В кабинетах химии средних школ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правила по технике

Безопасности при работе

В кабинетах химии средних школ

 

Общие положения

 

1.1. Настоящие Правила распространяются на кабинеты (лаборатории) химии общеобразовательных школ, школ-интернатов, вечерних и спецшкол1.

За создание безопасных условий труда и обучения несет ответственность администрация школы, а за выполнение настоящих Правил — заведующий кабинетом и учитель хи­мии.

1.2. Эксплуатация вновь организованных или реконст­руированных кабинетов (лабораторий) химии допускается только после разрешения комиссии отдела народного обра­зования с оформлением акта-разрешения установленной формы (приложение 1).

1.3. Заведующий кабинетом, учитель химии обязаны:

— обеспечить здоровые и безопасные условия труда, соблюдать санитарно-гигиенический режим и данные Пра­вила, правильно использовать спецодежду и средства инди­видуальной защиты;

— разработать инструкцию по охране труда на основа­нии Типовой инструкции (приложение 2) и подготовить ее к утверждению в установленном порядке;

— инструктировать лаборантов и практикантов на рабо­чем месте в соответствии с настоящими Правилами;

— проводить инструктажи учащихся по технике безо­пасности (приложение 3) с последующим оформлением в журнале установленной форме (приложение 4);

— оформить в кабинете уголок техники безопасности, где сосредоточить инструкции, таблицы, плакаты по безо­пасным приемам работы;

— перед началом работ проверять исправность оборудо­вания, вентиляции, газовой сети, системы электрического питания. В случае обнаружения неисправностей, создающих повышенную опасность, работу в кабинете не проводить до их устранения;

— по окончании работ проверять выключение электро­приборов, закрытие газовых и водопроводных кранов;

— оказывать первую медицинскую помощь пострадав­шим при несчастных случаях, руководствуясь инструкцией «Оказание первой медицинской помощи» (приложение 5) и используя аптечку, комплектность которой дана в прило­жении 6, при необходимости организовал специализиро­ванную медицинскую помощь;

— немедленно извещать руководство школы о каждом несчастном случае;

— организовать эвакуацию учащихся из помещения в случае возникновения пожара (приложение 7), а также при неустранимой утечке газа.

1.4. Лаборант под руководством зав. кабинетом (учителя химии), обеспечивая демонстрационный и лабораторный эксперимент, обязан следить за правильным хранением реактивов и растворов, за исправностью приборов и лабо­раторной посуды, проверяет наличие в кабинете средств оказания первой помощи и противопожарных средств, включение и выключение электроприборов, водопровод­ных и газовых кранов.  

1.5. В кабинете химии из внеурочных мероприятий раз­решается проводить только занятия химического кружка и факультатива по химии.

 Запрещается использовать кабинеты химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня.

1.6. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, в помещении кабинета (лаборатории) разрешается только в присутствии учителя химии.

1.7. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанно­стей лаборанта кабинета химии.

1.8. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде.

 

Требования к помещениям кабинета (лаборатории) химии

 

2.1. Помещения кабинета (лаборатории) химии и лабо­рантской (препараторской) должны удовлетворять требо­ваниям СНиП «Общеобразовательные школы и школы-ин­тернаты. Нормы проектирования», а также «Номенклатуре типов зданий, составов и площади помещений детских до­школьных учреждений и общеобразовательных школ» (по­мещение кабинета 66 м2; лаборантской в восьмилетней школе не менее 16 м2, в средней — 32 м2. В средних школах наполняемостью более 1668 учащихся должны быть два ка­бинета по 66 м2 каждый).

2.2. Лаборантская располагается смежно с кабинетом (лабораторией) химии со стороны классной доски и имеет два выхода: один — в кабинет, другой — в коридор, на ле­стницу, в рекреационное или иное смежное помещение. Двери из лаборантской и кабинета должны открываться по пути эвакуации.

2.3. Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 0,8м.

2.4. Удаленность последнего места учащегося от класс­ной доски не должна превышать 10 м.

2.5. В кабинете (лаборатории) химии и лаборантской должны быть установлены раковины с подводкой холодной и горячей воды.

2.6. Кабинет (лаборатория) химии и лаборантская обес­печиваются освещением, вентиляцией, водопроводом, кана­лизацией, системой электроснабжения, первичными средст­вами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.

2.7. Лабораторные столы для учащихся в кабинете (лабо­ратории) химии должны быть ростовых групп В, Г и Д в сле­дующем соотношении: В— 15%, Г— 75%, Д— 10% и должны надежно прикрепляться к полу. Размеры столов: длина 1,2 м; ширина 0,45—0,5 м. Покрытие должно быть ус­тойчиво к слабым растворам кислот и щелочей.

Стулья кабинетов (лабораторий) химии должны быть со спинками и соответствовать ростовым группам столов. Запре­щается использование табуретов и нестандартной мебели.

Демонстрационный стол учителя должен удовлетворять ГОСТ 18607—73 «Столы демонстрационные» и иметь хи­мически стойкое покрытие.

Вытяжной шкаф изнутри должен быть облицован легко моющимся химически стойким покрытием.

2.8. Освещение кабинета химии должно, соответствовать требованиям СНиП «Естественное и искусственное осве­щение. Нормы проектирования».

Поток солнечного света должен падать с левой, стороны от учащихся, минимальная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть не ниже 300 лк, вертикальной поверхности классной доски — 500 лк. Запрещается применение люминесцентных ламп и ламп на­каливания без светорассеивающей арматуры.

По истечении гарантийного срока службы (для ламп накаливания — 1000, люминесцентных — 2500—3000 ч го­рения) лампы необходимо заменить, не дожидаясь полного выхода их из строя. Смена ламп и очистка светильников производится только электриком. Очистка светильников в соответствии с «Санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ» производится не реже одного раза в три месяца.

Для обеспечения надлежащей естественной освещенности запрещается размещение на подоконниках цветов, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже двух раз в год. К этой работе в кабинетах (лабораториях) химии привлекать учащихся запрещается.

2.9. Питание электроприборов кабинета (лаборатории) химии должно осуществляться от щита с разделительными трансформаторами, подсоединенного к электрическому вводу через защитноотключающее устройство (УЗОЩ).

