Для рассмотрения практического вопроса создания условий для развития познавательного интереса, для его формирования у учащихся рассмотрим различные аспекты в структуре познавательного интереса.
Их можно выделить три:
- познавательный интерес как стимул, средство обучения;
- познавательный интерес как мотив учебной деятельности;
- познавательный интерес как устойчивая черта личности.
В первом случае познавательный интерес возникает как внешнее средство активизации познавательной деятельности учащихся. Оно используется учителем для привлечения непроизвольного внимания. Наличие ситуативного интереса является предпосылкой для его дальнейшего развития.
Важнейшей предпосылкой воспитания интереса к школьному предмету является личность учителя, взаимоотношения учителя и ученика в процессе общения, организация взаимоотношений между учащимися на уроке.
Влияние мастерства учителя на познавательный интерес - неоспоримый факт.
Являясь образцом нравственного поведения, учитель решает множество воспитательных задач, влияет на формирование личности ученика: на нравственность, положительные мотивы деятельности, устойчивый интерес к учению. Учитель должен видеть в каждом ребенке личность, приходить к нему на помощь в случае необходимости, поддерживать добрым словом. Бестактность учителя, неправильная оценка деятельности ученика неизбежно приводит к конфликтам [19, с.22].
Что касается содержания школьного предмета математики, то оно таинственно и романтично, увы, не для всех учащихся, для многих учащихся математика кажется сухой наукой.
Поэтому не следует упускать возможность сделать ее ярче и привлекательней.
Использование литературных цитат, подходящих стихов, метафор воздействует на познавательный интерес к предмету и является пусть скромным, но вкладом в формирование межпредметных связей, в гуманитаризацию школьного математического образования, в повышение общей культуры учащихся. Представление о синусоиде будет богаче, если привести стихи Е. Долматовского:
... Мудрость обретая в трудном споре,
Предначертан путь нелегкий твой
Синусоидой радости и горя,
А не вверх взмывающей кривой.
Подчеркивание связей математики с другими отраслями знаний, проявление математики как составной части общей человеческой культуры делает математику ближе и привлекательней для ученика.
Стишки, которые позволяют запомнить различные постоянные, также вызывают интерес учащихся. Например, в старинном, с буквой «ять» стихотворении для запоминания цифр числа « » («Пи») количество букв в каждом слове соответствует цифре в написании числа:
Кто и шутя и скоро пожелаетъ,
Пи узнать число, ужъ знаетъ.
Рассказы об ученых-математиках интересны и поучительны, как и рассказы о происхождении, открытии различных сведений.
Перевод математических терминов на русский язык и рассказы об их происхождении (Дж. Икрамов) «очеловечивают» школьную математику: радиус - спица колеса, хорда - тетива лука, апофема - нечто, отложенное в сторону и т. д. [4, с.134-137]. Эти сведения позволяют прочнее запомнить незнакомые термины.
Решение занимательных, логических задач, не требующих глубокого знания школьного курса математики, также является средством стимулирования познавательного интереса.
Одним из действенных приемов стимулирования познавательного интереса является создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости невозможно рассчитывать на успехи в преодолении трудностей, Для ситуаций успеха необходима благоприятная морально-психологическая атмосфера в классе. Благоприятный микроклимат в классе снимает чувство неуверенности [3, c. 12].
Однако приемы стимулирования познавательного интереса, несмотря на их значимость и разнообразие, действуют ограниченно. С устранением внешней занимательности ситуации, породившей временный интерес, он может быть быстро утрачен. Приемы «оживления» урока еще не позволяют заглянуть внутрь самого процесса познания, способствовать проявлению устойчивого познавательного интереса.
Более действенным, чем средство обучения, познавательный интерес проявляет себя как мотив деятельности. Там, где идет воздействие на познавательный интерес через сам процесс познания, через деятельность, там познавательный интерес действительно становится мощным средством обучения, а учение приобретает активный, самостоятельный характер [4, c. 138-139].
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.