Пост президента МБРР традиционно занимает представитель США.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ресурсы МБРР формируются гл. обр. за счет заимствований на мировом финанс. рынке путем эмиссии ценных бумаг. Эмитируемые МБРР ценные бумаги считаются сверхнадежными. В 1993-97 гг. по ним выплачивались проценты в ср. на уровне 5-6% годовых. Банк не является чисто коммерч. орг-цией, поскольку преследует стратегич. цели. Однако он ежегодно сводит баланс с прибылью. Убытки от реструктурирования долгов практически исключены, поскольку задолженность Банку урегулированию не подлежит. В 1993-97 МБРР получал чистую прибыль ежегодно в размере от 1 млрд до 1,3 млрд долл.

В кредитной стратегии МБРР в отношении развив. стран и гос-в с переходной экономикой происходили те же принцип, изменения, к-рые характерны для официального финансирования развития на двусторонней основе.

При решении вопроса о предоставлении средств МБРР тщательно анализирует экономич. состояние страны. Обычной является практика направления миссий с целью изучения положения дел на месте. МБРР накоплен большой опыт проектного финансирования. Его экспертиза отличается высоким качеством, и финансируемые им объекты в большинстве случаев работают эффективно.

Как правило, МБРР выделяет не более 30% средств, необходимых для финансирования объекта. Остальные расходы страна-получатель кредита покрывает за счет внутр. ресурсов или привлекает др. зарубежных кредиторов. Широкое распространение получило совместное финансирование со стороны МБРР и частных инвесторов, преим. коммерч. банков. С нач. 80-х гг. МБРР стал предоставлять несвязанные кредиты под соответств. программы (кредиты на структурную адаптацию).

К сер. 90-х гг. доля таких кредитов достигла 1/4 их общей суммы. В 1993-97 финанс. годах объем предоставляемых МБРР кредитов колебался в пределах 14-17 млрд долл. (в след. годы он сократился). МБРР кредитует страны-члены по ставке, к-рая в ср. на 0,5% превышает стоимость заемных средств.

Кредиты выдаются на срок 15-20 лет с льготным периодом 5 лет.

MAP - орг-ция, входящая в группу ВБ и осуществляющая кредитование на льготных условиях, поскольку не все развив, страны могут воспользоваться кредитами на условиях МБРР. MAP была создана в 1960.

Кредиты выделяются на срок до 50 лет при льготном периоде 10 лет. Кредиты беспроцентные, взимается лишь комиссия на покрытие адм. расходов (ок. 0,5%).

На кредиты MAP вправе претендовать только страны, где ВВП на душу населения не превышает 785 долл. Все страны-члены МБРР могут вступить в MAP.

На 1 окт. 2001 это право реализовало 161 гос-во. МБРР и MAP имеют единое руководство. Они часто осуществляют совместное финансирование проектов, проводят общую стратегич. линию.

Однако учет финанс. деятельности этих ин-тов ведется раздельно. MAP в отличие от МБРР не привлекает ресурсы с мирового финанс. рынка и функционирует за счет взносов стран - доноров. В связи с этим она постоянно сталкивается с нехваткой средств. На 30 июня 1997 задолженность раз- вивающихся стран MAP составляла 76 млрд долл.

В 1993-97 в ср. в год предоставлялось кредитов на сумму 6 млрд долл. (в 2000 - 4,36 млрд долл.).

МФК была создана в 1956 для содействия развитию частного сектора в развив, странах путем мобилизации на эти цели внутренних и внешних ресурсов. Кредиты МФК выдаются на срок не более 15 лет. МФК не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции и облигации компаний.

Однако инвестиции в ценные бумаги должны быть краткосрочными и перепродаваться частным инвесторам. В отличие от МБРР и MAP Корпорация не требует гос. гарантий и полностью разделяет риски при финансировании проектов. Она осуществляет тщательный отбор проектов и предъявляет высокие требования к их рентабельности.

Выделяемые МФК ресурсы не превышают 25%стоимости объекта. В 90-х гг. в связи с быстрым расширением нац. финанс. рынков в ряде развивающихся стран активизировалась деятельность Корпорации по стимулированию этих рынков путем привлечения иностр. портфельных инвестиций. Поскольку МФК выполняет отличные от МБРР функции, то в юридич. и финанс. отношении МФК - самостоятельная орг-ция.