Все используемые демонстрационные и лабораторные электрические приборы должны отвечать требованиям «Правил по технике электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) общеобразователь­ных школ и практики школьников на промышленных объ­ектах».

Запрещается использовать в самодельных приборах и подавать на лабораторные столы напряжение переменного тока выше 42 В и постоянного — выше 110 В.

Все токоведущие части электрических приборов долж­ны быть надежно защищены от случайного прикосновения к ним.

2.10. Проверка состояния изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования согласно «Пра­вилам устройства электроустановок» (ПУЭ) проводится ежегодно электриком или лицом, ответственным за элект­рохозяйство данной школы, с составлением акта.

2.11. Помещение кабинета (лаборатории) химии обору­дуется вентиляцией и отоплением в соответствии с требова­ниями СНиПа «Отопление, вентиляция и кондиционирова­ние воздуха». Состояние воздушной среды в помещениях определяется «Санитарными .правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ» (раздел V «Воз­душно-тепловой режим»), температура воздуха должна быть 17—20 °С, а относительная влажность 40—60%.

Окна кабинета (лаборатории) и лаборантской должны быть оборудованы открывающимися с пола фрамугами (форточками) для проветривания. Площадь открывающихся проемов — не менее 1/50 площади пола.

Проветривание должно проводиться в отсутствие школь­ников.

2.12. Трубы горячей и холодной воды, подводимые к ра­бочим местам, окрашиваются масляной краской в голубой или синий цвет.

Один из водопроводных кранов в лаборантской или ка­бинете химии оборудуется съемным шлангом с насадкой' для смыва с кожи едких веществ. На другом кране должна быть постоянно надета резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.

Водопроводная сеть должна иметь общий вентиль на вводе в кабинет, а также вентиль перед разводкой на ряды лабораторных столов учащихся, к демонстрационному столу и в лаборантскую.

2.13. Пожарная безопасность в кабинете (лаборатории) химии организуется в соответствии с «Типовыми правила­ми пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитатель­ных учреждений».        '

2.14. Необходимый минимум первичных средств пожа­ротушения кабинетов химии включает:

— пенные огнетушители типа ОХП-10, ОХВП-10, порош­ковые огнетушители типа ОП-1 («Момент-1»), «Спутник», «Момент-2», ОП-2Б, размещаемые в кабинете и лаборант­ской. Место установки обозначается знаком 4.1 (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасно­сти»);

— закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05 м3, укомплектованный совком вместимостью, не менее 2 кг песка. Вместо ящика разреша­ется размещать песок в металлических сосудах вместимо­стью 4—6 кг; накидки из огнезащитной ткани размером 1,2 х 0,5 м.

   2.15. Загорания в кабинете (лаборатории) химии необхо­димо немедленно ликвидировать, при этом: легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) и горючие жидкости (ГЖ) и электропроводку следует гасить песком, огнезащитной тканью, порошковыми огнетушителями; обесточенную электропроводку можно гасить водой; загорание в вытяжном шкафу ликвидируется первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентиля­тора.

 

Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии

 

А. Требования безопасности при размещении и хранении химических реактивов и оборудования

 

3.1. Приобретение реактивов сверх нормативов, преду­смотренных «Типовыми перечнями», запрещается. Излишки реактивов кабинета химии разрешается передавать в преде­лах данной школы в кабинет биологии, физики и другие в, соответствии с «Типовыми перечнями» для этих кабинетов.

3.2. Не допускается совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с другом.

Распределение реактивов по группам хранения приведе­но в приложении 8.

3.3. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается первичную тару размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы VIII группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них нахо­дятся у заведующего кабинетом или учителя.

3.4. При наличии у реактива или раствора огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре в случае утраты должна быть дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью «Огнеопасно» (красная), «Яд» (желтая), «Взрывоопасно» (Голубая), «Беречь от воды» (зеленая). Допуска­ется вместо этой символики пользоваться другими знаками (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»).

3.5. Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными карандашом по стеклу, запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению (приложение 10).

3.6. Слабые растворы кислот .и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естест­венной вентиляцией на химически стойких поддонах.

Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками. ЛВЖ и ГЖ — в сосудах из полимер­ных материалов.

Сосуды с ЛВЖ и ГЖ размещаются в переносном метал­лическом ящике с верхним расположением крышки. На дно насыпается песок слоем не менее 5 см укладывается листовой асбест слоем 0,01 м. В крышке должно быть 6 от­верстий диаметром 1 см. Ящик должен иметь по бокам ме­таллические ручки. Он окрашивается светлой краской, на крышку снаружи наносится знак 2.1 (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»). Устанав­ливается ящик не ближе 2 м от нагревательных устройств.

Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные металлические сосуды типа бачка, контейнера для транспортирования кинопленки объемом около 10 л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом.

Весь спирт, выдаваемый школе, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии.                              

' Диэтиловый эфир не должен храниться более одного го­да с момента выпуска. Если этот срок прошел, следует под­вергнуть эфир специальной обработке (приложение 11).

3.7. Реактивы групп II—VI следует хранить в соответст­вии с рекомендациями приложения 8, т. е. представителей одной группы нельзя располагать в непосредственной бли­зости с таковыми, относящимися к другой группе. Реактивы УШ группы разрешается размешать рядом с реактивами любой из П-VI групп.

3.8. Реактивы VII группы хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего ка­бинетом. На внутренней стороне дверцы сейфа приводится опись реактивов, утвержденная приказом, с указанием раз­решенных для хранения максимальных масс или объемов.

Примечание. В сейфе на верхней полке хранят: бром; аммония дихромат; бария гидроксид, нитрат, оксид и хлорид; кали едкое, калия дихромат, роданиду хромат, кобальта сульфат; натрия сульфид девятиводный, натрия фторид, натр едкий; никеля суль­фат; хрома (III) хлорид; свинца ацетат, серебра нитрат; цинка сульфат и хлорид.

На нижней полке хранят: хлористый метилен, хлороформ, ди-хлорэтан, гексахлорбензол, углерод четыреххлористый, фенол, анилин, анилин сернокислый, спирт изоамиловый.

