Разбор проблемных ситуаций из деятельности контрактных управляющих,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Практическая работа ОТВЕТ

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ,
КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО, ЗАКУПОЧНОЙ КОМИССИИ
»


I часть

Разбор проблемных ситуаций из деятельности контрактных управляющих,

Работников контрактных служб

ВОПРОС № 1а

Имеет ли право руководитель учреждения назначить приказом двух контрактных управляющих?

ОТВЕТ

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий) (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, заказчик вправе назначить несколько ответственных лиц (контрактных управляющих) за определенные закупки, при этом рекомендуем четко разграничить закупки между данными контрактными управляющими. В данном случае положения ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ будут распространяться в равной мере на данных контрактных управляющих.

В случае, если заказчик хочет распределить обязанности между несколькими лицами не в разрезе закупок, а по функционалу, например, назначить одного ответственным за планирование, обоснование НМЦК, составление технического задание, а другого – за подготовку и размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов, организацию заключения и оплаты контракта и т.д., то в данном случае заказчику следует создать контрактную службу, так как даже при совокупном годовом объеме закупок, который меньше ста миллионов рублей, у заказчика есть право на создание контрактной службы.

В случае создания контрактной службы данная служба должна действовать в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе»).

ВОПРОС № 2 а

Кого можно включать в контрактную службу:

А) исключительно работников, которые имеют к любому высшему дополнительное образование в сфере закупок;

Б) в том числе работников с высшим образованием, но не в сфере закупок?

ОТВЕТ

Включать в контрактную службу работников только с высшим образованием, без дополнительного профессионального образование в сфере закупок нельзя, если это не высшее образование в сфере закупок.

Учитывая Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273 ФЗ»), принцип профессионализма заказчика, предусмотренный ст. 9 Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), а также в соответствии с ч. 6 ст. 38 данного закона, работники контрактной службы должны иметь высшее образование в сфере закупок или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Так, согласно ст. 69 Закона № 273-ФЗ высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. При этом к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Тогда как, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

В свою очередь, исходя из ст. 76 Закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). При этом к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2. лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

ВНИМАНИЕ

К ОСВОЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
НЕ ДОПУСКАЮТСЯ ЛИЦА, ИМЕЮЩИЕ СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

В ст. 9. и ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ заложен следующих подход к отбору лиц, которые могут быть работниками контрактной службы.

Первый случай. Если физическое лицо имеет высшее образование в сфере закупок, то оно может быть сразу работником контрактной службы.

Второй случай. Если физическое лицо имеет высшее образование, которое не является высшим образованием в сфере закупок, либо имеет любое среднее профессиональное образование, то оно может стать работником контрактной службы исключительно после получения высшего образования в сфере закупок либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок.


ВОПРОС№ 3а

Можно ли привлекать контрактного управляющего в качестве эксперта (внешняя экспертиза)
при осуществлении закупок?


ОТВЕТ

Если заказчик для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, планирует привлечь эксперта на основании контракта, который будет заключен в соответствии с Законом № 44-ФЗ, то в качестве такого эксперта не может выступать контрактный управляющий этого же заказчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с данным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В свою очередь, исходя из ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным законом.

Исходя из ч. 1, 2, 4, 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ отмечаем следующее.

Заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных данным законом.

К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, не могут быть допущены:

1. физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем 2 лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2. юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3. физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.

В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

Таким образом, если заказчик для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, планирует привлечь эксперта на основании контракта, который будет заключен в соответствии с Законом № 44-ФЗ, то в качестве такого эксперта не может выступать контрактный управляющий этого же заказчика.

ВОПРОС № 4а

Может ли контрактный управляющий проводить внутреннюю экспертизу
(экспертизу своими силами)?


ОТВЕТ

Контрактный управляющий может проводить экспертизу результатов, предусмотренных контрактов, в случае проведения экспертизы своими силами (внутренней экспертизы).

Согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

В соответствии с ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1. разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в ЕИС план закупок и внесенные в него изменения;

2. разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3. осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4. обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5. участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6. организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7. осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Следует отметить, что приведенный перечень остается открытым. Поэтому контрактный управляющий осуществляет и иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, нежели прямо перечисленные в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, согласно приведенным положениям Закона № 44-ФЗ ввиду того что контрактный управляющий является ответственным за осуществление закупки, в том числе за исполнение контракта, то, ему следует организовать приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, а также в рамках иных полномочий, предусмотренных п. 7 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, по решению заказчика контрактный управляющий может быть включен в состав приемочной комиссии или назначен председателем такой комиссии.