Тем не менее она имеет общее с МБРР руководство и ряд служб. Высшим органом Корпорации является Совет управляющих.

Обязанности членов этого Совета по совместит, выполняют представители стран, состоящие в Совете управляющих МБРР. Функции председателя Директората МФК возложены по совместительству на Президента МБРР. В окт. 2001 в МФК входили 175 гос-в.

МАГИ создано в 1988 с целью содействия потоку прямых инвестиций в развив, страны. Оно предоставляет гарантии инвесторам по коммерч. и политич. рискам.

К этим рискам относятся: отмена конвертируемости валюты; экспроприация имущества инвестора; военные действия; смена политич. режима; невыполнение контракта вследствие правительственного решения, Гарантиями покрываются до 90% инвестиций, срок гарантий - максимум 20 лет.

Кроме того, МАГИ оказывает консультац. услуги по вопросам привлечения прямых инвестиций. Вступить в МАГИ могут только страны-члены МБРР. На июнь 1997 141 страна присоединилась к этому агентству.

Государственный банк CCCР

- эмиссионный, кредитный, расчетный и кассовый центр Советского Союза. Учрежден как.Государственный банк РСФСР на основании постановлений ВЦИК от 3 октября и СНК от 10 октября 1921. В 1923 Государственный банк РСФСР был реорганизован в Государственный банк СССР.

В соответствии с «Положением о Государственном банке Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», принятым 13 октября 1921 ВЦИК, основная его задача была определена так: «способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота».

Кроме того, он должен был осуществлять меры, направленные на «установление правильного денежного обращения». На него возлагалось также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.

Г.б. РСФСР находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно народному комиссару финансов. Г.б. РСФСР являлся хозрасчетной организацией. Основной его капитал выделялся из бюджета и составлял 2 трлн р. Запасной капитал образовывался путем отчислений из прибылей банка и служил для покрытия возможных убытков по его операциям.

Сумма запасного капитала не ограничивалась. Если убыток по операциям банка превышал сумму запасного капитала, недостающая часть покрывалась из бюджетных средств. Высшее наблюдение за деятельностью Г.б. РСФСР возлагалось на народного комиссара финансов, к-рый утверждал основные правила по операциям банка и осуществлял общий надзор за ними, давал руководящие указания относительно направлений деятельности, утверждал размер процентов и комиссионного вознаграждения, а также ежегодную смету расходов банка и его годовой отчет.

Управление Г.б. РСФСР возлагалось на Правление. Председатель Правления осуществлял общее наблюдение и руководство деятельностью банка. Он утверждался СНК по представлению народного комиссара финансов. Члены Правления назначались нар. комиссаром финансов. Дела в Правлении решались большинством голосов. В случае несогласия Председателя с решением большинства решение принимал народный комиссар финансов.

Правление банка выполняло след. функции: издавало инструкции и отдельные распоряжения по операциям банка; определяло размеры процентов, комиссии и пр.; создавало внутр. организацию банка и устанавливало порядок делопроизводства и счетоводства; принимало и увольняло должностных лиц, назначало им содержание и утверждало в должности членов местных учетно-ссудных комитетов; назначало доверенных лиц и выдавало им соответств. доверенности; определяло порядок оформления операц. документов и бумаг; представляло интересы банка в судебных и других гос. учреждениях и за границей; открывало на территории РСФСР и за границей (с особого разрешения народного комиссара финансов) конторы, отделения и агентства Г.б. РСФСР; составляло и представляло на утверждение годовой отчет банка, сметы расходов по содержанию Правления банка и его местных органов.

В соответствии с Положением о Государственном банке РСФСР местными органами банка являлись областные конторы, отделения и агентства, в административно-организационном отношении подчинявшиеся заведующим финотделов. Областные конторы открывались в столицах автономных республик и крупных центрах. Они производили операции на основании Положения о Государственном банке РСФСР, инструкций и распоряжений Правления банка и наблюдали за деятельностью отделений и агентств, расположенных в районе их деятельности. Во главе областной конторы стоял управляющий конторой и его товарищи (заместители).

Отделения Г.б. РСФСР открывались в губернских и уездных городах и прочих местностях. Руководство отделениями осуществляли управляющие. Агентства могли быть открыты в тех местностях, где Правление банка посчитало это необходимым. В операционном и в отчетном отношении агентства подчинялись отделениям, к к-рым были приписаны.

