Городское методическое объединение социальных педагогов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Авторы-составители:

Безносова Людмила Николаевна

педагог-психолог МБОУ «СОШ №40»

Кузяева Ольга Викторовна

педагог-психолог МАОУ «Гимназия №56»

Редругина Татьяна Леонидовна

зам. директора по ВР МБВСОУ «Центр образования №17»

Максимчук Светлана Викторовна

социальный педагог МБОУ «СОШ №51»

Рассомахина Екатерина Владимировна

социальный педагог МАОУ «Гимназия №56»

Русанова Екатерина Дмитриевна

педагог-психолог МБОУ «СОШ №16»

Екимова Валерия Викторовна

Социальный педагог МБОУ «СОШ №16»

 

Общая редакция:

Стешенкова Вера Леонидовна –

педагог-психолог МБОУ ДО

«Дворец детского (юношеского) творчества»

ИЖЕВСК, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

1 АНТИБУЛЛИНГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ………………………………... 3
2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ……………………………………………….     13
3 Киноклуб. Фильм Р.А. Быкова «Чучело»……………………………………. 13
4 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ………………………………   19
5 Информационная памятка учителю «Как предотвратить и преодолеть школьный буллинг»………………………………………………   19
6 Семинар- практикум с элементами тренинга  «Буллинг - как определить. Алгоритм действий»…………………………………………...   24
7 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ……………….     27
8 Информационная памятка родителю «Как распознать буллинг и что делать дальше?»…………………………………………………………..   27
9 Родительское собрание по профилактике буллинга в школьной среде «Чужой среди своих»…………………………………………………………...   31
10 РЕСУРСНЫЙ КАТАЛОГ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА……………………………………   37
11 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………. 39

АНТИБУЛЛИНГОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ПРЕАМБУЛА

Образовательные учреждения, общественные организации, органы государственной власти независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, подписавшие настоящее положение, далее именуемые – Стороны («Организации» или «Образовательные учреждения»), признавая, что:

— в соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия под-вергнут медицинским, научным или иным опытам, каждый имеет право на неприкос-новенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

— в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, «никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»;

— в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию»;

— в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию»;

— в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах «участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира»;

— в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «педагогические работники, обучающиеся обязаны соблюдать локальные акты образовательной организации и иные локальные нормативные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, а также то, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации»,

будучи убеждены, что:

— образовательный процесс должен строиться на основах взаимного уважения всех участников;

— создание комфортной и безопасной среды для учеников и учителей в образовательных учреждениях является залогом повышения качества образования, формирования самостоятельной полноценной личности, ответственного члена гражданского общества;

— уважение достоинств и особенностей каждого участника образовательного процесса, атмосфера уважения каждой личности и дружелюбия в Образовательных учреждениях являются обязательными условиями воспитания и образования, договорились о нижеследующем:

Стороны обязуются утвердить настоящее положение в качестве внутреннего нормативного документа и обеспечить ее соблюдение всеми участниками образовательного процесса, как они определены ниже:

ЦЕЛИ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение принято и утверждено с целью предупреждения и недопущения школьной травли (буллинга), а также определения порядка взаимодействия при обнаружении признаков школьной травли (буллинга).

Настоящее Положение устанавливает правила поведения, права и обязанности организаций, их руководителей, их работников, учащихся, родителей и иных законных представителей учащихся при взаимном общении (как внутри учреждений, так и за их пределами, включая общение в сети Интернет).

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Школьная травля (буллинг) – систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение группы лиц, являющихся участниками образовательного процесса, в отношении одного или нескольких лиц.

Школьной травлей (буллингом) признаются, в частности:

— бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли);

— исключение из группы;

— обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных прозвищ;

— умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества;

— публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли;

— распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений);

— кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет);

— любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли;

2.2. Сторонами травли являются:

• зачинщик травли (буллинга) – лицо, которое с использованием своего особого положения в коллективе, связанного как с властными полномочиями, так и с физическим, интеллектуальным или иным преимуществом, является организатором травли. Зачинщиком травли может быть признан как любой участник образовательного процесса, а также сотрудник Образовательного учреждения, так и один или несколько родственников учащегося;

• жертва травли (буллинга) – лицо, в отношении которого осуществляется травля;

• участник травли (буллинга) – лицо, которое по предложению зачинщика травли присоединилось к травле;

• свидетель травли – участник образовательного процесса, сотрудник Образовательного учреждения, законный представитель учащегося, которому стало известно об эпизодах травли.

2.3. Организация травли (буллинга)– объединение группы с призывами осуществлять в отношении одного или нескольких лиц недружественные и агрессивные действия, имеющие признаки травли (буллинга), в соответствии с настоящим Положением.

2.3. Участниками образовательного процесса являются:

• сотрудник Образовательного учреждения – лицо, выполняющее трудовую функцию на территории Образовательного учреждения;

• директор Образовательного учреждения – сотрудник Образовательного учреждения, осуществляющий руководство им;

• администрация Образовательного учреждения – сотрудники Образовательного учреждения, на которых, в соответствии с внутренними документами Образовательного учреждения, возложены руководящие функции;

• педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с Образовательным учреждением и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

• учащийся - несовершеннолетний, осваивающий образовательную программу в Образовательном учреждении, являющиеся стороной настоящего Положения;

• законный представитель учащегося – родитель, попечитель, опекун учащегося, являющийся его законным представителем в соответствии с законодательством РФ.

• сотрудник сторонних организаций, привлеченных к профилактической работе.

Учащиеся, их родители (или иные законные представители), сотрудники Образовательного учреждения могут являться любой из сторон травли.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.