Учитывая изложенное, в рамках осуществления иных полномочий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ контрактный управляющий может проводить экспертизу результатов, предусмотренных контрактов, в случае проведения экспертизы заказчиком своими силами.

ВОПРОС № 5а

ОТВЕТ

Таким образом, прямого запрета на то, что руководитель заказчика не может быть контрактным управляющим, Закон № 44-ФЗ не содержит. Поэтому возможно назначить контрактным управляющим руководителя организации соответствующим приказом.

ВОПРОС № 6а

ОТВЕТ

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Вместе с тем согласно ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Следует отметить, что требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ).

Так, согласно ч. 1 ст. 76 Закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В соответствии с ч. 6 ст. 76 Закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

На сегодняшний момент существует совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 "О направлении методических рекомендаций" (далее – Методические рекомендации).

Согласно п. 1.1 Методических рекомендаций данные Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок.

Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных п. 2.4 Методических рекомендаций.

Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для большинства сотрудников повышение квалификации должно составлять не менее 108 часов. Исключение составляют руководители организаций-заказчиков – для них не менее 40 часов.

Таким образом, так как в рассматриваемом случае руководителем организации-заказчика является заведующая детским садом, то, по мнению экспертов, повышение квалификации для нее должно быть не менее 40 часов.

ВОПРОС № 7а

Может ли один сотрудник быть контрактным управляющим
и в администрации, и в созданном ею муниципальном казенном учреждении?


ОТВЕТ

Да, но только если сотрудник одновременно состоит в штате двух организаций – администрации и муниципального казенного учреждения.

Если сотрудник состоит только в штате администрации, то руководителю муниципального казенного учреждения он не подчиняется. Назначить такого сотрудника на должность контрактного управляющего муниципального учреждения нельзя. Такой вывод следует из части 2 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Норма указывает на то, что заказчик назначает контрактным управляющим должностное лицо. Речь идет о сотруднике, который состоит в штате учреждения.

ВОПРОС № 8а

ОТВЕТ

Частью 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ установлено, что в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий).

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают требования о необходимости введения должности контрактного управляющего, напротив, допускают возможность назначения (возложения полномочий) должностного лица, ответственного за осуществление закупки или нескольких закупок.

Поэтому, функции и полномочия контрактного управляющего, предусмотренные ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, могут быть дополнительно возложены на специалиста организации, занимающегося закупками и имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, путем отражения их в должностной инструкции такого специалиста.

ВОПРОС 9а

Каким документом должно подтверждаться
соответствие работников контрактной службы ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ с 01.01.2017?


ОТВЕТ

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий заказчика должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, все работники контрактной службы с 01.01.2017 для осуществления их полномочий в соответствии с Законом № 44-ФЗ должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

При этом требований к наименованию документов, которыми подтверждается наличие у работников контрактной службы высшего или дополнительного профессионального образования, Закон № 44-ФЗ не предъявляет.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации выдаются:

  1. документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
  2. документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии со ст. 60 Закона № 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

При этом ч. 3 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Согласно ч. 4 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы и порядок оформления таких документов о высшем образовании утверждены приказами Минобрнауки России от 01.10.2013 № 110, от 13.02.2014 № 112.

Согласно п. 2 приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112, а также в соответствии с положениями Приказа Минобрнауки России от 01.02.2013 № 110 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования выдаются соответствующие дипломы.

Следовательно, документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок, будет служить именно диплом (государственного и негосударственного образца).

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Следовательно, документом, подтверждающим наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок будет служить удостоверение о повышении квалификации, дипломом о профессиональной переподготовке.

Таким образом, сотрудник контрактной службы с 01.01.2017 года должен иметь высшее образование сфере закупок, подтвержденное соответствующим дипломом, или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, подтверждённое удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

ВОПРОС № 10а

ОТВЕТ

ВОПРОС № 11а

ОТВЕТ

Возможно, если это будет осуществлено в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы и необходимо для достижения Заказчиком заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом должна быть однозначно определена персональная ответственность каждого работника контрактной службы.

Согласно ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 "Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе" (далее - Типовое положение № 631).

Так, согласно п. 10 Типового положения, руководитель контрактной службы в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы при формировании организационной структуры определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные настоящим положением (регламентом) функциональные обязанности между указанными работниками.

