Тема 20. Производственные запасы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие материально-производственных запасов, их оценка. Бухгалтерский учет движения материальных ценностей.

Материально-производственные запасы – это различные вещественные элементы, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе.

В соответствии с ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" в бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнении работ, оказании услуг);

- предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

- используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).

Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

К материалам можно также отнести канцелярские принадлежности (ручки, блокноты и т.п.), расходные материалы (бумагу для факсов, картриджи для принтеров и т.п.), а также объекты основных средств стоимостью до 20 000 рублей за единицу.

Если вы учитываете материалы по фактической себестоимости, все затраты, связанные с их приобретением, отражайте непосредственно на счете 10 "Материалы".

К таким затратам относят:

суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу;

невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с покупкой материалов (например, НДС по материалам, используемым в производстве продукции, не облагаемой этим налогом);

расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию;

транспортно-заготовительные расходы;

прочие расходы, связанные с приобретением материалов.

Пример 20.1.

ЗАО "Актив" приобрело для сотрудников администрации канцтовары на общую сумму 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.).

Бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:

Дебет 60 Кредит 51

11 800 руб. - оплачены канцтовары;

Дебет 10 Кредит 60

10 000 руб. (11 800 - 1800) - оприходованы канцтовары на склад;

Дебет 19 Кредит 60

1800 руб. - учтен НДС по оприходованным канцтоварам (на основании счета-фактуры поставщика);

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

1800 руб. - НДС принят к вычету.

После того как канцтовары будут переданы сотрудникам, бухгалтер сделает проводку:

Дебет 26 Кредит 10

10 000 руб. - канцтовары переданы в эксплуатацию.

 

Материалы могут быть отпущены на нужды основного, вспомогательного или обслуживающего производства. На стоимость материалов, фактически отпущенных в производство, сделайте проводку по кредиту счета 10:

Дебет 20 (23, 29) Кредит 10

списаны материалы на нужды основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.

Материалы списываются в производство одним из методов:

ФИФО;

по средней себестоимости;

по себестоимости каждой единицы.

Метод ФИФО предполагает, что материалы, поступившие ранее других, передаются в производство первыми.

Если материалы были куплены партиями, то сначала передается в производство первая партия, затем вторая и т.д. Если материалов в первой партии недостаточно, то списывается часть материалов из второй.

При списании ценностей по методу средней себестоимости бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов.

Чтобы установить стоимость материалов, которая подлежит списанию, средняя себестоимость единицы умножается на общее количество списанных материалов.

По методу себестоимости каждой единицы оцениваются материалы, используемые в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.). Единица таких материалов, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре. В большинстве случаев такие материалы являются весьма дорогостоящими.

Рассмотрим порядок списания материалов с использованием этих методов на примере.

Пример 20.2.

Ремонтная организация "Зенит" купила кирпич марки М-150 для выполнения ремонтных работ. Кирпич покупался тремя партиями по 10 000 шт. в каждой.

Первая партия приобретена 1 января 2001 года по цене 42 000 руб. (в том числе НДС - 7 000 руб.). Вторая - 3 февраля 2001 года по цене 44 000 руб. (в том числе НДС - 7 333 руб.). Третья - 2 марта 2001 года по цене 47 000 руб. (в том числе НДС - 7 833 руб.).

На выполнение ремонтных работ было списано 25 000 шт. кирпича. Работы выполнялись в марте 2001 года.

При покупке кирпича бухгалтеру "Зенита" нужно сделать проводки:

Дебет 10 Кредит 60

35 000 руб. (42 000 - 7 000) - приобретена первая партия кирпича;

Дебет 19 Кредит 60

7 000 руб. - учтен НДС по первой партии кирпича;

Дебет 10 Кредит 60

36 667 руб. (44 000 - 7 333) - приобретена вторая партия кирпича;

Дебет 19 Кредит 60

7 333 руб. - учтен НДС по второй партии кирпича;

Дебет 10 Кредит 60

39 167 руб. (47 000 - 7 833) - приобретена третья партия кирпича;

Дебет 19 Кредит 60

7 833 руб. - учтен НДС по третьей партии кирпича.

Теперь нужно определить стоимость кирпича, которую бухгалтер должен списать на себестоимость ремонтных работ.

 

Метод ФИФО

При использовании метода ФИФО бухгалтеру необходимо списать:

10 000 шт. кирпича из первой партии стоимостью 35 000 руб.;

10 000 шт. кирпича из второй партии стоимостью 36 667 руб.;

5 000 шт. кирпича из третьей партии стоимостью 19 584 руб. (39 167 руб. х 5 000 шт. : 10 000 шт.).

Общая стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит:

35 000 руб. + 36 667 руб. + 19 584 руб. = 91 251 руб.

При списании кирпича необходимо сделать проводку:

Дебет 20 Кредит 10

91 251 руб. - списан кирпич на выполнение ремонтных работ.

Средняя себестоимость

При использовании этого метода бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов (одного кирпича). Она составит:

(35 000 руб. + 36 667 руб. + 39 167 руб.) : (10 000 шт. + 10 000 шт. + 10 000 шт.) = 3,69 руб.

Стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит:

3,69 руб. х 25 000 шт. = 92 250 руб.

При списании кирпича необходимо сделать проводку:

Дебет 20 Кредит 10

92 250 руб. - списан кирпич на выполнение ремонтных работ.

Задания для самостоятельной работы

Задача 20.1.

Задание. Отразить на бухгалтерских счетах хозяйственные операции по учету материалов.

1. Предприятие ОАО «Камприбор» приобрело строительные материалы у предприятия ООО «СТК-лес» на сумму 84000 руб., в т.ч. НДС 12813 руб.

2. Производственное предприятие приобрело материалы у другой организации на сумму 78500 руб., в т.ч. НДС 11975 руб. Стоимость доставки материалов сторонней организацией составила 3400 руб., в т.ч. НДС 519 руб. Оплата производилась безналичным путем.

3. Предприятие перечислило аванс поставщику материалов 250000 руб. Через некоторое время оно получило всю партию заказанного материала согласно заключенному договору о поставке на общую сумму 354000 руб., в том числе НДС 18%. После этого оно доплатило поставщику оставшуюся сумму.

4. Предприятие приобрело материалы от поставщиков на сумму 4000 руб., в т. ч. НДС 610 руб. Материалы оприходованы и оплачены.

5. Предприятие перечислило аванс за материалы по безналичному расчету в сумме 7000 руб. Материалы получены и оприходованы на сумму 5000 руб., в т. ч. НДС - 763 руб. Неиспользованный аванс возвращен на расчетный счет.

6. Работнику предприятия было выдано в подотчет на приобретение канцелярских принадлежностей 500 руб. Им были приобретены канцелярские принадлежности на сумму 420 руб., остатки неиспользованных сумм сданы в кассу. Канцелярские принадлежности на сумму 280 руб. переданы для целей управления предприятием.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 298.