Краткие сведения из истории культуры речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИЯ

 

 

Основы ораторского искусства и развитие культуры речи”

 

 

Исполнитель: доцент

А.Л. Новиков

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры легкой атлетики

Зав.кафедрой

________________А.Н. Конников

 “___”________________2003 г.

Протокол №____

 

Минск 2003

 

План

Введение………………………………………………………………..3

1. Краткие сведения из истории культуры речи……………………..3

1.1. Представители риторики (истории и искусства)…………..6

1.2. Этнориторика………………………………………………...10

2. Современная концепция культуры речи…………………………..10

2.1. Основные признаки литературного языка…………………11

2.2. Формы речи………………………………………………….12

2.3. Слушание как вид речевой деятельности………………….14

2.4. Чтение………………………………………………………...15

2.5. Невербальные средства общения…………………………...16

2.6. Техника речи. Нормы………………………………………..18

2.7. Воспитание речевого голоса………………………………...19

2.8. Культура речи студента БГАФК……………………………19

2.9. Особенности и функции педагогического общения………21

2.10. Стили общения……………………………………………..22

 

 

Литература

1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. Учебник для ИФК. – Санкт-Петербург, 2000.

2. Мурашов А.Л. Педагогическая риторика. – М., 2001.

3. Основы культуры речи: Хрестоматия. Учебное пособие для филологов. – М., 1984.

4. Плещенко Т.П. и др. Стилистика и культура речи. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999.

5. Русецкий В.Ф. Культура речи учителя. Учебное пособие. – Мн., 1999.

6. Русская риторика. Хрестоматия / Сост. Л.К. Граудима. – М., 1996.



Введение

 

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи как наука о языке может и должна помочь нам овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку; она научит отличать литературную речь от примитивной разговорной, поможет освободиться от «сорных» слов.

Дейл Карнеги, автор популярной в мире книги «Как приобретать друзей т оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить – это кратчайший путь к известности… Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей…».

Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.

 

Этнориторика

 

Наряду с традиционными вопросами современная риторика изучает некоторые новые научные проблемы. Одной из них является проблема взаимосвязи принципов эстетической оценки речи и национально-культурной традиции. Эта проблема является предметом этнориторики . Этнориторика исследует историю красноречия в разных литературных традициях, специфику национального понимания свойств идеальной ораторской речи, а также роль культурных факторов в выработке критериев оценки речи. Этнический идеал речевого поведения личности является главным предметом этой специальной дисциплины. Этнориторика включает исследования по следующим направлениям:

· содержательный и формальный анализ ораторских произведений в контексте национальной гуманитарной культуры;

· изучение истории красноречия в данной цивилизации;

· установление факторов, определяющих специфику риторических правил данного общества;

· изучение роли риторической традиции в общественной жизни.


2. Современная концепция культуры речи

 

Культура речи – понятие многозначное:

1. раздел филологической науки, изучающий речевую сторону жизни общества в определённую эпоху;

2. нормативность речи (соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса) и речевое мастерство (умение найти точное по значению, доходчивое, выразительное, стилистически уместное языковое средство: слово, фразеологическую или синтаксическую конструкцию). Такие значения термина «культура речи» даны в «Словаре лингвистических терминов».

 

Культура речи как научная дисциплина имеет теоретико-прикладной характер. Её теоретическая часть опирается на фонетику, грамматику, стилистику русского языка, на историю русского литературного языка. Практическая часть связана с риторикой как наукой о красноречии.

Существует четыре типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная – эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная – характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан. Проникновение её в некоторые современные средства массовой информации и художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно-разговорный – отличается общей стилистической сниженностью и огрублённостью речи, что сближает его с просторечием. Местоимение «ты» используется как обращение вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.

 

В своих ценностных рекомендациях и культура речи, и риторика всегда опирались на элитарную культуру. К овладению ею должны стремиться участники современного делового общения.

