Характеристика показателей индекса массы тела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристика показателей индекса массы тела

ИМТ, кг/м2 Характеристика
20,0 (18,5)* - 24,9 Нормальная масса тела
25-29,9 Избыточная масса тела
30-34,9 Ожирение I степени (легкое)
35-39,9 Ожирение II степени (умеренное)
40 и более Ожирение III степени (тяжелое)
Менее 20 (18,5)* Недостаточная масса тела – белково-энергетическая недостаточность (БЭН)
17-18,49 Недостаточная масса тела I степени (легкая) – легкая БЭН
16-16,99 Недостаточная масса тела II степени (умеренная) – умеренная БЭН
Менее 16 Недостаточная масса тела III степени (тяжелая) – тяжелая БЭН

* Нижняя граница нормальной массы тела дана по рекомендациям экспертов России, в скобках — по рекомендациям экспертов ВОЗ.

Пример. Девочка 12 лет имеет массу тела 51,3 кг, длина тела (рост) - 145 см (1,45 м). Рост 1,45 м при возведении в квадрат равен 2,1, а ИМТ (51,3 : 2,1) равен 24,43 кг/м2. Оцениваем результат по таблице 2, который в примере соответствует нормальной массе тела.

Ситуационные задачи

по использованию индекса массы тела (ИМТ) для оценки физического развития

Детей и подростков

1. По представленным ниже данным условиям задач рассчитать ИМТ и дать оценку полученному результату с использованием данных таблицы Х (нижнюю границу нормальной массы тела взять по рекомендациям экспертов России).

Номер задачи Пол и возраст ребенка Масса тела, кг Длина тела, см/м Номер задачи Пол и возраст ребенка Масса тела, кг Длина тела, см/м
1 Мальчик 7 лет 29,6 117/1,17 11 Девочка 7 лет 21,6 121/1,21
2 Мальчик 8 лет 43,2 126/1,26 12 Девочка 8 лет 33,3 122/1,22
3 Мальчик 9 лет 27,1 136/1,36 13 Девочка 9 лет 44,9 131/1,31
4 Мальчик 10 лет 49,8 128/1,28 14 Девочка 10 лет 33,8 137/1,37
5 Мальчик 11 лет 30,2 144/1,44 15 Девочка 11 лет 29,5 140/1,40
6 Мальчик 12 лет 59,3 146/1,46 16 Девочка 12 лет 51,0 149/1,49
7 Мальчик 13 лет 34,8 155/1,55 17 Девочка 13 лет 54,8 144/1,44
8 Мальчик 14 лет 50,2 160/1,60 18 Девочка 14 лет 48,5 159/1,59
9 Мальчик 15 лет 63,2 167/1,67 19 Девочка 15 лет 66,8 157/1,57
10 Мальчик 16 лет 69,8 168/1,68 20 Девочка 16 лет 65,2 161/1,61

 


Таблица 3


Оценка показателей физического развития при использовании

Метода сигмальных отклонений

Границы сигмальных отклонений Оценка показателя
от –2,1s и ниже Низкая
от –1,1s до –2,0s Ниже среднего
±1,0s Средняя
от +1,1s до +2,0s Выше среднего
от +2,1s и выше Высокая

Таблица 4

Алгоритм расчета величины сигмальных отклонений по основным показателям

Индивидуального физического развития

Признак Показатели обследуемого М по стандарту физического развития ±s по стандарту физического развития Разница между М и показателями обследуемого Величина сигмального отклонения
Длина тела стоя, см 148,4 146,97 ±6,9 +1,43 +0,21
Масса тела, кг 51,2 39,92 ±6,70 +11,28 +1,68
Окружность груди, см 77,4 71,6 ±4,46 +5,8 +1,30

В примере таблицы 4 у мальчика 12 были определены длина тела, масса тела и окружность груди, значения которых проставляем в колонке 2. По таблице стандартов (приложение 2) находим нормальную для данного мальчика длину тела и проставляем ее в колонке 3. ±s по приложению 1 - ±6,9 (проставляем в колонке 4). Далее, рассчитываем разницу между нормальной длиной тела (М) и фактической у данного ребенка (проставляем в колонке 5). На следующем этапе необходимо преобразовать найденное различие в абсолютных величинах в сигмальное отклонение. Для этого ±s по стандарту физического развития принимаем за 1. Далее составляем и решаем пропорцию:

6,9 – 1

1,43 – х

Решаем пропорцию:

1,43×1

= 0,21.

