Тема 9. Систематизация информации в учетных регистрах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учетные регистры: понятие, классификация, характеристика каждого вида.

Записать операцию на счетах – это значит отразить ее содержание в учетных регистрах. Регистры бухгалтерского учета - это таблицы определенной формы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Учетные регистры разделяются по внешнему виду, по объему содержания операций, по характеру записей и по строению.

По характеру бухгалтерских записей регистры подразделяются на хронологические, систематические и комбинированные. В первых записи о хозяйственных операциях делаются в хронологическом порядке по мере их совершения (книга покупок, кассовая книга). В систематических регистрах записи о хозяйственных операциях группируются по определенным признакам на синтетических и аналитических счетах. Например, Главная книга ведется для группировки операций по синтетическим счетам.

Комбинированныерегистры сочетают хронологические и систематические записи, где они дополняют друг друга (журнал-ордер, ведомость).

По объему содержания учетные регистры делятся на регистры синтетического и аналитического учета.

В синтетическихрегистрах учет ведется общими итоговыми суммами в денежном выражении с указанием корреспондирующих счетов без пояснительного текста (журнал-ордер). В аналитических регистрах записи выполняют с пояснениями по каждому документу в натуральных измерителях (ведомость движения материалов).

По внешнему виду учетные регистры делятся на книги, свободные листы (ведомости), карточки.

Бухгалтерские книги ведут для учета кассовых операций, покупок, продаж, складского учета для обобщения учетной информации в Главной книге. В книгах все листы нумеруются, прошиваются, скрепляются печатью и подписью.

Карточки из плотной бумаги применяют, как правило, для аналитического учета товарно-материальных ценностей, например, основных средств.

Ведомости ведут по отдельным счетам, их использование делает возможным разделение учетной работы между счетными работниками, что обеспечивает своевременные записи в учетные регистры.

Запись в учетные регистры осуществляется вручную или при помощи вычислительной техники.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ (Об уголовной ответственности за разглашение коммерческой тайны см. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ)

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

 

Тема 10. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета

 

Инвентаризация: понятие, виды, сроки проведения

Инвентаризация как метод внутреннего контроля объектов учета

Оформление результатов инвентаризации в учете

 

В хозяйственной деятельности предприятия происходят и такие процессы, которые в момент их совершения не могут быть зарегистрированы и документально оформлены (потери в результате естественной убыли, хищения и др.). Такие факты выявляются при помощи инвентаризации, которая представляет собой сверку фактического наличия имущества и обязательств организации с данными бухгалтерского учета. Такая сверка необходима для обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности

Порядок проведения инвентаризации (количество ин­вентаризаций в отчетном году; их даты; перечень имуще­ства и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем организации.

По полноте охвата инвентаризации подразделяются на сплошные и выборочные, по характеру проведения — на обязательные и необязательные.

Значение инвентаризации заключается в обеспечении: контроля за сохранностью имущества и собственности экономического субъекта, соответствия учетных данных фактическим, выявления и документирования хозяйственных фактов, не учтенных в момент их совершения.

Как часто проводить инвентаризацию, фирма решает самостоятельно, в зависимости от своей специфики деятельности. Однако раз в год сделать это надо в обязательном порядке - перед составлением годовой отчетности. Основные же средства можно подсчитывать еще реже - один раз в три года, библиотечные фонды – один раз в пять лет.

В обязательном порядке инвентаризация проводится:

- при смене материально ответственных лиц;

- имущество сдается в аренду или продается;

- если были выявлены факты хищения товарно-материальных ценностей;

- если товарно-материальные ценности были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций;

- фирма реорганизуется или ликвидируется.

Перед началом инвентаризации составляется приказ (постановление, распоряжение), которым определяются сроки ее проведения и состав инвентаризационной комиссии. В состав комиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия, работников бухгалтерии и других специалистов, способных оценить состояние основных средств (например, инженеров, техников, экономистов и т.д.). В приказе указываются имущество и обязательства, подлежащие инвентаризации.

Перед началом инвентаризации работники, ответственные за сохранность ценностей, дают расписки в том, что все поступившие товарно-материальные ценности оприходованы, выбывшие - списаны, а все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.

Излишек имущества, который был выявлен в ходе инвентаризации, необходимо оприходовать по его рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Стоимость такого имущества, согласно подпункту "а" пункта 3 статьи 12 Закона N 129-ФЗ, относится на финансовые результаты организации, то есть увеличивает ее прибыль:

Дебет 10 (41) Кредит 91-1 - оприходованы неучтенные материалы (товары), выявленные при инвентаризации.