Для установления кредитоспособности ходатайствующих об открытии кредита учреждений, пр-тий, орг-ций и частных лиц и выдачи ссуд при Правлении банка и при его областных конторах и отделениях были созданы учетно-ссудные комитеты. Учетно-ссудный комитет при Правлении состоял из Председателя, одного из членов Правления Г.б. РСФСР, представителей ВСНХ и Наркомата земледелия (по два от каждого органа), Наркоматов финансов, внешней торговли и рабоче-крестьянской инспекции, Всероссийского центрального союза потребительских обществ (Центросоюза), Всероссийского союза сельскохозяйственной кооперации (Сельскосоюза) и Объединенной промысловой кооперации (по одному от каждого органа), а также из представителей пром-сти и торговли. В учетно-ссудные комитеты при областных конторах и отделениях входили управляющий конторой (председатель), его товарищи (в отделениях эта должность отсутствовала) и по одному члену от местных учреждений тех органов, представители к-рых входили в учетно-ссудный комитет при Правлении банка.

Г.б. РСФСР кредитовал учреждения и предприятия крупной гос. пром-сти, кооперативы и частные предприятия, а также сельские хозяйства и кустарей, осуществлял след. операции: открывал целевые производственные кредиты (гос. предприятию такой кредит открывался, если только оно не финансировалось в сметном порядке); открывал кредиты до востребования (онколь) под обеспечение в форме контокоррентного счета (залогом могли служить товары на складе, представленные инкассо товарные документы, векселя и др. долговые обязательства); открывал кредиты до востребования (онколь) под залог иностр. ценных бумаг, валюты, драгоц. металла, переводных векселей (тратт) и девиз; предоставлял ссуды на срок не более 3 мес. под залог товаров, товарных документов и ценных бумаг; учитывал векселя и долговые обязательства на срок не более 6 мес; покупал и продавал по поручениям разрешенные для свободного обращения товары; покупал и продавал за свой счет иностр. ценные бумаги, тратты и девизы и драгоц. металлы (на эти операции банк имел право направлять не более У, осн. капитала); выдавал аккредитивы под документы на отправленные товары; производил переводы и аккредитивы на пункты в РСФСР и за границей, где имелись учреждения банка или его корреспонденты; проводил комиссионные операции по инкассированию векселей, обязательств, иностр. переводных векселей, товарных и др. документов и ценностей; принимал и выдавал ден. вклады - срочные, бессрочные и на текущий счет; принимал на хранение вещевые вклады; производил прием и выдачу депозитных сумм по ордерам гос. учреждений и пр-тий.

При открытии Г.б. РСФСР были переданы депозитные и переходные суммы, неоплаченные переводы и аккредитивы, а также счета по финансированию кооперации. Эти суммы должны были находиться на особом счете Наркомата финансов, В ведение банка передавались также операции по приему сумм гос. доходов и по выдаче сумм гос. расходов. Порядок этих операций устанавливался народным комиссаром финансов.

Для проверки отчетности, операций и дел Г.б. РСФСР народный комиссар финансов ежегодно назначал Ревизионную комиссию. Годовой отчет банка предоставлялся Правлением для проверки Ревизионной комиссией не позже марта следующего за операционным года.

Годовой баланс банка публиковался в офиц. органе печати, кроме того, Правление обязано было периодически публиковать состояние счетов по всем операциям банка. Ревизия наличности касс и хранилищ Г.б. РСФСР и проверка его сметных расходов на момент окончания операц. года (31 декабря) производились с участием Рабоче-крестьянской инспекции.

Чистая прибыль банка распределялась след. образом: 50% отчислялось в запасной капитал банка, не более 20% направлялось на улучшение быта сотрудников банка, а ост. часть поступала в доход Казны. С ноября 1921 Г.б. РСФСР начал проводить кредитные, расчетные и кассовые операции. Тогда же ему было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать офиц. курс на драгоц. металлы и иностр. валюту, регулируя разрешенные в 1922 частные сделки на бирже по купле-продаже золота, серебра, иностр. валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностр. валюте. В это время ресурсы банка на 90% состояли из средств, переданных ему Наркоматом финансов, и на 10% - из привлеч. средств гос., кооперативных и частных организаций.

