Тема 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПРОЧИХ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ПРОЧИХ

Учет поступления основных средств

 

Объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена.

В бухгалтерском учете приобретенные (созданные) основные средства зачисляются на баланс по первоначальной стоимости (п. 7 П(С)БУ 7 «Основные средства»). При этом первоначальная стоимость– это историческая (фактическая) себестоимость необоротных активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных), израсходованных для приобретения (создания) необоротных активов (п. 4 П(С)БУ 7).

Состав расходов, которые включаются в первоначальную стоимость основных средств (общие правила), представлен на рис. 6.1.

Первоначальная стоимость объекта основных средств (п. 8 ПСБУ 7)

 

 

 
 

 

 


Рисунок 6.1 - Общие правила формирования первоначальной стоимости основных средств

 

П(С)БУ 7 также определяет особенности формирования первоначальной стоимости безвозмездно полученных, внесенных в уставный капитал, переведенных из состава оборотных активов, приобретенных в результате обмена основных средств (рис. 6.2).

Следует помнить, что первоначальная стоимость основных средств увеличивается с одновременным созданием обеспечения на обоснованную расчетом сумму обязательства, которое в соответствии с законодательством возникает у предприятия относительно демонтажа, перемещения этого объекта и приведения земельного участка, на котором он расположен, до состояния, пригодного для дальнейшего использования (рекультивация земель).

 

 

 


Рисунок 6.2 - Первоначальная оценка основных средств

 

Следует помнить, что первоначальная стоимость основных средств увеличивается с одновременным созданием обеспечения на обоснованную расчетом сумму обязательства, которое в соответствии с законодательством возникает у предприятия относительно демонтажа, перемещения этого объекта и приведения земельного участка, на котором он расположен до состояния, пригодного для дальнейшего использования (рекультивация земель).

Первоначальная стоимость основных средств, обязательства по которым установлены в общей сумме, определятся путем распределения этой суммы пропорционально справедливой стоимости отдельного объекта основных средств.

В случае если основные средства приобретены (созданы) полностью или частично за счет заемного капитала (например, бан­ковского кредита), то расходы в уплату процентов за пользование кредитом могут быть включены в первоначальную стоимость тех основных средств, которые относятся к квалификационным активам согласно П(С)БУ 31 «Финансовые расходы».

Общая схема учета поступления основных средств приведена на рис. 6.3. Основанием для зачисления основных средств на баланс являются первичные документы (накладная поставщика, товарный (фискальный) чек, акт приемки выполненных строительных работ (форма КБ-2в), справка о стоимости выполненных строительных работ (форма КБ-3) и т.д.). Ввод в эксплуатацию объекта основных средств оформляется актом приемки-передачи (форма № ОЗ-1).

Для аналитического учета и обеспечения наблюдения за использованием основных средств в местах эксплуатации каждому объекту присваивается инвентарный номер и открывается инвентарная карточка (форма № ОЗ-6). Карточки регистрируются в описи инвентарных карточек (форма № ОЗ-7).

Пообъектный учет основных средств по месту их нахождения (эксплуатации) ведется в инвентарном списке основных средств (форма № ОЗ-9).

При ручной обработ­ке учетной документации ежемесячно итоговые данные инвентарных карточек заносятся в карточку учета движения основных средств (форма № ОЗ-8) по классификационным группам. Информация, содержащаяся в этой карточке, переносится в регистр синтетического учета – Журнал 4.

Для целей бухгалтерского учета основные средства классифицируются по группам, учет которых ведется на счетах класса 1: 10 - «Основные средства» и 11 - «Прочие необоротные материальные активы»;

Расходы на приобретение и создание основных средств являются капитальными инвестициями. Сначала они накапливаются на субсчетах счета 15 «Капитальные инвестиции», а при вводе в эксплуатацию объекта списываются с кредита этого счета в дебет счетов 10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы».

