Правовое регулирование доходов и расходов бюджета.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Правовая основа:

•Бюджетный кодекс

•Налоговый кодекс

•Иное законодательство

29. Бюджетные права (бюджетная компетенция гос. органов) РФ.

Бюджетная компетенция Российской Федерации является материальной гарантией верховенства и независимости государственной власти и выражает экономический аспект суверенитета России.

Анализ бюджетного законодательства позволяет выделить значительную совокупность полномочий, составляющих бюджетно-правовой статус РФ, и объединить их в следующие группы: бюджетные права России как единого суверенного государства; бюджетные права относительно федерального бюджета; бюджетные права относительно бюджетов субъектов РФ; бюджетные права относительно местных бюджетов; бюджетные права относительно бюджета Союзного государства России и Белоруссии.

К первой группе относятся права, которые осуществляются в сфере бюджетной деятельности всего государства, состоящего из субъектов РФ:

- законодательное установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса для бюджетов всех уровней бюджетной системы, порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, управления внутренним долгом соответствующих субъектов РФ, общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов. Законодательное регулирование названных сфер бюджетной деятельности осуществляется Российской Федерацией в пределах ее компетенции относительно установления основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития.

- право установления доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы, в том числе налогов, сборов и иных обязательных платежей;

- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

- установление минимальных государственных социальных стандартов норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

o утверждение бюджетной классификации РФ;

o установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

o установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;

o централизация средств бюджетов других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования общегосударственных мероприятий.

Бюджетная компетенция РФ относительно федерального бюджета складывается из совокупности прав:

o право иметь федеральный бюджет;

o право нормативно-правового регулирования бюджетной деятельности федерального уровня;

o право на получение собственных доходов, включаемых в федеральный бюджет;

o право на установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению;

o право самостоятельно определять направления использования федерального бюджета и объем средств, выделяемых по конкретным статьям;

o право утверждать состав защищенных статей текущих расходов федерального бюджета;

o право образовывать в составе федерального бюджета резервные и иные целевые фонды;

o право на утверждение в составе федерального бюджета оборотной кассовой наличности;

o право на организацию и осуществление бюджетного процесса относительно федерального бюджета.

Второй группой бюджетных прав РФ является компетенция по отношению к бюджетам субъектов РФ. Основополагающие элементы:

o разграничение бюджетных доходов межу федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

o предоставление межбюджетных трансфертов;

o осуществление бюджетных полномочий субъектов РФ при введении временной финансовой администрации;

o образование в числе прочих фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

o возмещение субъектам РФ дополнительно произведенных расходов или выпавших доходов, обусловленных действиями федеральных органов государственной власти;

o установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав субъектов РФ.

В основе государственного устройства России федеративные начала сочетаются с самостоятельностью местного самоуправления, что обусловливает выделение в бюджетной компетенции Российской Федерации третьей группы прав, в определенной степени направленных на регулирование бюджетной деятельности муниципальных образований. К ним относятся:

o создание правовых основ порядка аккумулирования, распределения и использования централизованного денежного фонда муниципального уровня;

o правовое регулирование основных вопросов организации межбюджетных отношений органов местного самоуправления;

o определение единых методологических подходов формирования местных бюджетов;

o установление минимальных государственных социальных стандартов для формирования местных бюджетов;

o регулирование порядка передачи в местные бюджеты части доходов федерального бюджета для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий федерального уровня;

o установление видов и порядка предоставления финансовой помощи из федерального бюджета в бюджеты муниципальных образований;

o установление порядка предоставления средств, выделяемых из федерального бюджета в фонды финансовой поддержки местного самоуправления субъектов РФ;

o установление порядка компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;

o правовое регулирование особенностей порядка образования, распределения и использования средств местных бюджетов в приграничных и закрытых административно-территориальных образованиях;

o установление порядка и осуществление судебной защиты бюджетных прав муниципальных образований;

o обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

o осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления нормативных бюджетно-правовых актов РФ.

