Критерии оценивания исследовательской работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(исследовательского вклада)

Диплом\Реферат (Статья)

Критерий 1-2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Уровень постановки исследовательской проблемы Работа репродуктивного характера: Как таковой, проблемы нет. Решается описательная задача. Работа репродуктивно-аналитическая: Задача аналитическая, есть рабочая цель, а гипотеза либо отсутствует, либо выражает приложение к известным закономерностям. Работа частично поисковая: Исследовательская проблема имеет частный характер, чаще всего это необычное проявление известной закономерности. Работа исследовательская: Исследовательская проблема достаточно сложна, указывает на значимое явление.
Общая характеристика теоретической части Репродуктивный уровень: § описательное изложение информации, известной по теме, без какой-либо логики; § нет обобщений; § нет анализа проблемы; § нет содержательных выводов. Репродуктивно-аналитический уровень: § сделаны неплохие самостоятельные обобщения; § сделан анализ проблемы; § сделаны содержательные выводы. Частично поисковый уровень: § на основе анализа решаются частные проблемы раскрываемой темы; § формируются некоторые аспекты дизайна эмпирического исследования. Исследовательский уровень: § полностью посвящена решению одной научной проблемы, пусть не глобального плана, но сформулированной самостоятельно; § дизайн эмпирического исследования сформирован полностью на основе теоретического анализа.  
Критерий 1-2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Актуальность и оригинальность темы Тема всем известная, изучена подробно, в литературе освещена полно. При этом автор не сумел показать, чем обусловлен его выбор кроме субъективного интереса, связанного с решением личных проблем или любопытством. Тема изученная, но в ней появились «белое пятно» вследствие новых данных, либо тема относительно малоизвестная. Тема с достаточным количеством «белых пятен», либо проблема поставлена достаточно оригинально, вследствие чего проблема открывается с неожиданной стороны. Тема малоизученная, практически не имеющая описания, для раскрытия которой требуется самостоятельно делать многие выводы, сопоставляя точки зрения из соседних областей исследования.
Логичность доказательства (рассуждения) Работа представляет собой бессистемное изложение того, что известно автору по данной теме В работе можно заметить некоторую логичность в выстраивании информации, но целостности нет. В работе либо упущены некоторые важные аргументы, либо есть «лишняя» информация, перегружающая текст ненужными подробностями, но в целом логика есть. Цель реализована последовательно, сделаны необходимые выкладки, нет «лишней» информации, перегружающей текст ненужными подробностями
Глубина исследования Рассмотрение проблемы строится на основе одного серьезного источника, остальные – популярная литература, используемая как иллюстрация. Рассмотрение проблемы строится на содержательном уровне, но глубина рассмотрения относительна. Рассмотрение проблемы строится на достаточно глубоком содержательном уровне, выводы имеют определенное значение.   Рассмотрение проблемы строится на глубоком содержательном уровне, делаются выводы, имеющие самостоятельное научное значение.
Критерий 1-2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Корректность эмпирического исследования Исследование построено некорректно, методики не дают нужного результата, гипотеза не доказана. Исследование в целом соответствует заявленной тематике, методики позволяют решить какие-то аспекты проблемы, частично доказать гипотезу. Исследование построено грамотно, в соответствии с целью, методики подобраны корректно, они дают относительное решение проблемы, в основном доказать гипотезу.     Исследование построено грамотно, на основе выводов теоретического анализа проблемы, методики подобраны корректно, они позволяют убедительно доказать гипотезу.
Корректность в использовании литературных источников В работе практически нет ссылок на авторов тех или иных точек зрения, которые местами могут противоречить друг другу и использоваться не к месту Противоречий нет, но ссылок либо практически нет, либо они делаются редко, далеко не во всех необходимых случаях Текст содержит наиболее необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.). Текст содержит все необходимые ссылки на авторов в тех случаях, когда дается информация принципиального содержания (определения, обобщения, описания, характеристика, мнение, оценка и т.д.), при этом автор умело использует чужое мнение при аргументации своей точки зрения, обращаясь к авторитетному источнику    
Критерий 1-2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Количество источников 1-2 научных источника, остальные – популярного уровня. Даже если они не указаны в списке, стиль текста свидетельствует о ненаучности информации. Список имеет несколько научных источников, но нет источников по некоторым важным аспектам рассматриваемой проблемы, или они представлены неполно. Список охватывает основные источники по данной теме, доступные ученику, литература отражает основные аспекты рассматриваемой проблемы. Список охватывает все основные источники по данной теме, доступные ученику, отражающие современный научный взгляд на рассматриваемую проблему.
Оформление Оформление носит абсолютно случайный характер, обусловленный собственной логикой автора. Работа имеет какую-то структуру, но нестрогую. Работа в общем соответствует требованиям, изложенным в следующей графе, но имеет некоторые недочеты, либо одно из требований не выполняется. Работа имеет четкую структуру, обусловленную логикой темы, правильно оформленный список литературы, корректно сделанные ссылки и содержание (оглавление).

