Правовая основа:
•Бюджетный кодекс
•Налоговый кодекс
•Иное законодательство
29. Бюджетные права (бюджетная компетенция гос. органов) РФ.
Бюджетная компетенция Российской Федерации является материальной гарантией верховенства и независимости государственной власти и выражает экономический аспект суверенитета России.
Анализ бюджетного законодательства позволяет выделить значительную совокупность полномочий, составляющих бюджетно-правовой статус РФ, и объединить их в следующие группы: бюджетные права России как единого суверенного государства; бюджетные права относительно федерального бюджета; бюджетные права относительно бюджетов субъектов РФ; бюджетные права относительно местных бюджетов; бюджетные права относительно бюджета Союзного государства России и Белоруссии.
К первой группе относятся права, которые осуществляются в сфере бюджетной деятельности всего государства, состоящего из субъектов РФ:
- законодательное установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса для бюджетов всех уровней бюджетной системы, порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, управления внутренним долгом соответствующих субъектов РФ, общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов. Законодательное регулирование названных сфер бюджетной деятельности осуществляется Российской Федерацией в пределах ее компетенции относительно установления основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития.
- право установления доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы, в том числе налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
- установление минимальных государственных социальных стандартов норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;
o утверждение бюджетной классификации РФ;
o установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
o установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;
o централизация средств бюджетов других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования общегосударственных мероприятий.
Бюджетная компетенция РФ относительно федерального бюджета складывается из совокупности прав:
o право иметь федеральный бюджет;
o право нормативно-правового регулирования бюджетной деятельности федерального уровня;
o право на получение собственных доходов, включаемых в федеральный бюджет;
o право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению;
o право самостоятельно определять направления использования федерального бюджета и объем средств, выделяемых по конкретным статьям;
o право утверждать состав защищенных статей текущих расходов федерального бюджета;
o право образовывать в составе федерального бюджета резервные и иные целевые фонды;
o право на утверждение в составе федерального бюджета оборотной кассовой наличности;
o право на организацию и осуществление бюджетного процесса относительно федерального бюджета.
Второй группой бюджетных прав РФ является компетенция по отношению к бюджетам субъектов РФ. Основополагающие элементы:
o разграничение бюджетных доходов межу федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
o предоставление межбюджетных трансфертов;
o осуществление бюджетных полномочий субъектов РФ при введении временной финансовой администрации;
o образование в числе прочих фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
o возмещение субъектам РФ дополнительно произведенных расходов или выпавших доходов, обусловленных действиями федеральных органов государственной власти;
o установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав субъектов РФ.
В основе государственного устройства России федеративные начала сочетаются с самостоятельностью местного самоуправления, что обусловливает выделение в бюджетной компетенции Российской Федерации третьей группы прав, в определенной степени направленных на регулирование бюджетной деятельности муниципальных образований. К ним относятся:
o создание правовых основ порядка аккумулирования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального уровня;
o правовое регулирование основных вопросов организации межбюджетных отношений органов местного самоуправления;
o определение единых методологических подходов формирования местных бюджетов;
o установление минимальных государственных социальных стандартов для формирования местных бюджетов;
o регулирование порядка передачи в местные бюджеты части доходов федерального бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий федерального уровня;
o установление видов и порядка предоставления финансовой помощи из федерального бюджета в бюджеты муниципальных образований;
o установление порядка предоставления средств, выделяемых из федерального бюджета в фонды финансовой поддержки местного самоуправления субъектов РФ;
o установление порядка компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;
o правовое регулирование особенностей порядка образования, распределения и использования средств местных бюджетов в приграничных и закрытых административно-территориальных образованиях;
o установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав муниципальных образований;
o обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
o осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления нормативных бюджетно-правовых актов РФ.