3.9. Запрещается изменять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из завод­ской тары реактивы и материалы, обозначенные в прило­жении 9 значками X и XX.

3.10. Реактив V группы хранения — красный фосфор не следует изымать из заводской тары (металлического кон­тейнера). Другие вещества этой же группы разрешается хранить только в заводской упаковке.

3.11. Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

3.12. Щелочные металлы (П хранения) допуска­ется размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 1 см. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запи­рающихся шкафах или сейфе.

3.13. Выдача учащимся реактивов для опытов произво­дится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не выше 5%. На рабочих местах для постоянного пользова­ния допускаются только реактивы и растворы набора типа НПМ.

3.14. В канализацию запрещается выбрасывать реакти­вы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ. Их собирают для по­следующего обезвреживания (приложение 12).

3.15. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засы­пать сухим песком или сухой измельченной глиной. Совком переместить адсорбент от краев к середине, собрать в поли­этиленовый мешочек, завязать плотно и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива обработать нейтра­лизующим раствором, а затем промыть водой.

3.16. При разливе ЛВЖ и других органических реакти­вов действовать в соответствии с рекомендациями прило­жения 13.

3.17. Обрезки щелочных металлов и кальция необходи­мо ликвидировать в тот же день, когда они получены (при­ложение 12).

3.18. Отработанные ЛВЖ и ГЖ разрешается хранить вместе с исходными реактивами до последующего сжига­ния (приложение 12).

3.19. Приборы кабинета химии, в частности все электро­приборы, следует размещать в кабинете в шкафах под зам­ком, защищенными чехлами из полимерных материалов. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

 

В. Требования безопасности при проведении химических опытов

 

3.28. Учащимся, которым по состоянию здоровья меди­цинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить ра­боту по индивидуальной программе.

3.29. Опыты, при которых возможно загрязнение ат­мосферы учебных помещений токсичными веществами (хлором, сероводородом, фосфином, оксидом углерода (II), бромом, бензолом, дихлорэтаном, диэтиловым эфиром, формалином, уксусной кислотой, аммиаком), необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу или в приборах — замкнутых системах с адсорбцией или аспирацией выделяю­щихся веществ. В системы с аспирацией следует вводить устройство для контроля за наличием разрежения.

3.30. В качестве адсорбентов для газов и паров разреша­ется применять активированный уголь (кроме смеси хлора и водорода, которая на активированном угле реагирует со взрывом), водные растворы кислот и щелочей, натронную известь.

3.31. В системах с аспирацией без адсорбции собранные газы по окончании эксперимента вытесняются из аспирато­ра с помощью напорной склянки в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Во время этой операции поджигать газ запрещается.

3.32. Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю, используя фарфоровую лабораторную посуду: стаканы 5, 6 или 7, кружки 2 и 3 (ГОСТ 9147—73 «Посуда лабораторная фарфоровая»). Сосуд следует наполовину заполнить холод­ной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещества.

Перед внесением очередной порции жидкость необходимо перемешать до растворений всего вещества. После остыва­ния раствор добавлением воды довести до нужного объема.

3.33. Взятие навески твердой щелочи разрешается пласт­массовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается исполь­зовать металлические ложечки и насыпать щелочи из скля­нок через край. На весы необходимо поместить фарфоровую выпарительную чашу № 1. Бумагой для этой цели пользо­ваться запрещается.

3.34. Работа со щелочными металлами, кальцием, кон­центрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опытов должна проводиться с применением спецодежды и средств индивидуальной защиты.

3.35. Резка лития и натрия и очистка металлов от оксид­ной пленки должна проводиться под слоем керосина в ши­роком стеклянном сосуде типа кристаллизационной чаши.

3.36. Демонстрировать взаимодействие щелочных метал­лов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных по высоте не более чем на 5 см. В этом случае допускается демонстрация опыта без защит­ных экранов.

3.37. Переливание концентрированных кислот (уксусной, азотной, соляной, муравьиной), а также водного раствора аммиака и Приготовление из них растворов должно произ­водиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. При этом обязательным является использование воронки, а так­же применение спецодежды и средств индивидуальной за­щиты. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

3.38. Во время приготовления растворов жидкость боль­шей плотности следует вливать в жидкость меньшей плот­ности.

3.39. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

3.40. Растворы необходимо наливать из сосудов так, что­бы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

3.41. Разборка приборов после экспериментов с исполь­зованием или образованием веществ 1, 2 и 3-го класса опас­ности производится в соответствии с указаниями по демон­тажу (приложение 15).

 

Г. Средства индивидуальной защиты при работе в кабинете (лаборатории) химии

 

3.42. При работе с токсичными и агрессивными вещест­вами следует пользоваться средствами индивидуальной за­щиты. Администрация школы обязана обеспечить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами индивиду­альной защиты (халат, очки, перчатки, фартук).

3.43. Учитель и лаборант для защиты глаз от брызг жид­костей и твердых частиц обязаны пользоваться очками ти­па ЗНБ-90, полностью закрытыми, с непрямой вентиляцией (ГОСТ 12.4.013—75 «ССБТ. Очки защитные»).

3.44. Для учителя химии, лаборанта и учащихся при ра­боте с реактивами обязателен халат из хлопчатобумажной ткани. Он должен застегиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата— не­сколько ниже колен. Фартук должен быть изготовлен из хи­мически стойкого материала (ГОСТ 12.4.029—76 «ССБТ. Одежда специальная. Фартуки»).

3.45. В школьных условиях допускаются перчатки, защи­щающие от кислот и щелочей средней концентрации и ор­ганических растворителей (ГОСТ 12.4.020-75 «ССБТ. Сред­ства защиты рук. Номенклатура показателей качества»).

3.46. При проведении лабораторных и практических ра­бот, связанных с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием растворов, агрессивных жидко­стей, учитель отвечает за обязательное использование уча­щимися защитных очков. 

 

 

Приложение 1

Акт - разрешение на проведение занятий в кабинете химии 1

 

 

Мы, нижеподписавшиеся……………………………………., представители районо, райсэс, райкома профсоюза, директор школы, председатель профсоюзного комитета, заведующий кабинетом химии, составили настоящий акт о том, что:

1. В кабинете химии для учащихся организованы рабочие места, которые соответствуют нормам охраны труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии.

