Тема 7. Информация о затратах для процесса контроля и регулировании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие бюджетирования. Цели и задачи бюджетирования. Смета (или бюджет): понятие, этапы составления. Виды смет: генеральные и частные, гибкие и статистические; нулевые и приростные; периодические и непрерывные и т.д.

Генеральный бюджет производственного предприятия, его части и порядок составления. Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности.

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать виды бюджетов организации, методику бюджетирования.

уметь сформировать основные бюджеты предприятия.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная литература:

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. Рек. МО РФ / М.А. Вахрушина. 6-е изд. доп. и пер. М.: ОМЕГА-Л. 2007. 570 с.

 

Дополнительная литература:

1. Волкова О.Н.Управленческий учет. Учебник. О.Н.Волкова. М.: ТК Велби Проспект, 2005. 468с.

2. Николаева О.Е. Управленческий учет: базовый курс: учебник / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. Изд. 5-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.

Практические занятия по теме 7 предусматривают решение следующих задач:

Задача 1

Задание:

1) рассчитать показатели, необходимые для получения скорректированного бюджета на фактический объем продаж;

2) составить гибкий бюджет организации и проанализировать полученные результаты деятельности. Гибкий бюджет составить в таблице.

 

Таблица

Гибкий бюджет ООО «Березка», тыс. руб.

Показатели Главный операционный бюджет Фактически полученные показатели отчетного периода Главный бюджет, скорректированный на фактически полученные показатели Отклонения от скорректированного главного бюджета
1) Объем продаж, ед.        
2) Выручка от продаж        
3) Производственные затраты        
4) Маржинальный доход (стр.2-стр.3)        
5) Общехозяйственные расходы        
6) Коммерческие расходы        
7) Операционная прибыль        

 

Главным бюджетом ООО «Березка» на объем продаж 100 000 единиц продукции были запланированы следующие показатели:

- выручка от продаж - 60000 тыс. руб.,

- производственные затраты – 46000 тыс. руб.,

- общехозяйственные расходы – 7000 тыс. руб.,

- коммерческие расходы – 1200 тыс. руб.

По итогам отчетного года зафиксированы следующие результаты деятельности ООО «Березка»:

- объем продаж – 70000 единиц,

- выручка от продаж – 39000 тыс. руб.,

- производственные затраты – 30000 тыс. руб.,

- общехозяйственные расходы – 7000 тыс. руб.,

- коммерческие расходы – 900 тыс. руб.

 

Задача 2

 

ООО «Сосна» планировало иметь годовую выручку от продажи одной партии размером 50000 единиц, в сумме 75000 тыс. руб. при величине производственных затрат в размере 45000 тыс. руб., расходов на управление – 7000 тыс. руб., расходов на рекламу – 2500 тыс. руб. Фактически в отчетном году было реализовано лишь 40000 единиц продукции по цене на 10% выше, чем планировалось. Производственные расходы отчетного периода были выше запланированных на 5%, расходы на управление и рекламу полностью соответствовали запланированным показателям.

Задание: рассчитать скорректированный бюджет ООО «Сосна», оформить его в виде таблицы (см. предыдущую задачу) и проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности.

 

Задача 3

ООО «Лес» оказывает услуги по распиловке круглых лесоматериалов. В штате организации 7 рабочих и 2 управленца. Распиловка 1 куб. м древесины стоит 2500 руб., а 1 куб. м хвойного пиловочника – 3500 руб. Статистика показывает, что среднемесячный объем работ составляет 900 куб. м, из которых 70% составляет распиловка хвойного пиловочника. В мае и июне, как правило, отмечается тенденция к увеличению объема работ по сравнению со средними показателями на 10-15%.

Начальное сальдо денежных средств на 1 апреля составило 48000 руб. В январе текущего года организацией был взят краткосрочный кредит на сумму 30000 руб. под 20% годовых, с ежемесячной оплатой процентов. Срок выплаты всей суммы кредита – не позднее 31 декабря текущего года.

Годовой сметой предусмотрены ежемесячные расходы на вспомогательные материалы и ГСМ в сумме 10000 руб. при средних объемах работ и 13000 руб. – при повышенных. Заработная плата рабочих составляет в среднем 30% от стоимости распиловки. Оклад бухгалтера составляет 17800 руб., руководителя – 27000 руб. Общехозяйственные расходы и коммерческие в среднем за предшествующий квартал составили 120000 руб. и 189000 руб. соответственно.

В апреле организацией должны быть произведены платежи в бюджет и внебюджетные фонды за первый квартал отчетного года в сумме 70500 руб.

В мае планируется продать ксерокс, находящийся на балансе ООО «Лес» за 6000 руб. и приобрести новый ксерокс и компьютер на общую сумму 45000 руб.

Задание: составить бюджет движения денежных средств ООО «Лес» на второй квартал текущего года (с ежемесячным разнесением затрат) в виде таблицы и провести его анализ.