Одна из основных задач культуры речи – охрана литературного языка, его норм. Такая охрана является делом национальной важности, так как литературный язык объединяет нацию в языковом плане. Создание литературного языка – дело не простое. Ведущую роль в этом процессе играет наиболее передовая, культурная часть общества. Становление норм современного литературного языка тесно связано с именем А.С.Пушкина. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден. Он состоял из диалектов, просторечия и других обособленных образований. А.С.Пушкин смог на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного.

Литературный язык, конечно, отличается от языка художественной литературы. Но он как бы вырастает из языка художественной литературы. Главная отличительная черта последнего состоит в том, что он выполняет большую эстетическую функцию, и для этого привлекаются и литературные и нелитературные элементы (диалекты, просторечия и др.).

Литературный язык составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Он обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, законодательство, официально-деловое общение, печать, радио, телевидение. Среди разновидностей национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны) литературный язык играет ведущую роль.

 


Формы речи

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Выделяют следующие формы речи:

Внутренняя

Внешняя

Письменная

Устная

Монологическая Диалогическая

 

Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Её механизм был исследован в начале XX  века психологом Л.С.Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опускается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека – его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного – протекает в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь работает всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями. Именно об этом этапе порождения высказывания говорят: «На языке вертится, а сказать не могу».

Органическую связь между двумя видами речи психологи объясняют наличием общей основы – внутренней речи. Процесс порождения высказывания чаще всего имеет такую структуру:

· мысленная подготовка фразы;

· воображаемое проговаривание с микродвижениями речевого аппарата;

· графическая фиксация мысли.

Устная речь может быть записана, а письменная – произнесена. Например, письменный текст при озвучивании приобретёт некоторые особенности устной речи (интонационную окраску, ритм), но будет характеризоваться как письменная речь в устной форме. При подготовке публичного выступления возникает противоречие между письменной речью и устным её исполнением. Известный лингвист А.М.Пешковский называл ораторский монолог «подделкой письменной речи под устную». Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две «стихии». Если одна из них победить, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно.

В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому её считают первичной, ведущей. По словам В.Г.Костомарова, в наше время устная речь «приобрела перед письменной важное преимущество – моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов века. А также другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться». Среди источников хранения вербальной информации доминируют аудитивные, аудиовизуальные: радио, телевидение, телефонная связь. Таким образом, устная речь сегодня существует в совершенно новых разновидностях.

Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развёрнутое высказывание одного лица, завершённое в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют большую роль, чем при монологе. Монолог – это, чаще всего, публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.

Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. Структурно диалог состоит из реплики-стимула и реплики-реакции, тесно связанных по содержанию друг с другом. Диалогическая речь -- первичный, естественный вид общения. В бытовом диалоге партнёры не заботятся о форме и стиле высказывания, откровенны. Участники публичного диалога учитывают присутствие аудитории, строят речь литературно.

Иногда выделяют полилог. Это – обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.

 

Техника речи. Нормы

Каждый специалист речевой профессии (учитель, лектор, актёр, диктор, комментатор, журналист и др.) знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Выступление с лекцией, докладом, выразительное чтение литературного произведения учителем в аудитории, а также речь учителя в процессе его общения с учениками в школе должны быть действенными. Речь должна быть слышна, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях.

 Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчётливости произношения – дикции и от соответствия речи нормам литературного произношения. Это даёт возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство лекции. Речь учителя поможет ему воздействовать на чувства, мысли, поведение и поступки учеников.

Владеть техникой речи – значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразные комплексы упражнений для дыхания, для совершенствования голоса и дикции и составляют работу над техникой речи. Ещё древние греки отмечали, что работа над голосом – дело тонкое, трудное, требующее определённых знаний.

 

Воспитание речевого голоса

Воспитание речевого голоса – работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное – повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Помимо постоянной тренировки, необходимо следить за своей бытовой речью.

 Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышцы шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение, это – зажим. Его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих.

Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.