Выступление

Критерий Содержание критерия Баллы

Актуальность

Тема актуальна, проблема имеет научную и/или практическую значимость. 5 Тема относительно актуальна, проблема может выйти на научную и/или практическую значимость. 4 Тема недостаточно актуальна, научная и практическая значимость под вопросом. 3 Тема неактуальна, не имеет научной или практической значимости. 1-2

Цель

Четко поставлена цель (задача), показан алгоритм ее реализации. 5 Цель поставлена грамотно, но недостаточно конкретно. 4 Цель поставлена неконкретно. 3 Цель неконкретная, непонятны пути реализации. 1-2 Критерий Содержание критерия Баллы

Тема, изложение

Тема полностью раскрыта, выступление построено как аргументация решения поставленной проблемы. 5 В целом раскрыта, выступление логично, отражает основные аспекты работы. 4 Тема в основном не раскрыта, выступление представляет собой простой пересказ готовой работы. 3 Тема не раскрыта, выступление фрагментарно, выводов нет. 1-2

Доля авторства

Собственные мысли, обобщения, умозаключения). Оригинальное решение. 5 Общие рассуждения, готовность согласиться с чужим мнением. Модифицированное решение. 4 Решение основано на копировании чужого мнения. Стандартное выполнение. 3 Отсутствие собственного мнения, полное использование чужого мнения. Решения нет. 1-2

Источники информации

Обозначена четкая система анализа источников. 5 Охарактеризованы основные источники информации. 4 Источники упомянуты случайно, не как аргумент. 3 Источники информации не отражены в выступлении. 1-2

Аргументация

Четкие аргументы, основанные на логике и авторитетных мнениях. 5 Аргументы в основном убедительны, но недостаточно конкретны. 4 Аргументы недостаточно убедительны и неконкретны. 3 Аргументы неубедительны, повторяют общие места. 1-2

Выводы

Сделаны четкие выводы, отражающие реализацию цели, доказательство гипотезы. 5 Выводы сделаны по задачам, но они неполные или недостаточно конкретные. 4 Выводы неполные и неконкретные. 3 Выводы неконкретные, повторяют общие места. 1-2

Ответы на вопросы

Ответы по существу, с пониманием сути вопроса. 5 Ответы достаточно грамотные, не всегда полные. 4 Ответы неполные, не всегда по сути вопроса. 3 Ответы не по делу, без понимания сути. 1-2

 



Приложение 3

Написание и оформление научных работ студентов[1]

1. Структура научной работы

Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство научных работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключения; 6) списка использованных источников.

Некоторые работы имеют седьмой элемент – приложения, куда включают таблицы, графики и другие дополнительные материалы.

Титульный лист – это первая страница рукописи, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные, сведения о научном руководителе, место и год выполнения работы.

К надзаголовочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета и кафедры, по которой выполнена работа. Далее указываются полностью фамилия, имя и отчество автора.

В средней части титульного листа пишется заглавие работы.

В подзаголовочных данных указывается вид работы (курсовая или дипломная работа, магистерская диссертация).

Затем, ближе к правому краю титульного листа, пишутся ученая степень, ученое звание, полностью фамилия, имя, отчество научного руководителя.

В нижней части титульного листа указываются место и год написания работы.

Оглавление раскрывает содержание работы путем обозначения глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием страниц, с которых они начинаются. Оно может быть в начале либо в конце работы.

Например, вариант оформления оглавления дипломной работы:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснования взаимодействия родителей и детей в системе реализации концепции М. Монтессори  
1.1. Анализ категории «семья» в современных психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Условия, факторы и типы взаимодействия родителей и детей 1.3. Закономерности, принципы, методы Монтессори – педагогики. Особенности реализации в процессе взаимодействия родителей и детей 15 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей реализации концепции М. Монтессори в процессе взаимодействия родителей и детей  
2.1. Описание процедуры эмпирического исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 46
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложения 68

 

Названия глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблем и вопросов. В нем определяются актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы, показывается степень ее разработанности, то есть тем самым обосновывается выбор темы научного исследования. Здесь же формулируются объект и предмет исследования, цели и задачи, которые ставились автором, описываются методы и практическая база исследования. В диссертационных исследованиях, кроме того, указывают положения, выносимые на защиту, теоретическую и практическую ценность полученных результатов и сведения об их апробации.

Обычно объем введения не превышает 5 – 7% объема основного текста.

Основная часть состоит из нескольких глав, разбитых на параграфы.

Первый параграф студенты нередко посвящают истории или общетеоретическим вопросам рассматриваемой темы, а в последующих параграфах раскрывают основные ее аспекты. В них излагаются теоретические положения, дается анализ спорных точек зрения, высказывается и аргументируется свое мнение по ним, излагаются результаты обобщения собранного фактического материала, анкетирования, изучения документов, эксперимента и т.д. Некоторые научные руководители рекомендуют в конце каждой главы делать краткие выводы. Но если они будут отражены в заключении, то повторяться не следует.

В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой. В студенческих научных работах кратко должны быть изложены выводы по каждой главе, а также предложения и рекомендации, направленные на совершенствование практики, развитие науки и учебного процесса в образовательной среде.

Объем заключения не должен превышать 5÷7% объема основного текста.

