Нами был разработан блок занятий, в которых мы применили часть методов и приёмов, рассмотренных в работе. В основе данных уроков лежат: учебник Н. Я. Виленкина для 5-6 классов, поурочные планы по этому учебнику, и дополнительная литература по выбранным нами темам.
Урок-путешествие в сказку по теме «сложение и вычитание десятичных дробей» (см. приложение 1), интересен тем, что весь учебный процесс проходит в качестве путешествия, полного приключений и чудес. Перед детьми предстают различные сказочные герои, которым необходима помощь. Дети преодолевают препятствия, если справляются с заданиями, в которых нужно: вспомнить правила, исправить, либо решить примеры, решить задачи. Урок, проходящий в такой форме интересен ученикам, так как они дети. Они играют, а игра в жизни ребёнка, занимает одно из главных мест, ведь наверняка каждый в детстве играл в игры, воображал себя кем-либо и знает как это увлекательно. На данном уроке ученик выступает активным преобразователем действий, что способствует повышению активности в разы. То есть нами был выбран такой метод как познавательная игра. Кроме того, для преодоления препятствия, дети решают разноуровневую самостоятельную работу, сопоставив ответы которой с буквами, записанными в таблице, они получают «слово», которое подтверждает правильность решения. Ребёнок решив задания, но не получив желаемого результата, будет искать где он допустил ошибку. Значит помимо письменного контроля, присутствует ещё и самоконтроль. И всё это последовательно проиллюстрировано интересными картинками.
Урок математики в 5 классе на тему «Прямоугольный параллелепипед» (см. приложение 2), так же содержит различные методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Во-первых, письменное упражнение - числовой кроссворд. Отгадывание кроссворда, сводится к повторению различных правил, которые дети уже изучили, выполнению математических действий, тем самым закрепляя их в своей памяти. Интерес к познавательному процессу усиливают методы демонстрации и иллюстрации. Преподаватель при объяснении материала, разбирая новое понятие, показывает определяемый термин непосредственно на объекте в натуральном виде. Рассматривая предмет не только на картинке учебника, но ещё и в «живую», ребёнок более заинтересован в изучении данной темы. Возможность потрогать, разглядеть предмет с разных ракурсов, способствует развитию абстрактного мышления.
Урок на тему «Распределительные свойства умножения» (см. приложение 3) как и первый, проходит в игровой форме. Суть заключается в том, чтобы освободить нашу планету от черных пятен, спасти растения планеты. После каждого правильно выполненного задания учитель читает стихотворение о каком-либо из цветов и убирает пятно с карты. Данный урок носит не только математический, но и экологический характер. Учитель призывает заботиться о нашей планете, в частности охранять растения. Устная работа способствует развитию логического мышления, памяти и т. д. Изображения цветов размещаются на доске что говорит об использовании метода иллюстрации.
Конспект урока по математике в 6 классе на тему: « Координатная плоскость» (см. приложение 4), включает в себя применение мультимедийных средств обучения. Задания, предлагаемые ученикам, проектируются на экран. Одни упражнения дети выполняются вместе с учителем, другие выполнится самостоятельно в тетрадях. После окончания работы производится проверка правильности её выполнения. Учитель, задавая вопросы по изучаемой теме, осуществляет устный контроль, в результате которого делаются выводы о том, как ученики понимают данную тему. Самостоятельная работа проводится на завершающем этапе урока, и позволяет определить уровень полученных знаний. Правильность выполненного задания устанавливается мгновенно, взглянув на получившуюся фигуру, из последовательно соединённых точек найденных на координатной плоскости. Полученные фигуры имеют вид «большой» и «малой медведицы». Выполнение такого рода задания облегчает проверку работы учителю, и, конечно же, способствует активизации познавательной деятельности учеников.
Помимо всех перечисленных методов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, в каждом из уроков используется такой метод как беседа, относящаяся к самым старым, но эффективным методам. Надо сказать что нами были задействованы разные виды беседы:
- Вводная;
- Беседа сообщение;
- Закрепляющая беседа.
Разработанный блок занятий может применяться студентами проходящими педагогическую практику, и молодыми преподавателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, а так же различных методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, позволило нам разработать блок занятий, направленных на активизацию познавательного интереса в процессе обучения.
Существует много разнообразных методов и приёмов активизации познавательной деятельности, но нами были рассмотрены только те, которые по нашему мнению являются наиболее эффективными в 5-6 классах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баряева Л.В. Математическое развитие / Л.В Баряева. - СПб, 2003. – 284 с.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
3. Борода Л.Я. Некоторые формы работы по привитию интереса к математике /Л.Я. Борода, А.М. Борисова // Математика в школе.-1990.-№4.-с.12-17.
4. Виноградова Л.В. Методика преподавания математике в средней школе: Учеб. Пособие / Л. В. Виноградов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 252 с.: ил.
5. Выготский Л.С. Психология / Л.С Выготский. - М.: 2001. – 391 с.
6. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе/ П.В. Гора.- М.: Просвещение. 1988. - 208 с.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М.: 1986. – 274 с.
8. Ковалёва Т.Н. Игра и учебная деятельность / Т.Н.Ковалёва // Математика в школе.-1988.-№6.-с.10-15.
9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М., 1981. - 186 с.
10. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. / А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
11. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1982. № 4. - с. 5-17.
12. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Под научной ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. - М.: Московский пед. гос. ун-т - Тюмень.: Ин-т повышения квалификации, 1997. - 280 с.
13. Подласый И. П. Педагогика: Общие основы. Процесс обучения, книга 1 / И.П. Подласый. – М.:ВЛАДОС, 2001. – 576 с.
14. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. – 240 с.
15. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова. - М.: Педагогика, 1987. - 176 с.
16. Туркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников/ А.К. Туркова. - М.: Педагогика, 1986. - 192с.
17. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. -209 с.
18. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г. И. Щукина, В. С. Шубинских, П. И. Третьяков. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
19. Финкельштейн Е.Н. Заинтересовать учеников / Е.Н. Финкельштейн // Математика в школе.-1993.-№2.- с. 21-24.
20. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании школьника. Метод. пособие для учителей и воспитателей / М. Г. Яновская. - М.: 1974. - 208с.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.