 

 

2.8. Культура речи студента БГАФК

Как было сказано выше, культура речи – многокомпонентное понятие, но прежде всего это:

1) грамотность построения фраз;

2) простота и ясность изложения;

3) выразительность;

4) грамотное произношение слов из обыденной речи;

5) правильное использование специальной терминологии;

6) немногословие;

7) речедвигательная координация;

 

1. Твёрдое знание грамматических правил даёт возможность студенту правильно выражать свои мысли, придаёт его речи стройный, осмысленный характер. Это облегчает восприятие и понимание того учебного материала, который он излагает.

2. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлечённое основывается на ясности мышления студента, на образности и точности приводимых для пояснения примеров.

3. Выразительность достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительной устной речи: тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность может быть использована для подчёркивания смысла упражнения. Тон речи должен быть спокойным, уверенным, властным.

Темп речи также определяет её выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, что затрудняет получение информации, так и очень медленная, действующая усыпляюще. При объяснении существенных деталей упражнения и поправках в его исполнении желательная более медленная речь, а при проведении игр, динамических упражнений целесообразно чередовать обычный, средний, темп речи с ускоренным.

Пауза при правильном использовании позволяет лучше передать смысл произнесённого слова и фразы, например, при произнесении команд: «Напра—во».

Динамика звучания голоса – варьирование его силы. Поскольку на занятиях физической культурой шум больше, чем на других, приходится говорить громче. Однако это не означает, что надо переходить на крик. Во-первых, от крика быстро садится голос, а во-вторых, это действует возбуждающе на занимающихся и приводит к снижению дисциплины.

Словарное богатство способствует образности речи, а через неё – и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь сочной, эмоциональной, поднимает настроение занимающихся.

Дикция, то есть ясное и отчётливое произношение звуков, слов, фраз облегчает понимание речи.

4. Грамотность обыденной речи не менее важна.  Недопустимы ошибки в ударениях. (Так, например, говорят «по два′», по три′» вместо «по′ два, по′ три», «кило′метр» вместо «киломе′тр» и т.п.). Ошибки встречаются при применении слов, возникших под влиянием местных диалектов. Например: «слезь с гимнастической стенки» вместо «слезай»; «ложи мяч» вместо «положи». Или ещё: «жгёт», «обождите», «бежи», «подымать» и т.д.

5. Специальная терминология занимает в словарном запасе студента большое место. Она облегчает общение и взаимопонимание между педагогом и занимающимися. Знание терминологии способствует более быстрому овладению физическими упражнениями. Часто, однако, студенты неумело применяют спортивную терминологию, употребляют режущие слух фразеологические обороты, вставляют лишние слова, жаргонные и модные словечки. Примеров много: «выпрямить заднюю ногу», «на месте стой» (вместо «стой»), «по порядку номеров рассчитайсь», «вперёд шагом марш». Нужно решительно изгонять из своей речи слова «классно», «ощетинься» и т.п. Недопустимы в речи , как бы вы ни были раздражены, оскорбления.

6. Немногословие – одно из необходимых качеств культуры речи. Некоторые студенты вместо того, чтобы чётко назвать упражнение, начинают подробнейшим образом описывать положение головы, туловища, рук, забывая о том, что вначале нужно акцентировать внимание на главных элементах. Многословие проявляется и тогда, когда, указывая на ошибки ученика, студент подвергает подробному анализу все допущенные отклонения от образца. Наконец, многословие выражается в частых повторениях.

Конечно, краткость не является самоцелью. Чрезвычайно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь.

7. Речедвигательная координация – это умение одновременно показывать и объяснять упражнения, не нарушая при этом ни качества исполнения упражнения, ни плавности и выразительности речи. Это умение особенно слабо развито у студентов, выпускников, учителей и тренеров с небольшим стажем работы.

 

 

Стили общения

Имеется несколько подходов к выделению стилей общения. Один из них основывается на привязке стиля общения к стилю руководства: авторитарному стилю руководства соответствует авторитарный (императивный) стиль общения, демократическому стилю руководства – демократический стиль общения. При этом речь идёт не об их отождествлении, так как стиль руководства характеризуется не только стилем общения, но и способом принятия решения (единоличным или коллегиальным), ориентацией на инициативность подчинённых или же на жёсткую регламентацию их активности и т.д. Поэтому стиль общения относится к стилю руководства как часть к целому.

