Введение в педагогическую профессию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

 

Нижний Тагил

2017

 


 

 

Лекции по учебной дисциплине «Основы педагогики» составлены в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальностям: 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов), 53.02.04 «Вокальное искусство», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.07 «Теория музыки», 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады», 52.02.04 «Актерское искусство» и являются частью учебно-методического комплекса дисциплины «Основы педагогики».

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Нижнетагильский колледж искусств»

 

Разработчик:

 

_Новгородцева Светлана Сергеевна, преподаватель______

 

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________ от «____»__________20__ г.

                                                      




Введение в педагогическую профессию

Изложение теоретических вопросов.

В человеческом обществе накапливаются и усложняются знания, происходит смена поколений. В результате возникает необходимость в передаче опыта молодым членам общества. Если бы такой передачи не было, развитие общества бы прекратилось.

В глубокой древности, когда не существовало разделения труда, все члены сообщества участвовали в добыче пищи. Передача знаний и опыта происходила непосредственно через трудовую деятельность (охота, собирательство). Дети с ранних лет включались в трудовую деятельность и обучались «по ходу дела».

Постепенно, с усложнением трудовых навыков и знаний, появилась необходимость в специально организованной передаче знаний и умений. Поэтому старейшины рода – самые знающие и мудрые – стали первыми учителями и воспитателями. Передавали:

- знания о мире и опыт предков;

- трудовые навыки;

- знания о мире в целом.

Воспитание стало сферой деятельности человека.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания: молодое поколение необходимо обучать, развивать и образовывать. Молодые люди опыт и знания получают «в наследство».

Педагог воспитывает и обучает – это его основные функции.

Первоначально появилось слово «воспитывать», то есть «питать», «вскармливать» опытом. Слово «учитель» появилось позже, когда общество осознало, что знания сами по себе – ценность и нужна специально организованная деятельность по передаче знаний.

В Древнем Вавилоне и Египте учителями были жрецы, в Древней Греции – вольнонаемные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, в Средние века – священники, монахи. Только в XVI –XVII профессия «учитель» обосабливается от других видов деятельности.

С момента возникновения педагогической профессии за учителем закрепляется единая воспитательная функция. Учитель – воспитатель, наставник. В этом его гражданское призвание. Обучение и воспитание идет в единстве! Нельзя обучать, не оказывая воспитательного воздействия, нельзя воспитывать, не давая при этом знаний.

У всех народов были выдающиеся учителя: Конфуций, Я.А. Коменский, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.

Без учителя, педагога нет и не может быть общественного прогресса, развитие общества прекратится.

Таким образом педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие на ученика – направлено на личностное и интеллектуальное развитие ученика.

Факторы влияющие на выбор педагогической профессии: осведомленность о профессии, любовь к детям, личность учителя, преподававшего какой-либо предмет, профессия «по наследству», желание делиться своими знаниями и умениями с людьми, наличие педагогических способностей и профессионально значимых качеств.

Педагогическая профессия противопоказана тем, у кого: апатия, депрессия, агрессия, усталость, негативное отношение к работе, людям, жизни; противопоказана робким и необщительным людям.

 

Предмет и задачи педагогики

Основные понятия: педагогика, воспитание, обучение, развитие, образование, самовоспитание, методология

План:

1. Понятие педагогики

2. Структура педагогики и ее связь с другими науками

3. Основные категории педагогики

4. Методологическая культура педагога

5. Методы педагогических исследований.

 

1. Педагогика — наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции на­зывали раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учи­тельствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к возни­кновению особой науки о воспитании детей. Теория очисти­лась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики — это наука о воспита­нии человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в са­мом широком смысле, включая образование, обучение, разви­тие.

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи лю­дям в использовании данных им природой возможностей, фор­мировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапли­вались необходимые знания, одна за другой создавались, про­верялись и отвергались педагогические системы, пока не оста­лись самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и на­ука о воспитании, главной задачей которой становится накоп­ление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Размышляя о назначении науки, великий русский ученый Д.И. Менделеев пришел к выводу, что у каждой научной тео­рии две основные и конечные цели — предвидение и польза. Не исключение из общего правила и педагогика. Ее функция — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория во­оружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогно­зировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитатель­ный процесс в различных условиях, оценивать его эффектив­ность. Новейшие технологии обучения, образования и воспи­тания, эффективные методики также рождаются в педагогичес­ких лабораториях.

