Метод оценки физического развития по шкалам регрессии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этот метод более совершенный, так как оценочные таблицы учитывают корреляционную зависимость между массой тела, ростом и окружность грудной клетки, т. е. позволяют давать комплексную оценку физического развития по совокупности признаков и их взаимной связи. Шкала регрессии составляется для каждой данной возрастно-половой группы. Rх/у – коэффициент регрессии, показывающий, на сколько изменится масса тела или окружность груди (y) при изменении длины тела (x) на 1см. ±sR – сигма регрессии, которая служит для определения величины нормальных колебаний индивидуального признака, сопряженного с ростом.

Методика пользования оценочными таблицами (шкалами регрессии)

Сначала устанавливают точный возраст обследуемого по методике, изложенной в разделе 3.2.

После установления возраста переходят к оценке показателей физического развития обследуемого по шкалам регрессии (оценочным таблицам) приложения 3. В первой графе выделяются пять групп на основании сигмальных отклонений от средней арифметической величины:

· средние показатели (среднее развитие) - М±1s;

· показатели ниже средних (развитие ниже среднего) - от М-1,1s до М–2s;

· низкие показатели (низкое развитие) - от М-2,1s и ниже;

· показатели выше средних (развитие выше среднего) - от М+1,1s до М+2s;

· высокие показатели (развитие высокое) - от М+2,1s и выше.

Во второй графе приводятся все величины длины тела с интервалом в 1 см, встречающиеся в данной возрастно-половой группе.

Третья (масса тела) и четвертая (окружность груди) графы состоят каждая из трех вертикальных колонок. В средних из них (М) показаны средние величины (средняя арифметическая) массы тела и окружности груди, а в крайних – нижние (-1sR) и верхние (+1sR) пределы этих средних величин с отклонениями в ту и другую стороны, и на 1 частную сигму для каждой ростовой группы II ряда.

Таблицы составлены по шкале регрессии (по длине тела) и приводимые здесь величины массы тела и окружности груди исчислены отдельно для каждой группы длины тела.

С увеличением или уменьшением на 1 см соответственно увеличивается или уменьшается на величину коэффициента регрессии (Rx/y) масса тела и окружность груди.

Во второй, третьей, четвертой графах всех таблиц приводятся числовые значения соответствующих показателей, положенных в основу их составления, а именно:

во второй графе М – средняя арифметическая длины тела; s - сигма или среднее квадратическое отклонение (для установления градаций длины тела);
в третьей и четвертой графах М – средняя арифметическая массы тела и окружности груди; sR – частная сигма, определяющая границы средней массы тела и окружности груди; Rx/y – коэффициент регрессии или относительности (по отношению к длине тела), являющийся аеличиной прибавки массы тела или окружности груди при увеличении длины тела на 1 см.

Оценка физического развития начинается с показателей длины тела, после чего переходят к оценке массы тела и окружности груди, находящихся в корреляционной зависимости от длины тела.

Индивидуальная оценка физического развития по шкале регрессии производится следующим образом.

Пример 1. У мальчика 12 лет длина тела 149 см, масса тела 37 кг, окружность груди 72 см, мускулатура средняя, с пониженным тонусом, жироотложение недостаточное, состояние здоровья без отклонений от нормы.

Находят соответствующую для данного пола и возраста оценочную таблицу (шкалу регрессии). В данном случае – таблица 11 приложения 3.

Далее, в таблице отыскивают в шкале длины тела величину 149 и находят, что она лежит в пределах средних величин. В графе массы тела по строке длины тела 149 отыскивают величину фактической массы тела 37 кг, что соответствует длине тела, так как находится в пределах средних величин этих признаков: 37,3-45,5 кг. Далее в шкале окружности груди по той же строке длины тела 149 определяют, что фактическая величина окружности груди 72 см лежит между величинами 70, 9 и 74, 4, то есть в пределах средних величин.

Из приведенного следует, что мальчик при средней для своего возраста длине тела, имеет соответствующие ей массу тела и окружность груди.

Пример 2. Девочка 11 лет имеет длину тела 130 см, массу тела 27,8 кг, окружность груди 61 см. Из таблицы 10 приложения 3 видно, что у обследованной длина тела ниже среднего, масса тела и окружность груди также в пределах ниже среднего, но соответствует длине тела. Это указывает на общее отставание физического развития и должно привлечь внимание врача.

Пример 3. Девочка 15 лет, у которой длина тела 166 см, масса тела 60 кг, окружность груди 86 см. Сравнивая с таблицей 18 приложения 3, можно сделать вывод, что длина тела, масса тела и окружность груди превышают средние показатели для данного возраста.

При оценке физического развития может получиться так, что при низкой длине тела, масса тела будет повышена, а окружность груди в пределах нормы. Тогда следует оценивать физическое развитие как атипичное. Такого рода заключения являются индивидуальной характеристикой при оценке физического развития. При этом дошкольные и школьные врачи должны брать на особый учет следующие категории детей и подростков:

· всех, у кого при длине тела ниже среднего, средней, выше среднего и высокой остальные показатели (масса тела и окружность груди) оказываются ниже соответствующих значений длины тела;

· всех, у кого длина тела ниже среднего больше, чем на 2, то есть получает оценку низкий независимо от других показателей.

В процессе индивидуальной оценки физического развития детей и подростков могут быть выявлены и такие, у которых длина тела превышает среднюю больше, чем на +2s, или при длине тела ниже среднего, средней, выше среднего или высокой остальные показатели оказываются выше соответствующих на +2s и более.

Причины такого резкого отклонения в развитии детей и подростков, внешне выражающегося в тучности, расширении грудной клетки и т. д., также должны интересовать врачей детских (подростковых) коллективов, так как в основе его могут быть патологические изменения (различные эндокринные расстройства, отклонения со стороны здоровья).

Ситуационные задачи по использованию шкал регрессии для оценки физического развития детей и подростков совмещены с задачами по использованию метода сигмальных отклонений (страница 23).

Дата: 2019-07-25, просмотров: 210.