает возможность посмотреть на знакомую местность с необычного ракурса)

3. Одновременный с рассказом вывод на экран текста (с синхронной автоматической прокруткой) – это помогает лучше запомнить собственные имена (фамилии, топонимы, названия). Восприятие информации по двум каналам (зрительно-текстовому и звуковому) способствует более глубокому восприятию текста.

Карта с маршрутом.

Для создания наиболее информативной карты было решено взять спутниковые снимки, доступные в Интернет-сервисе Google Maps (map.google.com). Карта, представленная на диске, «склеена» в графическом редакторе из небольших фрагментов максимального размера (в нашем случае их было около 20), которые может показывать указанный сервис.

На карту в графическом редакторе были нанесены опорные точки путеводителя, в первоначальном варианте их 7, в дальнейшем путеводитель планируется расширять.

Оценка результатов проекта

Анализ результатов проекта показал, что полученный продукт обладает рядом важных свойств, которые позволяют его активно использовать для образования и самообразования учеников.

В первую очередь продукт получился универсальным. Звуковое сопровождение записано в формате mp3, что дает возможность использовать для прослушивании аудиоэкскурсии практически любое устройство. Это может быть карманный компьютер, mp3-плеер, ноутбук, и даже мобильный телефон. Одним словом все, что умеет воспроизводить mp3-звук.

Для мобильных телефонов и старых моделей карманных компьютеров можно создать отдельные треки, записанные в сжатом виде. В таком варианте  1 час звука занимает всего 8-10 мегабайт. Правда, за это приходится смириться с невысоким качеством звука (примерно как по хорошей телефонной линии). Так что за счет создания нескольких вариантов записи звука можно сделать потенциальную аудиторию максимально широкой.

Можно говорить о том, что разработанный мультимедийный продукт получился многослойным.

Первый слой – это сам аудиопутеводитель (набор mp3-остановок), предполагающий прогулку «на местности» с интересным рассказом. Второй слой – это возможность «заочного знакомства». В состав диска входит специальная программная оболочка, благодаря которой на обычном компьютере дома или в классе можно познакомиться с содержанием путеводителя. То есть его можно использовать до, после или даже вместо «натурной» экскурсии. При таком «стационарном» использовании диска помимо звука в оболочке доступен иллюстративный материал (особенно в дисковой версии – фотографии, архивный материал, художественные произведения, карты).

Третий слой продукта – аудиопутеводитель как аудиокнига. То есть не обязательно гулять с плеером по маршруту. Если ученик хорошо себе представляет охватываемую местность (а речь идет о знакомом с самых ранних лет районе), и по каким-то причинам находится вдали от нее, то прогулку можно мысленно совершать, находясь в совершенно другом месте.

Наконец, на основе продукта нетрудно создать и еще один слой – видеопутеводитель (аудиопутеводитель в сопровождении слайдов). Этот тот же самый аудиопутеводитель, выполненный как слайд-шоу (с фотографиям и иллюстрациями) в формате AVI. Ее можно просмотреть на обычном DVD-плеере, а можно записать в память карманного компьютера. Во втором случае можно отправиться «на местность» и рассказ виртуального экскурсовода будет сопровождаться показом на экране компьютера. Причем о появлении новой картинки может известить ненавязчивый звук, поэтому не обязательно ходить и все время держать перед глазами дисплей «наладонника». Достаточно держать его в кармане, а специальный звук известит о появлении новой картинки.

 



Заключение

 

Итак, главным результатом проекта, по мнению автора, является мультимедийный продукт, который благодаря современным информационным технологиям превращает достопримечательности района в «живые иллюстрации» к урокам истории, москвоведения и другим предметам.

В ходе работы лично автором выполнена подготовка необходимых текстов и иллюстративного материала, озвучивание текста, создание спутниковой карты района с нанесением опорных точек, а также «сборка» и тестирование мультимедийного продукта.

