Ребенок как субъект целостного педагогического процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия: личность, человек, индивид, социализация личности, наследственность, среда.

План:

1. Личность ребенка как субъект и объект воспитания.

2. Социализация ребенка.

3. Права ребенка в международных правовых документах

 

1. Целостный педагогический процесс организуется ради развития личности ребенка.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности.

Одной из важнейших характеристик воспитания как педагогического процесса является решение проблемы субъекта и объекта воспитания.

Традиционная субъект-объектная педагогика отводит ребенку роль объекта, которому старшее поколение передает жизненный опыт.

Субъект — это участник воспитательного процесса, который наделен полномочиями, является носителем определенной педагогической цели и ее исполнителем, то есть тот, кто воспитывает.

Объект — существо, на которое направлена педагогическая активность субъекта, то есть тот, кого воспитывают.

Современная же педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту детской деятельности, к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации

Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.

Следует иметь в виду, что функция субъекта не принадлежит однозначно воспитателю, а функция объекта — ребенку. В реальном воспитательном процессе субъект и объект функционируют всегда взаимосвязанно и весьма противоречиво.

Воспитатель (профессиональный педагог, родитель), без сомнения, функционирует как субъект воспитания, и в этом случае его педагогическое обращение к ребенку (объекту) строится как педагогическое воздействие.

Если признавать ребенка субъектом процесса воспитания (с его индивидуальными природными свойствами, собственным социальным опытом, самобытными личностными качествами), то отношения с ним воспитатель должен строить как педагогическое взаимодействие:

- Наставничество. Главным «нервом» такого взаимодействия является обращение к интересам детей. Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь, потому что направлено на то, чтобы увлечь всех детей общим делом, удержать этот интерес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества.

- Партнерство. Воспитатель принимается ребенком как авторитетный организатор деятельности и одновременно как интересный участник общения. В этой форме взаимодействия очень важно обеспечить (специальными педагогическими средствами) относительное равенство взрослого и воспитанников в совместной деятельности, особенно в игровой.

- Сотрудничество. Это форма открытого взаимодействия двух субъектов процесса воспитания. Воспитатель безоговорочно принимает ребенка как личность и индивидуальность, признает его права и свободы, понимает его проблемы и искренне, по-человечески вместе с детьми участвует в их преодолении. Педагоги и воспитанники в таком взаимодействии личностно свободны, но этого возможно достичь только в достаточно воспитанном коллективе, где дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь.

- Сотворчество. Такое педагогическое взаимодействие принято считать высшей формой сотрудничества, где устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений воспитателя и воспитанников, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом «включения в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем».

Взаимодействие субъекта и объекта составляет сущность воспитательного процесса. Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:

- открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;

- принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;

- проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;

- открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Степень проявления ребенком своей субъектности в условиях педагогического взаимодействия с воспитателем, бесспорно, зависит и от возраста воспитанников. Чем старше ребенок, тем больше его субъективность.

2. В процессе обучения и воспитания происходит социализация ребенка.

Во всех определениях воспитания звучит мысль о том, что оно готовит людей к жизни. Введение человека в социум, его социализация — главнейшее воспитания. Социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения. Л. С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей человеческой культуры. Синонимом слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественна «окультуриванию» — присвоению социального опыта ребенком через взаимодействие со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется и через некоторое время возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений.

Социализация — процесс непрерывный, длящийся всю жизнь. Он распадается на периоды, и каждый из них «отвечает» за решение определенного круга задач. Все люди в детстве овладевают нормами социальной жизни. Отрочество — время индивидуализации, развития потребности «быть личностью». А в юности идет приобретение черт и свойств личности, отвечающих потребностям собственного и общественного развития.

Воспитание — главное условие социализации и одновременно неотъемлемая часть этого процесса. Под этим углом зрения оно рассматривается как целенаправленная и контролируемая социализация. Посредством воспитания регулируются темпы и глубина социализации — преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия, социализации придается гуманистическая ориентация.

Выделяются агенты социализации.

- для периода младенчества агентом социализации является семья, люди, постоянно заботящиеся о ребенке.

- в возрасте 3 – 8 лет происходит рост числа агентов социализации. В жизни ребенка появляются воспитатели , позже учителя, другие дети, другие люди, СМИ (особенно телевидение).

- в подростковом возрасте и возрасте ранней юности появляются новые агенты социализации. Это друзья, важны представители противоположного пола, образовательное учреждение , люди разного возраста (их в сфере жизнедеятельности молодого человека все больше и больше), интернет.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы.Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. (С.И. Ожегов)

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание — это социальные факторы, тогда как наследственностьбиологический фактор.