 


При этом следует помнить, что если основные средства поступают безвозмездно, в качестве взноса в уставный капитал или приобретаются за счет средств целевого финансирования, счет 15 «Капитальные инвестиции» не используется. Стоимость таких необоротных активов сразу отражается по дебету счетов учета основных средств и одновременно показывается соответственно:

· увеличение дополнительного капитала (субсчет 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы»);

· погашение (уменьшение) задолженности участников (счет 46 «Неоплаченный капитал»);

· увеличение средств целевого финансирования (счет 48 «Целевое финансирование и целевые поступления»). При этом первоначальная стоимость приобретенных за счет бюджетных ассигнований основных средств определяется без учета сумм непрямых налогов, которые отражаются одновременно с уменьшением целевого финансирования.

Расходы на доставку, установку, монтаж и прочие расходы для обеспечения ввода в эксплуатацию таких необоротных активов включаются в их первоначальную стоимость с отражением в учете капитальных инвестиций.

Определенные особенности имеет также учет необоротных активов, которые требуют монтажа. Они учитываются в составе производственных запасов (субсчет 205 «Строительные материалы»). Передача строительных материалов и оборудования в монтаж отражается по дебету субсчета 151 «Капитальное строительство» и кредиту субсчета 205 «Строительные материалы», а с кредита этого субсчета накопленные суммы списываются в дебет счета 10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы».

Если расчеты за приобретаемые объекты необоротных активов осуществляются в иностранной валюте, то при отражении их в учете необходимо применять нормы П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов». Стоимость объекта основных средств, приобретенного за иностранную валюту на условиях последующей оплаты, определяется по курсу НБУ на дату его поступления. В случае предоплаты стоимость полученных необоротных активов признается по сумме авансовых платежей с применением валютных курсов исходя из последовательности осуществления авансов.

Операции по приобретению основных средств отражаются также на забалансовом счете 09 «Амортизационные отчисления». Остаток на нем увеличивается на сумму начисленной амортизации, а уменьшается – на сумму использованной амортизации на капитальные инвестиции (за исключением инвестиций, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований, целевых средств, взносов в уставный капитал).

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета основных операций по поступлению основных средств представлена в табл. 6.1.

Таблица 6.1

З а д а н и е 1

ООО «Люкс» в январе текущего года по предоплате приобрело производственное здание.

Стоимость здания – 1 200 000 грн., в том числе НДС. При оформлении сделки покупатель оп­латил (суммы условные):

· сбор в Пенсионный фонд – 12 000 грн.;

· услуги нотариуса – 3 000 грн.;

· государственную пошлину – 12 000 грн.

Стоимость регистрации права собственности на здание составила 900 грн. Кроме того, предприятие застраховало здание, страховой платеж за первый год в сумме 3 000 грн. (НДС не предусмотрен) был перечислен страховой компании.

В марте здание было введено в эксплуатацию.

Необходимо определить первоначальную стоимость здания и отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

 

З а д а н и е 2

Предприятие «Фактор» приобрело оборудование, контрактная стоимость которого 90 000 грн., в том числе НДС. Доставка оборудования (по предоплате) произведена автотранспортным предприятием. Стоимость доставки – 1 200 грн., в том числе НДС. Расходы по страхованию рисков доставки составили 2 000 грн. (последующая оплата). Расходы по установке и наладке оборудования следующие:

· заработная плата рабочих предприятия – 5 000 грн.;

· отчисления на социальные мероприятия – 1 800 (сумма условная);

· строительные материалы – 300 грн.;

· износ инструментов – 90 грн.

Для расчетов с поставщиком предприятие взяло краткосрочный кредит банка и со ссудного счета рассчиталось с поставщиком. Проценты за кредит в отчетном периоде оплачены в сумме 800 грн.

Оборудование введено в эксплуатацию.

Необходимо определить первоначальную стоимость оборудования и отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

 

З а д а н и е 3

ООО «Глобус» на условиях предварительной оплаты приобрело комплекс производственных объектов. Стоимость комплекса – 141 600 грн., в том числе НДС.

Предприятие оплатило услуги риэлтора в сумме 3 600 грн., в том числе НДС (последующая оплата), а также сбор в Пенсионный фонд (1 % от договорной стоимости имущества).

