Тема: Основные элементы рыночного механизма.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЛЕКЦИЯ № 5

Тема: Основные элементы рыночного механизма.

Основные экономические законы и особенности их действия в рыночной экономике. Рыночное равновесие.

План:

1. Спрос (определение). Закон спроса. Основные факторы, влияющие на спрос.

2. Функция спроса. Способы ее представления. Изменение объема спроса и изменение спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

3. Предложение (определение). Закон предложения. Основные факторы, влияющие на предложение.

4. Функция предложения. Способы его представления. Изменение объема предложения и изменение предложения.

5. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

 

Спрос (определение). Закон спроса. Основные факторы, влияющие на спрос.

 

Суть рыночного процесса – купля-продажа товаров, главными участниками рынка являются покупатели (потребители) и продавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельные люди, так и целые фирмы, предприятия.

Потребители, выходя на рынок какого-либо товара, предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуют предложения товара.

На рынке покупатели и продавцы заключают между собой сделки, т.е. покупают и продают товары по определенным ценам. Таким образом, происходит взаимодействие спроса и предложения, а результатом такого взаимодействия являются цены, по которым участники рынка заключают свои сделки.

Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах выдающийся английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924), его «Теория цены», изложенная в работе «Принципы политической экономии» (1890) легла в основу микроэкономики и во многом предопределила развитие этой науки.

Спрос на какой-либо товар или услугу – это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Важно заметить, что спрос характеризуется не просто желанием покупателя иметь этот товар, но и его способность заплатить за этот товар (т.е. возможность купить товар). Термин «спрос», точнее «платежеспособный спрос» ввел в научную лексику английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834) для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении благ и их реальными возможностями: «Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров».

Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

 

Объем спроса на какой-либо товар или услугу – это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени (день, месяц, год).

Цена спроса на какой-либо товар или услугу – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Например, если какой-либо человек (назовем его потребителем А) мечтает купить видеомагнитофон, но у него нет достаточного количества денег для этой покупки, то потребитель А на предъявляет спрос на видеомагнитофоны. Наоборот, потребитель В желает купить видеомагнитофон и располагает достаточным количеством денег для покупки. В этом случае потребитель В предъявляет спрос на этот товар. Максимальная цена, которую потребитель В согласен потратить на эту покупку, равна 15 000 руб.; это значит, что цена спроса потребителя В – 15 000 руб. По такой цене потребитель В согласен купить один, значит, объем спроса потребителя В при этой цене – 1 видеомагнитофон.

Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса.

Закон спроса: при прочих разных условиях объем спроса на товар увеличивается, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сокращается, если цена на товар повышается.

Таким образом, закон спроса показывает, что существует обратная зависимость между ценой и объемом спроса.

 

Функция спроса. Способы ее представления.

Как видно, изменения каждого из перечисленных факторов может вызвать изменение спроса.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

Ее можно представить следующим образом:

QDA= F (PA, PB… PZ, I, H,…), (1)

где QDA - объем спроса на товар А в определенный период времени (Q – от англ. quantity – количество, D – demand – спрос, QD- объем спроса),

PA – цена товара А (Р – от англ. price - цена),

PBPZ – цены других товаров,

I-денежный доход покупателей (income -доход),

Н – некоторая величина, которая характеризует вкусы и предпочтения покупателей,

… - другие факторы, влияющие на объем спроса.

 

Если предположить, что все факторы, кроме цены самого товара, постоянны (т.е. не изменяются в рассматриваемый период времени), то можно представить функцию зависимости объема спроса на товар только от его цены.

То есть если PBPZ, I, H,…, - const, то

QDA= F (PA) (2)

Функцию спроса отценыможно представить несколькими способами:

 

Табличный способ.

С помощью шкалы спроса.

Шкала спроса –таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

Например, представим, что имеются определенные данные об объемах спроса на какой-либо товар при разных ценах (табл.1). цены в нашем примере измеряются в условных денежных единицах (это может быть рубль, марка, доллар и др.).

Таблица 1.

Шкала спроса на товар.

Цена за единицу товара Р (денежных единиц) Объем спроса на товар QD(тысяч единиц в месяц)

 

Аналитический способ.

С помощью математической формулы.

Если существует линейная зависимость между QD и PA , то в общем виде уравнение функции спроса от цены QD= a – bP.