При определении воспитания и науки о нем — педагогики будем исходить из положения, что ни общества, ни воспитания «вообще» не существует, а есть конкретное общество на опре­деленном этапе исторического развития и есть воспитание, на­правленность и уровень которого объективно отражают достиг­нутый уровень развития общества. Несмотря на то что педаго­гика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкре­тен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учеб­но-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на опера­тивное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практичес­кий опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традици­ях, обычаях людей, народной педагогике; философские, об­ществоведческие, педагогические и психологические труды; те­кущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

Таким образом, задача педагогики заключается в накоплении и систематизации знаний о воспитании человека.

Функции педагогики:

- выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения

- изучение и распространение педагогического опыта

- прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем

- разработка методов, средств и форм обучения и воспитания

- внедрение педагогических исследований в практику.

Педагогика изучает составляющие образовательного процесса:

- цели обучения (для чего учить?)

- содержание обучения (чему учить?)

- формы и методы обучения (как учить?)

Объект педагогики – образование.

2. Педагогика, пройдя длительный путь развития и накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:

а) общие основы педагогики;

б) теория обучения (дидактика);

в) теория воспитания;

г) школоведение (управление образовательными системами).

В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять в качестве отдельных самостоятельных научных дисциплин.

Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых или андрогогику.

Преддошколъная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на формирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья стремительно увеличивается. Особенностью ясельной педагогики является ее тесное взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика — наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существуют дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей, а также семей с одним или двумя детьми.

Педагогика школы изучает закономерности обучения и воспитания детей школьного возраста. Она относится к самым развитым разделам науки о воспитании.

Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.

Педагогика взрослых или андрогогика изучает особенности работы со взрослыми и пожилыми людьми.

Педагогические дисциплины также делятся в зависимости от того, какая сторона конкретного вида человеческой деятельности взята за основу классификации. Выделяют военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, музыкальную, производственную педагогику, педагогику исправительно-трудовых учреждений и т.д.

Каждая из этих систем педагогических знаний также имеет свой предмет. Например, военная педагогика раскрывает закономерности, обосновывает теоретические положения, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Закономерности обучения и воспитания работающих, повышения их квалификации, освоения новых профессий изучает производственная педагогика.

Педагогика профессионально-технического образования рассматривает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Исправительно-трудовая педагогика изучает особенности перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

К педагогическим дисциплинам также относятся: история педагогики, сравнительная педагогика, этнопедагогика, философия воспитания,социальная педагогика, педагогическая психология, социология образования и др.

История педагогики исследует возникновение и развитие учебно-воспитательной практики, педагогических теорий, общих и частных методологических концепций в различные исторические эпохи и периоды. Знание истории педагогики необходимо для того, чтобы глубже понимать решаемые в настоящее время вопросы.

Сравнительная педагогика занимается сравнительным анализом образования в разных странах.

Существует также специальная педагогика (дефектология). Она исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав дефектологии входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, а также девиантология.

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих людей; тифлопедагогика — слепых и слабовидящих; олигофренопедагогика — умственно отсталых. Логопедия — наука о нарушениях речи, путях их преодоления и предупреждения. Девиантология – наука, изучающая отклоняющееся от нормы поведение.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Такова система педагогической науки, возникновение новых отраслей которой порождается развитием общества и научного знания.

       Связь педагогики с другими науками.

Педагогика как самостоятельная, достаточно развитая наука, имея свою четко определенную область исследования, не может существовать обособленно. Поскольку объектом воспитательной деятельности является растущий и развивающийся человек, педагогика прежде всего тесно связана с дисциплинами, изучающими человека.

Человек как член общества изучается общественными науками, как продукт биологической эволюции — биологическими науками, а как мыслящее существо со своим психическим внутренним миром — психологическими науками.

Общественные науки помогают определять смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики. От системы материалистических, экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских и других взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависят направления их поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

У философии и педагогики имеется ряд общих вопросов и проблем, в том числе:

- проблемы цели воспитания;

- проблемы формирования мировоззрения;

- взаимосвязь коллектива и личности;

- гносеологические проблемы, связанные с разработкой теории познания (в том числе ученического) как одной из форм познания человеком окружающей действительности.

Педагогика также тесно связана с такими относительно самостоятельными областями философии, как этика и эстетика. Они помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения.

Наблюдается связь педагогики с социологией, исследующей основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология как новая наука, образовавшаяся на стыке педагогики и социологии, осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретные задачи воспитания, которые должны решать совместно школа, семья и общественность.