 

Таблица

Бюджет денежных средств ООО «Лес», тыс. руб.

Показатели Апрель Май Июнь Итого I квартал
1) Начальное сальдо        
2) Поступления средств: - от клиентов - от продажи активов - займы        
3) Итого поступлений        
4) Выплаты средств: - материалы - заработная плата - общехозяйственные расходы - коммерческие расходы - расходы по процентам - возврат кредитов - оплата налогов - прочие выплаты        
5) Итого выплат        
6) Разница между поступлениями и выплатами        
7) Конечное сальдо        

 

Задача 4

Основным видом деятельности ООО «Север» является производство деревянных столов. В следующем бюджетном периоде запланирована продажа 700 столов ученических и 200 столов офисных по цене 1300 руб. и 2100 руб. за единицу соответственно. Планируемые запасы готовой продукции на конец периода определены в размере 100 ед. для столов ученических и 50 ед. для столов офисных. Начальные запасы составляют 200 ед. и 100 ед. соответственно для столов ученических и офисных.

Задание: составить бюджет продаж и производства, включая расчет товарного выпуска продукции в таблице.

 

Таблица

Бюджет продаж и производства ООО «Север»

Показатели Столы ученические Столы для офисов Итого
1) Планируемый объем продаж, ед.      
2) Планируемая цена продажи, руб.      
3) Ожидаемый объем продаж, руб.      
4) Запасы готовой продукции на конец периода, ед.      
5) Итого требуется продукции, ед.      
6) Начальные запасы, ед      
7) Планируемый объем производства, ед.      

 

Задача 5

ООО «Север» занимается производством мебели. В бюджетном периоде запланировано производство 600 единиц столов ученических и 150 столов для офиса. Планируемые начальные запасы исходных материалов для столов ученических и столов офисных составляют 150 и 130 куб.м соответственно, запасы на конец периода равны 180 куб. м для столов ученических и 54 куб. м – для столов офисных. При этом для производства одного стола ученического требуется в среднем 2,5 куб. м, а для одного офисного стола – 2,6 куб. м. Планируемая цена на 1 куб. м исходных материалов для столов ученических составляет 400 руб., для столов офисных – 500 руб.

Задание: составить бюджет закупок ООО «Север» в таблице и проанализировать полученные данные. Каким образом можно использовать данную информацию в управлении?

 

Таблица

Бюджет продаж и производства ООО «Север»

Показатели Столы ученические Столы для офисов Итого
1) Планируемый объем продаж, ед.      
2) Планируемая цена продажи, руб.      
3) Ожидаемый объем продаж, руб.      
4) Запасы готовой продукции на конец периода, ед.      
5) Итого требуется продукции, ед.      
6) Начальные запасы, ед.      
7) Планируемый объем производства, ед.      

В ходе самостоятельной работы по теме 7 необходимо ответить на вопросы:

 

  1. Объясните цели учета затрат по местам формирования и центрам ответственности.
  2. В чем разница в понятиях поле, место и центр расходов? Приведите примеры.
  3. Может ли место затрат одновременно быть центром ответственности? Может ли центр ответственности не иметь определенного места затрат?
  4. Приведите примеры мест и центров затрат в снабжении и сбыте на кондитерской фабрике и в крупном универмаге.
  5. Назовите главные критерии, по которым обособляется место затрат: место ответственности.
  6. Чем отличается центр ответственности за затраты от центра ответственности за прибыль? Приведите примеры.
  7. За что отвечает перед руководством предприятия центр инвестиций? Какая информация ему необходима?
  8. Как обособить центры ответственности по производственному принципу?
  9. Почему производственные центры ответственности играют решающую роль в бизнесе?

10. Приведите примеры мест и центров издержек со слабо регулируемыми затратами.

11. Что такое «сфера затрат»? Чем она отличается от места и центра издержек?

12. На какие места затрат и центры ответственности разделили бы вы офис крупной фирмы?

13. Почему наиболее детально разделяются в учете места и центры затрат производственных подразделений?

14. Какие варианты состава затрат мест и центров издержек возможны? От чего зависит их выбор?

15. Почему чаще всего в качестве затрат производственных мест издержек рассматриваются косвенные расходы?

16. Какие существуют методы группировки расходов по местам формирования?

17. Почему матричная форма сводной ведомости затрат производства и сбыта считается предпочтительной?

18. В каких случаях дочерние предприятия следует рассматривать как места затрат, а каких как центры ответственности?

19. Как осуществляется распределение затрат по местам их формирования?

20. Как бы вы предложили измерять результаты деятельности общезаводских отделов и служб предприятия?

21. Почему в некоторых производствах рост затрат на управление обгоняет рост текущих издержек производства?

22. Назовите количественные и стоимостные показатели для распределения и перераспределения издержек производственных подразделений.

23. В чем состоят проблемы исчисления себестоимости взаимооказываемых услуг внутри предприятия?

