«Буллинг - как определить. Алгоритм действий»
Семинар-практикум с элементами тренинга планируется как первичный для классных руководителей 6-9 классов образовательных организаций.
Количество участников- не более 15 человек, время проведения 1час 40 минут. В конспекте семинара красным цветом выделены комментарии к упражнениям (К.), которые являются пояснением для специалиста, проводящего подобный семинар впервые.
Цель семинара:
Профилактика буллинга в среде детей и подростков в образовательных организациях.
Задачи семинара:
1. Ознакомление педагогов образовательных организацийс теоретическими основами такого явления, как буллинг.
2. Разработка алгоритма действий классного руководителя в ситуации определения буллинга.
Оборудование: мультимедийное оборудование, мягкая игрушка.
Ход семинара:
Вводное слово:
сегодняшний семинар практикум посвящен актуальной теме буллинга. Что это, как его определить и что дальше делать Вам, как педагогам, мы попробуем понять на сегодняшнем семинаре-практикуме. Наш семинар будет длиться 1 час 40 минут.
Упражнение «Ассоциации» (в кругу) – ассоциации со словомбуллинг- первое, что приходит в голову, когда слышите это слово. ( игрушка передается по часовой либо против часовой стрелки. ).
К.Некоторые педагоги могут ответить- «просто иностранное слово», либо «затрудняюсь ответить». В этом случае не нужно пояснять, что это такое.
Начнем с небольшой теории. Презентация (приложение 1).
После просмотра презентации – вопросы по кругу:
- Сталкивались ли вы когда-нибудь с буллингом, в тот период, когда были ребенком?
- Что вы помните о том времени?
- Какие чувства и эмоции ситуация вызывала у вас тогда?
К.Предположительно большинство педагогов ответят «нет», но 2-3 человека обязательно вспомнят подобные ситуации, в которых сами были либо жертвой, либо наблюдателем. Если группа недостаточно идет на контакт, можно начать с себя (своя история может быть придумана).
Основное упражнение. Участники делятся на мини-группы. В каждой группе по 3 человека. Один из участников группы-жертва, другой-преследователь, третий- наблюдатель. Кто и кем будет - участники выбирают сами (предлагаются перевернутые листочки с определенными ролями, педагоги вытягивают, не зная какая роль достанется.) Группе необходимо придумать и разыграть ситуацию буллинга по тем ролям, которые им достались. Задача участников - обсудить ситуацию в мини-группе (5-7 минут), а затем каждая мини-группа представляет ее всем от лица каждого участника, определяют и вид буллинга. Каждый участник, кроме объяснения своей роли в ситуации, говорит, какие чувства он испытывает.
К.Это упражнение является основным в семинаре. В случае, если участникам сложно описать свою роль, необходимо помочь с помощью вопросов. Например: вы в этой ситуации жертва, вам нравится быть жертвой? Почему? Вы в этой ситуации преследователь. Вас устраивает, что вы травите жертву? Почему? Вы в этой ситуации наблюдатель. Вам комфортно от того, что вы видите? Вы хотите что- то изменить? Как вы думаете, каким образом это можно сделать?
Не во всех ситуациях прописан «наблюдатель», но он несомненно есть, в этом случае участник сам определяет, какой он из наблюдателей, на этом необходимо сделать акцент при раздаче ситуаций.
Цель упражнения - помочь педагогам понять (почувствовать) причины поведения жертвы, наблюдателя, преследователя.
Разминка «Гражданская оборона».
Способствует повышению групповой динамики.
Участники прогуливаются по помещению. Ведущий выкрикивает фразу:
«Внимание! На нас напали (пираты, икота, угрызения совести и т.п.). После сигнала опасности все участники должны собраться тесной группой в центре помещения, спрятав в середину (маленьких ростом, женщин, блондинов и т.д.) и сказать хором: «Дадим отпор…(пиратам, икоте, угрызениям совести и т.п.). Группа опять разбредается по помещению и игра продолжается. (Из книги А.Чурикова В.Снегирева «Копилки для тренера» СПб. 2006 г.)
К.Можно предложить педагогам это упражнение для использования в работе с классом, как направленное на сплочение коллектива.
После разминки – работа в круге:
- Как вы считаете, какие сложившиеся ситуации в вашем классе могут привлечь ваше внимание?
- По каким симптомам вы можете предположить, что в классе имеет место буллинг.
К.В обсуждении желательно выйти на то, что педагог (классный руководитель) в первую очередь может определить проблему в классе методом наблюдения. В итоге обсуждения - резюмировать этот момент. Возможно, предложить на обсуждение варианты фиксирования наблюдений и временные рамки (2 либо 4 раза в год и т.д.)
Работа в группах. Участники делятся на две группы.
Первая группа предлагает варианты действий педагога после того, как определилось, что в классе существует буллинг.
Вторая группа предлагает варианты действий, которые ни в коем случае не должен осуществлять педагог после того, как определилось, что в классе существует буллинг.
Варианты двух групп записываются на доске (ватмане) и обсуждаются со всеми участниками.
Ведущий подводит итог семинара.
Рефлексия.
- Считаете ли вы информацию, которая представлена на семинаре нужной для себя?
- Пригодится ли Вам эта информация в дальнейшей работе?
- Прокомментируйте саму организацию и проведение семинара (по желанию).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.