Изменение объема спроса и изменение спроса.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже рассматривалось выше, на спрос оказывает влияние множество факторов.

В случае если все определяющие спрос факторы, кроме цены самого товара, постоянны, то при изменении цены товара происходит изменение объема спроса.

Вернемся к рисунку 1. допустим, первоначальную ситуацию на рынке характеризует точка А. Она показывает, что по цене 6 денежных единиц покупатели купят 3 единицы товара. Если произойдет снижение цены до 3 денежных единиц, то покупатели приобретут уже 9 единиц товара в месяц, т.е. произойдет увеличение объема спроса, и новую ситуацию на рынке будет характеризовать точка В линии спроса D. В случае, если на рынке произойдет повышение цены с 3 до 4 денежных единиц, то покупатели купят уже товара не 9 единиц товара в месяц, а 7 единиц в месяц, т.е. объем спроса сократится, и новую ситуацию на рынке будет характеризовать точка С линии D.

Таким образом, если изменяется только один определяющий спрос фактор – цена рассматриваемого товара, а все прочие факторы неизменны, то происходит движение вдоль линии спроса.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда изменяются другие факторы, определяющие спрос. Например, произошло увеличение доходов покупателей или повысилась цена на товар-заместитель. В обоих случаях покупатели будут приобретать по тем же ценам уже большее количество товара. Если же доходы населения снизятся или произойдет повышение цены на товар-дополнитель, то по тем же ценам покупатели будут приобретать меньшее количество товара.

Таким образом, при изменении неценовых детерминант и постоянной цене товара произойдет уже не изменение объема спроса, а изменение самого спроса.На графики при изменении спроса происходит сдвиг линии спроса.

Вернемся к нашему примеру. Допустим, увеличились доходы населения и покупатели стали по тем же ценам приобретать большее количество товара. Представим, что шкала спроса на товар, после того как доходы покупателей увеличатся, будет иметь следующий вид (таблица 2).

Таблица 2.

Шкала спроса на товар.

Цена за единицу товара Р (денежных единиц) Объем спроса на товар QD(тысяч единиц в месяц)

На графике (рис.3) мы получим уже новую линию спроса (линия D’), которая демонстрирует, что в случае, если доходы населения увеличатся, то по тем же ценам покупатели будут приобретать большее количество товаров.

рис.3. Сдвиг линии спроса.

 

Например, если раньше по цене 3 денежные единицы за единицу товара покупатели были согласны купить 9 единиц товара в месяц, то теперь по той же цене они согласятся купить уже 13 единиц товара в месяц.

Как видим, на графике при изменении спроса происходит сдвиг линии спроса. Если спрос увеличивается, то линия спроса сдвигается вправо; снижение спроса вызовет сдвиг линии спроса влево.

 

Наиболее существенные неценовые детерминанты спроса.

Цены на товары-заменители.

Товары-заменители – это товары, имеющие одинаковое назначение. Например, аудиокассеты и компакт-диски, кроссовки и кеды, масло и маргарин. В случае, если повышаются цены на сливочное масло, то домашние хозяйки будут больше покупать маргарин, т.е. спрос на маргарин увеличится. Или, к примеру, произойдет снижение цен на лазерные диски, - тогда покупатели станут меньше приобретать аудиокассеты. В этом случае произойдет снижение спроса на аудиокассеты. Таким образом, снижение цен на товары-заместители приведет к сокращению спроса на рассматриваемый товар (и наоборот).

 

Цены на дополняющие товары.

Дополняющие товары – это товары, которые используются совместно. Например, автомобиль и бензин, плеер – батарейки. Если подорожает бензин, произойдет сокращение спроса на автомобили; или снижение цен на фотоаппараты вызовет увеличение спроса на фотопленку. То есть снижение цен на дополняющие товары приведет к увеличению спроса на рассматриваемый товар (и наоборот).

 

Доходы покупателей.

Чем больше у нас денег, тем больше мы совершаем покупок. То есть увеличение доходов покупателей приведет к увеличению спроса на товары и услуги, и, наоборот, снижение доходов вызовет сокращение спроса.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 177.