6,9

Таким образом, отклонение фактического значения длины тела от стандартной, выраженное в ±s равно +0,21 (колонка 6).

Затем с использованием приложения 1 производим расчеты по массе тела и окружности груди и заносим результаты в соответствующие колонки таблицы 4.

Для оценки полученных данных пользуемся таблицей 3. Таким образом, длина тела оценивается по сигмальному отклонению как средняя, так как оно входит в интервал ±1,0s. Масса тела и окружность груди оцениваются выше среднего, так как входит в интервал от +1,1s до +2,0s.

В примере сигмальные отклонения для массы тела и окружности груди отличаются от сигмального отклонения для длины тела более чем на 1s. То есть, в данном случае имеет место непропорциональное телосложение или дисгармоничное физическое развитие мальчика.



Ситуационные задачи

по использованию метода сигмальных отклонений и регрессионного метода

при оценке физического развития детей и подростков

При работе с задачами по использованию метода сигмальных отклонений, условия которых представлены ниже, выполнить следующие задания.

1. Построить рабочую таблицу по аналогии с таблицей 4.

2. В колонку 2 занести фактические значения длины тела, массы тела и окружности груди, полученные при обследовании ребенка.

3. В приложении 2 найти для ребенка указанных в задаче пола и возраста стандартные величины длины тела, массы тела и окружности груди (М±s) и поместить найденные величины в соответствующие колонки рабочей таблицы (колонки 3 и 4)

4. Рассчитать разницу между М и показателями обследуемого в абсолютных величинах и разместить ее в колонке 5.

5. Рассчитать величины сигмальных отклонений по длине тела, массе тела и окружности груди; занести результаты в колонку 6.

6. Построить профиль физического развития обследуемого ребенка.

7. Дать оценку уровня физического развития по таблице 3.

8. Дать оценку пропорциональности телосложения или гармоничности физического развития ребенка.

При работе с задачами по использованию метода по шкалам регрессии, условия которых представлены ниже, выполнить следующие задания.

1. В приложении 3 найти шкалу регрессии, соответствующую полу и возрасту ребенка по условию задачи.

2. Дать оценку уровня и гармоничности физического развития ребенка по соответствующей шкале регрессии.

Номер задачи

Данные, полученные при обследовании детей

Пол и возраст ребенка Длина тела, см Масса тела, кг Окружность груди, см
1 Мальчик 7 лет 117 33,6 65,4
2 Мальчик 8 лет 132 23,2 58,3
3 Мальчик 9 лет 134 39,1 70,8
4 Мальчик 10 лет 139 26,4 62,8
5 Мальчик 11 лет 152 43,4 74,1
6 Мальчик 12 лет 147 40,5 70,3
7 Мальчик 13 лет 144 38,5 70,4
8 Мальчик 14 лет 162 53,8 79,5
9 Мальчик 15 лет 174 67,5 86,2
10 Мальчик 16 лет 164 63,1 86,9
11 Девочка 7 лет 118 14,3 52,7
12 Девочка 8 лет 135 19,3 55,2
13 Девочка 9 лет 122 21,5 52,4
14 Девочка 10 лет 133 26,0 59,4
15 Девочка 11 лет 138 26,5 64,2
16 Девочка 12 лет 160 38,4 71,4
17 Девочка 13 лет 139 33,2 72,8
18 Девочка 14 лет 166 45,4 76,5
19 Девочка 15 лет 156 58,7 87,2
20 Девочка 16 лет 164 50,8 77,2

Таблица 6

Примеры определения и оценки морфофункционального состояния школьников

Показатели морфофункционального развития

Значения показателей*

Пример 1 Мальчик 13 лет Пример 2 Девочка 10 лет Пример 3 Девочка 10 лет
Длина тела, см 155 (5) 147 (7) 126,5 (2)
Масса тела, кг 42,1 (4) 51 (8) 24,2 (8)
Окружность груди, см 70 (4) 77 (8) 58 (2)
Толщина КЖС на животе, см 0,9 (5) 2,9 (8) 0,6 (3)
Число постоянных зубов 28 (5) 20 (4) 13 (3)
ЖЕЛ, мл 2200 (4) 2600 (8) 1300 (3)
Мышечная сила правой кисти, кг 30 (5) 20 (6) 12 (1)
Мышечная сила левой кисти, кг 27 (5) 19 (6) 10 (1)
ЧСС за 1 минуту 84 (4) 106 (8) 88 (4)
АД макс., мм рт. ст. 104 (5) 136 (8) 90 (3)
АД мин., мм рт. ст. 56 (4) 64 (6) 42 (3)

* В скобках указаны номера центильных интервалов, найденные по приложению 3.