24. Почему величина полных затрат мест формирования издержек может быть только приблизительной?

25. Предложите три различных способа для распределения косвенных расходов по центрам ответственности.

26. Является ли материально-ответственное лицо центром ответственности? Поясните ваш ответ.

27. Если нет возможности определить затраты и объем деятельности. Можно ли за нее отвечать?

28. Почему методами бюджетирования определяются главным образом постоянные и комплексные расходы?

 

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Основная литература:

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. Рек. МО РФ / М.А. Вахрушина. 6-е изд. доп. и пер. М.: ОМЕГА-Л. 2007. 570 с.

 

Дополнительная литература:

1) Волкова О.Н.Управленческий учет. Учебник. О.Н.Волкова. М.: ТК Велби Проспект, 2005. 468с.

2) Николаева О.Е. Управленческий учет: базовый курс: учебник / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. Изд. 5-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.

Тема 8. Трансфертное ценообразование

Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования. Трансфертное ценообразование в отраслях промышленности. Определение трансфертной цены на основе рыночной конъюнктуры. Определение трансфертной цены по формуле «себестоимость плюс». Определение договорных трансфертных цен (4 часа).

 

Изучив данную тему, студент должен:

знать принципы формирования трансфертных цен, методику определения трансфертных цен.

уметь применять методику расчета трансфертных цен на практике.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная литература:

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. Рек. МО РФ / М.А. Вахрушина. 6-е изд. доп. и пер. М.: ОМЕГА-Л. 2007. 570 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Волкова О.Н.Управленческий учет. Учебник. О.Н.Волкова. М.: ТК Велби Проспект, 2005. 468с.
  2. Николаева О.Е. Управленческий учет: базовый курс: учебник / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. Изд. 5-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.

Практические занятия по теме 8 предусматривают решение тестов:

 

1. Отклонение в цене для прямых затрат на материалы вы­числяется по формуле:

а) «Фактическая цена × Фактическое количество — Нормативная цена × Фактическое количество»;

б) «Нормативная цена × Фактическое количество — Норма­тивная цена × Нормативное количество для фактической произ­водительности».

2. Можно ли утверждать, что трансфертная цена, сформированная на договорной основе, отвечает специфическим условиям бизнеса: наличию недогруженных мощностей, взаимосвязи между подразделениями и др.?

а) да;

б) нет.

3. Какова роль гибкого бюджета при внедрении системы нормативного учета?

а) усиливает контроль затрат;

б) позволяет руководителю более оперативно принимать решения по возникающим отклонениям;

в) верно а) и б).

4. «Управленческий учет» - это:

а) процесс, происходящий внутри фирмы с использованием планирования и контроля ее деятельности;

б) процесс выявления, измерения, сбора, анализа, подготов­ки, интерпретации и передачи информации, необходимой руко­водителю при выполнении его функций;

в) верно а) и б).

5. Что понимается под трансфертной ценой?

а) внутренняя цена, по которой одно подразделение предприятия передает другому продукты или услуги;

б) оптовая цена предприятия.

6. На что нацеливает оценка эффективности управления подразделением по остаточной прибыли?

а) приводит к сокращению инвестиций в операционные ак­тивы;

б) побуждает руководителя к новым целесообразным инвестици­ям в целях получения добавочной прибыли.

7. Что означает понятие «отклонение»?

а) отклонение в цене или количестве приобретаемых сырья и материалов от нормативных значений;

б) отклонение в расценках или количестве труда от норматив­ных величин;

в) отклонение в установленных общепроизводственных рас­ходах или эффективности их использования;

г) верно а), б), в).

8. На какой основе рекомендуется назначать трансфертную цену при эффективном конкурентном рынке?

а) на базе переменных затрат;

б) по рыночной цене;

в) по договорной цене.

9. Что означает понятие «фактор норм» в гибких бюджетах?

а) отклонение от нормативной цены на материалы или нор­мативной расценки на труд;

б) отклонение в количестве использованных материалов или труда.

 

В ходе самостоятельной работы по теме 8 необходимо ответить на вопросы:

1. Понятие трансфертной цены.

2. Какие существуют виды трансфертных цен?

3. Какие существуют принципы формирования трансфертных цен?

4. Трансфертное ценообразование в отраслях промышленности.

5. Дайте определение трансфертной цены на основе рыночной конъюнктуры.

6. Дайте определение трансфертной цены по формуле «себестоимость плюс».

7. Определение договорных трансфертных цен.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

Основная литература:

Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. Рек. МО РФ / М.А. Вахрушина. 6-е изд. доп. и пер. М.: ОМЕГА-Л. 2007. 570 с.

 

Дополнительная литература:

1) Волкова О.Н.Управленческий учет. Учебник. О.Н.Волкова. М.: ТК Велби Проспект, 2005. 468с.

2) Николаева О.Е. Управленческий учет: базовый курс: учебник / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. Изд. 5-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 398.