В список литературы включаются только те литературные источники, которые были использованы при написании работы и упомянуты в тексте или сносках. Список составляется по разделам с учетом требований государственного стандарта.

В приложения включаются выдержки из обобщений, варианты проведенных методик, образцы анкет, таблицы, графики, результаты математической и статистической обработки данных, полученных в результате проведенного эмпирического исследования и другие вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы и увеличивают ее объем. При подсчете объема научной работы приложения не учитываются.

 

2. Рубрикация

Рубрикация – это деление текста на составные части с использованием заголовков, нумерации и прочих средств. Система рубрик включает заголовки частей, разделов, глав и параграфов, которые, как правило, нумеруются.

Каждый из названных членов деления текста, в свою очередь, подразделяется на абзацы. Под абзацем понимается отступ вправо в начале первой строки определенной части текста. Понятием «абзац» обозначают также ту часть текста, которая находится между двумя такими отступами. Обычно абзац состоит из нескольких предложений, связанных между собой определенной мыслью, предметом изложения.

В абзац объединяют предложения, связанные между собой по смыслу. Абзацы одного параграфа или главы также должны быть по смыслу связаны между собой и расположены в логической последовательности.

При делении текста на главы и параграфы используются логические правила деления понятий. Под делением понятия понимается мыслительный процесс раскрытия объема понятия посредством выделения в нем видовых понятий. Операция деления должна производиться по следующим правилам:

1. Деление должно быть соразмерным, т.е. объем всех членов деления должен равняться объему делимого понятия. При нарушении этого правила могут возникнуть ошибки, называемые в логике «неполное деление» и «деление с излишними членами».

2. Деление должно осуществляться по одному основанию (признаку). Нарушение этого правила влечет ошибку, называемую «сбивчивое деление».

3. Члены деления не должны соотноситься между собой как часть и целое.

4. Деление должно быть последовательным, непрерывным. Нарушение этой последовательности приводит к ошибке, называемой «скачком в делении».

Рубрикация текста обычно связана с нумерацией – числовым (а также буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы. Порядковые номера частей указывают словами, разделов – прописными буквами русского алфавита, глав – римскими цифрами, параграфов – арабскими цифрами. Наиболее распространена в научных работах пораздельная нумерация.

Например:

 

Часть первая           Часть вторая           Часть третья

Глава I                     Глава II                    Глава 3

     1.1.                          2.1.                          3.1.

     1.2.                          2.2.                          3.2.

     1.3.                          2.3.

 

Рубрикация текста зачастую связана с построением перечней. Перечни бывают внутриабзацными и с элементами-абзацами.

Внутриабзацные перечни применяют: а) когда элементы перечня состоят из одного или нескольких слов и не требуется их подчеркнуто выделить; б) когда к работе предъявляются требования особой компактности. Они могут быть с простыми и расширенными элементами. Между простыми элементами внутриабзацного перечня обычно ставят запятую.

Между расширенными элементами внутриабзацного перечня со своими знаками препинания ставят точку с запятой или точку.

В тех случаях, когда элементы перечня сложны, состоят из законченных фраз и (или) требуется их подчеркнуто выделить, составляют перечни с элементами-абзацами.

Между абзацами, являющимися элементами перечня, ставят:

1) точку с запятой, если элементы начинаются со строчной буквы и обозначены цифровым номером или строчной буквой с закрывающейся скобкой;

2) точку, если элементы начинаются с прописной буквы и обозначены цифрой или прописной буквой с точкой, цифрой или строчной буквой с закрывающейся скобкой.

При этом после предшествующего перечню текста ставят следующие знаки препинания: 1) двоеточие, если в этом тексте содержится слово (словосочетание), указывающее на то, что дальше последует перечень;

2) точку, если связь предшествующего перечню текста с самим текстом ослаблена.

Предложение без обобщающего слова или словосочетания не рекомендуется обрывать на предлогах или союзах (на, из, что, как и т.д.).

Неправильно:

Формы воспитания подразделяются на: 1) массовые, 2) коллективные, 3) индивидуальные.

Правильно:

Формы воспитания подразделяются: 1) на массовые, 2) коллективные, 3) индивидуальные.

Заголовки глав и параграфов, а также подзаголовки должны быть по возможности краткими. Они должны содержать ключевые слова, отражающие объект или предмет исследования.

Заголовки должны точно отражать содержание глав и параграфов, не сокращая и не расширяя объем содержащейся в них информации.

 

3. Способы написания текста

Авторы научных работ применяют различные способы написания текста: 1) строго последовательный, 2) целостный, 3) выборочный.

При строго последовательном способе изложения научных материалов автор переходит к следующему параграфу (разделу) только после того, как он закончил работу над предыдущим.

Целостный способ заключается в том, что пишется вся работа в черновом варианте, а затем в нее вносятся исправления и дополнения, шлифуется текст рукописи.

При выборочном способе автор пишет работу в том порядке, в каком ему удобно и который обусловливает полнота собранного фактического материала по главам и параграфам.

После того, как готова черновая рукопись, ее необходимо обработать. Обработка рукописи состоит в уточнении ее содержания, литературной правке и оформлении.