Авторитарный и демократический стили общения различаются по форме выражения воздействий, частоте использования тех или иных форм воздействия и широте общения.

Таблица 1

ЛЕКЦИЯ

 

 

Основы ораторского искусства и развитие культуры речи”

 

 

Исполнитель: доцент

А.Л. Новиков

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры легкой атлетики

Зав.кафедрой

________________А.Н. Конников

 “___”________________2003 г.

Протокол №____

 

Минск 2003

 

План

Введение………………………………………………………………..3

1. Краткие сведения из истории культуры речи……………………..3

1.1. Представители риторики (истории и искусства)…………..6

1.2. Этнориторика………………………………………………...10

2. Современная концепция культуры речи…………………………..10

2.1. Основные признаки литературного языка…………………11

2.2. Формы речи………………………………………………….12

2.3. Слушание как вид речевой деятельности………………….14

2.4. Чтение………………………………………………………...15

2.5. Невербальные средства общения…………………………...16

2.6. Техника речи. Нормы………………………………………..18

2.7. Воспитание речевого голоса………………………………...19

2.8. Культура речи студента БГАФК……………………………19

2.9. Особенности и функции педагогического общения………21

2.10. Стили общения……………………………………………..22

 

 

Литература

1. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. Учебник для ИФК. – Санкт-Петербург, 2000.

2. Мурашов А.Л. Педагогическая риторика. – М., 2001.

3. Основы культуры речи: Хрестоматия. Учебное пособие для филологов. – М., 1984.

4. Плещенко Т.П. и др. Стилистика и культура речи. Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1999.

5. Русецкий В.Ф. Культура речи учителя. Учебное пособие. – Мн., 1999.

6. Русская риторика. Хрестоматия / Сост. Л.К. Граудима. – М., 1996.



Введение

 

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи как наука о языке может и должна помочь нам овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку; она научит отличать литературную речь от примитивной разговорной, поможет освободиться от «сорных» слов.

Дейл Карнеги, автор популярной в мире книги «Как приобретать друзей т оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить – это кратчайший путь к известности… Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей…».

Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки.

 

Краткие сведения из истории культуры речи

 

Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства.

Как сделать речь убедительной и выразительной, доступной и краткой, точной и уместной, богатой и чистой? Над этим вопросом размышляли ораторы и учёные, полководцы и общественные деятели ещё в IV веке до н.э. Именно тогда, в античности, возникла наука о красноречии, или риторика.

Риторика – наука об искусстве красноречия – существует с древнейших времён и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах:

· в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления – мышления философского, политического, художественного;

· в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально;

· в ХХ веке само слово «риторика» стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи.

 

Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.

Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Софисты (учителя философии и риторики) постоянно подчёркивали силу слова. Горгий в речи «Похвала Елене» утверждал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо он может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами – в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты – представители школы философов-просветителей – обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей.

Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории.

Иного мнения придерживался Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия убеждать публику в чём угодно.

 

Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом было поэтому необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространённым явлением.

 

В новых духовных условиях средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений. Цитирование и ссылки на авторитеты становятся основными элементами выступлений.

 

Новое время, начавшееся западноевропейским возрождением, ознаменовалось бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие вновь приобретает более широкое распространение и получает социально-политическую направленность. Характерное для новой эпохи понимание задач риторики отражено в словах физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662): «Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием они захотели в неё вникнуть».

 

В современную эпоху риторика занимает прочное место в программах школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени.

Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике. Современная риторика – это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука – поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.

 

Риторики в России. В России первой книгой по риторике был перевод начала XVII века, сделанный, предположительно, митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизменённый при переводе, дошёл до нас в 34 списках. В этой книге даётся представление о риторике, её частях, видах речей и украшении речи.

В 1699 г. Появляется новая «Риторика», автором которой был, вероятно, М.И.Усачёв.

Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале XVIII века на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного автором в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

Значительный вклад в развитие риторики сделал М.В.Ломоносов (1711-1765), написав «Краткое руководство к красноречию» (1748).

В XIX веке расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-х годов. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-й половине XIX века развивается академическое красноречие.

В начале XX века активизация политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи. Теоретический интерес к риторике достиг вершины в 20-е годы ХХ века. В 1918 году в Петрограде был создан Институт живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся учёные и общественные деятели: В.Э.Мейерхольд, А.В.Луначарский, Л.В.Щерба, Н.А.Энгельгардт, Б.М.Эйхенбаум, Л.П.Якубинский. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. К началу 30-х годов институт прекратил своё существование.

 В условиях тоталитарного строя ораторское искусство стало лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина. Само слово «риторика» в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи. Содержание речи резко противопоставлялось её форме. Забота о форме речи нередко объявлялась излишней, уводящей от сути дела. В красивой речи подозревалось сокрытие враждебного содержания. Серьёзные логические аргументы в случае их расхождения с советской идеологией рассматривались как хитрые уловки софистов. В таких условиях в споре побеждал не тот, кто говорил убедительнее, и даже не тот, кто излагал точку зрения в более точном соответствии идеологическим догмам, а тот, кто получал поддержку вышестоящего руководства. Ясно, что при таком положении ораторское мастерство не могло иметь какого-либо значения, и риторика не имела общественного признания.

Демократизация общественной жизни в конце 1980-х – начале 1990-х годов изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике.

Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ. В университетах риторику изучают филологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью, юристы. Риторика стала темой научных статей и конференций. Выходят учебники по этой дисциплине. Теперь у студентов уже есть возможность получить необходимые знания в этой области; главное – проявить к этому интерес и приложить необходимые усилия, наградой за которые будет авторитет в обществе, поскольку общество постепенно начинает ценить красивое и умное слово.

 

1.1. Представители риторики (теории искусства)

 

Среди первых выдающихся представителей античной риторики называют Горгия (ок.480-380 гг. до н.э.), Лисия (435-38- до н.э.), Демосфена (ок.384-322 до н.э.). Наибольший вклад в теорию красноречия внесли греческие философы Платон (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.).

Платон изложил мысли своего учителя Сократа в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист», «Федр», центральным персонажем которых как раз и является Сократ. Платон определяет софистику как мнимую мудрость и противопоставляет риторике софистов подлинное красноречие, основанное на знании истины. Целью речи является познание истины, т.е. определение сущности предмета, для чего необходимо сначала чётко определить предмет речи.

В диалоге «Федр» говорится о построении речи, По мысли Платона, на первом месте должно быть вступление, на втором – изложение, на третьем – доказательства, на четвёртом – правдоподобные выводы. Возможны ещё подтверждение  и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

  Аристотель, ученик Платона, написал «Риторику», сочинение из трёх книг. В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета…». Во второй книге говорится о «причинах, возбуждающих доверие к говорящему». Это «разум, добродетель и благорасположение». Аристотель советует оратору помнить о возрасте, происхождении и общественном положении слушателей, учит приёмам убеждения и отводит много места логическим доказательствам. Третья книга «Риторики» посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю, который ставится в зависимость от предмета изложения.

Цицерон. Вершиной ораторского искусства в Древнем Риме явилась деятельность Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) – крупнейшего оратора, писателя и политика. Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют прежде всего три книги:

· «Об ораторе», в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора- философа;

· «Брут, или О знаменитых ораторах» - книга, содержащая историю красноречия;

· «Оратор» - сочинение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал Цицерона.

Цицерон полагает, что подлинное красноречие представляет собой далеко не простое искусство, которое основывается, прежде всего, на глубоком знании предмета. В античности философы и риторы спорили о том, является ли риторика наукой. Философы утверждали, что риторика не есть наука. Риторы считали иначе. Цицерон предложил своё решение: риторика не является истинной (умозрительной) наукой, но представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Он придерживался классический схемы членения риторического процесса.