Например, уравнение функции, характеризующей зависимость между QD и Р из приведенной выше шкалы спроса (табл. 1.), соответствует следующая формула:

QD=15-2Р,

Где QD – объем спроса на данный товар, Р – цена товара.

 

Графический способ.

С помощью графика спроса (линии спроса).

Линию спроса можно получить, если перенести на график данные шкалы спроса, или, если имеется математическая формула функции спроса от цены, построением графика этой функции.

На рисунке 1 представлена линия спроса (линия D). На вертикальной оси графика (оси ординат) обозначена цена товара (Р) в долларах, на горизонтальной оси (оси абсцисс)- объем спроса на товар в месяц в единицах (штуках).

В нашем примере линия спроса демонстрирует, что по цене Р=6 денежных единиц за единицу товара, покупатели захотят купить 3 единицы товара в месяц, а если цена товара составит Р=2 денежных единиц за единицу, покупатели купят 11 единиц товара в месяц.

График линии спроса (линии D) в нашем примере можно получить, если использовать данные шкалы спроса (табл.1) или построить график функции спроса из нашего примера QD=15-2Р.

Как видно из рисунка 1, линия спроса имеет отрицательный наклон (сверху вниз, слева направо). Такой наклон линия спроса имеет для большинства товаров и услуг. Наклон линии товара отражает закон спроса: по более высоким ценам покупатели согласны купить меньшее количество товара, чем по низким.

рис.1 График прямой линии спроса.

Р Р

       
   
 

 

 


D D

 
 


0 Q 0 Q

рис.2

В нашем примере линия спроса имеет форму прямой линии. Однако в реальной жизни она может иметь форму как кривой, так и ломаной линии (рис.2). Для простоты изложения в дальнейшем мы будем пользоваться прямой линией спроса.

 

Таблица 2.

Шкала спроса на товар.

Цена за единицу товара Р (денежных единиц) Объем спроса на товар QD(тысяч единиц в месяц)

На графике (рис.3) мы получим уже новую линию спроса (линия D’), которая демонстрирует, что в случае, если доходы населения увеличатся, то по тем же ценам покупатели будут приобретать большее количество товаров.

рис.3. Сдвиг линии спроса.

 

Например, если раньше по цене 3 денежные единицы за единицу товара покупатели были согласны купить 9 единиц товара в месяц, то теперь по той же цене они согласятся купить уже 13 единиц товара в месяц.

Как видим, на графике при изменении спроса происходит сдвиг линии спроса. Если спрос увеличивается, то линия спроса сдвигается вправо; снижение спроса вызовет сдвиг линии спроса влево.

 

Цены на товары-заменители.

Товары-заменители – это товары, имеющие одинаковое назначение. Например, аудиокассеты и компакт-диски, кроссовки и кеды, масло и маргарин. В случае, если повышаются цены на сливочное масло, то домашние хозяйки будут больше покупать маргарин, т.е. спрос на маргарин увеличится. Или, к примеру, произойдет снижение цен на лазерные диски, - тогда покупатели станут меньше приобретать аудиокассеты. В этом случае произойдет снижение спроса на аудиокассеты. Таким образом, снижение цен на товары-заместители приведет к сокращению спроса на рассматриваемый товар (и наоборот).

 

Цены на дополняющие товары.

Дополняющие товары – это товары, которые используются совместно. Например, автомобиль и бензин, плеер – батарейки. Если подорожает бензин, произойдет сокращение спроса на автомобили; или снижение цен на фотоаппараты вызовет увеличение спроса на фотопленку. То есть снижение цен на дополняющие товары приведет к увеличению спроса на рассматриваемый товар (и наоборот).

 

Доходы покупателей.

Чем больше у нас денег, тем больше мы совершаем покупок. То есть увеличение доходов покупателей приведет к увеличению спроса на товары и услуги, и, наоборот, снижение доходов вызовет сокращение спроса.

 

Реклама.

Реклама оказывает огромное влияние на наши вкусы и предпочтения. Поэтому увеличение рекламы какого-либо товара, как правило, вызывает и увеличение спроса на этот товар.

 

Ожидания покупателей.

Кроме перечисленных выше факторов большое влияние на спрос могут оказывать и перспективные ожидания покупателей. Если по какой-либо причине покупатели ожидают, что товар станет более дорогим, то они будут стараться купить больше этого товара до того, как цена на него повысится. Например, допустим, что среди населения появились слухи, будто курс доллара резко повысится на следующей неделе. Тогда нетрудно предположить, что многие люди постараются вложить свои рубли в доллары и купить их на этой неделе. Таким образом, возрастет спрос на доллары.