Разработанные продукт может быть использован как на уроках с задействованием компьютера и мультимедийного проектора, так и для самостоятельного изучения учениками, поскольку для прослушивания аудиосопровождения достаточно mp3-плеера или аналогичного устройства.

К достоинствам предложенной идеи можно отнести расширяемость продукта за счет пополнения новых «остановок», посвященных тем или иным достопримечательностям. Ведь наш район (как и любой другой район Москвы) – может быть не только живым учебником истории. Здесь можно найти немало подчас знакомых с ранних лет иллюстраций к другим школьным предметам. Приведем несколько примеров, которые могут быть учтены при дальнейшем развитии диска.

1. «Мировая художественная культура»: образцы архитектуры московского (или «нарышкинского») барокко (Храм Живоначальной Троицы), «сталинского ампира» (здания Курчатовского института, некоторые жилые дома 40-50х годов), современного стиля (неоконструктивизм жилых домов на Проспекте маршала Жукова, нео-сталинский ампир комплекса «Алые паруса».

2. «Биология»: уникальный природный объект – «Серебряный бор» - настоящая находка для уроков биологии. Здесь есть редкие (для Москвы) растения и животные, можно наблюдать различные виды экосистем, особый интерес представляет открытая недавно «экологическая тропа», по которой можно было бы разработать отдельный аудиопутеводитель.

3. «География»: районы Хорошево-Мневники и прилегающие к ним Строгино и Щукино весьма богаты в ландшафтном разнообразии. Здесь есть и возвышенности и равнинные участки, овраги с вскрытой геологической структурой, гидрологические объекты (реки, каналы, поймы, озера, заболоченные участки). Немало можно найти иллюстраций и к экономической географии (например, сложнейшие транспортные узлы).

 4. «Физика»: на небольшом участке Москвы-реки и Канала имени Москвы можно увидеть сразу 4 моста принципиально разных конструкций (!), иллюстрирующих законы механики: вантовый мост (Живописный), арочные мосты с подвешивающей аркой (Хорошёвский мост) и с подпирающей аркой (железнодорожный мост в районе Покровское-Стрешнево), классический железобетонный мост с удлиненными пролетами (Строгинский мост). Наличие в окрестностях реки, канала, шлюза дают возможность рассказать о законах поведения жидкости.

Большие возможности по развитию подобных продуктов открывает и заложенная в формат AG Player возможность автоматического запуска воспроизведения аудиосопровождения по координатам GPS (при наличии карманного компьютера с GPS-приемником). В этом случае изучение достопримечательностей района может быть превращено в увлекательную для учеников игру на местности.

Разработанный продукт будет выложен в бесплатный доступ на сайт школы с тем, чтобы каждый ученик (а также выпускники прошлых лет) мог приобщиться к истории нашего района. Не исключено, что интерес к этому продукту проявят и другие жители района.

Таким образом, предложенные в проекте идеи позволяют с помощью информационных технологий более глубоко включить окружающую нас городскую среду в учебный процесс, заново познакомиться с давно казалось бы знакомыми объектами. Разработанный продукт может послужить основой для целой системы мультимедийных путеводителей по разным школьным предметам.



Содержание

 

1. Введение. 3

2. Создание мультимедийного аудиопутеводителя. 4

2.1. Разработка структуры мультимедийного аудиопутеводителя. 4

2.2. Наполнение структуры путеводителя. 7

2.3. Оценка результатов проекта. 8

3. Заключение. 10

Список литературных источников. 12


1. Введение

 

Современный уровень развития информационных технологий можно охарактеризовать как «информационная сверхпроводимость». Объем памяти карманных устройств (mp3-плееров, КПК) превышает 1 гигабайт (при использовании миниатюрных жестких дисков – более 40 мегабайт), скорость доступа в Интернет для домашних пользователей измеряется мегабитами в секунду, а стоимость трафика часто вообще не тарифицируется, за 500 рублей в месяц в Москве можно получить неограниченный доступ к ресурсам Всемирной сети.