Для определения стоимости каждого из объектов, входящих в состав комплекса, предприятием была проведена экспертная оценка. Согласно заключению эксперта стоимость комплекса составляет 140 000 грн., в том числе:

· линия электропередач – 60 000 грн.;

· складское помещение – 35 000 грн.;

· подъездные пути – 45 000 грн.

Необходимо определить первоначальную стоимость объектов, входящих в состав комплекса, и отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

З а д а н и е 4

ЧП «Факел» собственными силами изготовило стенд для испытания редукторов. Расходы, связанные с созданием стенда, составили:

· основные и вспомогательные материалы – 12 000 грн.;

· оплата труда работников – 15 000 грн.;

· отчисления в фонды социального страхования – 5 900 грн.;

· амортизация основных средств – 800 грн.;

· услуги сторонних организаций – 12 000 грн., в том числе НДС.

Стенд введен в эксплуатацию.

Необходимо определить первоначальную стоимость стенда и отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

 

З а д а н и е 5

ООО «Техник» занимается торговлей компьютерной техникой. В мае отчетного года на условиях предварительной оплаты была приобретена партия компьютеров в количестве 10 шт. на общую сумму 24 000 грн., в том числе НДС.

В июне отчетного года семь компьютеров были реализованы покупателям за наличный расчет по цене 3 600 грн. за каждый, в том числе НДС, а два – переданы в бухгалтерию для использования в хозяйственной деятельности.

Необходимо отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

 

З а д а н и е 6

ЧП «Стол+стул» занимается изготовлением офисной мебели. В августе отчетного года на склад была оприходована готовая продукция – 12 комплектов офисной мебели (фактическая себестоимость комплекта – 6 900 грн.).

В сентябре было реализовано покупателям: за наличный расчет – 3 комплекта, по безналичному расчету – 5 комплектов. Цена реализации одного комплекта – 9 000 грн., в том числе НДС. Один комплект был передан в отдел сбыта для использования в хозяйственной деятельности.

Необходимо отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

З а д а н и е 7

ООО «Витан» получило в качестве взноса в уставный капитал от ЧП «Лиман» грузовой автомо­биль. Согласован­ная справедливая стоимость автомобиля – 180 000 грн., в том числе НДС. Предприятие уплатило 950 грн. за регистрацию автомобиля в ГАИ и налог с владельцев транспортных средств – 800 грн.

Необходимо отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

З а д а н и е 8

Согласно учредительным документам ООО «Форум» иностранный участник вносит в уставный капитал предприятия легковой автомобиль стоимостью 60 000 евро (доля нерезидента в уставном капитале – 50 %).

При таможенном оформлении автомобиля предприятие уплатило: таможен­ный сбор – 350 грн., акцизный сбор – 15 000 грн., НДС – 47 200 грн. (суммы условные). Реги­страция автомобиля в ГАИ обошлась в 900 грн., уплачен налог с владельцев транспортных средств – 300 грн.

Необходимо отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы, если известно, что курс НБУ на дату подписания учредительного договора составлял 11,05 грн./евро, а на дату оформления ввозной грузовой таможенной декларации – 12,10 грн./евро.

З а д а н и е 9

ООО «Нэвис» получило от благотворительной организации печатный станок, справедливая стоимость которого – 20 000 грн. Предприятие оплатило услуги по доставке (последующая оплата) – 600 грн., в том числе НДС, а также работы по установке и наладке (по предоплате) – 1 800 грн., в том числе НДС.

Станок введен в эксплуатацию.

Необходимо отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

 

З а д а н и е 10

По договору мены предприятие А получило от предприятия Б оборудование в обмен на товары и перечислило доплату в сумме 3 000 грн. Справедливая стоимость товаров – 12 000 грн., их балансовая стоимость – 8 000 грн.

Необходимо отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета для предприятия «А», указав первичные документы.

 

З а д а н и е 11

Предприятие «Альфа» получило от предприятия «Омега» стеллаж для книг в обмен на транспортные услуги.

Стоимость стеллажа по договору – 3 000 грн., в том числе НДС, стоимость услуг – 9 000 грн., в том числе НДС, их себестоимость – 5 000 грн. Разницу (6 000 грн.) предприятие «Омега» перечислило на те­кущий счет предприятия «Альфа» после получения услуг.