Следующая группа бюджетных прав Российской Федерации обусловлена заключением межгосударственного союза России и Республики Беларусь. Анализ содержания Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" позволяет выделить в бюджетной компетенции России четвертую группу прав относительно бюджета Союзного государства. Среди прав этой группы следует выделить:

o осуществление в пределах предоставленной компетенции нормативно-правового регулирования бюджетных отношений России и Республики Беларусь;

o принятие участия в разработке, утверждении и исполнении бюджета Союзного государства;

o производство ежегодных согласованных отчислений в бюджет Союзного государства;

o осуществление до создания казначейства Союзного государства исполнения союзного бюджета в части, касающейся территории РФ;

o судебная защита своих бюджетных прав в сфере союзного бюджета в Суде Союзного государства.

Перечисленные бюджетные права Российской Федерации в сфере бюджета Союзного государства принадлежат России как субъекту международного права, относятся к ее исключительной бюджетной компетенции (т.е. не могут быть делегированы иным субъектам бюджетного права) и имеют особенность, заключающуюся в наличии временного полномочия по казначейскому исполнению соответствующей части этого бюджета.

30. Бюджетные права (бюджетная компетенция гос. органов) субъектов РФ.

Федеративное устройство государства обусловливает наделение субъектов РФ собственной компетенцией в сфере бюджетной деятельности, что, однако, не означает их полной автономии от федерального центра. Бюджетные права субъектов РФ и Российской Федерации как единого государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Бюджетные полномочия субъектов РФ определяются как федеральным законодательством (Конституцией, БК), так и нормативными правовыми актами регионального уровня, что отвечает принципу федерализма в бюджетном праве и обеспечивает комплексный подход к определению их бюджетно-правового статуса.

Устройство Российского государства на федеративных началах, а также наличие местного самоуправления являются объективными факторами для классификации бюджетной компетенции субъектов РФ относительно: собственных бюджетов; федерального бюджета; бюджетов муниципальных образований.

Анализ нормативных бюджетно-правовых актов позволяет выделить следующие бюджетные права субъектов РФ, в совокупности образующие бюджетную компетенцию субъектов РФ относительно собственных бюджетов:

o нормативно-правовое установление и регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса в соответствующих территориальных границах;

o самостоятельное аккумулирование, использование и распределение централизованного в пределах субъекта РФ фонда денежных средств;

o установление источников доходов собственных бюджетов, в том числе региональных налогов, сборов, иных обязательных платежей;

o самостоятельное определение направлений расходов средств регионального бюджета;

o образование в рамках собственного бюджета целевых, резервных фондов, фондов финансовой поддержки муниципальных образований, а также оборотной кассовой наличности;

o самостоятельное использование свободных бюджетных средств (т.е. доходов, дополнительно полученных на стадии исполнения бюджета, суммы профицита бюджета, экономии расходов и т.п.);

o детализация объектов бюджетной классификации РФ.

Развитие Российского государства на принципах федерализма предполагает наличие у субъектов РФ бюджетных прав по отношению к федеральному бюджету, основополагающие из которых:

o получение из федерального бюджета источников доходов, закрепленных за бюджетом субъекта РФ, и межбюджетных трансфертов;

o право на компенсацию бюджетных средств, излишне израсходованных или недополученных в результате принятия определенных решений федеральным органом власти;

o участие в законодательном процессе по принятию федерального бюджета через представительство в Совете Федерации.

Приведенный перечень бюджетных прав в совокупности с механизмом по реализации показывает ту степень финансовой децентрализации, которая необходима как для самостоятельного развития субъектов РФ, так и для укрепления федеративных отношений в Российском государстве.

Следующей сферой бюджетной компетенции субъектов РФ являются права относительно бюджетов муниципальных образований. Среди них можно выделить следующие основополагающие права:

o регулирующие (регулирование правовыми нормами бюджетной деятельности муниципальных образований; утверждение нормативов отчислений от межбюджетных трансфертов в бюджеты муниципальных образований; осуществление бюджетного регулирования местных бюджетов);

o обеспечивающие (обеспечение муниципальным образованиям минимального размера местных бюджетов; осуществление сбалансирования местных бюджетов; предоставление бюджетам муниципальных образований финансовой помощи в порядке и формах, определенных законодательством; компенсационное возмещение финансовых потерь местных бюджетов, вызванных действиями органов государственной власти субъекта РФ; осуществление бюджетных полномочий органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации);

o контролирующие (осуществление контроля за бюджетной деятельностью муниципальных образований).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 285.