Теснейшим образом связана педагогика и с экономикой, в частности с ее областью — экономикой образования. Доказано, что высокий уровень общего образования является одним из важнейших условий повышения производительности труда. Данные экономики образования необходимы для решения таких важнейших проблем, как:

- определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни;

- определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;

- определение затрат на учительские кадры, строительство, оборудование, наглядные пособия и т.д.

При рассмотрении этих вопросов педагогика и экономика опираются на данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения (рождаемости, смертности, миграции). Без учета и прогнозирования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно планирование строительства и размещения школ, подготовки учителей.

Тесно связана педагогика с биологическими науками. Они являются естественнонаучной базой обучения и воспитания.

Педагогика опирается на фундаментальные работы великих русских физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. по вопросам первой и второй сигнальных систем, нервно-психического развития человека, рефлекторной природы психической деятельности, развития и функционирования органов чувств.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеют возрастная физиология — наука об особенностях строения и функционирования организма человека, а также школьная гигиена, охватывающая вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии. Она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект, компенсируются дефекты, имеющиеся у детей, и облегчаются процессы их социализации.

Связь педагогики с психологическими науками является наиболее тесной. Необходимость понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги.

Наибольшее значение для педагогики имеет возрастная и педагогическая психология, которые изучают закономерности психических процессов в условиях целенаправленного обучения и воспитания с учетом возраста человека.

Дифференциальная психология, учитывающая индивидуальные различия человека, вооружает педагогику данными, необходимыми для личностно-ориентированного подхода в воспитании.

Социальная психология, занимаясь изучением особенностей формирования личности, включенной в различные группы, обеспечивает педагогику многими ценными фактами для исследования проблем воспитания в коллективе и разработки методики воспитания учащихся через коллектив.

Устанавливаются все более тесные связи педагогики с инженерной психологией, исследующей взаимоотношения человека и техники. Данные этой науки помогают шире включать технические средства, компьютеры в учебный процесс.

Связана педагогика и с кибернетикой — наукой об управлении сложными динамическими системами. Одним из практических результатов применения общих идей кибернетики явилось программированное обучение.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания — народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.

Все это свидетельствует, что педагогика, имея собственный предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием различных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.

 

3. Основные категории педагогики (понятийный аппарат):

- Воспитание – социальное целенаправленное создание условий для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта; целенаправленное формирование личности

- Развитие – процесс качественных и количественных изменений в личности и обществе

- Образование – единый педагогический процесс, целенаправленно организованный в семье, ОУ, культурно-воспитательных учреждениях

- Обучение – специально организованный процесс специальной передачи ЗУН

- Самовоспитание – развитие, которое человек осуществляет самостоятельно.

 

4. Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями, приобретаемыми в процессе исследований. Для проведения исследований в каждой науке существует своя методология.

Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие) — это: 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки – это учение о принципах, методах, формах, процессах познания и преобразования педагогической действительности. В целом методология указывает, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.

Что же, или кто может являться предметом и объектом педагогических исследований?

Объект исследования в педагогике — это, как правило, процесс, некоторое явление, которое сушествует независимо от субъ­екта познания и на которое обращено внимание исследователя.
В качестве объекта могут выступать, например, процессы обуче­ния, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование и т. д.), процессы становления но­вых образовательных и воспитательных систем, процессы формиро­вания определенных качеств личности и т. п.    Предмет исследования конкретнее по своему содержа­нию. Предметом педагогических исследований может быть: учащийся, его личностные характеристики, особенности протекания психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия и т.п.), интересы учащихся, мотивация учащихся, учебный коллектив, учебная деятельность учащихся, собственная деятельность педагога, учебная документация и другое.


Педагогический процесс

Основные понятия: педагогический процесс, диагностика, прогнозирование, проектирование, педагогическое взаимодействие, педагогика сотрудничества

План:

1. Педагогический процесс как система

2. Целостность и закономерности педагогического процесса

3. Этапы педагогического процесса

 

Возрастная периодизация

Основные понятия: возрастные особенности развития, социальная ситуация развития, возратсные новообразования, доминирующий тип деятельности, периодизация возрастного развития, младший школьник, подросток, юношеский возраст.

План:

1. Возрастная периодизация

2. Младший школьный возраст

3. Подросток

4. Старший школьный возраст. Ранняя юность.

