ЛЕКЦИЯ 7. Основы машиностроительного производства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЛАН

 

7.1. Общие сведения.

7.2. Структура и технология работы производственных цехов.

 

 

7.1. Машиностроение является ведущей отраслью промышленного производства. Оно занимает приоритетную позицию поскольку от его состояния и уровня развития зависит техническое перевооружение всех отраслей современного производства.

Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, включающая тяжелое и легкое, машиностроение, авто и тракторостроение, самолетостроение, локомотиво и вагоностроение, станкостроение, производство подшипников различных механизмов, военной техники и др.

Машиностроительные заводы классифицируются по различным признакам: полноте производственного цикла, серийности, специализации, производственной мощности и др.

По признаку полноты производственного цикла машиностроительные предприятия делятся на четыре основных типа: с полным производственным циклом, включающим заготовительные цехи (литейные, кузнечные, прессовые и др.), обрабатывающие (механические) и сборочные; с неполным производственным циклом – заготовительные, выпускающие заготовки для других заводов (литейные, кузнечно-прессовые и др.); сборочные, выполняющие только сборку машин и механизмов из деталей, получаемых с других предприятий; специализированные – инструментальные, подшипниковые, по изготовлению гидро- и электроаппаратуры и др.

Тип машиностроительного производства характеризуется также его серийностью. По этому признаку различают следующие группы машиностроительных производств: единичные и мелкосерийные, средне-, крупносерийные и массовые.

Различают предметную, подетальную и технологическую специализации машиностроительных заводов. Основными признаками, по которым завод может быть отнесен к тому или иному виду специализации, являются характер выпускаемой продукции (изделие, деталь, заготовка) и особенности технологии и организации производства, т. е. что и как завод производит.

Наиболее полно машиностроительную промышленность представляют комплексные заводы предметной специализации. Это предприятия с полным производственным циклом (включающим заготовительную, обрабатывающую и сборочную фазы), с. комплексом основных (производственных), вспомогательных и обслуживающих цехов, с собственной энергетической базой, транспортным и складским хозяйствами. Такие заводы изготавливают не только продукцию, определяющую наименование завода (автомобили, тракторы, станки и др.), но и значительное количество деталей, узлов и агрегатов (двигатели, задние и передние мосты и др.), а также инструмент и оснастку. В зависимости от объема производства такие заводы могут быть заводами массового производства (автомобили, тракторы и др.); се­рийного (металлорежущие станки) и единичного (турбины).

 

 

7.2. Цехи машиностроительных заводов делятся на основные (производственные), вспомогательные и обслуживающие.

К основным относятся: заготовительно-литейные, куз­нечные, обрабатывающие - котельные, механические, термические, металлических конструкций и сборочные. Вспомогательные цехи изготавливают и ремонтируют средства производства, а также ведут опытно-экспери­ментальные работы. К этим цехам относятся также ремонтно-механические, модельные, инструментальные и др. Обслуживающие цехи и службы включают в себя энергетические устройства, транспортное и складское хозяйство.

Рассмотрим структуру, назначение и основы технологии работы производственных цехов машиностроительных заводов.

Литейные цехи в зависимости от характера производства по роду материалов подразделяют на чугунолитейные, фасонно-литейные, сталелитейные и цехи цветного литья. Технологический процесс в общем виде состоит в том, что материалы, необходимые для плавки металла (шихта), поступают со склада шихтовых материалов в плавильное отделение, где загружаются в плавильные агрегаты: вагранки, конвертеры, электропечи. Затем расплавленный металл разливается в ковши, транспортируется с помощью кранов в заливочное отделение, в котором разливаются приготовленные формы.

Отливки после затвердевания освобождают из форм, и передаются внутрицеховым транспортом в обрубное отделение для обрубки литников и очистки внешней поверхности отливок от пригоревшей земли.

Некоторые отливки - стальное литье и ковкий чугун после обрубки подвергают специальной термической обработке в печах для отжига. Затем отливки поступают на участок готовых изделий, откуда передаются в механические цехи или на склад для отправки на внешнюю сеть.

Кузнечные цехи предназначаются для горячей обра­ботки металла, при которой обрабатываемой детали придают необходимую форму и размеры. Для обработки применяют ковочные и штамповочные молоты и прессы с пневматическими, гидравлическими и механическими приводами и штампами. Готовые детали подвергаются термической обработке.

Прибывающий в кузнечный цех металл поступает в подготовительное отделение, где разрезается на заготовки требуемых размеров, а затем направляется в отделение, в котором расположены молоты или прессы. Здесь заготовка подвергается нагреванию в специальных печах, а затем передается на обработку. Готовая деталь остывает, подвергается травлению для снятия окалины, иногда подвергается термической обработке и поступает на склад.

Механосборочные цехи предназначены для окончательной сборки продукции машиностроительных заводов. Полуфабрикаты, поступающие из заготовительных цехов и с предприятий-смежников, подвергаются окончательной холодной механической обработке, после чего поступают на сборку. В состав механосборочных цехов входят производственные отделения, вспомогательные отделения, бытовые и служебные помещения. Состав производственных отделений зависит от вида изготовляемых изделий и организации производства. Основу планировки составляет размещение станков, которое определяется последовательностью обработки деталей.

Поскольку в машиностроении преобладает механическая обработка деталей и изделий, оптимальный объем производства предприятия определяется пропускной способностью механических цехов.

К вспомогательным отделениям механического цеха относятся заготовительные отделения, склады материалов и заготовок, контрольное отделение и др. Вспомогательные отделения сборочного цеха состоят из склада деталей, контрольного отделения, инструментальной, упаковочной и др.

Планировка сборочного цеха предусматривает расположение рабочих мест в заданной технологической последовательности прохождения деталей по стадиям сборки: механическая обработка, сборка узлов, сборка комплектов, общая сборка, регулировка, испытание и окраска. Сборка производится в зависимости от ее вида и способа: стационарная на оборудованных стендах, подвижная поточная сборка на рольгангах и различного типа конвейерах, на подвесных монорельсовых дорогах. При этом важным фактором является масса обрабатываемых деталей и сборочных единиц, которая определяет вид сборки и конструкцию сборочного устройства.

Одной из особенностей современного машинострои­тельного производства является его постоянная изменяемость и модернизация. В среднем оно модернизируется каждые 5 – 7 лет, а некоторые предприятия с массовым производством еще чаще.

 


Раздел III.

Расчет материальных потоков и формирование грузопотоков металлургических предприятий

 


Дата: 2016-10-02, просмотров: 180.