2. Учителя химии, лаборанты и практиканты с правилами по охране труда ознакомлены.

3. Первичными средствами пожаротушения, спецодеждой, средствами индивидуальной защиты( халат. Перчатки, очки, фартук), аптечкой с медикаментами, сейфом, металлическим ящиком для хранения ЛВЖ и ГЖ, вытяжным шкафом кабинет химии укомплектован.

4. Вытяжной шкаф кабинета обеспечивает скорость движения воздуха в рабочем проеме шкафа не менее 1,0 м/С ( при измерении анемометром).

Подписи:

Председатель комиссии……………

Члены комиссии…………………..

Дата составления акта

1Составляется при вводе школы в эксплуатацию по завершении строительства или реконструкции

 

 

Приложение 2

 

                                             УТВЕРЖДАЮ                                                               

                                                                                           Директор школы №

                                                                                 _________________(____________.)

 

                                                                                    «_____» ____200 года.

 

                                                УТВЕРЖДЕНО   

                                                                            Постановлением профсоюзного комитета школы №

 

                                                                                  От «_____»  _ 200 г.

 

 

Приложение 3

Указания

О проведении инструктажа

Приложение 4

Журнал инструктажа

Приложение 5

Кислотами

1. 4-5 стаканов теплой воды, вызвать рвоту, 2-3 стакана взвеси MgO в воде, вызвать рвоту, промывание желудка 6 литрами теплой
воды.

2. При отравлении концентрированными кислотами и потери
сознания - вызвать врача.



Щелочами

4-5 стаканов теплой воды, вызвать рвоту, 2-3 стакана 2% раствора уксусной кислоты, вызвать рвоту еще раз промывание желудка теплой водой.

Фенолом

4-5 стаканов теплой воды, вызвать рвоту, 4-5 ст. розового раствора КМпО4, промывание желудка 5% р-р этанола (не менее 1 литра)

Парами брома

Нюхать нашатырный спирт, промыть слизистые оболочки носа и горла 2% р-ром питьевой соды.

Газами

Чистый воздух, покой, в тяжелых случаях О2, искусственное дыхание. CO;NH4OH (синюшность) - теплое питьё, грелку к ногам и рукам.. SO2, оксиды азота - глаза, слизистые оболочки протереть 2% раствором, в глаза закапать альбуцид.

Галогенами

Понюхать с ватки H2S (Na2S), нос, рот промыть 2% р-ром NaHCO3, обязательна госпитализация (вызвать скорую помощь).

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОЖОГАХ.

(не применять жиры, I2, КМпО4, зеленку).

Термический ожог

Этиловый спирт, глицерин наложить сухую стерильную повязку: вызвать врача.

Ожог едкими веществами.

Обильно промыть водой, удалить вещество с поверхности кожи.

 

а)    Ожог кислотами.

Промыть 2% раствором NaHCO3, повязка из раствора фурацилина;

б)    Ожог щелочами.

2% раствора уксусной кислоты

в)    Ожог I2 и Вг2

Промыть этиловым спиртом, сделать примочку из раствора соды

г)     Белым фосфором

Невысыхающая повязка с розовым раствором КМпО4

Ожог глаз

Целенаправленная струя воды в глаза, промывать 5-7 минут.

а)    H2SO4 - сода 2% раствор

б)    КОН - раствор борной кислоты 2%
В обоих случаях закапать альбуцид.


Первая помощь при порезах

Остановить кровотечение, наложив жгут, давящую повязку.

При загрязнении раны, грязь удалить, обработать края раны

раствором I2.

При обильном кровотечении обработать рану 3% раствором Н2О2,

наложить стерильную салфетку, туго забинтовать.

При микропорезах наложить слой БФ, предварительно промыв и

просушив рану.

Первая помощь при ушибах

1. покой

2. давящая повязка, охлаждение места ушиба.

3. При ушибе головы - полный покой и вызов Скорой Помощи

Приложение 6

Аптечка

 

1. Ящик для аптечки разрешатся размещать в лаборантской на стене. На дверцах или рядом с ним необходимо вывесить краткую инструкцию по оказанию мер первой помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма. На склянках и упаковках лекарств, кроме надписей о содержимом, проставляется порядковый номер, и тогда раздел инструкции о мерах первой помощи при ожогах примет вид:

Ожог термический: 12,13 или 3,2.

Ожог кислотный: 14, 13 или 3,2.

Цифры соответствуют номерам медикаментов в приведенном ниже перечне.

П. Необходимый перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке:

1. Бинт стерильный, одна упаковка.

2. Бинт нестерильный, одна упаковка.

3. Салфетки стерильные, одна упаковка.

4. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г. Хранить в стерильной стеклянной склянке с притертой пробкой.

5. Пинцет для наложения ватных тампонов на рану.

6. Клей БФ-6 для обработки микротравм, один флакон, 25-50 мл.

7. Иодная настойка для обработки кожи вокруг раны, в ампулах или в темном флаконе, 25- 50 мл.

8. Пероксид водорода с массовой долей 3% как кровоостанавливающее средство, 50 мл.

9. Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках. Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или 4-6 таблеток ( до и после промывания желудка).

10. Водный раствор аммиака с массовой долей 10%. Давать нюхать с ватки при потери сознания и при отравлении парами брома.

11. Альбуцид(сульфацил натрия) с массовой долей 30%, 10-20 мл, капать в глаза после промывания по 2-3 капли. Хранится при комнатной температуре не более 3 недель

12. Спирт этиловый для обработки ожогов и удаления капель брома с кожи, 30-50 мл.

13. Глицерин для снятия болевых ощущений после ожога, 20-30 мл.

14. Водный раствор гидрокарбоната натрия с массовой долей 2% для обработки кожи после ожога кислотой, 200-250 мл.

15. Водный раствор борной кислоты с массовой долей 2% для обработки глаз или кожи после промывания щелочи, 200-250 мл, Хранить в сосуде типа промывалки.

Растворы 14 и 15 могут располагаться вне аптечки

16. Пипетки для закапывания в глаза альбуцида, 3 шт.

