ЛЕКЦИЯ 12. Технологическая оценка основных видов промышленного транспорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЛАН

12.1 Общие положения.

12.2 Железнодорожный транспорт.

12.3 Автомобильный транспорт.

12.4 Конвейерный транспорт.

 

12.1 Эффективная работа транспорта на предприятиях достигается только в том случае, когда его технико-эксплуатационные и технико-экономические показатели в максимальной степени соответствуют производственным требованиям и условиям перевозочного процесса. Данный принцип и положен в основу формирования транспортной системы предприятий.

Опыт эксплуатации основных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного и конвейерного) на предприятиях различных отраслей промышленности показывают, что для каждого из них существует достаточно определенная область эффективного использования. Это позволяет дать каждому из основных видов промышленного транспорта соответствующую технологическую оценку, то есть установить достоинства и недостатки, а также обозначить его главные технико-эксплуатационные показатели и рациональную область применения на предприятиях.

Кроме указанных основных видов транспорта в ряде специфических условий промышленных предприятий используются специальные виды транспорта: трубопроводный (гидравлический, пневматический и пневмоконтейнерный), канатно-подвесные и монорельсовые дороги.

Однако, они имеют существенные ограничения по состоянию и свойства перевозимых грузов, характеризуется небольшими грузопотоками и расстояниями транспортирования и масштабы их применения невелики.

 

 

12.2. Доминирующее положение на промышленных предприятиях занимает в настоящее время железнодорожный транспорт. Такое положение определяется следующими достоинствами железнодорожного транспорта:

а) универсальностью;

б) возможностью и простотой освоения практически любых объемов перевозок за счет:

- значительной грузоподъемности транспортных средств (вагонов общего пользования до 65 т, специальных до 140 т и более) и весовых норм поездов (на внешнюю сеть до 4000 – 5000 т, на внутризаводских перевозках – до 1000 – 1500 т);

- большой мощности локомотивов, используемых на предприятиях (600 – 1500 л.с.);

в) любыми расстояниями транспортирования груза;

г) возможностью использования тяговых средств с автономным (тепловозы) и неавтономным (электровозы) энергоисточником;

д) надежностью работы во всех климатических условиях;

е) минимальным удельным расходом энергии на перевозку грузов.

Вместе с этим, использование железнодорожного транспорта в условиях предприятий связано с определенными недостатками, свойственных только этому виду транспорта. К их числу, в первую очередь, относятся:

а) значительные размеры промплощадки предприятия, необходимые для размещения схемы железнодорожных путей, обслуживающих производственные объекты, которые обусловлены:

- большими радиусами кривых участков основных трасс железнодорожных путей (до 250 – 300 м);

- ограниченной величиной уклонов продольного профиля железнодорожных путей при применении существующих тяговых средств (20 – 25 0/00 при тепловозной и 35 – 40 0/00 при электрической тяге);

б) относительно большей продолжительностью доставки груза на межцеховых перевозках по сравнению с автомобильным транспортом из-за необходимости переработки вагонов на внутризаводских станциях;

в) сложность автоматизации транспортных и грузовых операций.

 

 

12.3 Автомобильный транспорт достаточно широко применяется на предприятиях. В последний период расширяется его применение на перевозках технологических грузов.

К достоинствам автомобильного транспорта, используемого в условиях предприятий, относятся:

а) высокая маневренность, автономность энергоисточника и независимость работы машин на линии;

б) сокращение заводских площадей и упрощение схем транспортных коммуникаций за счет:

- возможности применения больших уклонов продольного профиля трасс (до 100 – 120 0/00);

- малых радиусов кривых участков автодорог (15 – 25 м);

в) сокращение (по сравнению с железнодорожным транспортом) продолжительности перевозки грузов между производственными объектами предприятия.

В то же время, применение автомобильного транспорта в условиях промышленных предприятий характеризуется определенными недостатками. В первую очередь к ним следует отнести:

а) ограниченный объем перевозок, обусловленный относительно небольшой грузоподъемностью подвижного состава автотранспорта, в основном составляющей до 10 т, на ряде перевозок – 15 т и на отдельных грузопотоках достигающей 30 т;

б) ограниченная дальность перевозок груза, непосредственно связанная с грузоподъемностью машин;

в) определенные ограничения по виду и состоянию перевозимого груза;

г) большой рабочий парк машин и штат водителей;

д) большие расходы на техническое содержание и ремонт машин (составляющие до 50 – 60 % затрат на перевозку), а также на горюче-смазочные материалы и шины;

е) зависимость от климатических условий и, особенно, от вида и состояния автодорог;

ж) невозможность автоматизации перевозочного процесса;

з) крайне ограниченная номенклатура специализированного подвижного состава для перевозки технологических грузов (автосамосвалы, слябовозы и др.).

 

12.4 Конвейеризация основных технологических переделов металлургических предприятий (в первую очередь агломерационного и доменного) обусловило интенсивное развитие конвейерного транспорта.

Достоинствами конвейерного транспорта являются:

а) значительные объемы и достаточно большие расстояния транспортирования сыпучего груза, что обеспечивается непрерывностью процесса его перемещения;

б) уменьшение заводских площадей и компактное размещение производственных объектов за счет существенного увеличения величины подъема трасс транспортных коммуникаций (до 30 – 40 градусов), позволяющей значительно сократить их длину;

в) простота обслуживания и ремонта;

г) возможность комплексной автоматизации транспортного процесса.

В качестве недостатков конвейерного транспорта следует отметить:

а) существенные ограничения по виду, состоянию и физико-механическим свойствам транспортируемого груза (фракционный состав, влажность и др.);

б) влияние климатических условий и воздействие отрицательных температур;

в) ограниченный срок службы дорогостоящих конвейерных лент, особенно при транспортировании абразивных материалов.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 209.