Сразу после образования Г.б. РСФСР в Москве, Петрограде и др. крупных городах началось создание его контор и отделений. На 1 апр. 1922 производили операции 45 учр-ний банка. Сумма кредитов, открытых гос. пр-таям на эту дату, составила 3956 млрд р., кооперации -И40, частным пр-тиям - 181 млрд р. (в совзнаках). Одной из особенностей деятельности Г.б. РСФСР (сб июля 1923 - Государственного банка СССР) в начале нэпа было его непосредств. участие в торгово-ко-миссионных операциях, в частности связанных с закупкой и сбытом хлеба. Осн. задачами банка в это время были развитие торговли и оказание финанс. поддержки восстанавливающейся пром-сти. На 1 окт. 1923 вложения Г.б. СССР в металлообрабатывающую, топливную и химическую отрасли пром-сти составили 11,4, а в гос. торговлю - 22,6 млн р. в золотом исчислении. Развал экономим, и финанс. системы после 1-й мировой и гражданской войн стал причиной трех денежных реформ.

Проведенные ден. реформы способствовали развитию экономики страны и соответственно росту банковских ресурсов. Если на 1 окт. 1923 ресурсы Г.б. СССР (его фонды, остатки текущих счетов и эмиссия) составляли 442,0 млн р., то на 1 окт. 1924 они увеличились до 963,1 млн р. в золотом исчислении. Кредитные вложения банка за этот период возросли с 304,8 до 598,7 млн р. Значит, часть средств Г.б. СССР как эмиссионный центр направлял на пополнение своего золотого фонда. Общая сумма драгоц. металлов и иностр. валюты, находившихся в распоряжении банка, на 1 окт. 1924 составляла 308,8 млн р.

В период нэпа практиковались такие виды банковского кредита, как учет векселей, ссуды до востребования со спец. текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В дополнение к этим видам кредита банк спустя 3 года после создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В окт. 1924 был впервые составлен сводный кредитный план Г.б. СССР по всем конторам. Вэто время гос-во остро нуждалось в средствах.

Но мобилизовать и сосредоточить их в условиях многоукладной экономики могла только развитая кредитная система с широкой сетью учреждений. В связи с этим в 1922-25 гг. в стране происходило создание специализир. банков для обслуживания определ. отраслей нар. хоз-ва.

Были учреждены Банк потребительской кооперации (По-кобанк), преобразованный в 1923 во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк), Торгово-промышленный банк СССР (Промбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк), Банк по электрификации (Электробанк), 45 коммунальных банков во главе с Центральным коммунальным банком СССР (Цекомбанк СССР), система сельскохозяйственного кредита, включавшая Центральный сельскохозяйственный банк СССР (Сельхозбанк СССР), 6 республиканских банков сельского кредита, 71 общество сельскохозяйственного кредита, свыше 9 тыс. сельскохозяйственных кредитных товариществ и обществ взаимного кредита.

Тогда же были созданы региональные коммерч. банки: Дальневосточный акционерный банк (Дальбанк), Средне-Азиатский коммерческий банк (Азиабанк), Северо-Кавказский банк, Украинский банк (Украинбанк). Все эти кредитные организации обслуживали разнообразную клиентуру гос., кооперат. и частного секторов хоз-ва.

В 1924 при Правлении Г.б. СССР был создан Комитет по делам банков, к-рый должен был координировать их деятельность. В конце 20-х гг. функции и направления деятельности Г.б. СССР коренным образом изменились. Это было связано в осн. с ускорен, темпами проведения индустриализации, к-рые требовали крупных вливаний средств в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления ден. средств внутри страны и внешних займов, было невозможно. У населения необход, накопления отсутствовали, а займы не могли быть осуществлены ни по экономич. (мировой экономич. кризис), ни по политич. причинам.

В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, к-рый позволил бы гос-ву в простой и эффективной форме перераспределять ден. средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания нэпа. В 1927 в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Г.б. СССР была возложена обязанность непосредств. оператив. руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности со стороны Наркомата финансов. Г.б. СССР должен был наблюдать за деятельностью ост. кредитных учреждений в соответствии с правительств, директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Г.б. СССР, к-рому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Г.б. СССР должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В 1928 в связи с реорганизацией банковской системы в Г.б. СССР начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акц. банков, к-рые стали играть вспомогат. роль в кредитовании хоз-ва. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданных Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке). В 1929 взамен «Положения о Государственном банке РСФСР», на основании к-рого банк функционировал с 1921, был принят первый Устав Государственного банка СССР.

