Основные экономические законы и особенности их действия в рыночной экономике. Рыночное равновесие.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Спрос (определение). Закон спроса. Основные факторы, влияющие на спрос.

2. Функция спроса. Способы ее представления. Изменение объема спроса и изменение спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

3. Предложение (определение). Закон предложения. Основные факторы, влияющие на предложение.

4. Функция предложения. Способы его представления. Изменение объема предложения и изменение предложения.

5. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

 

Спрос (определение). Закон спроса. Основные факторы, влияющие на спрос.

 

Суть рыночного процесса – купля-продажа товаров, главными участниками рынка являются покупатели (потребители) и продавцы (производители). Покупателями и продавцами могут быть как отдельные люди, так и целые фирмы, предприятия.

Потребители, выходя на рынок какого-либо товара, предъявляют спрос на этот товар, а производители этого товара образуют предложения товара.

На рынке покупатели и продавцы заключают между собой сделки, т.е. покупают и продают товары по определенным ценам. Таким образом, происходит взаимодействие спроса и предложения, а результатом такого взаимодействия являются цены, по которым участники рынка заключают свои сделки.

Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах выдающийся английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924), его «Теория цены», изложенная в работе «Принципы политической экономии» (1890) легла в основу микроэкономики и во многом предопределила развитие этой науки.

Спрос на какой-либо товар или услугу – это желание и возможность потребителя купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Важно заметить, что спрос характеризуется не просто желанием покупателя иметь этот товар, но и его способность заплатить за этот товар (т.е. возможность купить товар). Термин «спрос», точнее «платежеспособный спрос» ввел в научную лексику английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834) для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении благ и их реальными возможностями: «Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров».

Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

 

Объем спроса на какой-либо товар или услугу – это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени (день, месяц, год).

Цена спроса на какой-либо товар или услугу – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Например, если какой-либо человек (назовем его потребителем А) мечтает купить видеомагнитофон, но у него нет достаточного количества денег для этой покупки, то потребитель А на предъявляет спрос на видеомагнитофоны. Наоборот, потребитель В желает купить видеомагнитофон и располагает достаточным количеством денег для покупки. В этом случае потребитель В предъявляет спрос на этот товар. Максимальная цена, которую потребитель В согласен потратить на эту покупку, равна 15 000 руб.; это значит, что цена спроса потребителя В – 15 000 руб. По такой цене потребитель В согласен купить один, значит, объем спроса потребителя В при этой цене – 1 видеомагнитофон.

Между объемом спроса и ценой спроса существует определенная зависимость, которая выражается в законе спроса.

Закон спроса: при прочих разных условиях объем спроса на товар увеличивается, если цена на него будет снижаться, и, наоборот, объем спроса на товар сокращается, если цена на товар повышается.

Таким образом, закон спроса показывает, что существует обратная зависимость между ценой и объемом спроса.

 

Функция спроса. Способы ее представления.

Как видно, изменения каждого из перечисленных факторов может вызвать изменение спроса.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.

Ее можно представить следующим образом:

QDA= F (PA, PB… PZ, I, H,…), (1)

где QDA - объем спроса на товар А в определенный период времени (Q – от англ. quantity – количество, D – demand – спрос, QD- объем спроса),

PA – цена товара А (Р – от англ. price - цена),

PBPZ – цены других товаров,

I-денежный доход покупателей (income -доход),

Н – некоторая величина, которая характеризует вкусы и предпочтения покупателей,

… - другие факторы, влияющие на объем спроса.

 

Если предположить, что все факторы, кроме цены самого товара, постоянны (т.е. не изменяются в рассматриваемый период времени), то можно представить функцию зависимости объема спроса на товар только от его цены.

То есть если PBPZ, I, H,…, - const, то

QDA= F (PA) (2)

Функцию спроса отценыможно представить несколькими способами:

 

Табличный способ.

С помощью шкалы спроса.

Шкала спроса –таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

Например, представим, что имеются определенные данные об объемах спроса на какой-либо товар при разных ценах (табл.1). цены в нашем примере измеряются в условных денежных единицах (это может быть рубль, марка, доллар и др.).

Таблица 1.

Шкала спроса на товар.

Цена за единицу товара Р (денежных единиц) Объем спроса на товар QD(тысяч единиц в месяц)

 

Аналитический способ.

С помощью математической формулы.

Если существует линейная зависимость между QD и PA , то в общем виде уравнение функции спроса от цены QD= a – bP.

Например, уравнение функции, характеризующей зависимость между QD и Р из приведенной выше шкалы спроса (табл. 1.), соответствует следующая формула:

QD=15-2Р,

Где QD – объем спроса на данный товар, Р – цена товара.

 

Графический способ.

С помощью графика спроса (линии спроса).

Линию спроса можно получить, если перенести на график данные шкалы спроса, или, если имеется математическая формула функции спроса от цены, построением графика этой функции.

На рисунке 1 представлена линия спроса (линия D). На вертикальной оси графика (оси ординат) обозначена цена товара (Р) в долларах, на горизонтальной оси (оси абсцисс)- объем спроса на товар в месяц в единицах (штуках).

В нашем примере линия спроса демонстрирует, что по цене Р=6 денежных единиц за единицу товара, покупатели захотят купить 3 единицы товара в месяц, а если цена товара составит Р=2 денежных единиц за единицу, покупатели купят 11 единиц товара в месяц.

График линии спроса (линии D) в нашем примере можно получить, если использовать данные шкалы спроса (табл.1) или построить график функции спроса из нашего примера QD=15-2Р.

Как видно из рисунка 1, линия спроса имеет отрицательный наклон (сверху вниз, слева направо). Такой наклон линия спроса имеет для большинства товаров и услуг. Наклон линии товара отражает закон спроса: по более высоким ценам покупатели согласны купить меньшее количество товара, чем по низким.

рис.1 График прямой линии спроса.

Р Р

       
   
 

 

 


D D

 
 


0 Q 0 Q

рис.2

В нашем примере линия спроса имеет форму прямой линии. Однако в реальной жизни она может иметь форму как кривой, так и ломаной линии (рис.2). Для простоты изложения в дальнейшем мы будем пользоваться прямой линией спроса.

 



Дата: 2016-10-02, просмотров: 184.