Наследственность — качества и особенности, которые есть у индивида. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

По наследству от родителей к детям передаются:

■ анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

■ физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

■ особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

■ аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

■ предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором развития личности является среда. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

3. Права ребенка в международных правовых документах.

Педагог должен иметь представление о правах ребенка и уметь защищать их.

В конце XIX века зародилось общественное движение по защите прав детей. До этого времени права ребенка не обсуждались в обществе, юридическая система не вмешивалась во внутрисемейные дела. Ребенок рассматривался как взрослый маленького роста и имел все обязанности взрослого человека (например, мог начать работать в возрасте 6-7 лет, обслуживать семью, трудиться по домашнему хозяйству), но не имел специфических детских прав. Детство стало рассматривать как особый период в жизни человека только на рубеже XIX-XX веков. Только тогда детство было осмыслено как время активного развития и формирования личности, время, которое необходимо потратить на обучение и развитие ребенка (а не на тяжкий труд по найму). Ребенок стал пониматься как существо не полностью сформировавшееся, нуждающееся в поддержке и помощи взрослого человека. Стало очевидным, что ребенок нуждается в особой защите, потому что:

- Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.

- Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств.

- Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.

       - Дети не голосуют, не имеют политического и экономического влияния.

В ХХ веке был создан ряд международных документов, защищающих права ребенка:

- Женевская декларация прав ребенка (1924)

- Всеобщая Декларация прав человека (1948)

- Декларация прав ребенка (1959)

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

Декларация ООН о правах ребенка 1959 года основывается на принципах, которые были изложены в Женевской декларации Лиги Наций 1924 года. В преамбуле отмечается, что дети нуждаются в «специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения» подтверждается обещание декларации 1924 года, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет» и, в частности, дается призыв к добровольным организациям, местным властям и национальным правительствам добиваться соблюдения прав детей. Одним из ключевых принципов в ДПР является то, что ребенку «законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита», а также «предоставлены возможности и благоприятные условия» для здорового и нормального физического, психического, нравственного, духовного и социального развития «в условиях свободы и достоинства». С этой целью при издании законов «главным соображением» должен быть принцип «наилучшее обеспечение интересов ребенка», который положен в основу всех международно-правовых норм, посвященных правам ребенка. В ДПР закрепляются права, которыми должен обладать каждый ребенок, такие как: право на имя и гражданство; право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; право на образование; а для детей с ограниченными возможностями «должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота». Среди других существуют положения содержащие требования по физической и психической безопасности ребенка – ребенка необходимо защитить от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, торговли, вредного труда и дискриминации.

Конвенция о правах ребенка (КПР) является наиболее полным документом о правах детей. Принимая во внимание только количество устанавливаемых субстантивных прав, без учета мер по их реализации, КПР является самым объемным договором ООН по правам человека, вступившим в силу. Конвенция выделяется еще тем, что в ней содержатся не только положения, касающиеся признания и осуществления прав детей в мирное время, но и обязательства по обращению с детьми в период вооруженных конфликтов. Значительность КПР заключается в том, что впервые в истории договорного международного права принципы, лежащие в основе соглашения, рассматриваются с точки зрения ребенка. КПР в первую очередь касается четырех аспектов прав детей: участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы; защита детей от дискриминации и всех видов пренебрежения и эксплуатации; предупреждение причинения им вреда; и оказание помощи детям для удовлетворения их жизненных потребностей. Для целей КПР, ребенком является «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону данной страны совершеннолетие не достигается в другом возрасте.