В соответствии с уставом задачей Г.б. СССР было регулирование ден. обращения и осуществление краткосрочного кредитования пром-сти, сельского хоз-ва, торговли, транспорта и др. отраслей хоз-ва. Основной капитал Г.б. СССР определялся в 40 млн червонцев. Резервный капитал образовывался путем отчислений из прибылей банка до достижения размера, равного размеру уставного капитала. Республиканские и краевые (областные) конторы, конторы в отд. крупных торгово-промышленных центрах, отделения, агентства и кассы стали называться филиалами Г.б. СССР.

Г.б. СССР выполнял след. функции: являлся эмиссионным центром страны (т.е. пользовался монопольным правом на выпуск банкнот и осуществлял организацию ден. обращения в стране); производил операции по кассовому исполнению гос. бюджета СССР и местных бюджетов; участвовал в реализации гос. займов СССР и союзных республик и платежных обязательств Народного комиссариата финансов; хранил свободные кассовые резервы всех кредитных учреждений, за ис-ключ. кредитно-кооперативных организаций; являлся единств, кредитором всех кредитных учреждений, за исключ. местных коммунальных банков, кредитно-кооперативных организаций, организаций, входивших в систему сельскохозяйственного кредита, и советских заграничных кредитных учреждений.

По постановлению Совета Народных Комиссаров Г.б. СССР обязан был выдавать ссуды Наркомату финансов, причем с обеспечением золотом в монетах и слитках или иными драгоц. металлами в размере не менее половины их общей суммы, а в остальной части - краткосрочными процентными обязательствами Наркомата финансов. Для осуществления эмиссионной операции при Правлении Г.б. СССР был образован эмиссионный отдел. Два раза в месяц этот отдел обязан был публиковать в газете «Экономическая жизнь» сведения о суммах выпущенных в обращение банковских билетов и их обеспечении (баланс эмиссионного отдела). Кроме того, для общего наблюдения и контроля за эмиссионной деятельностью при банке работал совет по эмиссионным делам, председателем к-рого являлся Председатель Правления банка.

Кроме эмиссии банковских билетов Г.б. СССР осуществлял: покупку и продажу за собств. счет золота и др. драгоц. металлов, иностр. валюты, тратт и девиз; учет векселей и др. срочных беспроцентных ден. обязательств; выдачу срочных ссуд и открытие кредита в форме спец. текущего счета до востребования и контокоррентного счета; выдачу аккредитивов под товарораспорядит. документы; выдачу целевых ссуд; поручительство по ден. обязательствам, подлежащим исполнению в СССР и за границей, а также акцепт векселей, выписанных с платежом за границей; прием ден. вкладов - срочных, до востребования и на текущий счет; получение за границей кредита; производство расчетных операций между клиентами по их поручениям; прием подписки на облигации гос. займов Союза ССР и союзных республик; покупку и продажу ценных бумаг, а также золота и др. драгоц. металлов, иностр. валюты, тратт и девиз по поручениям и за свой счет; прием на хранение ценных бумаг (в т.ч. на хранение с управлением), драгоц. металлов, товаров на товарных складах и сдачу в наем кладовых и безопасных ящиков (сейфов).

Прибыль Г.б. СССР распределялась след. образом: 50% отчислялось в доход казны, 5% - в фонд улучшения быта рабочих и служащих банка, не свыше 0,25% -в фонд поощрительного вознаграждения. Оставшаяся часть зачислялась в резервный капитал банка. По достижении резервным капиталом размера уставного капитала остаток прибыли банка направлялся на увеличение уставного и резервного капиталов или зачислялся в доход казны.
Надзор за деятельностью Г.б. СССР осуществлял Народный комиссариат финансов СССР. Народный комиссар финансов утверждал (по представлению Совета Государственного банка СССР) членов Правления, годовые отчеты и балансы банка, а также наказ о порядке выпуска и изъятия из обращения банковских билетов и инструкцию Ревизионной комиссии банка. Управление Г.б. СССР осуществлялось Советом и Правлением банка. В Совет входило 40 членов. Председателем Совета являлся народный комиссар финансов, членами Совета - председатели правлений Г.б. СССР, Центрального сельскохозяйственного банка СССР, Банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства СССР, Банка для внешней торговли СССР, Всероссийского кооперативного банка и Центрального банка коммунального хозяйства и жилищного строительства, три представителя от Наркомата финансов СССР, один от гос. трудовых сберегательных касс, один от Главного правления государственного страхования СССР, по одному от Высшего Совета Народного Хозяйства СССР, Наркоматов внешней и внутренней торговли, путей сообщения, рабоче-крестьянской инспекции СССР, Совета съездов государственной промышленности и торговли Союза ССР, Центросоюза СССР, Всесоюзного совета сельскохозяйственной кооперации, Всесоюзного совета промысловой кооперации, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и Совета синдикатов, 12 специалистов в области ден. обращения и кредита, а также по одному представителю от союзных республик.