Рекомендуется сначала уточнить композицию научной работы, названия глав и параграфов, их расположение, логичность и последовательность изложения материала.

Желательно проверить все формулировки, определения и выводы, убедительность и достоверность аргументов в защиту отстаиваемых позиций.

Литературная правка состоит в обработке произведения с точки зрения его языка и стиля, характерных для научной литературы.

Проверка правильности оформления рукописи касается титульного листа, оглавления, рубрикаций, ссылок на источники, цитирования, таблиц, графиков, формул, составления списка использованной литературы и приложений.

В зависимости от целевого назначения и специфики содержания научной работы используются различные типы изложения материала: описательный, повествовательный или объяснительный.

Описание применяется в тех случаях, когда необходимо дать характеристику исследуемого предмета или явления, описать его развитие, структуру, составляющие элементы и признаки.

Повествовательный тип изложения характеризуется изложением материала в хронологическом порядке, обрисовкой причинно-следственных связей исследуемых предметов и явлений. Повествовательные тексты обычно начинаются с описания причин и условий, вызвавших то или иное явление.

Объяснительный тип изложения применяется для объяснения тех или иных установлений, доказывания или опровержения научных положений и выводов.

Особенностью языка научной речи является подчеркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всего текста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются: вводные слова и предложения (как уже говорилось, как было отмечено и т.д.); местоимения, прилагательные и причастия (этот, такой, названные, указанные и другие); специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и другие), противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того), переход от одной мысли к другой ( рассмотрим, рассмотрев, остановимся на..., перейдем к…, обратимся к…), итог, вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, как видим, в заключение отметим).

Научный язык характеризуется стремлением к объективности изложения материала. Объективность изложения обусловлена спецификой научного познания, направленного на установление истины. Для подтверждения объективности в тексте делается ссылка на то, кем высказана та или иная мысль, в каком источнике содержится использованная информация. При этом в тексте используются вводные слова и словосочетания, указывающие на авторство (по мнению, по данным, по словам, по сообщению, по сведениям и др.). Позиция самого автора выражается в словах: по нашему мнению, нам представляется, мы придерживаемся точки зрения и др. Тем самым он отражает свое мнение как точку зрения группы ученых, относящихся к определенной научной школе или научному направлению. Поэтому употребление местоимения «мы» вместо «я» придает изложению некоторую объективность.

Однако использование автором  в тексте местоимения «мы» может произвести неблагоприятное впечатление на читателя. В связи с этим в последние года авторы стали излагать свое мнение от первого лица единственного числа (я полагаю, по моему мнению) или от имени третьего лица (автор считает, по мнению автора, с точки зрения автора). Чтобы и вовсе избежать употребление местоимения, можно писать неопределенно-личными предложениями либо предложениями со страдательным залогом (например: «В дипломной работе предложен социальный проект…»).

Ради объективности в тексте научного произведения личные пристрастия, эмоциональные моменты не отражаются.

В рукописи следует избегать канцеляризмов, штампов, избыточных словосочетаний. Не украшают речь повторения, растянутые фразы с нагромождением придаточных предложений и вводных слов.

 

4. Сокращение слов

Сокращения слов научного текста применяют с целью уменьшения его объема.

При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. При отсечении конечной части слова оставшаяся часть должна: позволять безошибочно восстанавливать полное слово; заканчиваться на согласный; при стечении в конце нескольких разных согласных заканчиваться на последнем из них; при стечении в конце двух одинаковых согласных заканчиваться на одном из них.

Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например: ст. – статья, см. – смотри.

Сокращение слов до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов, приведенных в разделе 5 ГОСТ, например: г. – год (при цифрах), к. – копейка (при цифрах), р. – рубль (при цифрах), с. – страница (при цифрах и в примечании), т. – том (при цифрах и в примечании), ч. – часть.

Следующий способ сокращения – пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис, например: ин-т – институт, д-р – доктор, з-д – завод, изд-во – издательство, м-во – министерство, р-н – район, ун-т – университет.

В текстах применяются следующие общепринятые сокращения слов:

- после перечисления, например: и др. (и другие), и пр. (и прочие), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное);

- при географических названиях, например: г. Челябинск, д. Сосновка, Челябинская обл., с. Долгодеревенское;

- при цифрах, например: ХХ в., 2002 г., 145 млн, 100 р., 7 тыс., 50 экз.;

- при внутритекстовых ссылках, например: гл. 2 (глава 2), п. 1 (пункт 1), подп. 2 (подпункт 2), рис. 3 (рисунок 3), с. 17 (страница 17), табл. 4 (таблица 4), ч. 1 (часть 1), т. 5 (том 5);

- при именах и фамилиях, например: г-жа (госпожа), г-н (господин), им. (имени), тов. (товарищ).

Не допускается сокращение слов «и другие», «и прочие», «и тому подобное» внутри предложения. Не сокращают слова «так называемый», «так как», «например».

В сложных словах, пишущихся через дефис, сокращают каждую часть слова, например: профессионально-технический – проф.- техн.

