Основные признаки литературного языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная концепция культуры речи как науки выделяет три ведущих аспекта культуры речи:

· нормативный (соблюдение действующих норм);

· этический (соблюдение определённых правил общения, этических норм поведения);

· коммуникативный (культура владения разными функциональными разновидностями языка).

Нормативный аспект культуры речи – важнейший, хотя и не единственный. Конечно, речь обязательно должна быть правильной, в ней должны соблюдаться все нормы литературного языка. Однако С.И.Ожегов в одной из последних работ писал: «Что такое высокая культура речи? Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…»

В связи с этим профессор Л.И.Скворцов выделяет две ступени овладения литературным языком – речевое мастерство и правильность речи. На первой ступени мы изучаем нормы языка и оцениваем речевые варианты так: «правильно—неправильно», «по-русски—не по-русски». Поэтому первой ступенью овладеть легче, чем второй. На второй ступени мы учимся речевому мастерству и оцениваем речевые варианты иначе: «лучше—хуже», «точнее», «уместнее». Подняться на вторую ступень помогают знания об основных коммуникативных качествах хорошей речи.

Ещё один аспект культуры речи – этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они включают речевой этикет, а именно выбор обращения на «ты» и «вы», выбор полного или сокращённого имени (Ваня или Иван Петрович), выбор обращений (гражданин, господин, сударыня), выбор способов приветствия (здравствуйте, привет, салют, до свидания, до встречи, всего доброго, всего, пока и т.п.). Этические нормы во многих случаях национальны: например, сфера общения на «вы» в английском и немецком языках не так широка, как в русском. Эти же языки допускают больше сокращённых имен. Обязательным условием хорошего владения русским языком является знание русского языкового этикета.

Очень важен следующий аспект культуры речи – коммуникативный. Основа  основ коммуникативного аспекта культуры речи – выбор нужных для данной цели общения языковых средств. Этот выбор определяется степенью владения разными функциональными разновидностями языка.

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин. Качества речи он выделяет на основе соотношения речи с другими понятиями:

1. речь—язык: правильность, богатство, чистота;

2. речь—мышление: логичность, ясность, простота, краткость;

3. речь—объективный мир: точность;

4. речь—её обстановка, содержание, назначение: уместность;

5. речь—эстетика: образность, выразительность, благозвучие.

Формы речи

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Выделяют следующие формы речи:

Внутренняя

Внешняя

Письменная

Устная

Монологическая Диалогическая

 

Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Её механизм был исследован в начале XX  века психологом Л.С.Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека – его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного – протекает в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь работает всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На языке вертится, а сказать не могу».

Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей основы – внутренней речи. Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру:

· мысленная подготовка фразы;

· воображаемое проговаривание с микродвижениями речевого аппарата;

· графическая фиксация мысли.

Устная речь может быть записана, а письменная – произнесена. Например, письменный текст при озвучивании приобретёт некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме. При подготовке публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным её исполнением. Известный лингвист А.М.Пешковский называл ораторский монолог «подделкой письменной речи под устную». Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две «стихии». Если одна из них победить, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.

В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому её считают первичной, ведущей. По словам В.Г.Костомарова, в наше время устная речь «приобрела перед письменной важное преимущество – моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов века. А также другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться». Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.

Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развёрнутое высказывание одного лица, завершённое в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монолог – это, чаще всего, публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики-стимула и реплики-реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь -- первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнёры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.

Иногда выделяют полилог. Это – обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 228.