Необходимо отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета для предприятия «Альфа», указав первичные документы.

З а д а н и е 12

Предприятие приобрело офисную мебель по цене 10 608 грн., в том числе НДС. Мебель была введена в эксплуатацию 15 февраля 20Х1 г. При вводе в эксплуатацию комиссией было установлено следующее: срок полезного использования – 8 лет; ликвидационная стоимость – 200 грн.; метод начисления амортизации – прямолинейный.

В декабре 20Х2г. стало очевидно, что мебель прослужит еще 4 года и ее предполагаемая ликвидационная стоимость составит 100 грн.

Необходимо:

1) отразить операции по начислению амортизации в системе счетов бухгалтерского учета с использованием и без использования счетов класса 8;

2) рассчитать сумму начисленного износа на конец 20Х1 и 20Х3 гг.

З а д а н и е 13

На предприятии безвозмездно установили противопожарную сигнализацию. Справедливая стоимость работ составила 12 000 грн. Стоимость материалов, использованных при установке, – 2 000 грн.

Сигнализация введена в эксплуатацию в июне 20Х1 г. При вводе в эксплуатацию комиссия установила следующее: срок полезного использования – 10 лет; ликвидационную стоимость – 0 грн.; метод амортизации – прямолинейный.

Необходимо рассчитать сумму амортизации сигнализации за 20Х1 г., а также отразить операции по вводу в эксплуатацию сигнализации и начислению амортизации в системе счетов бухгалтерского учета, если сигнализация установлена: а) в цехе предприятия; б) в бухгалтерии.

З а д а н и е 14

Первоначальная стоимость приобретенного автомата для упаковки готовой продукции – 20 000 грн.; ликвидационная стоимость – 2 000 грн.; период эксплуатации – 4 года; метод начисления амортизации – прямолинейный.

После первого года эксплуатации было решено, что предприятию более выгоден метод ускоренного уменьшения остаточной стоимости.

Необходимо рассчитать амортизацию и сумму начисленного износа за весь период эксплуатации оборудования, а также отразить операции по начислению амортизации в системе счетов бухгалтерского учета с использованием и без использования счетов класса 8.

 

З а д а н и е 15

ООО «Ротэкс» приобрело автомобиль грузоподъемностью более 2 т. с предполагаемым пробегом до 150 000 км.

Пер­воначальная стоимость автомобиля – 256 500 грн., ликвидационная стоимость – 1 500 грн. В отчетном периоде пробег составил 920 км.

Необходимо рассчитать сумму амортизации автомобиля в отчетном периоде, а также отразить операции по начислению амортизации в системе счетов бухгалтерского учета с использованием и без использования счетов класса 8.

 

З а д а н и е 16

ЧП «Конус» 5 мая 20Х1г. ввело в эксплуатацию компьютер, первоначальная стоимость которого 5 500 грн. Срок полезного использования установлен 5 лет; метод начисления износа – кумулятивный; ликвидационная стоимость – 500 грн.

Необходимо рассчитать сумму амортизации компьютера за первые три года эксплуатации и определить начисленный износ на конец 20Х3 г., а также отразить операции по начислению амортизации в системе счетов бухгалтерского учета с использованием и без использования счетов класса 8.

З а д а н и е 17

Предприятие приобрело в августе 20Х1г. производственное оборудование по цене 115 200 грн., в том числе НДС. В сентябре оборудование было введено в эксплуатацию. При вводе в эксплуатацию комиссией были установлены срок полезного использования – 7 лет и ликвидационная стоимость – 1 000 грн.

Необходимо рассчитать годовые суммы амортизационных отчислений за весь срок эксплуатации оборудования, если предприятие применяет следующие методы начисления амортизации: прямолинейный, уменьшения остаточной стоимости, ускоренного уменьшения остаточной стоимости, кумулятивный.