Сокращение обозначается точкой. Точка не ставится: если сокращение образовано выбрасыванием средней части слова и заменой ее дефисом, например: изд-во (издательство), р-н (район), хоз-во (хозяйство); в конце сокращений, образованных путем удаления гласных, например: млн, млрд; после сокращенных обозначений единиц физических величин, например: 5 г, 10 кг, 1 т, 20 мм, 50 см; в буквенных аббревиатурах.

ГОСТ разрешает применять сокращения, им не предусмотренные, или более краткие варианты сокращения слов, чем в данном стандарте, при наличии справочного аппарата, обеспечивающего их расшифровку.

Это означает, что при первом использовании таких сокращений необходимо в круглых скобках или ссылке объяснить их значение. Можно в начале работы дать список принятых сокращений.

 

5. Оформление таблиц

По способу оформления различают два вида табличного материала: таблицы и выводы.

Таблица – это перечень цифровой и (или) текстовой информации, приведенной в систему и разнесенной по графам и строкам, разделенным линейками.

В таблицу входят следующие элементы: 1) порядковый номер; 2) тематический заголовок; 3) заголовочная часть (головка); 4) основная часть, состоящая из боковика и прографки, в которой графы (колонки, столбцы) и строки (горизонтальные ряды) отграничены одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.

Например:

Таблица 1

(порядковый номер)

Стили педагогического взаимодействия

(тематический заголовок)

Стиль педагогического взаимодействия   Характеристика   Положительные черты   Отрицательные черты
Авторитарный      
Либеральный попустительский      
Демократический      

 (боковик)             (прографка)

Порядковый номер таблицы ставят тогда, когда в работе их две или более. Он помещается над правым верхним углом таблицы. Слово «таблица» пишут с прописной буквы, знак «№» не ставят. На каждую таблицу делают ссылку в тексте работы. Например: Этот вывод подтверждается фактическими данными (табл. 2).

Тематический заголовок должен кратко отражать содержание таблицы. Он помещается над таблицей, посередине. Его пишут с прописной буквы, без точки в конце.

Заголовочная часть таблицы, называемая головкой, содержит заголовки граф. Они пишутся с прописной буквы, в большинстве случаев в именительном падеже единственного числа. Подзаголовки начинают с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение, и со строчной – если они образуют одно предложение с основным заголовком графы. В конце заголовков и подзаголовков знаки препинания не ставят. Не рекомендуются диагональные (косые) линии в головке с надписями по обе стороны диагонали.

При переносе таблицы на другую страницу можно тематический заголовок и головку таблицы не повторять, а пронумеровать графы и продублировать нумерацию на следующей странице. В этом случае над другой частью таблицы помещают слово «Продолжение», а если таблиц несколько, то указывают ее номер (например: Продолжение табл. 1).

Боковик – это крайняя левая графа таблицы, содержащая информацию, связанную с горизонтальными рядами. Строки боковика должны подчиняться его заголовку. Они начинаются с заглавной буквы, а подчиненные названия – со строчной.

Прографка – это графы, содержащие информацию, связанную как с головкой, так и с боковиком таблицы. В таблице не должно быть пустых граф. При отсутствии сведений в графах ставят тире. Если в следующей строке текст повторяется, то его заменяют словами «То же» или кавычками. Текст строк печатают с прописной буквы. Цифровые данные располагают: единицы – под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями, десятые доли – под десятыми и т.д.

В таблицу не рекомендуется включать отдельную графу «Единицы измерения». Общую для всех сведений единицу измерения указывают в соответствующей строке боковика или заголовке графы.

Разновидностью таблицы является вывод. Он представляет собой таблицу без вертикальных и горизонтальных линий, содержащую боковик, отточия (ряд точек) и несколько граф и строк. Вывод может не иметь заголовка, если он является продолжением излагаемого текста и стилистически с ним связан.

 

6. Графический способ изложения иллюстративного материала

В качестве иллюстративного материала в курсовых и дипломных работах, магистерских диссертациях иногда используются графики, диаграммы и схемы.

График – это условное изображение соотношения величин в их динамике при помощи геометрических фигур, линий и точек.

График содержит следующие элементы: 1) заголовок; 2) словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа; 3) оси абсцисс и ординат, шкалу с масштабами и числовые сетки; 4) числовые данные, дополняющие или уточняющие величины нанесенных на график показателей.

Основа графика – его геометрические фигуры, линии и точки, с помощью которых изображают величины.

Оси абсцисс и ординат вычерчивают сплошными линиями без стрелок на концах. По осям координат указывают условные обозначения, а на самих осях – числовые значения. График может быть снабжен координатной сеткой. Часто вместо сетки масштаб наносят короткими штрихами (рисками) на осях. Числовые значения штрихов масштаба пишут левее оси ординат и ниже оси абсцисс. Для экономии места числовые значения можно начинать не с нуля, а ограничивать их теми значениями, в пределах которых показывается соотношение величин.

В зависимости от целей, количественной базы и применяемых геометрических знаков графики могут быть линейными, столбиковыми, полосовыми, секторными (круговыми) и т.д.

Если для построения графиков используются такие геометрические фигуры, как прямоугольники и круги, то их называют диаграммами.