Недостачи товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации, учитываются по дебету счета 94:

Дебет 94 Кредит 10 (41) - выявлена недостача.

Списание недостач отражайте по кредиту счета 94:

Дебет 20 (44...) Кредит 94 - списана недостача в пределах норм естественной убыли;

Дебет 73-2 Кредит 94 - недостача сверх норм естественной убыли отнесена на виновных лиц;

Дебет 91-2 Кредит 94 - списана недостача сверх норм естественной убыли при отсутствии виновных лиц (или если во взыскании отказано судом).

Пример 10.1.

Комиссия ООО "Пассив", проведя инвентаризацию материалов, обнаружила недостачу пиломатериалов на сумму 40 000 руб.

В результате проведенного расследования установлено, что по вине работника склада пришел в негодность брус на сумму 3 000 руб. Остальная же часть материалов сгнила из-за того, что хранилась за территорией склада, в чем по решению суда не было вины кладовщика.

В учете были сделаны следующие проводки:

Дебет 94 Кредит 10

- 40 000 руб. - выявлена недостача пиломатериалов;

Дебет 73 Кредит 94

- 3000 руб. - часть суммы недостачи отнесена за счет виновного работника склада;

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 94

- 37 000 руб. - остальная часть недостачи учтена в составе прочих расходов.

Пример 10.2.

ООО "Луч" 29 декабря 2001 года проводило инвентаризацию кассы и обнаружило недостачу в сумме 1500 руб. На основании распоряжения руководителя ООО "Луч" недостача удерживается из заработной платы кассира.

Бухгалтер ООО "Луч" сделал следующие проводки.

По новому Плану счетов:

Дебет 94 Кредит 50

- 1500 руб. - отражена недостача денег в кассе;

Дебет 73 Кредит 94

- 1500 руб. - отнесена недостача на виновное лицо;

Дебет 70 Кредит 73

- 1500 руб. - удержана сумма недостачи из заработной платы кассира.

Задания для самостоятельной работы

 

Задача 10.1.

Задание. Ответьте на поставленные вопросы:

1. Укажите цели, которые преследует инвентаризация.

2. Укажите случаи, в которых инвентаризация проводится в обязательном порядке.

 

Задача 10.2.

В результате инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) выявлены расхождения фактического наличия ТМЦ с данными бухгалтерского учета по следующим позициям:

- недостача по запасным частям – 10 шт на сумму 8500 руб.,

которая возникла:

а) по халатности кладовщика – 3 шт. на сумму 2550 руб.

б) виновные не установлены – 7 шт. на сумму 5950 руб.

Задание. Оформить результаты инвентаризации бухгалтерскими проводками.

 

Задача 10.3.

Задание. На основании данных задачи выявить инвентаризационные разницы и отразить их в учете в порядке перечисленных ниже пунктов.

1. Выписка из описи инвентаризации товарно-материальных ценностей на 01.11.ХХ г.

 

Наименование товарно-материальных ценностей Единица измерения Цена, руб. Фактическое наличие
Количество Сумма, руб.
Домкрат шт. 2 700 126 900
Лист оцинкованный тонны 28 500 427 500
Гвозди кг. 17 500 420 000
Электродвигатель шт 3 200 160 000
Доска обрезная м3 2 750 101 750
Кирпич облицовочный (цвет красный) шт. 4,5 37 800 170 100
Станок фрезерный шт. 27 800 194 600
Диск колеса автомобильный шт. 223 040

 

2. Справка о наличии товарно-материальных ценностей по данным бухгалтерского учета на дату инвентаризации

 

Наименование товарно-материальных ценностей Единица измерения Цена, руб. Фактическое наличие
Количество Сумма, руб.
Домкрат шт. 2 700 124 200
Лист оцинкованный тонны 28 500 427 500
Гвозди кг. 17 520 420 480
Электродвигатель шт. 3 200 160 000
Доска отрезная м3 2 750 101 750
Кирпич облицовочный (цвет красный) шт. 4,5 37 690 169 605
Станок фрезерный шт. 27 800 194 600
Диск колеса автомобильный шт. 223 720

 

3. Инвентаризационно-сличительная ведомость по результатам инвентаризации

  № Наименование товарно-материальных ценностей   Ед. изм.   Цена руб. Числится по данным учета Фактическое наличие Результат инвентаризации
Кол-во Сумма, руб. Кол-во Сумма руб. Излишек Недостача
Кол-во Сумма руб. Кол-во Сумма руб.
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

 

4. Оформить результаты инвентаризации бухгалтерскими проводками.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 218.