 

Приложение 7

Примерный план пожаротушения в кабинете (лаборатории) химии

 

№ п/п

Наименование действия Последовательность действий Должность, фамилия исполнителя

1 1

Сообщение о пожаре Вызвать пожарную команду по телефону 01 или с посыльным, опо­вестить администрацию школы о пожаре. Отключить газ, электро­энергию, выключить вентиляцию, пригото­виться вынести ящик с ЛВЖ и кинопленку. Привести в готовность первичные средства пожаротушения   Староста класса, члены ЮДПД Лаборант, учитель

2 2

Эвакуация учащихся из загоревшегося помещения Успокоить учащихся и предотвратить панику. Вывести учащихся по коридорам и лестницам в соответствии с планом эвакуации на улицу или в помещении, где нет огня Учитель, лаборант

33

Проверка полноты эвакуации Проверить учащихся класса но численности и по списку Учитель химии

4 4

Размещение эвакуирован­ных учащихся В зимнее время размес­тить в         (указать помещение). В летнее время размес­тить в Администрация школы
5 5

Организация тушения пожара первичными средствами

С помощью членов ЮДПД организовать оцепление горящих по­мещений. Тушение по­жара с помощью под­ручных средств. Выделение посыльных для встречи пожарной команды и указания кратчайших и удобных подходов к очагу пожара Администрация школы, учитель химии Члены ЮДПД, сотрудники школы
6 * 6

Участие в тушении пожара по прибытии пожарной команды

Указать представите­лям пожарной охраны кратчайшие пути к очагу пожара внутри здания. Указать пожарным по­мещения, где могут на­ходиться люди, а также место, где в кабинете химии имеются запасы реактивов (если не уда­лось вынести) Члены ЮДПД, учитель, адми­нистрация
         

 

Приложение 8

 

 

Группы хранения реактивов

 

№ груп­пы

Общие свойства веществ данной группы Примеры веществ Условия хране­ния в школе

I

Взрывчатые вещества В «Типовых переч­нях» не значатся Вносить в зда­ние школы запрещено

II

Выделяют при взаимодействии с водой легковос­пламеняющиеся газы Литий, натрий, каль­ций металлические; карбид кальция В лаборантской в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ

III

Самовозгора­ются на воздухе при неправиль­ном хранении В «Типовых переч­нях» не значатся  

Г/

Легковоспла­меняющиеся жидкости Диэтиловый эфир, ацетон, бензол, эти­ловый спирт, толуол, циклогексан, изобу-тиловый спирт и т. д. В переносном железном ящике(окрашенном светлой краской) с боковыми ручками. В ящике имеются 6 отверстий до 1см. Ящик располагается в лаборантской комнате вдали от нагревательных приборов и радиаторов отопления, рядом со средствами пожаротушения. На внутренней крышке перечисляют ЛВЖ и ГЖ с указанием объемов, разрешенных приказом директора школы.

V

Легковоспламе­няющиеся твер­дые вещества Сера черенковая, фосфор красный, парафин, стеариновая кислота и др. На отдельной полке, закрывающегося на замок шкафа лаборантской комнаты ( не совмещать в одном шкафу с реактивами других групп хранения за исключением №8).

VI

Воспламеняю­щие (окисляю­щие) реактивы Калия перманганат, азотная кислота (плотность 1,42), нит­раты калия, натрия На отдельной полке, закрывающегося на замок шкафа лаборантской комнаты ( не совмещать в одном шкафу с реактивами других групп хранения за исключением №8).
VII

Повышенной физиологической активности .

Бром, аммиак, бария оксид, кали едкое, кальция оксид, каль­ция гидроксид, натр едкий, свинца оксид (II), аммония дихромат, бария нит­рат, хлорид и другие. Отдельно во вместительном металлическом сейфе, ключи от которого хранятся у заведующего кабинетом химии, а также у руководителя образовательного учреждения. На внутренней стороне дверцы сейфа размещается перечень реактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных количеств ( масс и объемов), утвержденный приказом руководителя общеобразовательного учреждения.
УШ

Малоопасные вещества и практически безопасные

Натрия хлорид, саха­роза, мел, борная кислота, магния сульфат, кальция сульфат и др. В классе, в запирающихся шкафах или в лаборантской в шкафах ( возможно совмещение в одном шкафу с реактивами 2-й,5-й,6-й групп хранения).
         

 

Приложение 9

Приложение 10

 

Рекомендации по освобождению диэтилового эфира от пероксидов.

В хранящемся более года диэтиловом эфире могут образоваться в результате контакта с воздухом пероксиды, устойчивость которых чрезвычайно мала. Разлитый эфир, содержащий пероксиды, способен воспламеняться и без внешнего источника зажигания в результате экзотермических реакций разложения пероксидов.

Поэтому следует в делительной воронке смешать эфир и водный раствор сульфата железа (II) в соотношении 1:1 по объему, встряхнуть содержимое несколько раз, удерживая воронку вертикально краном вверх и открывая кран после каждого встряхивания. Воронку перевернуть, установить в штатив, дать отстояться 2 минуты, вынуть пробку из горлышка и разделить слои. Так как эфир частично растворим в воде, перед тем как слить раствор сульфата железа в склянку для отработанных водных растворов, следует налить его в широкий сосуд и поджечь. До тех пор пока горение не прекратится, нельзя оставлять сосуд без присмотра.

Для приготовления раствора сульфата железа (II) необходимо взять 100 мл дистиллированной воды, добавить в нее 2-3 капли разбавленной серной кислоты и 2-3 г вещества. После полного растворения сульфата раствор можно использовать по назначению.

 

Приложение 12

 

Рекомендации по уничтожению отработанных ЛВЖ и обезвреживанию водных растворов,

 

       Отходы ЛВЖ и ГЖ (горючая жидкость) объемом не более 0,5 л сжигают на воздухе один раз в месяц или чаще в месте, согласованном с органами пожарной охраны и СЭС. Жидкость наливают в металлический или фарфоровый сосуд вместимостью не менее 1 л, помещенный в яму, глубиной не менее 3/4 высоты сосуда или зафиксированный от падения иным способом. Располагаются относительно сосуда таким образом, чтобы ветер дул в спину, и затем металлическим прутом, длиной не менее 1,5 м, с факелом на конце поджигают содержимое сосуда. Работать необходимо в перчатках и защитных очках! Уничтожение отходов производит учитель или лаборант.