Риторический процесс – это весь путь от мысли к звучащему публичному слову. Классическая схема его состоит из пяти частей:

· найти, что сказать;

· найденное расположить по порядку;

· придать ему словесную форму;

· утвердить всё это в памяти;

· произнести.

Квинтилиан . Другим представителем древнеримского красноречия является знаменитый оратор Марк Фабий Квинтилиан (35-96 н.э.) – автор обширного сочинения в двенадцати книгах «Риторические наставления». В этом труде учтён опыт классической риторики и собственный опыт автора как преподавателя риторики и судебного оратора. Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, даёт рекомендации для составления блестящих речей и чтения художественных произведений.

 

Риторика и ораторы средневековой Европы. В средневековье прославились такие ораторы, как Иоанн Златоуст (ум. в 407 н.э.) и Фома Аквинский (1225-1274). Иоанн Златоуст считался идеальным византийским проповедником. Фома Аквинский заложил основы теории церковного красноречия.

Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б.Паскаль, М.Монтень, Ж.Лабрюйер, Ф.Бэкон, Г.Лихтенберг. Французский писатель XVII века Ж.Лабрюйер писал, что «красноречие – это дар, позволяющий нам овладевать умом и сердцем собеседника, способность втолковывать или внушать ему всё, что нам угодно».

 

Риторика и ораторы в России. Основоположниками риторики в России были М.В.Ломоносов, И.С.Рижский, А.Ф.Мерзляков, М.М.Сперанский.

Ректор Харьковского университета, профессор красноречия и русского языка Иван Степанович Рижский был автором «Опыта риторики», издававшегося в 1795, 1805 и 1822 годах. Задачу оратора Рижский видит в воздействии на ум и чувства слушателей силою слова, которая, по его мнению, заключается в выразительности и изобразительности. Рижский выделил жанры больших речей, определил случаи нарушения чистоты речи.

«Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических» русского поэта и переводчика Алексея Фёдоровича Мерзлякова была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона и пользовалась большой популярностью в первой трети XIX века. Мерзляков называет следующие цели оратора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Мерзляков считает, что красноречие обязательно должно иметь благородную цель – распространение познания, открытие новых истин.

Книга А.С.Никольского «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах» (1790) посвящена вопросу о жанрово-ситуативных формах речи, характеристикам прозаической и стихотворной речи.

Александр Иванович Галич, один из учителей Пушкина, преподавал в Царскосельском лицее русскую и латинскую словесность. В 1830 году вышла в свет его книга «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений».

Другой преподаватель Царскосельского лицея Николай Фёдорович Кошанский является автором «Частной реторики» (1832) и «Общей реторики»(1854). (Такое написание слова «риторика» употреблялось в качестве варианта в XIX веке: оно соответствует правописанию этого слова в греческом языке.). Общая риторика содержит главные, начальные, правила всех прозаических сочинений; частная риторика, основываясь на общей, рассматривает каждое прозаическое произведение, его достоинства и недостатки.

Большой вклад в развитие российской риторики внесла книга М.М.Сперанского «Правила высшего красноречия», посмертно опубликованная в 1844 году. Сперанский был крупным государственным деятелем эпохи Александра I. В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи.

Последние работы по риторике, продолжающие традиции XIX века, были связаны с деятельностью Института Живого Слова. В «Записках Института Живого Слова» (1919) были опубликованы «Программа курса лекций по теории красноречия (риторика)» Н.А.Энгельгардта и работа А.Ф.Кони «Живое слово и приёмы обращения с ним в различных областях». В 20-е годы XX века риторика была исключена из школьного и вузовского обучения.

 

Риторика есть наука о всякой предложенной материи

 красно говорить и писать. (М.В.Ломоносов).

Риторика опирается на следующие науки:

 


философия,
логика,
психология,
педагогика,
этика,
литературоведение,
лингвистика.

 


Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия. Лингвисты разрабатывают теорию культуры речи, дают рекомендации, как говорить правильно. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого общения. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление.