Совет банка созывался председателем Совета не реже двух раз в год, и дела в нем решались простым большинством голосов. Совет выполнял след. функции: заслушивал доклад Правления Г.б. СССР о состоянии ден. обращения и кредита и давал Правлению общие руководящие указания о направлениях его деятельности; утверждал инструкции, имевшие общий характер, решал вопрос об открытии и закрытии филиалов банка в СССР и за границей; утверждал смету административно-хоз. расходов по содержанию Правления банка и его филиалов; рассматривал годовой отчет и баланс Г.б. СССР и представлял их на утверждение народного комиссара финансов; намечал кандидатуры в состав Правления, представлял их на утверждение народного комиссара финансов; избирал членов Ревизионной комиссии; устанавливал лимит не обеспеч. залогом кредита по целевым ссудам, спец. текущим счетам и контокоррентным счетам; производил ревизию наличности кассы и хранилищ Правления банка в день завершения операционного года; разрешал в исключит, случаях кредиты в форме поручительства и акцепта на срок более одного года.

Правление Г.б. СССР состояло из Председателя, его заместителя и не менее чем семи членов. Правление банка являлось распорядительным органом, осуществляло всю операционную работу, в т.ч.: устанавливало процентные ставки по активным и пассивным операциям; определяло отношение суммы кредита к стоимости заложенного имущества; создавало внутреннюю структуру Г.б. СССР, определяло порядок ведения делопроизводства и отчетности; руководило деятельностью всех филиалов Банка, распределяло между ними оборотные средства и перераспределяло их кассовую наличность; представляло интересы банка в судебных ипр. гос. учреждениях и за границей; составляло и представляло на рассмотрение Совета оперативные инструкции, вопросы об открытии и закрытии филиалов банка в СССР и за границей, сметы административно-хоз. расходов по содержанию Правления и его филиалов, годовой отчет и баланс банка; устанавливало порядок назначения и увольнения должностных лиц банка; решало вопросы о приобретении и возведении строений для нужд банка в пределах утвержд. смет. Председатель Правления Г.б. СССР осуществлял общее наблюдение и руководство деятельностью банка. Дела в Правлении решались простым большинством голосов. В случае несогласия Председателя с решением большинства решение вопроса могло быть перенесено в Совет банка.

В конце 20-х - нач. 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ хозяйственного механизма. В результате их проведения сложилась жестко централизованная система управления экономикой страны. Одной из важнейших была кредитная реформа 1930-32 гг. Она началась в апреле 1930 и проводилась в два этапа. Содержанием 1 -го этапа была ликвидация взаимного коммерч. кредита и сосредоточение всего прямого краткосрочного кредитования в Г.б. СССР. Все средства пр-тий, как собственные, так и заемные, аккумулировались на едином активно-пассивном контокоррентном счете в отделении Г.б. СССР. Банк должен был следить за размером этого счета и не допускать его превышения. Каждый хозяйственный орган, нуждавшийся в кредите, мог его получить, как правило, лишь в банке на основе кредитных планов.

При этом банк должен был кредитовать непосредственно пр-тия, входившие в состав объединения (тресты), и союзы кооперации. Для осуществления кредитной реформы требовался пересчет контрольных цифр и квартальных планов кредитования по конторам и филиалам.

Но неудовлетворительное планирование на местах, низкий уровень реального обобществления в подавляющем большинстве отраслей хозяйства, ориентация всех органов на максим, темпы роста и невозможность применить жесткие банковские санкции к нарушителям платежной и кредитной дисциплины привели к т.н. «автоматизму кредитования», т.е. беспрепятственному удовлетворению всех заявок хозорганов на кредит.