 

1. В основе обучения и воспитания лежат возрастные особенности ребенка. В этой связи используется психолого-педагогическая возрастная периодизация. Понятие возрастной периодизации было сформулировано Л.С. Выготским. Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития — это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью. Кроме того, психологический возраст характеризуется новообразованиями. Возрастные новообразования — это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Эльконин Д. Б. вводит понятие «доминирующий (ведущий) тип деятельности». И возрастная периодизация, и ведущий тип деятельности должны учитываться педагогом при организации учебно-воспитательного процесса.

Периодизация детства:

- младенчество (0-1 год)

- раннее детство (1-3 года)

- дошкольное детство (3- (6) 7 лет)

- младший школьник ((6) 7-11 лет)

- подросток (11-15 лет)

- ранняя юность (15-18)

2.Младший школьный возраст ((6) 7 – 11 лет). В шести- семилетнем воз­расте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пережи­вают период второго округления: у них по сравнению с преды­дущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность вы­полнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полуша­рий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетичес­кая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможе­ния: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школь­ники в высокой степени возбудимы. Повышается точность ра­боты органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А.Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преиму­щественно проходит в процессе обучения. Немаловажное зна­чение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной дея­тельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчи­востью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспри­нимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность вос­приятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенси­руются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опи­раясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьни­ков целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюда­тельность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недоста­точно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мо­тивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напо­минал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на пер­вых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышле­ние ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школь­ный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с от­носительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функ­циями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Ис­следования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и мето­дов обучения, методики организации познавательной деятель­ности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения про­является не только в том, что значительно обогащается словар­ный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключи­тельно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школь­ника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой плас­тичностью, которая позволяет ему легко справляться с задача­ми дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений до­школьник запоминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкрет­ный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют рас­порядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самокон­троля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рацио­нальной организации учебного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы со­циальных чувств, формируются навыки общественного поведе­ния (коллективизм, ответственность за поступки, товарищест­во, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предо­ставляет большие возможности для формирования нравствен­ных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склон­ность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирова­ния высокоморальной личности. Основы нравственного пове­дения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производитель­ный труд, значение которого в формировании социальных ка­честв личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выпол­няют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрос­лым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляются ини­циативность, самодеятельность, соревновательность самих ре­бят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двига­тельную активность — все это должно удовлетворяться в ра­зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

3. Средний школьный возраст (от 11 до 15 лет) — переход­ный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V—IX классы) и характеризуется общим подъ­емом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего орга­низма. Душевный мир подростка можно характеризовать как психологиию полуребенка-полувзрослого: в своем разви­тии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружаю­щих его людей.

Иерархия целей

Цели, обусловленные социально-экономическим и культурным состоянием общества. На каждом историческом этапе существует социальный заказ на воспитание личности с определенными качествами. Так, например, в советское время было важно воспитать честного труженика, идейно подкованного, верного продолжателя дела Ленина, строителя коммунизма (отсюда детские и молодежные политические организации, которые работали на этот заказ вместе со школой: пионерия, комсомол). В средневековом дворянском обществе было важно воспитать воина-рыцаря, хозяина своих владений и господина собственным вассалам и крестьянам. В то же время в крестьянской среде важно было воспитать работника, неутомимого труженика, умеющего работать на поле и дома, ходить за скотиной. В Новое время, с появлением промышленных предприятий появилась необходимость в воспитании потенциальных кадров для промышленности. Сейчас речь идет о воспитании конкурентноспособного, эффективного работника, члена общества с активной жизненной позицией, способного к саморазвитию и непрестанному самообучению, позитивно мыслящего и компетентного в своей отрасли, гражданина своей страны.

Цели, реализуемые на различных ступенях образования. На каждой ступени образования (на уровне дошкольного, основного, среднего профессионального, высшего профессионального образования ставятся свои цели). Очевидно, что цели образования, преследуемые в детском саду и школе, вузе будут различными.

Цели, реализуемые в учебно-воспитательном процессе каждого ОУ. Каждое ОУ формулирует цели образования самостоятельно, исходя из приоритетных направлений своего развития и существующих проблем.

Цели урока. Каждый педагог при подготовке каждого конкретного урока ставит каждый раз цели данного урока, исходя из особенностей своих учащихся и перспектив их дальнейшего развития, обучения, воспитания.

Цели образования меняются с течением времени, так как образование связано с движением и развитием общества. Цели образования определяются социальным заказом и общественно-историческими условиями.

 

 

5. Содержание образования – одно из основных понятий педагогики и дидактики. Это система научных знаний, практических умений и навыков (ЗУН), которыми необходимо овладеть обучающимся в процессе обучения. Сюда же относятся мировоззренческие и нравственно-этические проблемы; то есть часть общественного опыта, которое передается подрастающему поколению в виде информации.