Риторика как учебный предмет определяется так: это филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности. Ораторское искусство лишь условно называется искусством, в значительной степени это – деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных.

На протяжении веков на первый план выдвигались разные стороны ораторского искусства. Во времена греческой античности одной из ведущих была формула «риторика – искусство убеждать». В теории римского красноречия наиболее популярно было определение Квинтилиана: «риторика – это искусство говорить хорошо». Во времена средневековья и Возрождения актуальной была такая трактовка: «риторика – это искусство украшения речи». Таким образом, ораторское искусство – явление историческое, Оценивая деятельность того или иного оратора, мы всегда должны учитывать ту историческую эпоху, которая его породила.











Этнориторика

 

Наряду с традиционными вопросами современная риторика изучает некоторые новые научные проблемы. Одной из них является проблема взаимосвязи принципов эстетической оценки речи и национально-культурной традиции. Эта проблема является предметом этнориторики . Этнориторика исследует историю красноречия в разных литературных традициях, специфику национального понимания свойств идеальной ораторской речи, а также роль культурных факторов в выработке критериев оценки речи. Этнический идеал речевого поведения личности является главным предметом этой специальной дисциплины. Этнориторика включает исследования по следующим направлениям:

· содержательный и формальный анализ ораторских произведений в контексте национальной гуманитарной культуры;

· изучение истории красноречия в данной цивилизации;

· установление факторов, определяющих специфику риторических правил данного общества;

· изучение роли риторической традиции в общественной жизни.


2. Современная концепция культуры речи

 

Культура речи – понятие многозначное:

1. раздел филологической науки, изучающий речевую сторону жизни общества в определённую эпоху;

2. нормативность речи (соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса) и речевое мастерство (умение найти точное по значению, доходчивое, выразительное, стилистически уместное языковое средство: слово, фразеологическую или синтаксическую конструкцию). Такие значения термина «культура речи» даны в «Словаре лингвистических терминов».

 

Культура речи как научная дисциплина имеет теоретико-прикладной характер. Её теоретическая часть опирается на фонетику, грамматику, стилистику русского языка, на историю русского литературного языка. Практическая часть связана с риторикой как наукой о красноречии.

Существует четыре типа речевой культуры носителей литературного языка.

Элитарная – эталонная речевая культура, означающая свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Ей присуще строгое соблюдение всех норм, безусловный запрет грубых выражений.

Среднелитературная – характеризуется неполным соблюдением норм, чрезмерным насыщением речи книжными либо разговорными словами. Носителями этой речевой культуры является большинство образованных горожан. Проникновение её в некоторые современные средства массовой информации и художественные произведения способствует широкому распространению.

Литературно-разговорный и фамильярно-разговорный тип объединяет тех коммуникантов, которые владеют только разговорным стилем. Фамильярно-разговорный – отличается общей стилистической сниженностью и огрублённостью речи, что сближает его с просторечием. Местоимение «ты» используется как обращение вне зависимости от возраста собеседника и степени знакомства с ним.

 

В своих ценностных рекомендациях и культура речи, и риторика всегда опирались на элитарную культуру. К овладению ею должны стремиться участники современного делового общения.

Одна из основных задач культуры речи – охрана литературного языка, его норм. Такая охрана является делом национальной важности, так как литературный язык объединяет нацию в языковом плане. Создание литературного языка – дело не простое. Ведущую роль в этом процессе играет наиболее передовая, культурная часть общества. Становление норм современного литературного языка тесно связано с именем А.С.Пушкина. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден. Он состоял из диалектов, просторечия и других обособленных образований. А.С.Пушкин смог на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного.

Литературный язык, конечно, отличается от языка художественной литературы. Но он как бы вырастает из языка художественной литературы. Главная отличительная черта последнего состоит в том, что он выполняет большую эстетическую функцию, и для этого привлекаются и литературные и нелитературные элементы (диалекты, просторечия и др.).

Литературный язык составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Он обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, законодательство, официально-деловое общение, печать, радио, телевидение. Среди разновидностей национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны) литературный язык играет ведущую роль.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 551.