Однако это только технологическая составляющая прогресса. Следует признать, что содержательное наполнение этих сверхъемких и сверхдешевых информационных каналов происходит очень медленно. Мы только сейчас начинаем понимать, что достигнутый уровень развития позволяет создавать качественно новые, интересные и доступные образовательные и информационные продукты. Примером такого продукта могут служить мультимедийные аудиопутеводители.

Конечно, сами по себе аудиопутеводители не новы. Во многих музеях Европы можно взять на прокат специальное устройство (по сути антивандальный mp3-плеер) и на родном языке получить информацию о наиболее значимых объектах. Появляются такие аудиогиды и в российских музеях: в Москве это Третьяковка, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Московский Кремль, в Питере – Государственный Эрмитаж, Музеи-квартиры А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, А.А. Ахматовой. Появились в России и  аудиогиды и для российских пользователей мобильных телефонов: абонент звонит по специальному номеру и (по тарифу почти доллар в минуту) может прослушать информацию о близлежащих достопримечательностях.

Целью проекта было создание с помощью современных информационных технологий мультимедийного диска «Мой район – Хорошёво-Мневники», который был бы одинаково пригоден и для классных занятий школьников и для самостоятельного изучения учениками истории района.

В ходе изучения аналогичных проектов было обнаружено, что мультимедийных продуктов, посвященных истории района нет, хотя следует отметить заметное число Интернет-сайтов и публикаций по этой тематике. Таким образом, в качестве новизны работы следует выделить то, что, во-первых, создан мультимедийный диск (с использованием специальной программы-конструктора), часть которого (аудипутеводитель) может быть использован самостоятельно.

Практическая значимость состоит в возможности использования диска при проведении уроков по истории и москвоведению, а также в стимулировании интереса учеников к истории своего района.

Разработка проекта состоит из трех этапов (соответствуют параграфам второй главы пояснительной записки).

1. Разработка структуры мультимедийного аудиопутеводителя.

2. Наполнение структуры путеводителя.

3. Оценка результатов проекта.




Создание мультимедийного аудиопутеводителя

В основу мультимедийного диска были положены наработки отечественного проекта Audiogid.ru. При его создании в 2006 году авторы исходили из того, что есть неудоволетворенный спрос на такую простую вещь как городские пешеходные экскурсии.

Не вызывает сомнения, что Невский проспект в Питере или Арбат в Москве – это музеи под открытым небом, пересыщенный раствор истории, культуры, легенд и просто житейских баек. Все это можно прочитать в книгах, но у каждого современного горожанина есть время на подобный поиск? Нанимать персонального гида – серьезная проблема. Придется целиком оплатить услуги экскурсовода, предварительно еще и потратив время на его поиск. Или ждать «комплектования группы».

Еще большие проблемы возникают при попытке познакомиться с культурно-исторической средой района. Для большинства школьников достопримечательности и объекты, с которыми они сталкиваются ежедневно, являются «немыми» рассказчиками интереснейшей истории района, которая является лишь частью истории нашего города и нашей страны. Но, к сожалению, не существует средства, которое заставило бы их «заговорить». \

А ведь история Хорошёво-Мневники – это слепок отечественной истории – от неолитических стоянок (обнаруженных в Серебряном бору) и славянских поселений (курганы в районе Троице-Лыково) до современной истории России (Канали имени Москвы, уникальный Живописный мост, технопарк в Курчатовском институте). Пройдясь по району, мы найдем иллюстрации и к Смутному времени, и к периоду промышленной революции, и становлению Советской власти, укреплению и расширению Москвы как столицы нового государства. Есть в истории нашего района и славные страницы отечественной науки (Курчатовский институт и Институт Гамалеи).

Знакомство с разработанными в проекте Audiogid.ru путеводителями показало, что идеи, положенные в их основу, а также программная составляющая с учетом ряда вопросов могут быть использованы для создания мультимедийного путеводителя по району «Хорошёво-Мнёвники».

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 202.