Большое значение (как мы указывали выше) для выполнения мощного толчка и увеличения начальной скорости вылета играют маховые движения, выполняемые руками и маховой ногой. Маховые движения способствуют: а) увеличению вертикального перемещения ОЦМТ; б)усилению движения на толчковую ногу в первой фазе маха, что вызывает увеличение напряжения мышц разгибательной ноги и увеличению силы раздражения, соответствующих проприорецепторов, при этом, чем большее ускорение приобретает масса маховой ноги во время перемещения, тем больший эффект воздействия.
Обратимся к примеру. Спортсмен находится на динамографической платформе. Все его усилия записываются на тензограмму. Если спортсмен резко присел, то давление его на платформу увеличивается, но если спортсмен произведет мах свободной ногой из положения: нога отведена назад-вниз до вертикали, то это давление на платформу значительно увеличивается.
Характерно то, что чем с большой скоростью спортсмен начнет движение, тем большее усилие отметит платформа, т.е. здесь не нарушается закон механики, который гласит, что накопление количества движения зависит от массы тела (в данном случае маховой ноги) и скорости передвижения этой массы (mV).
Обратимся к примеру:
После периода вертикали маховая нога свободно перемещается вверх, на тензограмме разница между начальным весом спортсмена и конечным (после завершения махового движения ) незначительна.
Совсем другая картина наблюдается, когда происходит резкая остановка на движения маховой ноги в верхнем положении, причина, чем резче было заторможено движение маховой ноги, тем больше разница в весе. В чем же причина? Каждая часть тела имеет свою точку ОЦМТ. Резкое затормаживание движения маховой ноги равносильно опусканию вниз. Противоположная же точка от ОЦМТ с такой же скоростью будет перемещаться вверх, т.е. маховая нога передает какое-то количество движения, наполненное ею, телу прыгуна. В этот момент перераспределение усилий приводит к тому, что в момент остановки движения резко уменьшается давление на опору толчковой ногой и на тензограмме появиться пик, указывающий на то, что вес тела уменьшается значительно.
Уменьшение веса тела длится очень короткое время, около 0,04 секунды. Перед спортсменом стоит задача: произвести отталкивание в тот момент, когда вес тела наименьший. Мастер высокого класса отличается от спортсмена-новичка тем, что он может скоординировать свои движения таким образом, что у него момент отталкивания совпадает с моментом наименьшего показателя веса тела. При ответе на вопрос, что раньше начинать и что раньше заканчивать – маховое движение свободной ногой отталкивание, нужно исходить из того, что в момент движения маховой ноги сзади – в низ «заряжается» толчковая нога, это дает дополнительный резерв для более мощного отталкивания. Отсюда вытекает, что маховое движение должно начинаться раньше, чем начинается отталкивание. Наименьшее давление на опору наблюдается в момент резкой остановки маховой ноги в верхнем положении. В этот момент нужно произвести отталкивание. Поэтому маховое движение должно закончится раньше, чем начнется отталкивание. Наибольший эффект даст, когда отталкивание начинается в момент остановки движения маховой ноги в верхнем положении. Итак, наиболее полно «даровые» силы махового движения используются, когда маховое движение начинается раньше, чем начнется толчок и заканчивается раньше начала отталкивания.
И последний вопрос о маховых движениях. Всем известно, что в прыжках в длину прыгун делает мах согнутой ногой, а в прыжках в высоту – прямой.
Обратимся опять и формуле, рассмотренной нами выше.
Эта формула характерна для прямолинейного движения. Ни в одном легкоатлетическом упражнении нет прямолинейного движения. Все движения угловые. Поэтому формула начальной скорости вылета будет выглядеть так:
- начальная скорость вылета
r - радиус (длина) движущейся конечности
ω - угловая скорость конечности (расстояние, пройденное по дуге за единицу времени).
Из формулы видно, что начальная скорость не изменяется, мы увеличим радиус и уменьшим угловую скорость или наоборот: уменьшим радиус - увеличим угловую скорость. Обратимся к практике. В прыжках в длину с большой скоростью разбега очень быстрое отталкивание и, для того чтобы окончание не определило окончание маха, прыгуну приходится уменьшить радиус перемещения маховой ноги, т.е. увеличить скорость. В прыжках в высоту время отталкивания немного больше, чем у прыгунов в длину и поэтому, чтобы закончить мах раньше начала отталкивания, нужно уменьшить угловую скорость маховой ноги, т.е. выпрямить маховую ногу.
Есть прыгуны в высоту, у которых очень короткое время отталкивания (Нильсон – высота 212 см, время толчка 0,15с; Р. Павлакадзе – 218 см, время 0,12с). Такие прыгуны, как правило, мах выполняют согнутой ногой в прыжках в высоту способом, фосбери-флоп скорость отталкивания – 0,13 – 0,17с.
Коротко об углах отталкивания и об углах вылета.
Угол отталкивания измеряется в момент последнего касания грунта толчковой ногой. Он измеряется между касательной линией через положение ОЦМТ тела, носком толчковой ноги и линией горизонта. У прыгунов в высоту этот угол равен 900, а у прыгунов в длину – 75 – 800; т.е., чем дальше выводится ОЦМТ за проекцию опоры, тем меньше будет угол отталкивания. Угол вылета характеризует направление полета прыгуна в результате разбега и толчка. Чтобы определить угол вылета, нужно найти равнодействующую скорость от разбега и толчка, т.е. начальную скорость вылета.
α - угол вылета
β - угол отталкивания
V0 - начальная скорость
Зная высоту подъема ОЦМТ прыгуна (по килограмме) можно определить начальную скорость вылета тела прыгуна по формуле , где Н - высота подъема ОЦМТ.