Алгоритм решения задач.

Пример 1.

1. Определение центильных коридоров, в которые входят каждый из представленных показателей по приложению 4. В примере длина тела 155 см соответствует 5-му интервалу, масса тела 42, 1 – 4-му и т. д. (найденные по приложению 3 интервалы в таблице 6 указаны в скобках).

2. Оценка полученных данных (проводится с помощью таблицы 5).

Длина тела средняя, масса тела и окружность груди соответствует длине тела, жироотложение среднее, число постоянных зубов соответствуют паспортному возрасту, ЖЕЛ средняя, мышечная сила кистей рук средняя, ЧСС средняя, АД среднее.

3. Заключение.

Уровень морфофункционального развития мальчика соответствует паспортному возрасту, физическое развитие гармоничное, состояние физиометрических функций хорошее, гемодинамические показатели нормальные, по морфофункциональному развитию мальчик относится к группе здоровья I (группа здоровья определяется по методике, изложенной в разделе «Оценка здоровья детей и подростков»).

Пример 2.

1. Определение центильных коридоров идентично таковому в примере 1.

2. Оценка полученных данных.

Длина тела высокая, масса тела и окружность груди не соответствуют длине тела в сторону превышения, жироотложение очень высокое, число постоянных зубов соответствуют паспортному возрасту, ЖЕЛ очень высокая, ЧСС и АЛ очень высокие.

3. Заключение.

Уровень морфофункционального развития девочки опережает паспортный возраст, развитие резко дисгармоничное за счет избыточного жироотложения, число постоянных зубов соответствует возрасту, состояние физиометрических функций отличное, артериальная гипертензия, тахикардия. По физическому развитию девочка относится к группе здоровья II. Девочка нуждается в стационарном обследовании и лечении с привлечением специалистов.

Пример 3.

1. Определение центильных коридоров идентично таковому в примере 1.

2. Оценка полученных данных.

Длина тела низкая, масса тела снижена по отношению к длине тела, окружность груди низкая, жироотложение пониженное, ЖЕЛ пониженная, число постоянных зубов пониженное, мышечная сила очень низкая, ЧСС средняя, АД макс. среднее, АД мин. пониженное.

3. Заключение.

Морфофункциональное развитие девочки меньше паспортного, физическое развитие дисгармоничное за счет пониженной массы тела, состояние физиометрических функций неудовлетворительное, гемодинамические показатели нормальные, по морфофункциональному развитию девочка относится к группе здоровья II.

Методы соматоскопии

При соматоскопии (внешнем осмотре) обращают внимание признаки, представленные ниже.

1. Состояние слизистых оболочек и кожных покровов (цвет, тургор, наличие трещин и т. п.).

2. Развитие подкожно-жировой клетчатки – жироотложения (умеренное, недостаточное, чрезмерное).

3. Состояние опорно-двигательного аппарата (костяк, форма грудной клетки, позвоночник, форма ног т стопы).

4. Тип телосложения.

5. Биологическое развитие (степень выраженности вторичных половых признаков).

Первый признак определяют, как правило, при изучении пищевого статуса детей и подростков. Определение и оценка этого признака приводится в соответствующих методических материалах. Определение и оценка развития подкожно-жировой клетчатки приводится в приложении 1.

Детей и подростков

По указанным в задачах показателям дать оценку биологического развития детей и подростков.