       Отработанные водные растворы собирают, независимо от их происхождения, в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и при необходимости нейтрализуют жидкость до нейтральной среды твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновременной подачей свежей воды. Ликвидацию растворов производит учитель или лаборант.

 

Приложение 13

Рекомендации по уборке разлитых ЛВЖ и органических реактивов

 

        При разливе ЛВЖ или органических реактивов объемом до 0,05 л необходимо немедленно погасить открытый огонь (газовые горелки) во всем помещении и проветрить его. Если разлито более 0,1 л, следует сначала удалить учащихся из помещения, погасить открытый огонь, отключить систему электроснабжения. Место пролитой жидкости следует засыпать сухим песком, затем загрязненный песок собрать деревянным совком или лопатой в закрывающуюся тару и обезвредить в тот же день. Все указанные действия выполняет учитель или лаборант.

          Работу в лаборатории можно возобновить только после полного исчезновения запаха разлитой жидкости.

 

Приложение 14

Приложение 15

 

Указания по демонтажу приборов, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 –го классов опасности

 

По окончании эксперимента такие приборы немедленно выносят из помещения кабинета в лаборантскую или помещают в работающий вытяжной шкаф.

После занятий учитель лично производит демонтаж приборов в таком порядке:

1. Если в приборах имеются остатки галогенов (например, после получения хлора и исследования его отбеливающих свойств), заливают все склянки доверху нейтрализующих раствором. В широкий сосуд, наполненный этим же раствором, опускают соединительные шланги и стеклянные трубки. После выдержки в течение 10 мин раствор сливают в канализацию, а сосуды ополаскивают чистой водой.

Сосуд, в котором получался хлор взаимодействием перманганата калия или оксида марганца (IV) с соляной кислотой, заполняют также нейтрализующим раствором. Однако жидкость из него сливают в сосуд для отработанных растворов.

Для приготовления нейтрализующего раствора к 1 л воды прибавляют 10 – 12 г безводного сульфита натрия или 20 – 25 г гипосульфита натрия десятиводного (закрепитель или фиксаж для фотографии).

Колокол после проведения под ним реакции взаимодействия иода с алюминием ополаскивают этим раствором до исчезновения всех кристаллов или протирают тампоном, смоченным этанолом. В последнем случае следует работать в перчатках.

2. Сосуды, в которых производилось сжигание в кислороде фосфора и серы, открывают в работающем вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Сосуд с оксидом серы (IV) ополаскивают содовым раствором, жидкость сливают в канализацию. Сосуд с оксидом фосфора (V)  ополаскивают чистой водой и сливают ее в сосуд для отработанных растворов.

3. Сосуд, в котором получался хлороводород действием серной кислоты на хлорид натрия, заливают холодной водой и после растворения осадка сливают жидкость в сосуд для отработанных растворов (работать в очках и перчатках).

4. При получении азотной кислоты из нитратов реторту после остывания до комнатной температуры заливают водой и оставляют на 20 – 30 мин. Получившийся раствор сливают в сосуд для отработанных растворов.

5. Сосуды, в которых проводились эксперименты с ЛВЖ и другими органическими реактивами, после сливания из них жидкости в сосуд для отработанных ЛВЖ промывают горячим раствором карбоната натрия или калия. Отработанный раствор сливают в соответствующий сосуд.

Содержимое колбы в эксперименте по получению диэтилового и уксусноэтилового эфира выливают в широкий фарфоровый или эмалированный сосуд и поджигают в вытяжном шкафу жгутом из бумаги. После выгорания органических соединений и остывания до комнатной температуры жидкость сливают в сосуд для отработанных растворов. Операции выполнять в перчатках и очках.

Содержимое сосудов после экспериментов с фенолом и анилином перемещают в сосуд для хранения отработанных ЛВЖ. Перед промыванием чистой водой их ополаскивают соответственно содовым раствором или раствором серной кислоты с массовой долей 10 – 15%. Жидкость после споласкивания сливают в сосуд для хранения отработанных растворов.

 

 

 


[1]


Правила по технике

Безопасности при работе

в кабинетах химии средних школ

 

Общие положения

 

1.1. Настоящие Правила распространяются на кабинеты (лаборатории) химии общеобразовательных школ, школ-интернатов, вечерних и спецшкол1.

За создание безопасных условий труда и обучения несет ответственность администрация школы, а за выполнение настоящих Правил — заведующий кабинетом и учитель хи­мии.

1.2. Эксплуатация вновь организованных или реконст­руированных кабинетов (лабораторий) химии допускается только после разрешения комиссии отдела народного обра­зования с оформлением акта-разрешения установленной формы (приложение 1).

1.3. Заведующий кабинетом, учитель химии обязаны:

— обеспечить здоровые и безопасные условия труда, соблюдать санитарно-гигиенический режим и данные Пра­вила, правильно использовать спецодежду и средства инди­видуальной защиты;

— разработать инструкцию по охране труда на основа­нии Типовой инструкции (приложение 2) и подготовить ее к утверждению в установленном порядке;

— инструктировать лаборантов и практикантов на рабо­чем месте в соответствии с настоящими Правилами;

— проводить инструктажи учащихся по технике безо­пасности (приложение 3) с последующим оформлением в журнале установленной форме (приложение 4);

— оформить в кабинете уголок техники безопасности, где сосредоточить инструкции, таблицы, плакаты по безо­пасным приемам работы;

— перед началом работ проверять исправность оборудо­вания, вентиляции, газовой сети, системы электрического питания. В случае обнаружения неисправностей, создающих повышенную опасность, работу в кабинете не проводить до их устранения;

— по окончании работ проверять выключение электро­приборов, закрытие газовых и водопроводных кранов;

— оказывать первую медицинскую помощь пострадав­шим при несчастных случаях, руководствуясь инструкцией «Оказание первой медицинской помощи» (приложение 5) и используя аптечку, комплектность которой дана в прило­жении 6, при необходимости организовал специализиро­ванную медицинскую помощь;

— немедленно извещать руководство школы о каждом несчастном случае;

— организовать эвакуацию учащихся из помещения в случае возникновения пожара (приложение 7), а также при неустранимой утечке газа.

