Невербальные средства общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Жесты, мимика, интонации – важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверно, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или читал ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации -- вербальным и невербальным -- возникает противоречие (говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое), то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация.

Австралийский специалист А.Пиз утверждает, что с помощью слов передаётся 7% информации, с помощью звуковых средств – 38%, мимики, жестов и поз – 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позы, направленность взглядов, то есть понять язык невербального (вербальный – словесный, устный) общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечёшься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника ещё и презрительная ухмылка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело – взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к беседе.

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путём. И хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Дочь у меня вот тут сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или ещё где-то? Указательное местоимение «тут» требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони по шее), тогда сказанное приобретает смысл: дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека: удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду; а также различные действия. Например. Вам знакомы следующие фразеологизмы: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!» Не случайно в различных «Риториках», начиная с античных времён, выделялись специальные главы, посвящённые жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А.Ф.Кони в «Советах лекторам» пишет:

«Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с интонацией, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, А.Ф.Кони подчёркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет её, в сочетании со словами усиливает её эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А.Ф.Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают её восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

 

Изобразительные жесты. А теперь проведём эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное движение рукой по вертикали). А рябь… (волнообразное движение – по горизонтали)». Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз и вы убедитесь, что почти никто без жеста не может обойтись, хотя дать словарное толкование несложно: винтовая лестница – спиральная, винтообразная; рябь – незначительное колебание водной поверхности, лёгкие волны. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдаётся предпочтение жесту, который называется изобразительным. Изобразительные жесты появляются в случаях, если:

· не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

· одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат всё понимает);

· необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно знать меру: нельзя этими жестами подменять слова.

Символические жесты. Вы, несомненно, не один раз бывали в театре, на концерте, смотрели выступление актёров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест – поклоны как символ благодарности за тёплый приём, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актёр широко разводит руки в стороны, как бы заключая в объятья сидящих в зале. Используется ещё такой жест: руки прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актёра к зрителям.

Другая картина. Идёт встреча КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда его называют, встаёт, поворачивается к сидящим в зале, кивает головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони, покачивая руками; третий кланяется; четвёртый приветливо машет рукой.

Такие жесты условны и называются они символическими. Некоторые из них имеют вполне определённое значение.

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнём, что жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь. Лучший жест тот, которого не замечают, потому что он органически сливается со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.

 

Техника речи. Нормы

Каждый специалист речевой профессии (учитель, лектор, актёр, диктор, комментатор, журналист и др.) знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Выступление с лекцией, докладом, выразительное чтение литературного произведения учителем в аудитории, а также речь учителя в процессе его общения с учениками в школе должны быть действенными. Речь должна быть слышна, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях.

 Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчётливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам литературного произношения. Это даёт возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство лекции. Речь учителя поможет ему воздействовать на чувства, мысли, поведение и поступки учеников.

Владеть техникой речи – значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразные комплексы упражнений для дыхания, для совершенствования голоса и дикции и составляют работу над техникой речи. Ещё древние греки отмечали, что работа над голосом – дело тонкое, трудное, требующее определённых знаний.

 

Воспитание речевого голоса

Воспитание речевого голоса – работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное – повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Помимо постоянной тренировки, необходимо следить за своей бытовой речью.

 Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышцы шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение, это – зажим. Его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих.

Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.

 

 

2.8. Культура речи студента БГАФК

Как было сказано выше, культура речи – многокомпонентное понятие, но прежде всего это:

1) грамотность построения фраз;

2) простота и ясность изложения;

3) выразительность;

4) грамотное произношение слов из обыденной речи;

5) правильное использование специальной терминологии;

6) немногословие;

7) речедвигательная координация;

 

1. Твёрдое знание грамматических правил даёт возможность студенту правильно выражать свои мысли, придаёт его речи стройный, осмысленный характер. Это облегчает восприятие и понимание того учебного материала, который он излагает.

2. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлечённое основывается на ясности мышления студента, на образности и точности приводимых для пояснения примеров.

3. Выразительность достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительной устной речи: тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность может быть использована для подчёркивания смысла упражнения. Тон речи должен быть спокойным, уверенным, властным.

Темп речи также определяет её выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, что затрудняет получение информации, так и очень медленная, действующая усыпляюще. При объяснении существенных деталей упражнения и поправках в его исполнении желательная более медленная речь, а при проведении игр, динамических упражнений целесообразно чередовать обычный, средний, темп речи с ускоренным.

Пауза при правильном использовании позволяет лучше передать смысл произнесённого слова и фразы, например, при произнесении команд: «Напра—во».

Динамика звучания голоса – варьирование его силы. Поскольку на занятиях физической культурой шум больше, чем на других, приходится говорить громче. Однако это не означает, что надо переходить на крик. Во-первых, от крика быстро садится голос, а во-вторых, это действует возбуждающе на занимающихся и приводит к снижению дисциплины.

Словарное богатство способствует образности речи, а через неё – и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь сочной, эмоциональной, поднимает настроение занимающихся.

Дикция, то есть ясное и отчётливое произношение звуков, слов, фраз облегчает понимание речи.

4. Грамотность обыденной речи не менее важна.  Недопустимы ошибки в ударениях. (Так, например, говорят «по два′», по три′» вместо «по′ два, по′ три», «кило′метр» вместо «киломе′тр» и т.п.). Ошибки встречаются при применении слов, возникших под влиянием местных диалектов. Например: «слезь с гимнастической стенки» вместо «слезай»; «ложи мяч» вместо «положи». Или ещё: «жгёт», «обождите», «бежи», «подымать» и т.д.

5. Специальная терминология занимает в словарном запасе студента большое место. Она облегчает общение и взаимопонимание между педагогом и занимающимися. Знание терминологии способствует более быстрому овладению физическими упражнениями. Часто, однако, студенты неумело применяют спортивную терминологию, употребляют режущие слух фразеологические обороты, вставляют лишние слова, жаргонные и модные словечки. Примеров много: «выпрямить заднюю ногу», «на месте стой» (вместо «стой»), «по порядку номеров рассчитайсь», «вперёд шагом марш». Нужно решительно изгонять из своей речи слова «классно», «ощетинься» и т.п. Недопустимы в речи , как бы вы ни были раздражены, оскорбления.

6. Немногословие – одно из необходимых качеств культуры речи. Некоторые студенты вместо того, чтобы чётко назвать упражнение, начинают подробнейшим образом описывать положение головы, туловища, рук, забывая о том, что вначале нужно акцентировать внимание на главных элементах. Многословие проявляется и тогда, когда, указывая на ошибки ученика, студент подвергает подробному анализу все допущенные отклонения от образца. Наконец, многословие выражается в частых повторениях.

Конечно, краткость не является самоцелью. Чрезвычайно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь.

7. Речедвигательная координация – это умение одновременно показывать и объяснять упражнения, не нарушая при этом ни качества исполнения упражнения, ни плавности и выразительности речи. Это умение особенно слабо развито у студентов, выпускников, учителей и тренеров с небольшим стажем работы.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 253.