Содержание образования на всех ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – всесторонне и гармонично развитой личности. Содержание образования определяет, какие именно знания давать учащимся.

Принципы формирования содержания образования:

1. Научности (содержание образования должно строиться на научной основе)

2. Гуманистичности (приоритеты отдаются развитию человека)

3. Последовательности (содержание образования строится по восходящей и последовательно)

4. Историзма (в содержании образования отражается история развития той или иной науки или отрасли деятельности)

5. Систематичности (передача знаний в системе)

6. Связи с жизнью (умения и знания должны быть подкреплены практикой и использоваться на практике)

7. Соответствия возрастным возможностям (способен ли ребенок усвоить данное содержание образования; учитывается степень сложности)

8. Доступности (уровень сложности содержания образования должно быть высоким, но доступным).

6. Стандартизация.

Учащиеся на любой ступени обучения должны получить некие стандартные знания:

-чтобы были четкие критерии оценки уровня ЗУН учащихся и выпускников

- для осуществления преемственности между ступенями образования

В современной российской системе образования существуют документы, разработанные Министерством образования РФ с целью стандартизации учебных программ и содержания образования – государственные образовательные стандарты.

Государственный образовательный стандарт содержит обязательный уровень требований к подготовке выпускников. Он определяет соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля, материально-техническую базу ОУ.

Стандарт содержит:

- описание содержания образования по каждому предмету

- требования к минимальной подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания (знать/уметь)

- максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения и по каждому предмету.

Освоение стандарта оценивается отметкой «3».

 

Вопросы и задания:

1. Что из себя представляет система образования в РФ?

2. Каковы тенденции современного образования?

3. В РФ реализуется идея непрерывного образования. Что это значит?

4. Исходя из каких принципов определяется содержание образования?

5. Что понимается под стандартизацией в образовании? Для чего нужны государственные стандарты?

 

Учитель современной школы

Основные понятия: педагогическая функция, целеполагание, прогнозирование, диагностирование, проектирование (проектировочная функция), информационная функция, контрольная функция, коррекционная функция, оценочная функция, аналитическая функция, требования к учителю, педагогические способности, педагогический такт.

План:

1. Функции учителя

2. Требования к учителю

1. Личность, организующая и реализующая учебно-воспита­тельный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) — чело­век, имеющий специальную подготовку и профессионально за­нимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует об­ратить внимание на слово «профессионально». Непрофессио­нально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качествен­ное исполнение своего профессионального долга. При этом не принимается во внимание ни вероятностный характер резуль­татов педагогического труда, ни параллельное влияние значи­тельного количества педагогических факторов на эффектив­ность обучения и воспитания, ни отдаленность проявления формируемых качеств личности.

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут резуль­таты труда педагогов сегодня — таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от кото­рой так много зависит в судьбе каждого человека и всего на­рода.

Учительская работа относится к очень сложным видам человеческой деятельности. Но что именно делает учитель, большинство людей не совсем понимают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его дея­тельности.

Педагогическая функция — предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Ко­нечно же, главными направлениями приложения педагогичес­ких усилий являются обучение, образование, воспитание, раз­витие и формирование учащихся. В каждом из них учитель вы­полняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, по­смотрев в корень педагогического дела, мы установим, что ле­жит в основе профессиональной педагогической деятельности и выясним: что главная функция учителя — управление процесса­ми обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руково­дить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчет­ливее понимает эту свою главную функцию, тем больше само­стоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле — уп­равляемого педагогом выбора.

Первая функция педагога, возникающая уже на стадии за­мысла проекта, — целеполагание. Цель, как известно, ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхи­щает и направляет движение общего труда учителя и его уче­ников к их общему же результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель — результат, сводя к минимуму не­избежные рассогласования в силу высокой динамичности и не­предсказуемости поведения участников педагогической систе­мы. Вот почему педагогу следует в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогнозирование осуществляется в  неразрывной связи с диагностированием. Прогнозирование выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющих­ся конкретных условиях и, исходя из этого, определить страте­гию своей деятельности, оценить возможности получения пе­дагогического продукта заданного количества и качества. Педа­гог, не умеющий заглядывать вперед, не понимающий, к чему он стремится, уподобляется бредущему наугад путнику, кото­рый может достичь цели только случайно.

Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Проективная (проекти­ровочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разра­ботки плана учебно-воспитательной деятельности, составлени­ем которого завершается подготовительный этап педагогического процесса. Учитель-профессионал не позволит себе войти в класс без продуманного во всех деталях, четкого, конкретно­го, обеспеченного ресурсами плана.

Диагностика, прогнозирование, проектирование и планиро­вание — педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-вос­питательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выпол­няет информационную, организационную, оценочную, кон­трольную и корректирующую функции. Организационная (орга­низаторская) деятельность учителя связана в основном с вовле­чением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Сущность информационной функции ясна, как говорят математики, из определения. Учи­тель — главный источник информации для обучаемых. Он зна­ет все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве. Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необ­ходимы педагогу прежде всего для создания действенных сти­мулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем будут происходить намеченные изменения.

И, наконец, на завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела: ка­кова эффективность, почему она ниже намеченной, где и по­чему возникли, как избежать этого в дальнейшем и т. д.

Многообразие функций, выполняемых учителем, привно­сит в его труд компоненты многих специальностей — от акте­ра, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и се­лекционера.

Кроме своих непосредственных профессиональных функ­ций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

 

2. Особые профессиональные и общественные функции учите­ля, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требова­ния к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителюэто императивная система профессиональных ка­честв, определяющих успешность педагогической деятельности.

Прежде всего, следует иметь в виду, что практическая педа­гогическая деятельность лишь наполовину построена на рацио­нальной технологии. Другая половина ее — искусство. Поэто­му первое требование к профессиональному педагогу — нали­чие педагогических способностей. При таком подходе мы сразу же вынуждены ставить вопрос — существуют ли специальные педагогические способности? Видные знатоки педагогического труда отвечают на него утвердительно.

Вопрос о педагогических способностях находится в стадии интенсивной разработки. Педагогические способности — ка­чество личности, интегрированно выражающееся в склонно­стях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужа­ются до умения выполнять конкретные действия — красиво го­ворить, петь, рисовать, организовывать детей и т. п. Выделены главные группы способностей.

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя спло­тить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подго­товить учебный материал, наглядность, оборудование, доступ­но, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познаватель­ных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в ду­ховный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоцио­нальное состояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отноше­ния с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

6. Исследовательские способности, проявляющиеся в уме­нии познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвое­ния научных знаний в избранной отрасли.

Все ли способности одинаково важны в практической дея­тельности педагога? Оказывается, нет. Научные исследования последних лет выявили «ведущие» и «вспомогательные» спо­собности. К ведущим, по результатам многочисленных опросов педагогов, относятся педагогическая зоркость (наблюдатель­ность), дидактические, организаторские, экспрессивные, ос­тальные могут быть отнесены к разряду сопутствующих, вспо­могательных.

Но, зачастую, в педагогическую профессию приходят люди, не имеющие ярко выраженных педагогических способностей. Поэтому важными профессиональными качествами педаго­га мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дис­циплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессиональ­ного уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д.

Через эти требования педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

 В современных рыночных  ус­ловиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, до­брота, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щед­рость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, инте­рес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритич­ность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие.

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отно­шение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности уча­щегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требо­вательности к его учебной деятельности и озабоченности раз­витием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следу­ют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гу­манного отношения к людям.

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится ре­шающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспита­теля быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуа­ций. Педагог — образец для подражания, побуждающий уча­щихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.

Профессионально необходимыми качествами учителя явля­ются выдержка и самообладание.

Также важны такие качества, как душевная чуткость, справедливость, требовательность, наличие педагогического такта. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника.

Чем ближе к нашему времени, тем выше требования общества к учителю.

Вопросы и задания:

1. Что означает понятие «профессиональная педагогическая де­ятельность»?

2. Перечислите функции учителя. Какая функция педагога является главной?

3. Что означают требования к учителю?

4. Какова структура педагогических способностей?

 

 

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

 

Нижний Тагил

2017

 


 

 

Лекции по учебной дисциплине «Основы педагогики» составлены в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальностям: 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов), 53.02.04 «Вокальное искусство», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02.07 «Теория музыки», 53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады», 52.02.04 «Актерское искусство» и являются частью учебно-методического комплекса дисциплины «Основы педагогики».

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Нижнетагильский колледж искусств»

 

Разработчик:

 

_Новгородцева Светлана Сергеевна, преподаватель______

 

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

 

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________ от «____»__________20__ г.

                                                      




Введение в педагогическую профессию

Дата: 2019-12-10, просмотров: 242.