Рисунок 6.5 - Общая схема учета ремонтов, улучшений основных средств, их амортизации и переоценки

 

З а д а н и е 18

Сходя из данных, приведенных в табл. 6.2. необходимо отразить операции, связанные с ремонтом и улучшением основных средств в системе счетов бухгалтерского учета, а также определить балансовую стоимость каждого объекта после проведенных работ.

Таблица 6.2

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Показатель Наименование объекта основных средств
Здание склада готовой продукции Станок Компьютер
Первоначальная стоимость, грн. 200 000 14 000 4 200
Износ, грн. 5 600 7 500 2 900
Характеристика проведенных работ Косметический ремонт Восстановление мощности Модернизация
Состав затрат, грн.:      
· материалы 5 000  
· заработная плата 3 000  
· отчисления в фонды социального страхования 1 200  
· услуги сторонних организаций (суммы приведены с НДС) 9 000   1 800

 

З а д а н и е 19

Согласно учредительным документам уставный капитал ООО «Серп» составляет 60 000 грн. В декабре 20Х1 г. учредитель Сидоренко Е.Д. (его доля – 25 %) внес в уставный капитал станок. Расходы по транспортировке и монтажу составили 720 грн., в том числе НДС (последующая оплата).

В этом же месяце станок был введен в эксплуатацию. Метод начисления амортизации – прямолинейный; срок полезного использования – 5 лет; ликвидационная стоимость приравнена к нулю.

В апреле 20Х2 г. станок был модернизирован с целью увеличения его производительности. Затраты по модернизации составили:

· услуги инструментального цеха –– 900 грн.;

· материалы –– 750 грн.;

· запасные части – 1 200 грн.

 

Необходимоотразить в системе счетов бухгалтерского учета операции, связанные с поступлением и эксплуатацией станка (амортизация, ремонт), а также определить сумму ежемесячных амортизационных отчислений после проведения ремонтных работ.

Рисунок 6.7 - Условия отражения в учете потерь от уменьшения полезности необоротного актива

Сумма ожидаемого возмещения актива показывает, сколько денег предприятие может получить от использования актива по назначению или же от его продажи. Ее определяют как наибольшую из двух величин: чистую стоимость реализации актива или настоящую стоимость будущих чистых денежных поступлений от актива.

Чистая стоимость реализации актива – это справедливая стоимость актива за вычетом ожидаемых расходов на его реализацию (п.4 П(С)БУ 28). Настоящую стоимость будущих чистых денежных поступлений от актива определяют, применяя соответствующую ставку дисконта к будущим денежным потокам от непрерывного использования актива и его продажи (списания) в конце срока полезного использования.

 

Потери от уменьшения полезности отражаются корреспонденцией счетов:

З а д а н и е 20

Первоначальная стоимость технологического оборудования по состоянию на 01.01.20Х1 г. – 100 000 грн., износ – 40 000 грн. Для этого оборудования на предприятии применяется прямолинейный метод начисления амортизации исходя из пятилетнего срока полезного использования.

Известно, что экспертная оценка оборудования составила:

· на 01.01.20Х1 г. – 72 000 грн.;

· на 01.01.20Х2 г. – 30 000 грн.;

· на 01.01.20Х3 г. – 24 000 грн.

Необходимо выполнить необходимые расчеты по переоценке объекта основных средств, а также отразить операции в системе счетов бухгалтерского учета.

 

З а д а н и е 21

На предприятии числится грузовик, первоначальная стоимость которого – 190 000 грн., начисленный износ – 50 000 грн. Известно, что подобный грузовик был реализован по цене 180 000 грн.

Расходы на юридические услуги по оформлению договора купли-продажи составляют 1 000 грн., а на снятие автомобиля в ГАИ – 1 700 грн.

Необходимо определить следует ли отражать в учете уменьшение полезности этого актива и если это нужно, отразить операции в учете.

 

З а д а н и е 22

На балансе ООО «Парус» числится станок, первоначальная стоимость которого – 120 тыс. грн., начисленный износ – 20 тыс. грн. Возможная цена реализации станка по оценкам экспертов – 120 тыс. грн., а расходы, связанные с реализацией (услуги посредника, демонтаж) – 5 тыс. грн.

