Тема 17. Долгосрочные инвестиции и источники их финансирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие долгосрочных инвестиций и источников их финансирования

Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы

Долгосрочные инвестиции (вложения во внеоборотные активы) - это затраты на приобретение и создание имущества (внеоборотных активов), которое будет использоваться в организации в течение длительного времени (более 1 года), не предназначенного для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.

Долгосрочные инвестиции связаны со следующими действиями:

- осуществление капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих организаций и объектов непроизводственной сферы;

- приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;

- приобретение земельных участков и объектов природопользования;

- приобретение и создание активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проектно-изыскательских работ и др.).

Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть собственные средства организаций и привлеченные - долевое участие в строительстве, дополнительные взносы участников, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе.

К собственным средствам, являющимся источником финансирования долгосрочных инвестиций, относят прибыль, остающуюся в распоряжении организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, и др.

Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведут на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов, а также о затратах организации по формированию основного стада продуктивного и рабочего скота.

По дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" отражают все фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов, а также затраты на формирование основного стада.

Такими затратами, в частности, могут быть:

- суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу;

- суммы, уплаченные за доставку, монтаж, установку внеоборотных активов;

- зарплата работников организации, занятых приобретением внеоборотных активов;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением внеоборотных активов.

В учете эти затраты отражаются так:

Дебет 08 Кредит 60 (76, 70, 69, ...) - отражены затраты, связанные с приобретением внеоборотных активов;

Дебет 19 Кредит 60 (76) - отражены суммы НДС, указанные в счетах-фактурах поставщиков.

Сформированная таким образом по дебету счета 08 первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается с кредита счета 08 в дебет счетов 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы". Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение основных средств и нематериальных активов, а также сумму незаконченных затрат по формированию основного стада.

Если ваша организация вводит в эксплуатацию объект основных средств, делают проводки:

Дебет 01 Кредит 08 - введены в эксплуатацию основные средства;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - произведен налоговый вычет.

Если в эксплуатацию вводятся материальные ценности, предназначенные для предоставления во временное пользование (владение) другим организациям, отражают это так:

Дебет 03 Кредит 08 - введены в эксплуатацию материальные ценности, предназначенные для предоставления во временное пользование (владение) другим организациям;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - произведен налоговый вычет.

Если в эксплуатацию вводится нематериальный актив, в учете делают записи:

Дебет 04 Кредит 08 - принят к учету нематериальный актив;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - произведен налоговый вычет.

Пример 17.1.

ЗАО "Актив" строит подрядным способом административное здание. На строительство и внутреннюю отделку здания заключен договор с подрядной организацией. Договорная стоимость всех работ составила 2 360 000 руб. (в том числе НДС - 360 000 руб.).

При подписании акта о выполнении работ бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:

Дебет 08 Кредит 60 2 000 000 руб. (2 360 000 - 360 000) - отражена стоимость строительных работ;

Дебет 19 Кредит 60 360 000 руб. - отражена сумма НДС, указанная в счете-фактуре подрядной организации.

После государственной регистрации административное здание было введено в эксплуатацию. Все затраты, учтенные по дебету счета 08, списываются на счет 01. Бухгалтер должен сделать проводки:

Дебет 01 Кредит 08 2 000 000 руб. - здание введено в эксплуатацию (построенный объект зачислен в состав основных средств);

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 360 000 руб. - произведен налоговый вычет.

Задания для самостоятельной работы

Задача 17.1.

Объект строится подрядным способом. Предъявлен счет подрядной организацией на сумму 500000 руб., в т. ч. НДС 76271 руб. Половина этой суммы была перечислена в качестве аванса, половина – по окончании строительно-монтажных работ.

Задание 1. Подсчитать балансовую стоимость объекта при передаче в эксплуатацию, если стоимость пусконаладочных работ, оплаченных подрядчику, составила 45000 руб., в т. ч. НДС 6864 руб.

Задание 2. Отразить в учете хозяйственные операции по строительству объекта и вводу его в эксплуатацию.

Задача 17.2.

