Подбор и изучение литературы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Литература, необходимая для выполнения курсовой работы, подбирается студентом самостоятельно. Вначале следует подобрать основную литературу. Часть основной литературы приведена в перечне литературы в учебной программа по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет».

Кроме основной литературы, студент должен уметь подбирать и необходимую дополнительную литературу. Для этого он знакомится с соответствующими каталогами в библиотеке СЛИ, читальном зале. В число дополнительной литературы входят монографии, журнальные статьи, брошюры, статистические сборники и др. Так как социально-экономические процессы быстро развиваются и изменяются, требуется подбирать и использовать литературу последних лет издания. Пренебрежение этим положением, использование устаревшей литературы приводит к снижению качества курсовых работ, а иногда и к неудовлетворительной оценке.

Всю отобранную литературу желательно в алфавитном порядке или в соответствии с рубрикатором заносить в отдельный список, на карточки или отдельный файл.

После того как основная и дополнительная литература подобрана, можно приступить к ее изучению. Изучение литературы включает следующие этапы:

1 этап. Изучение истории вопроса. Для этого следует найти и ознакомиться с ранее осуществленными исследованиями по проблемам выбранной темы и осветить историю изучаемого вопроса. Составить исторический обзор значит:

– охарактеризовать основные этапы развития проблемы;

– оттенить переломные моменты;

– отразить главные направления.

2 этап. Анализ современного состояния вопроса. Данный этап означает подготовку ответов на ряд таких вопросов как:

– какие проблемы остались неразрешенными, дискуссионными, а может вообще не затронутыми;

– каков был вклад предшественников;

– каковы их методика, полнота, правильность, значимость сделанных выводов и эффективность предложений.

Не исключено, что не весь материал рекомендованных и подобранных самостоятельно источников будет понятен студенту. Потребуется повторное чтение и осмысление. При первом чтении стоит задача – понять материал в основном, отметить непонятные места. Затем требуется вдумчивое повторное чтение.

Рекомендуется пользоваться словарями, а также консультироваться с преподавателем-руководителем курсовой работы.

В процессы выполнения курсовой работы важное значение имеет подбор фактического и цифрового материала. Так, например, научно-обоснованные и правильные выводы о качестве разработки норм и нормативов затрат в системе управленческого учета можно сделать лишь на основе фактического материала. Анализ фактического материала позволяет лучше раскрыть связь теории с практикой. Поэтому студенту следует отнестись с большим вниманием к подбору фактического материала и статистических данных, необходимых для анализа той проблемы, которую он поднимает и рассматривает в своей курсовой работе.

Хорошо подобранный фактический материал позволяет выявить основные процессы и закономерности. В этой связи студенту важно научиться правильно анализировать цифровой фактический материал, уметь его научно обработать, сгруппировать, привести к сопоставимым единицам измерения.

Основными источниками фактических данных являются общие и отраслевые статистические сборники и справочники.

Данные фактического характера можно найти в соответствующих газетах и журналах, например: «Бухгалтерский учет», «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Финансовый директор» и др.

При ознакомлении с содержанием литературных источников студенту следует сразу же отбирать и выписывать данные, относящиеся к теме курсовой работы. Однако при подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить о том, их можно сравнивать и анализировать только тогда, когда они сопоставимы. Для объективного анализа целесообразно отбирать такой фактический материал, который выражен в одинаковых единицах измерения, или такие данные, которые после соответствующей обработки могут быть сравнимыми.

В последние годы все большую помощь в учебной и научной работе оказывает Интернет, который позволяет с минимальными затратами труда и в кратчайший срок получить информацию по интересующей теме. Интернет компенсирует нехватку информации, дефицит специальной литературы, а также дает возможность найти наиболее свежую информацию по той или иной проблеме. Кроме того, в компьютерной сети можно найти образцы курсовых работ по «Управленческому учету» (хотя может оказаться, что это будет худший вариант).

У каждого студента со временем вырабатываются свои индивидуальные навыки работы с книгой, изучения первоисточников, законодательных материалов. Вместе с тем важным условием эффективности этой работы является ее правильная организация. Подобранная литература должна конспектироваться, что позволяет сконцентрировать внимание на главных положениях курсовой работы. При этом наиболее важные факты, определения следует в отдельных случаях выписывать подробно, с тем чтобы избежать каких-либо искажений, неточностей. Конспектирование целесообразно осуществлять в соответствии с вопросами разработанного плана курсовой работы, что в последствии может облегчить подготовку текста.