Столбиковая диаграмма строится в системе прямоугольных координат. Основания столбиков одинаковой ширины помещаются на оси абсцисс, а их высота отражает величину явления. Конкретное значение показателя может быть указано на самом столбике. Столбики могут располагаться вплотную друг к другу или через определенное равное расстояние.

Полосовые диаграммы отличаются от столбиковых тем, что прямоугольники в них расположены не вертикально, а горизонтально (полосками).

Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, каждый из которых занимает площадь круга, соответствующую величине отражаемого явления.

Примеры:                Вариант построения графика

М
Д

1. Математика. 2. Русский язык. 3. Литература. 4. Иностранный язык. 5. История. 6. География. 7. Биология. 8. Химия. 9. Физика. 10. Информатика. 11. Экономика. 12. Физкультура.

Рис. 1. Результаты опроса «Предпочитаемые школьные предметы»

 

Вариант построения столбиковой диаграммы

1 - избегание неудачи; 2 - мотивация на успех; 3 - мотивационный полюс не выражен; 4-мотивация ближе к «избеганию неудачи»; 5 - мотивация ближе к «стремлению к успеху»

Рис. 2. Мотивационный полюс учащихся 8-х классов. Гендерные различия.

 

Вариант построения секторной диаграммы

Рис. 3. Процентное распределение испытуемых с высоким, средним и низким статусными позициями

 

Схема – это изложение, описание, изображение чего-нибудь в главных чертах. Обычно делается без соблюдения масштаба с помощью условных обозначений. В работах на юридические темы схемы нередко используются для изображения процесса, структуры какого-нибудь явления, взаимосвязи его основных элементов. Эти схемы вычерчиваются в виде прямоугольников или иных геометрических фигур с простыми связями, линиями.

Все содержащиеся в научной работе графики, диаграммы, схемы, рисунки и другие иллюстрации должны быть пронумерованы. Нумерация может быть по главам или сквозной (через всю работу). Если в работе содержится одна иллюстрация, то она не нумеруется.

В тексте делают ссылки на графики, диаграммы и т.д. В том месте, где читателя нужно отослать к ним, делают ссылку в виде выражения типа «Диаграмма на рис. 2 наглядно показывает…» или «(рис. 3)».

Каждую иллюстрацию сопровождают подрисуночной подписью, которая включает в себя: порядковый номер, заголовок, экспликацию (истолкование, объяснение), которая строится следующим образом: элементы диаграммы, рисунка, графика обозначают цифрами или другими условными знаками, последние выносят за пределы иллюстрации и снабжают объясняющим текстом.

 

7 . Составление и оформление библиографического списка использованных источников

Библиографический список использованных источников является одной из существенных частей научной работы. По этому списку можно судить о глубине и всесторонности исследования, об осведомленности исследователя в литературе по теме.

Оформление библиографического аппарата включает:

1) библиографическое описание использованных источников;

2) группировку источников различными способами, в зависимости

от характера работы и ее назначения.

При оформлении библиографических ссылок следует руководствоваться ГОСТ 7.1 – 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам, необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа. Источниками библиографических сведений являются титульный лист, оборот титульного листа, обложка, выпускные данные, текст издания и др.

Библиографическое описание состоит из элементов, объединенных в области, и заголовка. Перечень областей и элементов описания книги, сериального издания, нормативно-технических и технических документов, неопубликованного документа и составной части документа дан в ГОСТ 7.1 – 84. Например, в перечень областей и элементов библиографического описания монографического однотомного издания входят:

1. Заголовок описания: фамилия и инициалы индивидуального автора; наименование коллективного автора и т.п. (по ГОСТ 7.80 – 2000).

2. Область заглавия и сведения об ответственности:

а) основное заглавие, указанное на титульном листе;

б) параллельное заглавие, если оно имеется;

в) сведения, относящиеся к заглавию (вид, жанр, назначение книги и т.п.);

г) сведения об ответственности (фамилии авторов, составителей, редакторов и других лиц, участвовавших в создании книги; наименования организаций, от имени или при участии которых опубликована книга).

3. Область издания: сведения о переизданиях, перепечатках, специальном назначении данного издания и особых формах его воспроизведения.

4. Область выходных данных: сведения о месте издания, издательстве или издающей организации, дате издания.

5. Область количественной характеристики: объем (количество страниц), иллюстрации, размер и иной материал, которым книга снабжена.

Элементы и области издания приводятся в последовательности, установленной в перечнях ГОСТ 7.1 – 84. Областям и элементам предшествуют следующие условные разделительные знаки: точка и тире, точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, косая черта, две косые черты, круглые скобки и др. Каждой области описания предшествует знак точка и тире, который заменяют точкой, если область выделена шрифтом или записана с новой строки. В библиографических ссылках условный разделительный знак точку и тире допускается заменять точкой.

В библиографическом описании используются стандартные сокращения часто встречающихся слов и словосочетаний, в том числе названий издательств и издающих организаций. Эти сокращения делаются по ГОСТ 7.12 – 93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила».

Примеры библиографического описания:

1) Книги одного или двух авторов

     Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. - М. : Высш. шк., 1980.- 368 с.

2) Книги трех и более авторов

Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1 / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

3) Учебник, учебное пособие

     Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

4) Словарь

Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

5) Статья из собрания сочинений

Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 238.