Строится объект основных средств хозяйственным способом. Затраты по его возведению следующие: заработная плата, начисленная строителям – 45000 руб.; строительные материалы, отпущенные на строительство объекта – 42000 руб.; начислена амортизация оборудования, которое используется при строительстве объекта – 2000 руб.; начислен ЕСН (единый социальный налог) от заработной платы строителей – 11700 руб.

Задание. Отразить в учете хозяйственные операции по строительству объекта и вводу его в эксплуатацию.

 

Тема 18. Основные средства

 

Основные средства, их характеристика, классификация и оценка.

Учет основных средств

Амортизация основных средств

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1) использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

2) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

По назначению основные средства организации подразделяются на производственные и непроизводственные основные средства.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр.; капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе (резерве), стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

полученные организацией в аренду.

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

а) изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

б) внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон;

в) полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств - по рыночной стоимости на дату оприходования;

г) приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, - по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

Если ваша организация приобрела основные средства, то вы должны учесть их на балансе по первоначальной стоимости.

Затраты по приобретению основных средств сначала вы должны учесть по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" (без НДС):

Дебет 08 Кредит 60 (76...) - учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств (без НДС),

затем на основании счетов-фактур отразить сумму налога на добавленную стоимость:

Дебет 19 Кредит 60 (76...) - учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением объекта основных средств.

Если ваша организация вводит в эксплуатацию объект основных средств, сделайте проводку:

Дебет 01 Кредит 08 - введен в эксплуатацию объект основных средств.

После ввода в эксплуатацию объекта основных средств отразите вычет по НДС:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - НДС принят к вычету (на основании счета-фактуры поставщика).

Пример 18.1.

ЗАО "Актив" приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. Согласно договору, стоимость компьютера - 16 402 руб. (в том числе НДС - 2502 руб.).

Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:

Дебет 60 Кредит 51 16 402 руб. - оплачен счет продавца;

Дебет 08 Кредит 60 13 900 руб. (16 402 - 2502) - оприходован компьютер на балансе организации (без учета НДС);

Дебет 19 Кредит 60 2502 руб. - учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца.

Доставку компьютера (295 руб., в том числе НДС - 45 руб.) "Актив" дополнительно оплатил наличными из кассы через подотчетное лицо:

Дебет 71 Кредит 50 295 руб. - выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера;

Дебет 08 Кредит 71 250 руб. (295 - 45) - плата за доставку учтена в стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица);

Дебет 19 Кредит 71 45 руб. - учтен НДС по расходам на доставку (на основании счета-фактуры транспортной организации).

Когда компьютер ввели в эксплуатацию, бухгалтер "Актива" сделал проводки:

Дебет 01 Кредит 08 14 150 руб. (13 900 + 250) - компьютер зачислен в состав основных средств организации;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 2547 руб. (2502 + 45) - НДС принят к вычету (на основании счетов-фактур поставщиков).

Амортизация - это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

Начислять амортизацию по каждому объекту основных средств необходимо ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств введен в эксплуатацию.

Если оборудование полностью самортизировано, но ваша организация продолжает его использовать, начислять амортизацию на такое оборудование не нужно.

Начисление амортизации в учете вы должны отражать по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета затрат (расходов):

Дебет 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 97) Кредит 02

- начислена амортизация основных средств.

Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств полностью самортизирован или списан с баланса вашей организации (продан, ликвидирован и т.п.).

Задания для самостоятельной работы

 

Задача 18.1.

Перечислен аванс за приобретенное технологическое оборудование на сумму 47500 руб. Приобретено технологическое оборудование на сумму 37500 руб. Неиспользованный аванс возвращен на расчетный счет.

Задание. Отразить на бухгалтерских счетах хозяйственные операции по приобретению основного средства.

 

Задача 18.2.

Приобретен объект основных средства от поставщиков на сумму 120000 руб., в т.ч. НДС 18305 руб. Затраты по доставке, оплаченные транспортной организации составили 6500 руб., в т.ч. НДС 992 руб. Стоимость консультационных и посреднических услуг – 5000 руб., в т. ч. НДС 763 руб.

Задание. Подсчитать первоначальную стоимость данного основного средства при передаче его в эксплуатацию и отразить на бухгалтерских счетах хозяйственные операции по приобретению объекта основных средств.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 216.