Исходя из пп. 4 п. 5 Типового положения № 631 основным принципом создания и функционирования контрактной службы при планировании и осуществлении закупок является достижение Заказчиком заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Проведя анализ Типового положения № 631 можно сделать вывод, что определение одних и тех же должностных обязанностей между разными работниками (двумя и более) контрактной службы прямо не запрещено таким типовым положением.

ВОПРОС № 12а

ОТВЕТ

Заказчик не обязан размещать (публиковать) положение о контрактной службе на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru), на своем официальном сайте.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона № 44-ФЗ, открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 ст. 7 Закона № 44-ФЗ, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Исходя из ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ единая информационная система содержит:

  1. планы закупок;
  2. планы-графики;
  3. информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;
  4. информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
  5. информацию о закупках, предусмотренную данным законом, об исполнении контрактов;
  6. реестр контрактов, заключенных заказчиками;

7. единый реестр участников закупок;

  1. реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  2. библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
  3. реестр банковских гарантий;
  4. реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
  5. перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
  6. результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
  7. отчеты заказчиков, предусмотренные данным законом;
  8. каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  9. нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ;
  10. информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ запросах цен товаров, работ, услуг (вступает в силу с 01.01.2015);
  11. иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено данным законом, и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Анализ Закона № 44-ФЗ, в том числе его ст. 38, и Приказа Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" показал, что заказчик не обязан размещать (публиковать) положение о контрактной службе в ЕИС (www.zakupki.gov.ru), на своем официальном сайте.

ВОПРОС № 13а

ОТВЕТ

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Таким образом, работник контактной службы должен соответствовать требованиям, установленным ч. 6 ст. 38, ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе в соответствующий период времени.

В соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона о контрактной системе контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Так, согласно п. 1 "Типового положения (регламента) о контрактной службе", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 (далее – Положение) Положение устанавливает правила организации деятельности контрактной службы при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 9 Положения контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы. В случае если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя Заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет один из заместителей руководителя Заказчика.

Согласно п. 10 Положения руководитель контрактной службы в целях повышения эффективности работы работников контрактной службы при формировании организационной структуры определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников контрактной службы, распределяя определенные Положением функциональные обязанности между указанными работниками.

ВОПРОС № 14а

ОТВЕТ

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан создать контрактную службу, если его совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн. руб.

Также согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн. руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

В соответствии с ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В силу п. 6 Типового Положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" (далее - Типовое положение), контрактная служба создается одним из следующих способов:

  1. создание отдельного структурного подразделения;
  2. утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения (далее - контрактная служба без образования отдельного подразделения).

Также следует обратить внимание, что согласно п. 9 Типового Положения (регламента) о контрактной службе, контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы. В случае если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Необходимо подчеркнуть, что иные способы создания контрактной службы, будут противоречить Закону № 44-ФЗ, Типовому Положению (регламенту) о контрактной службе.

Следует отметить, что в силу п. 12 Типового Положения (регламента) о контрактной службе, порядок действий контрактной службы для осуществления своих полномочий, а также порядок взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями Заказчика, комиссией по осуществлению закупок определяется положением (регламентом), утвержденным Заказчиком в соответствии с данным Типовым Положением (регламентом).

Исходя из п. 17 Типового Положения (регламента) о контрактной службе руководитель контрактной службы:

  1. распределяет обязанности между работниками контрактной службы;
  2. представляет на рассмотрение Заказчика предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников контрактной службы;
  3. осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Таким образом, если у заказчика совокупный годовой объемом закупок менее 100 млн. руб., то он может путем издания приказа создать контрактную службу одним из двух вышеуказанных способов при этом в зависимости от выбранного способа можно будет определить категорию руководителя контрактной службы. Также этим же приказом заказчик может утвердить положение о контрактной службе.

ВОПРОС № 15а

Допускается ли в организации заказчика:
А) создание нескольких контрактных служб
ИЛИ
Б) создание контрактной службы и одновременное назначение контрактного управляющего?




ОТВЕТ

А) Нет, не допускается. Закон № 44-ФЗ и приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 не предусматривают создание нескольких контрактных служб одним заказчиком. Кроме того, контрактная служба является отдельным субъектом контроля (ч.2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Поэтому, заказчику следует создать только одну контрактную службу.

Б) Одновременно назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу нельзя. Это не предусмотрено законодательством.