Номер задачи Пол и возраст обследуемого Длина тела (М±s) Погодовая прибавка длины тела, см Число постоянных зубов Развитие вторичных половых признаков
1 Мальчик 7 лет М6 2 5 Р0Ах0
2 Мальчик 8 лет М9 7 14 Р0Ах0
3 Мальчик 9 лет М9 5 16 Р0Ах0
4 Мальчик 10 лет М9 3 14 Р0Ах0
5 Мальчик 11 лет М12 7 24 Р0,1Ах0V0
6 Мальчик 12 лет М12 5 25 Р0,1Ах0V0
7 Мальчик 13 лет М11 4 22 Р0,1Ах0V0
8 Мальчик 14 лет М15 12 28 Р3Ах2V2L2F1
9 Юноша 15 лет М14 3 26 Р2Ах1V1L1F1
10 Юноша 16 лет М16 4 28 Р3Ах3V2L2F1,2
11 Юноша 17 лет М15 1 24 Р2Ах1V1L1F1
12 Девочка 7 лет М8 6 13 Ма0Р0Ах0
13 Девочка 8 лет М7 3 8 Ма0Р0Ах0
14 Девочка 9 лет М9 5 15 Ма0Р0Ах0
15 Девочка 10 лет М12 7 23 Ма2Р1Ах1
16 Девочка 11 лет М10 5 16 Ма0Р0Ах0
17 Девочка 12 лет М12 7 24 Ма2Р1Ах1
18 Девочка 13 лет М15 9 28 Ма3Р3А,3 Menses
19 Девочка 14 лет М13 1 22 Ма2Р2Ах1
20 Девушка 15 лет М17 5 28 Ма4Р3Ах3 Menses
21 Девушка 16 лет М16 2 28 Ма3Р3Ах3 Menses
22 Девушка 17 лет М15 1 24 Ма3Р3А,3 Menses

 

 

Характеристика показателей индекса массы тела

ИМТ, кг/м2 Характеристика
20,0 (18,5)* - 24,9 Нормальная масса тела
25-29,9 Избыточная масса тела
30-34,9 Ожирение I степени (легкое)
35-39,9 Ожирение II степени (умеренное)
40 и более Ожирение III степени (тяжелое)
Менее 20 (18,5)* Недостаточная масса тела – белково-энергетическая недостаточность (БЭН)
17-18,49 Недостаточная масса тела I степени (легкая) – легкая БЭН
16-16,99 Недостаточная масса тела II степени (умеренная) – умеренная БЭН
Менее 16 Недостаточная масса тела III степени (тяжелая) – тяжелая БЭН

* Нижняя граница нормальной массы тела дана по рекомендациям экспертов России, в скобках — по рекомендациям экспертов ВОЗ.

Пример. Девочка 12 лет имеет массу тела 51,3 кг, длина тела (рост) - 145 см (1,45 м). Рост 1,45 м при возведении в квадрат равен 2,1, а ИМТ (51,3 : 2,1) равен 24,43 кг/м2. Оцениваем результат по таблице 2, который в примере соответствует нормальной массе тела.

Ситуационные задачи

по использованию индекса массы тела (ИМТ) для оценки физического развития

Детей и подростков

1. По представленным ниже данным условиям задач рассчитать ИМТ и дать оценку полученному результату с использованием данных таблицы Х (нижнюю границу нормальной массы тела взять по рекомендациям экспертов России).

Номер задачи Пол и возраст ребенка Масса тела, кг Длина тела, см/м Номер задачи Пол и возраст ребенка Масса тела, кг Длина тела, см/м
1 Мальчик 7 лет 29,6 117/1,17 11 Девочка 7 лет 21,6 121/1,21
2 Мальчик 8 лет 43,2 126/1,26 12 Девочка 8 лет 33,3 122/1,22
3 Мальчик 9 лет 27,1 136/1,36 13 Девочка 9 лет 44,9 131/1,31
4 Мальчик 10 лет 49,8 128/1,28 14 Девочка 10 лет 33,8 137/1,37
5 Мальчик 11 лет 30,2 144/1,44 15 Девочка 11 лет 29,5 140/1,40
6 Мальчик 12 лет 59,3 146/1,46 16 Девочка 12 лет 51,0 149/1,49
7 Мальчик 13 лет 34,8 155/1,55 17 Девочка 13 лет 54,8 144/1,44
8 Мальчик 14 лет 50,2 160/1,60 18 Девочка 14 лет 48,5 159/1,59
9 Мальчик 15 лет 63,2 167/1,67 19 Девочка 15 лет 66,8 157/1,57
10 Мальчик 16 лет 69,8 168/1,68 20 Девочка 16 лет 65,2 161/1,61

 


Таблица 3


Дата: 2019-07-25, просмотров: 212.