Автоматизм кредитования резко усилил товарно-денежную несбалансированность, ухудшил снабжение средствами произ-ва и предметами потребления. В свою очередь, нарастание дефицита средств произ-ва вело к дезорганизации материально-технич. снабжения. В результате в значит. степени ослаблялся централиз. контроль за воспроизводственным процессом в целом. На 2-м этапе - в 1931-32 гг. - в результате принятия ряда постановлений СНК СССР происходило постепенное совершенствование техники кредитования и концепции кредитного механизма.

С целью урегулирования взаимоотношений покупателя и поставщика были введены три формы расчетов - акцептная, аккредитив и с особого счета. Впредь платежи поставщикам были обязаны производить сами покупатели за счет собств. оборотных средств или, в случае необходимости, за счет банковских ссуд.

Все гос. хоз. орг-ции наделялись собств. оборотными средствами, достаточными для обеспечения миним. запасов сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, незавершенного произ-ва, готовых изделий, а также вложений в расходы будущих лет. Были определены роль и задачи Г.б. СССР и осн. принципы кредитной работы.

Банк должен был стать расчетной организацией для обобществленного хоз-ва, общегосударственным аппаратом учета произ-ва и распределения продуктов; обеспечить повседневный контроль рублем за выполнением планов произ-ва и обращения товаров и финансовых планов, за накоплением в обобществленном секторе народного хозяйства; способствовать укреплению хоз. расчета пр-тий и хоз. объединений как основного рычага в выполнении планов (количеств, и качеств, заданий) во всем обобществленном секторе. Г.б. СССР при этом предоставлялось право применять к хозорганам, нарушавшим требования договорной, платежной и кредитной дисциплины, кредитные санкции. Т.о., банковский кредит предоставлялся лишь на временные нужды предприятий, причем в каждом случае на строго установленные нужды. Отсюда вытекали и основные принципы кредитования: срочность, возвратность, целевой характер и обеспеченность кредита. Г.б. СССР имел право списывать с расчетного счета хозоргана средства на погашение просроченных ссуд. В мае 1932 были окончательно разграничены функции Г.б. СССР и банков долгосрочных вложений (Промбанка, Сельхозбанка, Всекобанка и Цекомбанка). В результате кредитной реформы деятельность Г.б. СССР окончательно утратила коммерч. характер и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хоз-ва, организация ден. обращения и расчетов, кассовое исполнение гос. бюджета и осуществление междунар. расчетов.

Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет. В дальнейшем совершенствование деятельности Г.б. СССР сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хоз-ва и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

Особенно актуальной во время индустриализации была задача накопления золотовалютных резервов. В связи с этим в 1930 были отменены операции по продаже частным лицам золота и иностр. валюты на червонцы по твердому курсу.

Червонцы были изъяты из оборота инвалютных бирж и перестали котироваться за границей. Советские товарные биржи и фондовые отделы при них, определявшие курс иностр. валют в рублях, были ликвидированы.

При Правлении Г.б. СССР была организована котировальная комиссия для установления курсов иностр. валют. В 1933 в Г.б. СССР было организовано управление драгоц. металлами и иностр. валютой, задачей к-рого была организация скупки, приемки и хранения драгоц. металлов и иностр. валюты. С 1936 все обменно-расчетные операции с заграницей Г.б. СССР стал производить по курсу 1 р. за 3 французских франка. С 1937, в связи с девальвацией франка, курсы иностр. валют банк стал устанавливать исходя из соотношения 5 р. 30 к. = 1 долл. США. В 1947 Г.б. СССР принимал участие в проведении послевоенной денежной реформы. В 1959 в связи с реорганизацией кредитной системы Г.б. СССР была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков, а в 1962 -система Государственных трудовых сберегательных касс, находившаяся до того в ведении Министерства финансов СССР. В 1961 Г.б. СССР провел денежную реформу в форме деноминации. В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Г.б. СССР произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием ден. обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегат. дела.