Следующая группа бюджетных прав Российской Федерации обусловлена заключением межгосударственного союза России и Республики Беларусь. Анализ содержания Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" позволяет выделить в бюджетной компетенции России четвертую группу прав относительно бюджета Союзного государства. Среди прав этой группы следует выделить:
o осуществление в пределах предоставленной компетенции нормативно-правового регулирования бюджетных отношений России и Республики Беларусь;
o принятие участия в разработке, утверждении и исполнении бюджета Союзного государства;
o производство ежегодных согласованных отчислений в бюджет Союзного государства;
o осуществление до создания казначейства Союзного государства исполнения союзного бюджета в части, касающейся территории РФ;
o судебная защита своих бюджетных прав в сфере союзного бюджета в Суде Союзного государства.
Перечисленные бюджетные права Российской Федерации в сфере бюджета Союзного государства принадлежат России как субъекту международного права, относятся к ее исключительной бюджетной компетенции (т.е. не могут быть делегированы иным субъектам бюджетного права) и имеют особенность, заключающуюся в наличии временного полномочия по казначейскому исполнению соответствующей части этого бюджета.
30. Бюджетные права (бюджетная компетенция гос. органов) субъектов РФ.
Федеративное устройство государства обусловливает наделение субъектов РФ собственной компетенцией в сфере бюджетной деятельности, что, однако, не означает их полной автономии от федерального центра. Бюджетные права субъектов РФ и Российской Федерации как единого государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Бюджетные полномочия субъектов РФ определяются как федеральным законодательством (Конституцией, БК), так и нормативными правовыми актами регионального уровня, что отвечает принципу федерализма в бюджетном праве и обеспечивает комплексный подход к определению их бюджетно-правового статуса.
Устройство Российского государства на федеративных началах, а также наличие местного самоуправления являются объективными факторами для классификации бюджетной компетенции субъектов РФ относительно: собственных бюджетов; федерального бюджета; бюджетов муниципальных образований.
Анализ нормативных бюджетно-правовых актов позволяет выделить следующие бюджетные права субъектов РФ, в совокупности образующие бюджетную компетенцию субъектов РФ относительно собственных бюджетов:
o нормативно-правовое установление и регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса в соответствующих территориальных границах;
o самостоятельное аккумулирование, использование и распределение централизованного в пределах субъекта РФ фонда денежных средств;
o установление источников доходов собственных бюджетов, в том числе региональных налогов, сборов, иных обязательных платежей;
o самостоятельное определение направлений расходов средств регионального бюджета;
o образование в рамках собственного бюджета целевых, резервных фондов, фондов финансовой поддержки муниципальных образований, а также оборотной кассовой наличности;
o самостоятельное использование свободных бюджетных средств (т.е. доходов, дополнительно полученных на стадии исполнения бюджета, суммы профицита бюджета, экономии расходов и т.п.);
o детализация объектов бюджетной классификации РФ.
Развитие Российского государства на принципах федерализма предполагает наличие у субъектов РФ бюджетных прав по отношению к федеральному бюджету, основополагающие из которых:
o получение из федерального бюджета источников доходов, закрепленных за бюджетом субъекта РФ, и межбюджетных трансфертов;
o право на компенсацию бюджетных средств, излишне израсходованных или недополученных в результате принятия определенных решений федеральным органом власти;
o участие в законодательном процессе по принятию федерального бюджета через представительство в Совете Федерации.
Приведенный перечень бюджетных прав в совокупности с механизмом по реализации показывает ту степень финансовой децентрализации, которая необходима как для самостоятельного развития субъектов РФ, так и для укрепления федеративных отношений в Российском государстве.
Следующей сферой бюджетной компетенции субъектов РФ являются права относительно бюджетов муниципальных образований. Среди них можно выделить следующие основополагающие права:
o регулирующие (регулирование правовыми нормами бюджетной деятельности муниципальных образований; утверждение нормативов отчислений от межбюджетных трансфертов в бюджеты муниципальных образований; осуществление бюджетного регулирования местных бюджетов);
o обеспечивающие (обеспечение муниципальным образованиям минимального размера местных бюджетов; осуществление сбалансирования местных бюджетов; предоставление бюджетам муниципальных образований финансовой помощи в порядке и формах, определенных законодательством; компенсационное возмещение финансовых потерь местных бюджетов, вызванных действиями органов государственной власти субъекта РФ; осуществление бюджетных полномочий органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации);
o контролирующие (осуществление контроля за бюджетной деятельностью муниципальных образований).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 281.