ВОПРОС № 16а

Бюджетное учреждение осуществляет закупки на сумму 110 млн. руб. в год, половину из которых – в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. Обязательно ли создавать контрактную службу в таком бюджетном учреждении?

ОТВЕТ

Создать контрактную службу обязаны заказчики, чей совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) превышает 100 млн. руб. (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Под СГОЗ понимается общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, утвержденный на финансовый год. В него включается в том числе финансовое обеспечение, предназначенное для оплаты в указанном финансовом году контрактов, которые заключены до его начала. Такое определение дано в п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ. Исходя из буквального смысла названной нормы при расчете СГОЗ принимаются во внимание только закупки, осуществляемые в порядке применения Закона № 44-ФЗ. Прочие закупки, в том числе проводимые на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, при этом не учитываются.

В данном случае создание контрактной службы является правом заказчика. Если это право не реализуется, необходимо назначить контрактного управляющего.

ВОПРОС № 17а

ОТВЕТ

Удостоверение как документ, подтверждающий прохождение курсов повышения квалификации в сфере закупок, срока действия не имеет. В данном случае имеет значение периодичность получения такого документа сотрудником, исполняющим функции контрактного управляющего (работника контрактной службы).

Закон № 44-ФЗ не указывает необходимую частоту повышения квалификации контрактными управляющими, он только указывает на наличие соответствующего образования (ч. 23 ст. 112 , ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Периодичность прохождения курсов повышения квалификации может быть предусмотрена регламентом работы учреждения (например, в связи с предстоящей аттестацией). Соответственно, при прохождении очередного обучения контрактный управляющий (работник контрактной службы) получает новое удостоверение, которое будет действовать до следующего повышения квалификации.

ВОПРОС № 18а

ОТВЕТ

Согласно пунктам 5 - 7 статьи 3 Закона N 44-ФЗ заказчик - это государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки, или муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки, либо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения, осуществляющие закупки.

При этом согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631 "Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе" контрактная служба создается одним из следующих способов: путем создания отдельного структурного подразделения или путем утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

В случае если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика.

ВОПРОС № 19а

ОТВЕТ

В настоящий момент требования к максимальному количественному составу контрактной службы ни Законом № 44-ФЗ, ни приказом Минтруда № 625н не установлены. При этом, согласно пункту 7 Типового положения, структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее 2-х человек.

Таким образом, максимальный/оптимальный количественный состав контрактной службы определяется заказчиком самостоятельно с учетом его потребностей, а также финансовых возможностей.

Дополнительно, заказчик вправе самостоятельно подготовить экономическое обоснование оптимальной для него численности сотрудников, входящих в состав контрактной службы. В основе такого экономического обоснования могут лежать, например, общий финансовый объем закупок заказчика, количество заключенных контрактов, приходящихся на последний год и т.д.

ВОПРОС № 20а

ОТВЕТ

Да, вправе. Для этого заказчику достаточно прописать в положении или регламенте о контрактной службе условие о том, что работники контрактной службы членами комиссии по закупкам стать не могут. Это прямо предусмотрено пунктом 8 Типового положения, которое Минэкономразвития утвердило приказом от 29.10.2013 № 631.

Нормативные документы не указывают, обязательно ли исключать контрактного управляющего из членов комиссии. Поэтому заказчик самостоятельно принимает решение, устанавливать или нет данное ограничение.

 



II часть

ВОПРОС № 1б

ОТВЕТ

ВОПРОС № 2б

ОТВЕТ

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд несут административную ответственность как должностные лица.

Следует отметить, что решение комиссии принимается большинством голосов, но при этом каждый член комиссии выражает свое мнение (свой голос). Поэтому каждый член комиссии несет ответственность за принятое решение в персональном порядке.

ВОПРОС 3б

ОТВЕТ

ВОПРОС № 4б

ОТВЕТ

Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не установлено требование по созданию специального регламента работы комиссии по осуществлению закупок.

Некоторые требования к порядку работы комиссий установлены в ст.39 Закона № 44-ФЗ, например:

- об уведомлении о месте, дате и времени проведения заседания комиссии;

- о минимальном числе членов комиссии на заседании для принятия решения;

- о запрете заочного голосования и делегировании полномочий иным лицам;

- о замене члена комиссии;

- о порядке обжалования.

Другие требования зависят от вида комиссии. Представляется целесообразным издание локального нормативного акта организации, регламентирующего работу комиссий по осуществлению закупок.