Осн. видами кредитования пром-сти стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам. В 1987 была проведена реорганизация кредитной системы. На базе Внешторгбанка СССР и Стройбанка СССР были созданы Внешэкономбанк СССР и Промстройбанк СССР и образованы новые слецбан-ки: Жилсоцбанк СССР, Агропромбанк СССР и Сбербанк СССР. Г.б. СССР стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В 1988 был утвержден 5-й Устав Г.б. СССР, в соответствии с к-рым он становился главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в нар. хоз-ве. В 1989 в связи с переходом спецбанков на полный хоз. расчет и самофинансирование на Г.б. СССР была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеч. средств населения, объему поступлений и платежей в иностр. валюте по банковским операциям.

В соответствии с принятым в декабре 1990 Законом СССР «О Государственном банке СССР» он стал центральным банком страны. Вместе с центральными (государственными, национальными) банками союзных и автономных республик и их учреждениями он должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей ден. единице и выполняющую функции резервной системы. Законом регулировалась деятельность Г.б. СССР и центральных банков республик, связанная с осуществлением этих функций. Деятельность центральных банков республик вне рамок резервной системы должна была регулироваться банковским законодательством республик. Исключит. право выпуска наличных денег в обращение и изъятия их из обращения принадлежало Г.б. СССР. Его прерогативой являлось также регулирование курса рубля к ден. единицам иностр. государств.

В декабре 1991 в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Банк России единственным на территории РФ органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Г.б. СССР по эмиссии и определению курса рубля. В хозяйственное ведение и управление Банка России перешли материально-технич. база и иные ресурсы Г.б. СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.


Денежные хранилища в банках

- (англ. cash depositories) - специально оборудованные помещения для хранения ценностей: денежной наличности в виде бумажных денег и монет, золота, драгоценностей, иностранной валюты, ценных бумаг, не только принадлежащих самому банку, но и переданных ему в залог физическими и юридическими лицами. В последнем случае заключается договор аренды сейфа или сейфовой ячейки.

В центральных банках, являющихся депозитариями золотовалютных запасов страны, подлежат хранению:

золото в слитках, принадлежащее самому банку и гос-ву; золотые сертификаты, выпускаемые казначейством; золото, принадлежащее иностр. центральным банкам или др. финансово-кредитным учр-ниям; приобретаемые металлич. монеты, отчеканенные казначейством, и государственные ценные бумаги (по спец. соглашениям); иностр. девизы в виде ценных бумаг иностр. правительственных органов или иностр. валюта в форме кассовых остатков.

В России Д.х. в б. должны отвечать требованиям, предъявляемым Центральным банком РФ, к-рый регламентирует порядок хранения ден.наличности.

Департамент полевых учреждений банка России

- подразделение центрального аппарата Центрального банка РФ, предназначенное для руководства банковской деятельностью полевых учреждений Банка России.

На него возлагаются: руководство подчиненными учр-ниями; участие в организации кассового исполнения бюджета и внебюджетных фондов; проведение эконо-мич. работы и анализа в полевых учр-ниях Банка России; организация кассовой работы, прогноза, анализа и обеспечения платежного и налично-денежного оборотов, эмиссионно-кассовых операций, операций с валютой иностр. гос-в, их учета и отчетности по ним; осуществление мер по своеврем. обеспечению воинских формирований денежной наличностью; проведение контрольно-ревизионной работы и реализация материалов ревизий и проверок в полевых учр-ниях; организация безналичных расчетов и операций по вкладам военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований; организация бух. учета и отчетности, руководство ими; правовое обеспечение деятельности; изучение, подбор и расстановка офицерских кадров и гражданского персонала; обеспечение полевых учр-ний вычислительной техникой и бланками банковской документации; обобщение и распространение передового опыта работы полевых учр-ний; организация хранения архивных документов.

Иные функции полевых учр-ний определяются федер. законами и нормативно-правовыми актами Банка России.

Договор банковского вклада

- договор, по которому одна сторона (банк), принимает поступившую от другой стороны (вкладчик) или поступающую для нее денежную сумму (вклад) с обязательством возврата суммы и выплаты процентов на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором (ст. 834 ГК РФ).

Предметом договора являются денежные средства в рублях или иностр. валюте, к-рые переходят в собственность банка. Банк, во-первых, может использовать их по своему усмотрению и, во-вторых, обязуется возвратить не полученные денежные знаки, а денежную сумму, равную той, к-рая была принята им в депозит, с учетом процентов.

Привлекать ден. средства во вклады вправе банки, к-рым такое право предоставлено в соответствии с лицензией, выданной Банком России.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 308.