6) Статья из сборника научных трудов

     Клягин, С. В., Осипова E.H. Игра в «классики» : методология PR- коммуникации и динамика научных парадигм // Актуальные проблемы теории коммуникации : сб. науч. тр. - СПб., 2004. - С. 20-34.

7) Статья из материалов конференции

Кунц Е.В. Женщина и преступление // Проблемы юридической ответственности: Материалы науч.-практ. конф. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2001. – С. 126 – 129.

8) Статья из журнала

     Королева, Н. В. Технология создания детско-юношеской организации в общеобразовательной школе / Н. В. Королева // Воспитание и дополнительное образование. - 2002. - № 4. - С. 40.

9) Автореферат диссертации

     Андреев, А. А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Андреев. - Л., 1984. - 20 с.

10) Электронный ресурс

Вяткин, Б. А. Метаиндивидуальнсть и ее проявления у учителей начальных [Электронный ресурс] / Б. А. Вяткин. - Режим доступа : http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php.

11) Литература на иностранных языках

     Apter, M. J. Motivational Styles in Everyday Life: A Guide to Reversal Theory / M. J. Apter. - Washington, 2001.

В курсовую и дипломную работы, диссертацию включают только те источники, на которые сделаны ссылки в основном тексте и которые были фактически использованы при их написании. Эти источники должны быть сгруппированы. Существуют следующие способы их группировки: алфавитный, по главам работы (тематический), хронологический, по видам изданий и др.

Алфавитный способ группировки источников состоит в том, что все монографии, учебники, статьи, комментарии располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если фамилия автора не указана, то при расположении произведения в списке учитывается первая буква его названия. Работы одного и того же автора располагаются по алфавиту заглавий, затем указывают его работы, написанные в соавторстве.

При группировке источников по главам работы сначала указывают литературу, имеющую отношение ко всем главам, а затем – относящуюся к той или иной главе. Внутри этих групп источники могут располагаться в алфавитном или ином порядке.

Хронологический способ группировки характерен тем, что источники располагаются по году публикации (принятия). Такой способ применяют, когда необходимо показать историю законодательства, движения науки или изучения темы.

В научных работах по педагогике чаще всего применяют алфавитный способ группировки.

 

8. Оформление библиографических ссылок

Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документа другом документе, необходимых и достаточных для его общей характеристики, идентификации и поиска. Такие ссылки рекомендуются: при цитировании; заимствовании положений, выводов, предложений и цифровых данных; анализе опубликованных работ; необходимости отослать читателя к источнику, в котором вопрос освещен более подробно, чем в данной работе.

По месту расположения ссылки бывают внутритекстовые, подстрочные и затекстовые. По форме описания различают ссылки первичные и повторные.

Внутритекстовая ссылка используется, когда значительная ее часть вошла в основной текст таким образом, что изъять ее оттуда нельзя, а также в случае, если читателю она необходима по ходу чтения. Такая ссылка включается в текст путем указания в скобках выходных данных и номера страницы.

Например:

И.П. Подласый определяет понятие деятельности как «многообразие занятий человека; все то, что он делает» (М., 1996. С. 24).

Подстрочные ссылки применяются чаще, чем внутритекстовые, поскольку они не загромождают основной текст и дают возможность читателю сразу же установить использованный источник. Для связи текста с подстрочной ссылкой, расположенной в конце страницы, используются знаки сноски в виде цифры, звездочки и др. В студенческих работах, как правило, применяются цифровые знаки. Знак сноски ставится там, где по смыслу необходима сноска, преимущественно после законченного предложения.

Например:

В тексте: Н.В. Кузьмина в структуру педагогической деятельности включает следующие компоненты2.

В ссылке: 2 Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина.– М.: Высш. шк., 1990.– 119 с.

Нумерацию ссылок можно делать для каждой страницы свою или сквозную (сплошную) по каждой главе либо всему произведению в зависимости от количества ссылок. Слово «См.» употребляется, когда из текста нельзя совершить плавный логический переход к ссылке, ибо неясна логическая связь между ними.

Например:

В тексте: Личность – это психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразующей его деятельности1.

В ссылке: 1См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.– М., 1975. С. 102.

Библиографические ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводят с указанием источника заимствований, например: «Цит. по:».

Затекстовые ссылки используются в тех случаях, когда автор сделал большое количество ссылок, которые большинству читателей не нужны по ходу чтения, но могут быть полезны в дальнейшей работе. Связь основного текста и затекстовой ссылки осуществляется цифровым порядковым номером на верхней линии строки или в квадратных скобках в строке.

 Например:

В основном тексте: Профессионально-педагогическая направленность (ППН), проявляется в пяти составных, выявленных психологом Н.В. Кузьминой12.

В затекстовом перечне ссылок: 12 Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина.– Л., 1967. С. 19.

В основном тексте: Профессионально-педагогическая направленность (ППН), проявляется в пяти составных, выявленных психологом Н.В. Кузьминой [12, С. 19] или: [12, 19], что означает 12-й источник, страница 19.

В затекстовом перечне ссылок: 12. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина.– Л., 1967.