При изучении дополнительной литературы надо также выписывать интересные положения и факты, пересказывая их своими словами или приводя их в виде цитаты с указанием автора, названия источника и номера страницы. Выписывать следует в первую очередь наиболее важные факты, примеры и определения, а также статистические данные, относящиеся к основному содержанию темы курсовой работы.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.

Плановый конспект – конспект книги (закона) по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги (закона).

Свободный конспект – конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов. Цитата – точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания, законченная по содержанию, с обязательной отсылкой к источнику и автору.

Текстуальный конспект – конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание источника из через авторские высказывания наиболее важных идей.

Тематический конспект – конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

В ходе анализа собранного по теме материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Курсовая работа может носить теоретический или эмпирический характер, что не может не повлиять на логику изложения материала.

Теоретическая работа основана преимущественно на литературных источниках. Такую работу можно начать с краткого, но обстоятельного обзора этих источников, чтобы показать историю вопроса, традиции и обозначить предшественников. Вторая часть работы – содержательный контекст, где выдвигается тезис, некая идея или концепция, предлагающая вариант объяснения ключевых вопросов (цели и задач), поставленных во введении. Наиболее важная часть работы – аргументация основных теоретических положений, выводов и рекомендаций.

Шесть простых приемов быстрого чтения:

1. Ненужное – в корзину: если стопка бумаг, документов, книг, журналов и газет на вашем столе большая, то для начала разделите все на три части: то, что необходимо основательно проработать; то, что достаточно пробежать глазами; то, что следует немедленно отправить в корзину.

2. Глаз-алмаз: прежде чем нырнуть с головой в высокоинтеллектуальный фолиант, который необходимо осилить за несколько часов, внимательно просмотрите текст. Потом решите, действительно ли эта книга стоит вашего внимания, а если да, то какая глава может быть наиболее интересной. Внимательно прочитайте ее от начала до конца. Если перед вами длинная газетная статья, «сфотографируйте» глазами заголовок, шапку, первый и последний абзац. Подзаголовки тоже могут пригодиться, чтобы понять, стоит читать дальше или нет.

3. В несколько заходов: после беглого просмотра материала следует вернуться к тексту – для более детального анализа. Облегчить процесс понимания и запоминания текста помогут заранее сформулированные вопросы. Поверьте, это экономит массу времени. Читайте быстро и прицельно не стоит ничего подчеркивать – это сбивает. Делайте маленькие пометки или пишите ключевые слова на полях. И не отклоняйтесь от главной темы, если хотите копнуть глубже и получить конкретную информацию по интересующему вас вопросу.

4. Продумайте тактику: существует несколько тактик быстрого чтения. Самый простой способ – это ускорение чтения. Возьмите карандаш и водите им по строчкам. Ваш глаз автоматически будет следить за карандашом, на мгновение задерживаясь у каждого слова в отдельности. Более сложная техника называется «обширное зрение». Старайтесь охватить взглядом сразу три слова. Это довольно легко, но требует некоторой тренировки. «Высокоскоростной темп» - техника довольно сложная и больше всего подходит в том случае, если у вас оказалась огромная кипа бумаг, которую необходимо осилить за ограниченный промежуток времени. Пролистайте страницы в очень быстром темпе, как бы сканируя их и обращая внимание на то, сто написано более крупным шрифтом. Поле соответствующей тренировки у вас в памяти начнут оставаться не только заголовки, но и ключевые слова.

5. Найти и обезвредить: научитесь пропускать такие слова, как «так же, как и...», «словно». Если вы должны быстро понять текст, помогают такие слова, как «кроме того…», «затем» – они предполагают последующее действие, а такие слова, как «однако», «но», указывают на смену действий.

6. Игры разума: при чтении в последний раз вы должны проработать информацию. Для этого выделите маркером места в тексте, которые вы считаете основными, и потом на отдельном листе сделайте записи. Но удобнее будет, если вы вместо целых предложений начертите схему. У вас получится так называемая «Mind Map» - «карта интеллектуальной местности», состоящая из ключевых пунктов, связанных между собой стрелочками. Начинайте с середины листа и центральной темы, затем с помощью стрелок продвигайтесь от нее в направлении подпунктов. Если вы хотя бы раз успешно опробуете эту систему, то сэкономите массу времени, которое в последствии можно потратить на что-нибудь действительно полезное и интересное.


3. Общие требования к структуре курсовой работы

Выполнение курсовой работы по «Бухгалтерскому управленческому учету» базируется на изучении отраслевых методических разработок по планированию, учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), литературных источников, а также на практическом материале предприятий.

Ее выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения проводить экономико-математические, экспериментальные и другие исследования, увязывать вопросы теории и практики, делать обобщения, выводы и предложения по улучшению сбора и обработки информации для принятия управленческих решений.

