Вопросы для обсуждения:
- Что значит быть членом группы?
- Какие правила существуют в этом классе?
- Когда Лена пришла первый раз в этот класс, как ее встретили большинство учеников? Почему она смеялась вместе с ними?
- Почему класс подчинялся идеям и приказам Кнопки?
- Кто в фильме принадлежит группе, кто нет? Как вы это поняли?
- Возможно ли, быть в группе и сохранить свои ценности? Кому это удалось?
- Какие ценности, правила существуют в вашем классе? Что бы вы еще хотели добавить к ним?
Комментарий.Класс ведет себя единодушно, подчиняясь идеям и приказам Кнопки, кроме Васильева, который не считает такие средства приемлемыми. Страх стать изгоем движет детьми, когда каждый подкладывает дрова в костер, сжигая чучело, изображающее Лену. Принадлежность к группе дает им возможность не принимать решения самим и снимает с них ответственность за поступки.
Тема «Предательство-справедливость»
В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости, которое заключается для них в том, что виновный должен быть наказан. «Предателям нет прощения», – говорит Железная Кнопка (Миронова).
- Что такое справедливость?
- Были ли герои справедливы, отстаивая свою справедливость?
- Кто такой предатель?
-Почему Лену ребята считали предателем? Как бы вы поступили на ее месте?
-А был ли предатель на самом деле?
- Почему люди идут на предательство?
- Надо прощать предательство? Как поступить, если тебя предали?
Тема «Жестокость - милосердие».
Лена сказала ребятам: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».
- Почему Ленка в глазах ребят – «чучело», а для дедушки - «красавица», «чудный человек»?
- В чем проявлялась жестокость ребят на протяжении всего фильма, когда девочка только пришла в класс и потом?
- Что чувствовала Лена, когда ребята с ней так поступали?
- Кто помог Лене выстоять, кто был всегда рядом с ней?Как бы вы поддержали Лену?
- В чём вы видите причину этой жестокости и при каких условиях её можно было бы не допустить?
- Что же делать, если по какой-то причине, мы оказались в подобной ситуации? Напишите несколько советов.
-Почему дедушка Лены самую дорогую картину (портрет его бабушки) оставляет школе, детям, которые травили его внучку?
- Что значит быть милосердным? В каких ситуациях мы можем увидеть проявление милосердия? Приведите примеры из собственного опыта, где вы или ваши близкие, друзья проявляли милосердие.
Комментарий. Насмешки, оскорбления, преследование, бойкот, травля (буллинг), избиение – жестокие средства наказания детьми своей одноклассницы. Не менее жестоки взрослые. Никто не вмешался, хотя все видели происходящее (тетя Клава, учительница, экскурсионная группа).
В животном мире моббинг – это когда внутри стада одна из особей подвергается насилию со стороны остальных. Например, в стае волков или дельфинов.
В жизни коллектива учащихся, моббинг – «это коллективный психологический террор, систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».
Бойкот (по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка)
Буллинг (травля)–агрессивное преследование одного из членов коллектива.
Советы. Как не позволять себя обижать? (пример)
· Не бойся агрессора, держись уверенно.
· Постарайся сохранять спокойствие, говори четко и твердо.
· Не груби в ответ и не дерись.
· Твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение.
· Обратись за помощью к друзьям или старшим, если не сможешь справиться сам.
· И самое главное - никогда не оставайтесь один на один с проблемой.
5. Представление группами результатов работы.
Время выступления – 3 минуты. Дополнительные вопросы и дополнения – 2 минуты.
4. Заключение.
Что дал этот фильм лично вам? Чему учит фильм «Чучело»?Попробуйте назвать эти драгоценные качества.Напишите их на листочках и прикрепите к нашему дереву Добра (на доске силуэт дерева).
Завершить киноклуб словами В.А.Сухомлинского: «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе».
l Учитесь управлять собой.
l Во всем ищите добрые начала.
l И, споря с трудною судьбой,
l Умейте начинать сначала.
l Споткнувшись, самому вставать,
l В себе самом искать опору
l При быстром продвиженье в гору
l Друзей в пути не растерять…
l Не злобствуйте, не исходите ядом,
l Не радуйтесь чужой беде,
l Ищите лишь добро везде,
l Особенно упорно в тех, кто рядом.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дата: 2019-12-10, просмотров: 358.