ВОПРОС № 5б

ОТВЕТ

Решение комиссии по осуществлению закупок принимается простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов. При равенстве голосов членов комиссии, голос председательствующего является решающим. Данное положение заказчик может установить в локальном нормативном акте организации, регламентирующем работу комиссии по осуществлению закупок, например в Разделе «Порядок создания и работы Единой (конкурсной, аукционной, котировочной комиссии или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений) комиссии.

ВОПРОС № 6б

ОТВЕТ

Комиссия по осуществлению закупок (единая, конкурсная, аукционная, котировочная комиссии или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений) правомочна осуществлять свои функции, если на заседании присутствует не менее 50% от общего числа ее членов (ч.8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Поэтому необходимо проверить явку комиссии заранее и убедиться, что на заседание придет более половины состава комиссии. Если несвоевременно заменить отсутствующего, вы можете опоздать со сроками заседания, перенести его сроки нельзя!

ВОПРОС № 7б

ОТВЕТ

Да, так как проводить заочное голосование в форме видеоконференц-связи, а также делегировать свои полномочия другим лицам нельзя. Об этом сказано в ч.8 ст.39 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 22.06.2015г. № Д28и-1824:

«…В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона N 44-ФЗ комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускаются.

Таким образом, обязательным требованием является необходимость личного присутствия членов комиссии на ее заседании. Возможность участия членов комиссии в форме видео-конференц-связи, а также последующие оформление и подписание протоколов заседаний аукционной комиссии в форме электронного документа Законом № 44-ФЗ не предусмотрены».

ВОПРОС № 8б

ОТВЕТ

Да, если секретарь входит в состав комиссии и наделен правом голоса. При утверждении состава комиссии назначается председатель комиссии, который руководит ее деятельностью, могут быть определены его заместители, секретарь комиссии.

Положение о полномочиях секретаря комиссии по осуществлению закупок заказчик может указать в локальном нормативном акте организации, регламентирующем работу комиссии по осуществлению закупок, например в Разделе «Порядок создания и работы Единой комиссии, например:

«Секретарь Единой комиссии осуществляет подготовку заседаний Единой комиссии, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов Единой комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям (в том числе извещение лиц, принимающих участие в работе комиссии, о времени и месте проведения заседаний и обеспечение членов комиссии необходимыми материалами). Обеспечивает взаимодействие с контрактной службой (контрактным управляющим) в соответствии с Положением о контрактной службе заказчика (должностной инструкцией контрактного управляющего)»

ВОПРОС № 9б

Могут ли в состав конкурсной комиссии входить сотрудники другого учреждения ?

ОТВЕТ

Да, заказчик вправе включить в состав комиссии сотрудника другого учреждения. При этом важно соблюдать требования ст. 39 Закона № 44-ФЗ к членам комиссии.

В статье 39 Закона № 44-ФЗ законодатель использует термины «лица» и «члены комиссии». Например, «число таких лиц должно составлять», «в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий», «заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц», «членами комиссии не могут быть физические лица». Это говорит о том, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает требование о том, что членами комиссии должны быть только сотрудники заказчика. Противоположный пример – назначение контрактного управляющего. Им может быть только должностное лицо заказчика (ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

ВОПРОС № 10б

ОТВЕТ

ВОПРОС № 11б

Можно ли назначить руководителя учреждения председателем комиссии по осуществлению закупок ?

ОТВЕТ

Да. Если руководитель хочет непосредственно участвовать в закупочном процессе, он может возглавить комиссию. Такую точку зрения высказало Минэкономразвития России в письме от 12 мая 2014 г. № Д28и-703.

«…Согласно части 6 статьи 39 Закона членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.

ВОПРОС № 12б

Обязательно ли письменное уведомление членов комиссии
о заседаниях комиссии по осуществлению закупок, если члены комиссии – работники одной небольшой организации-заказчика ?


ОТВЕТ

Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядок уведомления членов комиссии не регламентирован. Это может быть установлено внутренним локальным актом.

В Законе № 44-ФЗ говорится, что члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии (ч.8 ст. 39). Как именно происходит уведомление, не установлено. Это может быть регламентировано внутренним локальным актом (например, в положении о комиссии).

Минэкономразвития России в Письме от 22.06.2015 N Д28и-1824 акцентировало внимание лишь на том, что обязательным требованием является необходимость личного присутствия членов комиссии на ее заседании.