Рекомендуется в перечне источники располагать по алфавиту независимо от порядка их упоминания в тексте, что дает возможность избежать повторов, унифицировать библиографические описания.

При повторных ссылках на источник его полное описание дается только при первой ссылке.

Если повторная ссылка располагается на той же странице, что и первая, то она оформляется словами «Там же» и при необходимости проставляют номер страницы.

Например:

1 Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова.– М., 1994. – Гл. 3. С. 10.

2 См.: Там же.

3 См.: Там же. С. 12.

Если повторная ссылка располагается на другой странице (при условии, что в работе упоминается только одно произведение автора), то она оформляется словосочетанием «Указ. соч.».

Например:

4 Кожжаспирова Г.М. Указ. соч. С. 16.

 

9. Требования к печатанию рукописи

Текст рукописи должен быть напечатан через полтора интервала шрифтом 2,7 мм (кегль 14) на одной стороне стандартной писчей бумаги формата А 4 (210 х 297 мм). Поля страниц рукописи должны быть: верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 25 – 30 мм. Более широкое поле слева оставляют для переплета. При таких полях на каждой странице сплошного текста должно быть 30 строк, а в каждой строке – 60±2 знака, причем каждый пробел между словами считается за один знак.

Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами.

Все страницы работы, включая приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей является титульный лист, но на нем номер страницы не ставится. В середине верхнего поля следующей страницы ставится цифра «2» и т.д.

Все структурные элементы работы, за исключением параграфов (вопросов) внутри глав, печатаются с новой страницы.

Заголовки глав, слова «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы» печатаются прописными буквами, в кавычки не заключаются и размещаются посередине строки. Точка в конце заглавий не ставится. Перенос слов в заглавиях недопустим. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами. Не рекомендуется их подчеркивать. Заголовок не должен быть последней строкой на странице.

Размер абзацного отступа равен пяти знакам и должен быть одинаковым по всему тексту.

Все библиографические ссылки и подстрочные примечания печатают с абзацного отступа на той странице, к которой они относятся, через один интервал кеглем 10. От основного текста они отделяются короткой сплошной чертой.

Таблицы, рисунки, графики, схемы должны быть выполнены на листах формата А4 или наклеены на такие листы.

Отпечатанную рукопись следует внимательно вычитать. Все ошибки и опечатки необходимо исправить. Не разрешается набивка буквы на букву, дорисовка букв, впечатывание слов между строк.

 


Приложение 4

 


Магистерская диссертация

1 Общие положения и требования к магистерской диссертации

Общие положения

Магистр - это образовательно-квалификационный уровень выпускника магистратуры, который на основе квалификации бакалавра или специалиста получил углубленные специальные навыки и знания инновационного характера, имеет определенный опыт их применения и продуцирования для решения профессиональных проблемных задач в определенной области. Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способным к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Магистерская программа включает в себя две составные части - образовательную и научно-исследовательскую. Содержание научно- исследовательской работы магистра определяется индивидуальным планом.

Магистрант, выполнивший все требования учебного плана, а также установленный объем научно-исследовательской работы в соответствии с индивидуальным планом работы и прошедший практику, допускается к итоговой аттестации. Она включает сдачу итогового государственного экзамена и защиту магистерской диссертации, которые проходят публично.

Магистерская диссертация призвана раскрыть научный потенциал диссертанта, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов при решении проблем в исследуемой области, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений.

Магистерская диссертация - это самостоятельная научно- исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию. Она выполняется с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Магистерская диссертация как работа научного содержания должна иметь внутреннее единство и отображать ход и результаты разработки выбранной темы. Магистерская диссертация, с одной стороны, имеет обобщающий характер, поскольку является своеобразным итогом подготовки магистра. С другой стороны - это самостоятельное оригинальное научное исследование.

Наполнение каждой части магистерской диссертации определяется ее темой. Выбор темы, этапы подготовки, поиск библиографических источников, их изучение и отбор фактического материала, методика написания, правила оформления и защиты магистерской диссертации имеют много общего с дипломной работой. Однако требования к магистерской диссертации в научном отношении существенно выше, чем к дипломной работе. Магистерская диссертация, её тематика и научный уровень должны отвечать образовательно-профессиональной программе обучения. Выполнение указанной работы должно свидетельствовать о том, что ее автор способен надлежащим образом вести научный поиск, распознавать профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения.

Написание магистерской диссертации предполагает:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и вопросов;

- выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждении.

В магистерской диссертации автор должен показать, что он владеет навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении, как того требует ГОС высшего профессионального образования.

Он должен:

1. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно- исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.

2. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования.

3. Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал.

4. Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных данных.

5. Вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий.

6. Владеть навыками и приемами историографической и источниковедческой критики.

7. Владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для самостоятельной работы над нормативными источниками и научной литературой.

8. Представить итоги проведенного исследования в виде письменной работы, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:

- выбор темы, назначение научного руководителя;

- изучение требований, предъявляемых к данной работе;

- согласование с научным руководителем плана работы;

- изучение литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования;

- непосредственная разработка проблемы (темы);

- обобщение полученных результатов;

- написание работы;

- рецензирование работы;

- защита и оценка работы.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 213.