 

В микроэкономике принято различать индивидуальныйи рыночный спрос.

Поскольку на спрос отдельного покупателя влияет множество индивидуальных факторов (вкусы, предпочтения, доходы этого покупателя и т.п.), то функции индивидуального спроса на один и тот же товар различных потребителей будут отличаться друг от друга.

Теперь прейдем к объяснению понятия рыночный спрос.

Рыночный спрос – это спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями) на рынке этого товара.

Функцию рыночного спроса на товар можно получить путем суммирования объемов спроса всех потребителей на рынке (индивидуальный объем спроса) при различных ценах.

Формирование и изменение величин рыночного спроса (при прочих неизменных условиях) существенно зависят от:

- численности покупателей;

- различий в их доходах;

- соотношения в общей численности покупателей лиц с разными уровнями доходов.

Табличный способ.

С помощью шкалы предложения.

Шкала предложения –таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в определенный период времени.

Например, представим, что у нас имеются (табл.5) данные об объемах предложения товара при разных ценах.

Таблица 5.

Шкала предложения товара.

Цена за единицу Р (денежных единиц) Объем предложения товара QS(тысяч единиц в месяц)

Аналитический.

Если существует линейная зависимость между QS и P , то формула предложения от цены будет иметь вид QS= a + bP.

Например, математическая формула функции, описывающей зависимость между QS и Р, из приведенных в шкале предложения (табл. 5.), имеет вид:

QS= -2+3Р,

где QS – объем предложения товара,

Р – цена этого товара.

 

Графический.

На рис.6 представлена линия предложения (линия S). Линия предложения строится аналогично линии спроса.

Наклон линии предложения отражает закон предложения: с ростом цены увеличивается объем предложения. Поэтому, для большинства товаров и услуг линия предложения имеет положительный наклон (снизу вверх: слева направо).

рис.6 График прямой линии предложения.

В нашем примере график предложения может быть получен при помощи данных шкалы предложения (табл.5) или путем построения графика функции предложения от цены QS= -2+3Р.

В данном случае, линия предложения демонстрирует, что при цене Р = 6 денежных единиц объем предложения товара составит QS=16 единиц в месяц; такому состоянию рынка соответствует точка А линии S. Если цена на рынке понизится до Р = 3 денежных единиц, объем предложения сократится до QS=7 единиц в месяц. Эту ситуацию на рынке отражает точка В линии S.

 

Таблица 6.

Шкала предложения товара.

Цена за единицу Р (денежных единиц) Объем предложения товара QS(тысяч единиц в месяц)

 

На рисунке 7 представлена новая линия предложения S', которая отражает новое предложение товара на рынке (после того как снизились цены на факторы производства). Как видно из рисунка, на графике произошел сдвиг линии предложения вправо.

рис. 7. Сдвиг линии предложения

Технический прогресс.

Внедрение нового оборудования, новых технологий позволяет снизить затраты на производство товара.

Внедрение новой технологии, позволяющей, например, более экономично использовать сырье, приведет к увеличению предложения выпускаемых товаров.

Сезонные изменения.

Во многих отраслях народного хозяйства объем производимой продукции существенно зависит от климатических и природных условий. Наибольшее влияние этот фактор оказывает на сельское хозяйство, где неблагоприятные погодные условия могут привести к сокращению производимой продукции, т.е. к уменьшению предложения.

Налоги и субсидии.

Введение государством новых налогов или увеличение налоговых ставок делает производство товаров и услуг менее выгодным, и это приводит к уменьшению предложения товара. Установление государством дотаций и субсидий производителям снижает их затраты на производство, что вызывает увеличение предложения.

 

Ожидания производителей.

Ожидания производителей также могут привести к изменению предложения товара. Если производители считают, что спрос на их товар в дальнейшем изменится, то они изменят и предложение своего товара. Например, когда политическая обстановка в стране не устойчива, иностранные компании сокращают объем импортируемой продукции в эту страну до тех пор, пока положение в стране не стабилизируется. Таким образом, пессимистические ожидания импортеров приводят к сокращению предложения импорта в стране.

 

ЛЕКЦИЯ № 5

Тема: Основные элементы рыночного механизма.



Дата: 2016-10-02, просмотров: 203.