Согласно расчетам планово-экономического отдела настоящая стоимость будущих денежных поступлений от использования станка составит: а) 92 тыс. грн.; б) 97 тыс. грн.

Необходимо определить, следует ли отражать в учете уменьшение полезности оборудования для двух вариантов, и если это требуется, отразить операции в учете.

 

З а д а н и е 23

При составлении отчетности на 01.01.20Х1г. для объекта основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого – 80 000 грн., износ – 16 000 грн., метод начисления амортизации – прямолинейный, срок полезного использования – 10 лет, было отражено уменьшение полезности. По итогам проведенных расчетов сумма ожидаемого возмещения для объекта составила 50 000 грн.

Через два года на дату годового баланса было установлено, что признаки уменьшения полезности этого оборудования перестали существовать, и сумма ожидаемого возмещения составила: а) 40 00; б) 50 000

Необходимо отразить в учете уменьшение и восстановление полезности оборудования для двух вариантов.

Рисунок 6.8 - Общая схема выбытия основных средств

 

Выбытие основных средств оформляется Актом на списание основных средств (форма № ОЗ-3) и Актом на списание автотранспортных средств (форма № ОЗ-4). При списании основных средств, которые выбы­вают в результате аварии или стихийного бедствия, к Акту прилагается копия акта аварии и указываются обстоятельства стихийного бедствия.

Акты составляются комиссией и утверждаются руководителем предприятия. На их основе осуществляются соответствующие записи в регистрах аналитического учета (инвентарных карточках, описи инвентарных карточек, инвентарных списках).

Финансовый результат от выбытия (списания, ликвидации) объектов основных средств определяется как разница между доходом от выбытия объекта основных средств (оприходование материалов, получение страхового возмещения или компенсации от виновных лиц) и суммой расходов (остаточная стоимость объекта, косвенные налоги, расходы, связанные со списанием объекта).

В случае если объект выбывает вследствие физического или морального износа объектов основных средств, учет финансового результата ведется на субсчете 793 «Результат прочей обычной деятельности».Субсчет794 «Результат чрезвычайных событий»используется, если объект ликвидируется вследствие чрезвычайных событий (пожар, наводнение, землетрясение и т.п.).

Отражение в бухгалтерском учете операций по выбытию основных средств приведено в табл. 6.3

Таблица 6.3

Д-т 423 «Дооценка активов»

К-т 441 «Прибыль нераспределенная».

З а д а н и е 24

Руководство ЧП «Атлант» приняло решение реализовать объект основных средств – компьютер по цене 3 600 грн., в том числе НДС. Первоначальная стоимость компьютера – 7 600 грн., износ – 5 200 грн.

Согласно договору доставка компьютера осуществляется за счет продавца. Расходы по доставке составили: топливо – 50 грн.; заработная плата водителя с отчислениями в фонды социального страхования – 80 грн.

Необходимоотразить данные операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы, если покупатель рассчитывается: а) до получения актива; б) после получения актива.

 

З а д а н и е 25

Производственное предприятие заключило договор о продаже складских помещений по цене 300 000 грн., в том числе НДС. Перво­начальная (переоцененная) стоимость недвижимости в бухгалтерском учете – 450 000 грн., сумма начисленного износа – 230 000 грн. Сумма превышения дооценок над суммой уценок в аналитическом учете – 12 000 грн.

По условиям договора прода­вец оплачивает нотариальное оформление сделки – 900 грн. и сбор в Пенсионный фонд – 3 000 грн.

Необходимо отразить данные операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы, если покупатель рассчитывается: а) до получения актива; б) после получения актива.

З а д а н и е 26

ЧП «Эльдорадо» заключило с ООО «Строитель» договор об обмене компрессора на холодильное оборудование. Первоначальная стоимость компрессора – 50 000 грн., начисленный износ – 26 000 грн., его справедливая стоимость – 30 000 грн. (без НДС). Необходимо отразить обменную операцию в системе счетов бухгалтерского учета ЧП «Эльдорадо», если предприятие:

а) перечисляет доплату в сумме 15 000 грн.;

б) получает доплату в сумме 15 000 грн.