Ключевые достижения КПР воплощаются пятью характерными способами. В ней устанавливаются новые права для детей в соответствии с нормами международного права, которые ранее не существовали, например, право ребенка на сохранение своей индивидуальности (ст. 7 и 8), права наиболее уязвимых детей, таких как беженцы, на надлежащую защиту (ст. 20 и 22), и право детей из числа коренных народов следовать своим традициям (ст. 8 и 30). В некоторых случаях нововведения являются адаптированной для ребенка версией существующих прав человека, таких, как уважение свободы выражения мнения (ст. 13) и право на справедливое судебное разбирательство (ст. 40). Кроме того, в КПР на уровне международного договорного права закрепляются права, которые прежде действовали в рамках прецедентного права, основанного на региональных договорах в области прав человека (например, право ребенка быть заслушанным в ходе затрагивающего его участь судебного разбирательства) (ст. 12). Новые обязательства возлагаются на государства-участников, касающиеся защиты детей, такие как упразднение традиционной практики, негативно влияющей на здоровье детей, а также проведение реабилитационных мероприятий для жертв пренебрежения, жестокого обращения и эксплуатации (ст. 24, п. 3 и ст. 39). И, наконец, специально выделенная обязанность государств обеспечить соблюдение всех предусмотренных в КПР прав без какой-либо дискриминации. Право ребенка на участие в судебных разбирательствах, касающихся его участи, наряду с принципом недопустимости дискриминации, закрепленном в статье 2, и принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка, зафиксированным в статье 3, формируют генеральную идею конвенции, отражающую стремление составителей обеспечить уважительное отношение к каждому ребенку, на основе признания его человеческого достоинства и индивидуальности.

На основе международного права в Российской Федерации были изданы документы, защищающие права ребенка в нашей стране:

- Конституция РФ (1993)

- Семейный кодекс РФ (1996)

- Закон «Об образовании в РФ» (2013)

- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» (1998).

 

Вопросы и задания:

1. Как соотносятся понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. Что такое социализация личности?

3. Назовите факторы, влияющие на развитие человека.

4. Как среда влияет на развитие человека?

5. Дайте определение понятию «развитие».

 

Возрастная периодизация

Основные понятия: возрастные особенности развития, социальная ситуация развития, возратсные новообразования, доминирующий тип деятельности, периодизация возрастного развития, младший школьник, подросток, юношеский возраст.

План:

1. Возрастная периодизация

2. Младший школьный возраст

3. Подросток

4. Старший школьный возраст. Ранняя юность.

 

1. В основе обучения и воспитания лежат возрастные особенности ребенка. В этой связи используется психолого-педагогическая возрастная периодизация. Понятие возрастной периодизации было сформулировано Л.С. Выготским. Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития — это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью. Кроме того, психологический возраст характеризуется новообразованиями. Возрастные новообразования — это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Эльконин Д. Б. вводит понятие «доминирующий (ведущий) тип деятельности». И возрастная периодизация, и ведущий тип деятельности должны учитываться педагогом при организации учебно-воспитательного процесса.

Периодизация детства:

- младенчество (0-1 год)

- раннее детство (1-3 года)

- дошкольное детство (3- (6) 7 лет)

- младший школьник ((6) 7-11 лет)

- подросток (11-15 лет)

- ранняя юность (15-18)

2.Младший школьный возраст ((6) 7 – 11 лет). В шести- семилетнем воз­расте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пережи­вают период второго округления: у них по сравнению с преды­дущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность вы­полнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полуша­рий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетичес­кая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможе­ния: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школь­ники в высокой степени возбудимы. Повышается точность ра­боты органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А.Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преиму­щественно проходит в процессе обучения. Немаловажное зна­чение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной дея­тельности.

Восприятие младших школьников отличается неустойчи­востью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспри­нимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность вос­приятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенси­руются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опи­раясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьни­ков целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюда­тельность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недоста­точно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мо­тивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напо­минал учителям К.Д. Ушинский, призывая опираться на пер­вых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышле­ние ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школь­ный возраст, указывал Л.С. Выготский, ребенок вступает с от­носительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функ­циями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Ис­следования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и мето­дов обучения, методики организации познавательной деятель­ности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения про­является не только в том, что значительно обогащается словар­ный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключи­тельно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школь­ника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой плас­тичностью, которая позволяет ему легко справляться с задача­ми дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений до­школьник запоминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкрет­ный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют рас­порядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самокон­троля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рацио­нальной организации учебного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы со­циальных чувств, формируются навыки общественного поведе­ния (коллективизм, ответственность за поступки, товарищест­во, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предо­ставляет большие возможности для формирования нравствен­ных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склон­ность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирова­ния высокоморальной личности. Основы нравственного пове­дения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производитель­ный труд, значение которого в формировании социальных ка­честв личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выпол­няют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрос­лым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляются ини­циативность, самодеятельность, соревновательность самих ре­бят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двига­тельную активность — все это должно удовлетворяться в ра­зумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

3. Средний школьный возраст (от 11 до 15 лет) — переход­ный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V—IX классы) и характеризуется общим подъ­емом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего орга­низма. Душевный мир подростка можно характеризовать как психологиию полуребенка-полувзрослого: в своем разви­тии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружаю­щих его людей.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 544.