У прыгунов в высоту угол вылета равен 53 80º, а у прыгунов в длину - 18-28º (Р. Бимон – 23º).
Полетная фаза и приземление
Полетная фаза или полет начинается в момент отрыва толчковой ноги от грунта. В зависимости от способа или вида прыжка прыгун принимает определенное положение в воздухе. Получив во время полета определенную начальную скорость и угол вылета, прыгун движется по инерции. В это время на прыгуна действуют силы сопротивления воздушной среды и сила тяжести ОЦМТ прыгуна и он движется по определенной траектории. По законам динамики, никакими движениями в фазе полета, когда прыгун находится в безопорном положении, он не может изменить траекторию полета ОЦМТ тела.
Для чего же прыгуны производят различные движения в полете?
В прыжках в длину преобладает поступательное движение, поэтому перед прыгуном в длину стоят задачи, за счет движений удержать равновесие и удержать таз и ноги на траектории движения ОЦМТ тела.
В прыжках в высоту преобладает вращательное движение, поэтому прыгуны в высоту стараются за счет определенных движений приблизить часть тела к оси вращения (увеличивается скорость вращения) и как можно пронести ОЦМТ тела над планкой. В некоторых способах прыжка в высоту прыгунам удается за счет последовательного огибания планки не только близко пронести над планкой ОЦМТ, но даже опустить ниже планки.
Рассмотрим пример с подковой
Перемещая подкову по частям над планкой, мы тем самым добиваемся момента, когда ОЦМТ подковы проходит над планкой. В зависимости от движения прыгуна в воздухе прыжки получили название способов (стилей) прыжка. В прыжках в длину это способы «согнув ноги», «прогнувшись», «ножницы»; в прыжках в высоту – «перешагивание», «перекат», «волна», «перекидной» и способ перехода через планку спиной, который после Олимпийских игр в Мехико получил название «фосбери-флоп».
Каждый прыгун, в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей, выбирает тот или иной способ прыжка.
Большое значение в прыжках в длину имеет удержание ног и таза из линии траектории движения ОЦМТ тела. За счет перемещения различных частей тела прыгун старается перед приземлением удержать таз впереди, а ноги как можно поднять выше.
Если прыгун не удержит таз впереди, то происходит «закручивание» туловища вперед, плечи уходят вперед, что, в свою очередь, приводит к уводу таза назад и опусканию ног вниз. В этом случае прыгун не использует полностью скорости полета, и прыжок получается намного короче, чем это было рассчитано теоретически. На практике мы видим, как прыгун, не использовавший полностью скорость полета, после приземления падает вперед, а не назад или в сторону.
Теоретически доказано, что если прыгун поднимает ноги на 1 см выше линии траектории полета ОЦМТ. то он приземляется на 2 см дальше.
Приземление Фаза приземления начинается с момента первого касания грунта прыгуна до прекращения движения. Прекращение полета с момента соприкосновения с землей сопряжение с кратковременной, но значительной нагрузкой не только на ноги, но на весь организм спортсмена. Мышцы разгибатели совершают уступающую работу до того момента, пока не затормозится скорость движения ОЦМТ тела до нуля. Большую роль в смягчении нагрузки в момент приземления играет длина амортизационного пути, т.е. того расстояния, на протяжении которого происходит торможение движения ОЦМТ.
Так, например, если мы совершили прыжок с 2-х метровой высоты и мгновенно затормозили движение ОЦМТ тела, то весь организм получает нагрузку, равную 20 кратному весу тела, но если мы будем тормозить движение ОЦМТ тела на расстоянии лишь 10 см, тело получит 1 кратную нагрузку.
Поэтому прыгун в длину после касания грунта ногами начинает их сгибать, удлиняя тем самым, путь торможения. Прыгун в высоту (в зависимости от способа перехода через планку) также сгибают маховую или толчковую ногу или производит перекат с маховой ноги и одноименной ей руки на спину. В связи с этим, большое значение приобретает подготовка мест приземления. В прыжках в длину тщательно вскапывается песок в яме для приземления, а в местах приземления в прыжках с шестом и в высоту приземляются на поролоновые маты.
Вопросы к семинарскому занятию.
1. Определение прыжков, цель прыжков, виды прыжков, группы прыжков. Ациклический характер прыжков, фазы прыжков.
2. Траектория движения ОЦТ прыгуна в зависимости от вида прыжка.
3. Факторы, влияющие на дальность или высоту прыжка. Горизонтальная скорость разбега, вертикальная скорость отталкивания, угловая скорость или скорость вылета.
4. Формулы определения дальности или высоты прыжка. Наиболее важные факторы, определяющие дальность или высоту прыжка.
5. Влияние вертикальной скорости разбега и скорости отталкивания на начальную скорость вылета и угол вылета в прыжках в высоту и длину.
6. Основные составляющие прыжка и их различия исходя из задач, поставленных перед прыжком в длину или в высоту.
7. Подготовка к отталкиванию. Особенности выполнения последних трех шагов разбега и влияние их на ОЦТ спортсмена.
8. Отталкивание. Фазы отталкивания и влияние их на начальную скорость вылета.
9. Полетная фаза прыжка. Влияние движений в полетной фазе на высоту и дальность прыжка. Объяснение компенсаторных движений и влияние их на высоту преодоления препятствий и технику выполнения прыжка.
10 .Влияние маховых движений рук и свободной ноги на эффективность выполнения отталкивания. Начало маха, окончание маха и взаимосвязь этих движений с отталкиванием.
11. Приземление. Влияние положения тела прыгуна перед приземлением на результат в прыжках в длину с разбега.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 538.