З а д а н и е 27

Согласно условиям бартерного договора предприятие получает комплектующие в обмен на оборудование. Первоначальная стоимость оборудования – 32 000 грн., износ – 24 000 грн., его справедливая стоимость – 7 000 грн.

Необходимо отразить обменную операцию в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы, если предприятие:

а) перечисляет доплату в сумме 3 600 грн.;

б) получает доплату в сумме 3 600 грн.

З а д а н и е 28

ЧП «Фортуна» и ООО «Успех» обменялись подобными объектами основных средств. У ЧП «Фортуна» первоначальная стоимость актива – 9 600 грн., износ – 1 300 грн., его справедливая стоимость – 8 000 грн.

Необходимо отразить обменную операцию в системе счетов бухгалтерского учета ЧП «Фортуна».

З а д а н и е 29

В феврале 20Х1 г. ООО «Кармен» безвозмездно передало политехническому лицею компьютер. Первоначальная (переоцененная) стоимость компьютера составляла 7 000 грн., износ с учетом переоценок – 2 000 грн., обычная цена – 6 500 грн.

В процессе эксплуатации компьютер дважды подвергался переоценке: 31.12.20Х0 г. – дооценка остаточной стоимости составила 1 800 грн.; 31.12.20Х1 г. – уценка остаточной стоимости составила 1 000 грн.

Необходимо отразить операцию по безвозмездной передаче в системе счетов бухгалтерского учета ООО «Кармен», указав первичные документы.

З а д а н и е 30

АО «Чайка» подарило ЧП «Море» столярный станок. Первоначальная стоимость станка – 17 300 грн., износ, начисленный в процессе эксплуатации, – 5 600 грн.

Обычная цена станка по данным прайс-листов на подобное оборудование – 14 400 грн., в том числе НДС. Расходы по демонтажу станка и его доставке составили:

· заработная плата рабочих с отчислениями в фонды социального страхования – 390 грн.;

· услуги автотранспортного предприятия – 600 грн., в том числе НДС (последующая оплата).

 

 

Необходимо отразить операцию по безвозмездной передаче станка в системе счетов бухгалтерского учета АО «Чайка» и ЧП «Море», указав первичные документы.

З а д а н и е 31

Полиграфическое предприятие, доля которого в уставном капитале вновь созданного предприятия составляет 30 %, внесло в уставный капитал объект основных средств – ризограф по согласованной учредителями стоимости 15 000 грн., в том числе НДС.

Первоначаль­ная стоимость передаваемого объекта основных средств – 20 000 грн., сумма начисленного износа – 8 000 грн.

Необходимо отразить эту операцию в системе счетов бухгалтерского учета обоих предприятий, указав первичные документы.

 

З а д а н и е 32

ООО «Макаров» внесло в уставный капитал ООО «Новус» макаронный пресс по согласованной учредителями стоимости 9 000 грн., в том числе НДС. Первоначальная стоимость пресса – 5 500 грн., сумма начисленного износа – 1 700 грн.

Расходы ООО «Макаров», связанные с демонтажем пресса, составили: заработная плата рабочих с отчислениями в фонды социального страхования – 650 грн., вспомогательные материалы – 220 грн., износ инструментов – 180 грн.

Расходы по доставке и монтажу пресса понесло вновь-созданное предприятие – ООО «Новус», оплатив счет специализированной организации в сумме 1 200 грн., в том числе НДС (последующая оплата).

Необходимо отразить указанные выше хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета ООО «Макаров» и ООО «Новус», указав первичные документы.

З а д а н и е 33

По решению руководителя на предприятии произведен демонтаж и ликвидация токарного станка. Первоначальная стоимость станка – 55 000 грн., износ – 52 000 грн.

Расходы, связанные с ликвидацией составили: заработная плата с отчислениями в фонды социального страхования – 1 600 грн., износ инструментов и механизмов – 120 грн.