Студентам заочной формы обучения рекомендуется выполнять курсовую работу на материалах предприятия, где они работают.

Подготовке курсовой работы предшествует планомерный учебный процесс, программой которого определены сроки выполнения работы. Общая схема подготовки и защиты курсовой работы может быть представлена следующим образом:

1. Подготовительная работа:

– определение общей терминологии курсовой работы;

– определение цели курсовой работы;

– формулировка рабочих названий наиболее предпочтительных вариантов тем курсовой работы;

– согласование темы;

– определение задач курсовой работы;

– формулировка рабочих названий частей курсовой работы;

– определение общего порядка и методов выполнения курсовой работы;

– утверждение темы;

– получение задания на выполнение курсовой работы;

– определение предварительного порядка построения содержания курсовой работы;

– составление общего плана содержания;

– получение методических рекомендаций на выполнение курсовой работы;

– уточнение и утверждение оглавления (содержания) курсовой работы.

2. Работа с источниками информации:

– определение основных источников информации;

– поиск информации в различных группах источников по утвержденной теме;

– последовательная обработка источников информации (ведение рабочих записей);

– отсев ненужных источников;

– составление списка источников, необходимых для написания работы.

3. Компиляция текста курсовой работы:

– определение порядка работы с источниками информации, необходимыми для написания работы;

– систематизация и анализ записей;

– проверка полноты и достоверности записей;

– дополнение, уточнение и взаимоувязка рабочих записей в слитный текст;

– рубрикация текста;

– уточнение оглавления (содержания) курсовой работы;

– привлечение дополнительных источников информации (при необходимости);

– составление развернутого оглавления (содержания) курсовой работы.

4. Обработка скомпилированного текста:

– редактирование основного текста;

– дополнение содержания частями, не вошедшими в основной текст;

– проверка текста.

5. Оформление курсовой работы:

– оформление текстуальной части;

– оформление иллюстрированного материала;

– оформление приложений.

6. Подготовка к защите курсовой работе:

– подготовка текста выступления для защиты курсовой работы;

– подготовка рецензии на курсовую работу;

– выступление (защита) курсовой работы;

– передача курсовой работы на хранение.

Основными требованиями к содержанию курсовой работы являются:

– обстоятельное освещение теоретических аспектов исследуемой темы;

– полный и объективный анализ наиболее известных источников по теме курсовой работы;

– точное описание апробации, условий проведения экспериментов, а также их результатов;

– аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;

– использование (к месту) актуальных статистических данных;

– использование (к месту) таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п.;

– соответствие структуры основного текста окончательному варианту оглавления содержания;

– логичное и лаконичное изложение содержания внутри всех частей (разделов, глав, параграфов);

– использование соответствующей характеру курсовой работы унифицированной терминологии, сокращений и т.п.;

– взвешенная критика оппонентов.

Структура курсовой работы определяется, как правило, ее предназначением и спецификой темы. Однако сложилась определенная, устойчивая традиция формирования структуры научных произведений, к которым относится и курсовая работа, основными элементами которой в порядке их расположения является следующее:

1. Титульный лист.

2. Содержание (оглавление).

3. Введение.

4. Главы основной части.

5. Заключение.

6. Библиографический список.

7. Приложения.


4. Общие требования к элементам текстовой части курсовой работы

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам (приложение 2).

Очень краткие названия научных работ (одно – два слова) свидетельствуют о том, что исследование проведено с исчерпывающей полнотой. В научных работах, освещающих обычно узкие темы, заглавие должно быть более конкретными, а потому и более многословными. Н следует допускать в заглавии работы неопределенных формулировок, например «Анализ некоторых вопросов», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о…»», «К изучению…», «Материалы к…».

Если автор хочет конкретизировать заглавие своей работы, можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

После титульного листа помещается содержание (оглавление), в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которой они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Введение к работе. Здесь обычно обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводятся характеристика источников для написания работы и краткий обзор литературы, имеющейся по данной теме.

Таким образом, введение – очень ответственная часть курсовой работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики. Поэтому основные части введения к курсовой работе рассмотрим более подробно.

Актуальность – обязательное требование к любой курсовой работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

В применении к курсовой работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. То, как ее автор умеет выбрать тему и несколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц машинописного текста показать главное, из чего и будет видна актуальность темы.

Студентом излагается краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку курсовая работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем также излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако позднее это не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультации со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…описать… установить…выявить... вывести формулу, и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объект и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направленно основное внимание слушателя. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Обязательным элементом введения курсовой работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Во введение описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

 



Дата: 2016-09-30, просмотров: 244.