1.4. Лаборант под руководством зав. кабинетом (учителя химии), обеспечивая демонстрационный и лабораторный эксперимент, обязан следить за правильным хранением реактивов и растворов, за исправностью приборов и лабо­раторной посуды, проверяет наличие в кабинете средств оказания первой помощи и противопожарных средств, включение и выключение электроприборов, водопровод­ных и газовых кранов.  

1.5. В кабинете химии из внеурочных мероприятий раз­решается проводить только занятия химического кружка и факультатива по химии.

 Запрещается использовать кабинеты химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня.

1.6. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, в помещении кабинета (лаборатории) разрешается только в присутствии учителя химии.

1.7. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанно­стей лаборанта кабинета химии.

1.8. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде.

 

Требования к помещениям кабинета (лаборатории) химии

 

2.1. Помещения кабинета (лаборатории) химии и лабо­рантской (препараторской) должны удовлетворять требо­ваниям СНиП «Общеобразовательные школы и школы-ин­тернаты. Нормы проектирования», а также «Номенклатуре типов зданий, составов и площади помещений детских до­школьных учреждений и общеобразовательных школ» (по­мещение кабинета 66 м2; лаборантской в восьмилетней школе не менее 16 м2, в средней — 32 м2. В средних школах наполняемостью более 1668 учащихся должны быть два ка­бинета по 66 м2 каждый).

2.2. Лаборантская располагается смежно с кабинетом (лабораторией) химии со стороны классной доски и имеет два выхода: один — в кабинет, другой — в коридор, на ле­стницу, в рекреационное или иное смежное помещение. Двери из лаборантской и кабинета должны открываться по пути эвакуации.

2.3. Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 0,8м.

2.4. Удаленность последнего места учащегося от класс­ной доски не должна превышать 10 м.

2.5. В кабинете (лаборатории) химии и лаборантской должны быть установлены раковины с подводкой холодной и горячей воды.

2.6. Кабинет (лаборатория) химии и лаборантская обес­печиваются освещением, вентиляцией, водопроводом, кана­лизацией, системой электроснабжения, первичными средст­вами пожаротушения и средствами индивидуальной защиты.

2.7. Лабораторные столы для учащихся в кабинете (лабо­ратории) химии должны быть ростовых групп В, Г и Д в сле­дующем соотношении: В— 15%, Г— 75%, Д— 10% и должны надежно прикрепляться к полу. Размеры столов: длина 1,2 м; ширина 0,45—0,5 м. Покрытие должно быть ус­тойчиво к слабым растворам кислот и щелочей.

Стулья кабинетов (лабораторий) химии должны быть со спинками и соответствовать ростовым группам столов. Запре­щается использование табуретов и нестандартной мебели.

Демонстрационный стол учителя должен удовлетворять ГОСТ 18607—73 «Столы демонстрационные» и иметь хи­мически стойкое покрытие.

Вытяжной шкаф изнутри должен быть облицован легко моющимся химически стойким покрытием.

2.8. Освещение кабинета химии должно, соответствовать требованиям СНиП «Естественное и искусственное осве­щение. Нормы проектирования».

Поток солнечного света должен падать с левой, стороны от учащихся, минимальная освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть не ниже 300 лк, вертикальной поверхности классной доски — 500 лк. Запрещается применение люминесцентных ламп и ламп на­каливания без светорассеивающей арматуры.

По истечении гарантийного срока службы (для ламп накаливания — 1000, люминесцентных — 2500—3000 ч го­рения) лампы необходимо заменить, не дожидаясь полного выхода их из строя. Смена ламп и очистка светильников производится только электриком. Очистка светильников в соответствии с «Санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ» производится не реже одного раза в три месяца.

Для обеспечения надлежащей естественной освещенности запрещается размещение на подоконниках цветов, стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже двух раз в год. К этой работе в кабинетах (лабораториях) химии привлекать учащихся запрещается.

2.9. Питание электроприборов кабинета (лаборатории) химии должно осуществляться от щита с разделительными трансформаторами, подсоединенного к электрическому вводу через защитноотключающее устройство (УЗОЩ).

Все используемые демонстрационные и лабораторные электрические приборы должны отвечать требованиям «Правил по технике электробезопасности при проведении занятий в учебных кабинетах (классах) общеобразователь­ных школ и практики школьников на промышленных объ­ектах».

Запрещается использовать в самодельных приборах и подавать на лабораторные столы напряжение переменного тока выше 42 В и постоянного — выше 110 В.

Все токоведущие части электрических приборов долж­ны быть надежно защищены от случайного прикосновения к ним.

2.10. Проверка состояния изоляции электрических сетей, электроприборов и электрооборудования согласно «Пра­вилам устройства электроустановок» (ПУЭ) проводится ежегодно электриком или лицом, ответственным за элект­рохозяйство данной школы, с составлением акта.

2.11. Помещение кабинета (лаборатории) химии обору­дуется вентиляцией и отоплением в соответствии с требова­ниями СНиПа «Отопление, вентиляция и кондиционирова­ние воздуха». Состояние воздушной среды в помещениях определяется «Санитарными .правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ» (раздел V «Воз­душно-тепловой режим»), температура воздуха должна быть 17—20 °С, а относительная влажность 40—60%.

Окна кабинета (лаборатории) и лаборантской должны быть оборудованы открывающимися с пола фрамугами (форточками) для проветривания. Площадь открывающихся проемов — не менее 1/50 площади пола.

Проветривание должно проводиться в отсутствие школь­ников.

2.12. Трубы горячей и холодной воды, подводимые к ра­бочим местам, окрашиваются масляной краской в голубой или синий цвет.

Один из водопроводных кранов в лаборантской или ка­бинете химии оборудуется съемным шлангом с насадкой' для смыва с кожи едких веществ. На другом кране должна быть постоянно надета резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.

Водопроводная сеть должна иметь общий вентиль на вводе в кабинет, а также вентиль перед разводкой на ряды лабораторных столов учащихся, к демонстрационному столу и в лаборантскую.