В результате операции были оприходованы запчасти на сумму 900 грн. Необходимо:

1) определить финансовый результат от ликвидации объекта основных средств;

2) отразить в системе счетов бухгалтерского учета хозяйственные операции, указав первичные документы, в случаях:

а) если ликвидация осуществляется исходя из заключения экспертной комиссии о невозможности использования объекта основных средств по первоначальному назначению, и в налоговые органы представляются документы об этом;

б) ликвидация осуществляется без представления каких-либо документов в налоговые органы.

 

З а д а н и е 34

В результате пожара разрушено здание склада АО «Глобус». Здание подлежит сносу, что документально подтверждено компетентными органами. Первоначальная стоимость здания – 125 000 грн., износ – 85 000 грн.

При разборке объекта были оприходованы строительные материалы, стоимость которых определена в сумме 5 200 грн. Расходы по ликвидации объекта, предоставленные сторонней организацией, составили 1 800 грн., в том числе НДС. Страховая компания возместила убытки в сумме 15 000 грн.

Необходимо определить финансовый результат от выбытия объекта основных средств, а также отразить хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

З а д а н и е 35

На предприятии был похищен ноутбук, первоначальная стоимость которого 10 000 грн., износ – 4 500 грн. Сумма ущерба, определенная независимыми экспертами, составила 6 000 грн. По решению судебных органов виновное лицо возместило предприятию причиненные убытки.

Необходимо отразить операции по хищению объекта основных средств и возмещению материального ущерба виновным лицом в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

З а д а н и е 36

Предприятие изготовило собственными силами инвентарную тару (дубовые бочки для хранения вина). Расходы на изготовление тары составили:

· материалы – 6 000 грн.;

· заработная плата рабочим – 880 грн.;

· отчисления в фонды социального страхования – 320 грн.;

· износ инструментов и механизмов – 150 грн.

Готовые к использованию бочки оприходованы по фактической (исторической) себестоимости и переданы в эксплуатацию.

Комиссией по этим необоротным активам принято решение начислять амортизацию прямолинейным методом исходя из срока полезного использования 20 лет и установить ликвидационную стоимость в сумме 80 грн.

Необходимо отразить хозяйственные операции, связанные с изготовлением инвентарной тары, передачей ее в эксплуатацию и начислением амортизации в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

З а д а н и е 37

В сентябре отчетного года предприятие в дар от спонсоров получило три компьютерных стола справедливой стоимостью 990 грн. за каждый. Столы в этом же месяце были переданы в отдел сбыта.

Эти объекты согласно приказу об учетной политике предприятия относятся к малоценным необоротным активам, для них принято решение начислять амортизацию в размере 50% исходя из амортизируемой стоимости при передаче в эксплуатацию и 50% – по истечении срока полезного использования.

Необходимо отразить хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы.

З а д а н и е 38

АО «Кристалл» приобрело два телефонных аппарата по цене 900 грн. за каждый, в том числе НДС. По данным объектам малоценных необоротных материальных активов принято решение начислять амортизацию по ставке 100 % амортизируемой стоимости при их передаче в эксплуатацию.

Телефонные аппараты были переданы в бухгалтерию.

Необходимо отразить хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы, если покупка телефонов осуществлялась по предварительной оплате.

 

З а д а н и е 39

С целью погашения задолженности по взносу в уставный капитал участник предприятия передал малоценные необоротные активы – комплект стульев. Согласованная учредителями справедливая стоимость комплекта – 9 000 грн., в том числе НДС. Доставка стульев, выполненная автотранспортным предприятием, обошлась в 600 грн., в том числе НДС.

На предприятии принято решение амортизацию начислять в размере 50% стоимости при передаче стульев в эксплуатацию.

Стулья были переданы в эксплуатацию в отдел реализации готовой продукции (сектор работы с клиентами).

Необходимо отразить хозяйственные операции в системе счетов бухгалтерского учета, указав первичные документы

З а д а н и е 40

После завершения строительно-монтажных работ предприятие решило собственными силами осуществить демонтаж временных сооружений (разводок сетей электроэнергии, ограждений, навесов, козырьков, сторожевых будок). Остаточная стоимость объектов – 2 000 грн., износ – 1 800 <

Дата: 2016-09-30, просмотров: 184.