2.13. Пожарная безопасность в кабинете (лаборатории) химии организуется в соответствии с «Типовыми правила­ми пожарной безопасности для школ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных и других учебно-воспитатель­ных учреждений».        '

2.14. Необходимый минимум первичных средств пожа­ротушения кабинетов химии включает:

— пенные огнетушители типа ОХП-10, ОХВП-10, порош­ковые огнетушители типа ОП-1 («Момент-1»), «Спутник», «Момент-2», ОП-2Б, размещаемые в кабинете и лаборант­ской. Место установки обозначается знаком 4.1 (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасно­сти»);

— закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05 м3, укомплектованный совком вместимостью, не менее 2 кг песка. Вместо ящика разреша­ется размещать песок в металлических сосудах вместимо­стью 4—6 кг; накидки из огнезащитной ткани размером 1,2 х 0,5 м.

   2.15. Загорания в кабинете (лаборатории) химии необхо­димо немедленно ликвидировать, при этом: легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) и горючие жидкости (ГЖ) и электропроводку следует гасить песком, огнезащитной тканью, порошковыми огнетушителями; обесточенную электропроводку можно гасить водой; загорание в вытяжном шкафу ликвидируется первичными средствами пожаротушения вслед за отключением вентиля­тора.

 

Требования безопасности при работе в кабинете (лаборатории) химии

 

А. Требования безопасности при размещении и хранении химических реактивов и оборудования

 

3.1. Приобретение реактивов сверх нормативов, преду­смотренных «Типовыми перечнями», запрещается. Излишки реактивов кабинета химии разрешается передавать в преде­лах данной школы в кабинет биологии, физики и другие в, соответствии с «Типовыми перечнями» для этих кабинетов.

3.2. Не допускается совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с другом.

Распределение реактивов по группам хранения приведе­но в приложении 8.

3.3. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается первичную тару размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы VIII группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них нахо­дятся у заведующего кабинетом или учителя.

3.4. При наличии у реактива или раствора огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре в случае утраты должна быть дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью «Огнеопасно» (красная), «Яд» (желтая), «Взрывоопасно» (Голубая), «Беречь от воды» (зеленая). Допуска­ется вместо этой символики пользоваться другими знаками (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»).

3.5. Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными карандашом по стеклу, запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению (приложение 10).

3.6. Слабые растворы кислот .и щелочей разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естест­венной вентиляцией на химически стойких поддонах.

Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками. ЛВЖ и ГЖ — в сосудах из полимер­ных материалов.

Сосуды с ЛВЖ и ГЖ размещаются в переносном метал­лическом ящике с верхним расположением крышки. На дно насыпается песок слоем не менее 5 см укладывается листовой асбест слоем 0,01 м. В крышке должно быть 6 от­верстий диаметром 1 см. Ящик должен иметь по бокам ме­таллические ручки. Он окрашивается светлой краской, на крышку снаружи наносится знак 2.1 (ГОСТ 12.4.026—76 «ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности»). Устанав­ливается ящик не ближе 2 м от нагревательных устройств.

Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные металлические сосуды типа бачка, контейнера для транспортирования кинопленки объемом около 10 л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом.

Весь спирт, выдаваемый школе, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии.                              

' Диэтиловый эфир не должен храниться более одного го­да с момента выпуска. Если этот срок прошел, следует под­вергнуть эфир специальной обработке (приложение 11).

3.7. Реактивы групп II—VI следует хранить в соответст­вии с рекомендациями приложения 8, т. е. представителей одной группы нельзя располагать в непосредственной бли­зости с таковыми, относящимися к другой группе. Реактивы УШ группы разрешается размешать рядом с реактивами любой из П-VI групп.

3.8. Реактивы VII группы хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего ка­бинетом. На внутренней стороне дверцы сейфа приводится опись реактивов, утвержденная приказом, с указанием раз­решенных для хранения максимальных масс или объемов.

Примечание. В сейфе на верхней полке хранят: бром; аммония дихромат; бария гидроксид, нитрат, оксид и хлорид; кали едкое, калия дихромат, роданиду хромат, кобальта сульфат; натрия сульфид девятиводный, натрия фторид, натр едкий; никеля суль­фат; хрома (III) хлорид; свинца ацетат, серебра нитрат; цинка сульфат и хлорид.

На нижней полке хранят: хлористый метилен, хлороформ, ди-хлорэтан, гексахлорбензол, углерод четыреххлористый, фенол, анилин, анилин сернокислый, спирт изоамиловый.

3.9. Запрещается изменять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из завод­ской тары реактивы и материалы, обозначенные в прило­жении 9 значками X и XX.

3.10. Реактив V группы хранения — красный фосфор не следует изымать из заводской тары (металлического кон­тейнера). Другие вещества этой же группы разрешается хранить только в заводской упаковке.

3.11. Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

3.12. Щелочные металлы (П хранения) допуска­ется размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 1 см. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запи­рающихся шкафах или сейфе.

3.13. Выдача учащимся реактивов для опытов произво­дится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не выше 5%. На рабочих местах для постоянного пользова­ния допускаются только реактивы и растворы набора типа НПМ.

3.14. В канализацию запрещается выбрасывать реакти­вы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ. Их собирают для по­следующего обезвреживания (приложение 12).

3.15. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засы­пать сухим песком или сухой измельченной глиной. Совком переместить адсорбент от краев к середине, собрать в поли­этиленовый мешочек, завязать плотно и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива обработать нейтра­лизующим раствором, а затем промыть водой.

3.16. При разливе ЛВЖ и других органических реакти­вов действовать в соответствии с рекомендациями прило­жения 13.

3.17. Обрезки щелочных металлов и кальция необходи­мо ликвидировать в тот же день, когда они получены (при­ложение 12).

3.18. Отработанные ЛВЖ и ГЖ разрешается хранить вместе с исходными реактивами до последующего сжига­ния (приложение 12).

3.19. Приборы кабинета химии, в частности все электро­приборы, следует размещать в кабинете в шкафах под зам­ком, защищенными чехлами из полимерных материалов. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 228.