ВОПРОС № 13б

Правомочна ли котировочная комиссия, созданная заказчиком – органом местного самоуправления, рассматривать котировочные заявки, в случае если на ее заседании присутствуют только два члена комиссии по осуществлению закупок ?

ОТВЕТ

Согласно ч.3 ст.39 Закона № 44-ФЗ число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.

Из ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ следует, что комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствуют не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

Таким образом, при проведении запроса котировок в соответствии с Законом № 44-ФЗ,
в случае если:

ü приказом заказчика закреплено число членов котировочной комиссии, которое составляет три или четыре человека, такая комиссия правомочна осуществлять рассмотрение котировочных заявок в присутствии только двух членов комиссии;

ü число членов котировочной комиссии составляет пять и более членов, то свои функции (в том числе рассмотрение котировочных заявок) котировочная комиссия осуществлять неправомочна.


ВОПРОС № 14б

ОТВЕТ

По общему правилу в состав комиссии включаются представители заказчиков – сторон соглашения. Число представителей от каждого заказчика определяется пропорционально объему его закупок в общем объеме совместных закупок. Состав комиссии утверждается заказчиком – организатором совместных торгов (в соответствии с п.9 ч.2, ч.3 ст. 25 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч.3 ст.25 Закона № 44-ФЗ организатор совместных конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением.

Порядок формирования комиссии установлен ст.39 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч.5 ст.25 Закона № 44-ФЗ порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п.5 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1088 (далее – Правила), организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляются организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона. Совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Законом № N 44-ФЗ в отношении конкурсов или аукционов. Подпунктом «а» п.6 Правил предусмотрен порядок утверждения состава комиссии, который аналогичен порядку, установленному ч.3 ст.25 Закона № 44-ФЗ.

Порядок формирования комиссии установлен ст.39 Закона № 44-ФЗ.

Итак: Комиссию по совместной закупке создайте по общему правилу с учетом требований части 3 статьи 25 Закона № 44-ФЗ:

  1. В состав комиссии включают представителей заказчиков сторон соглашения.
  2. Число представителей от каждого заказчика определяют пропорционально объему его закупок в общем объеме совместных закупок.
  3. Состав комиссии утверждает заказчик – организатор совместной закупки.

Также заказчики могут в соглашении установить другой порядок формирования комиссии. Вывод следует из пункта 6 части 2, части 3 статьи 25 Закона № 44-ФЗ и подтвержден Минэкономразвития в письме от 27.04.2017 № Д28и-1886.

Таким образом, каких-либо особых требований, за исключением предусмотренных ч.3 ст.25 Закона № 44-ФЗ, законодательство к порядку формирования комиссий по проведению совместных конкурсов не предусматривает. Следовательно, организатор совместного конкурса или аукциона утверждает состав комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок. Иной порядок может быть предусмотрен соглашением. В остальном заказчику для формирования комиссии по проведению совместного конкурса необходимо руководствоваться ст.39 Закона № 44-ФЗ.

ВОПРОС № 15б

ОТВЕТ

Да, может. Комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует 50% или более от общего числа членов. При этом в Законе № 44-ФЗ не сказано, какие члены должны присутствовать на заседании комиссии. Поэтому комиссия правомочна принимать решение в отсутствие председателя комиссии и его заместителя, если на заседании присутствует 50% и более членов комиссии (ч. 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

ВОПРОС № 16б

Заказчик проводит конкурс на создание произведений литературы и искусства (исполнение, прокат или показ национального фильма). Обязан ли он включать в состав комиссии по осуществлению закупок лиц творческих профессий из соответствующей области литературы или искусства ?

ОТВЕТ

Да, обязан. При этом число таких лиц должно составлять не менее 50% от общего числа членов комиссии.

Обоснование: Данное требование прямо установлено ч. 4 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.

Пример: когда включать в состав комиссии людей творческих профессий

Заказчик проводил конкурс на создание информационного продукта в форме хроникально-документальных видеосюжетов. Участник закупки пожаловался в ФАС на действие заказчика. Общество утверждало, что заказчик не включил в состав конкурсной комиссии лиц творческих профессий в количестве не менее 50 процентов. ФАС признала жалобу необоснованной.

На заседании комиссии заказчик пояснил, что цель закупки – создать информационный продукт в форме фильма, а не фильм как произведение искусства. Фильм предназначался для населения (решение ФАС от 11.02.2015 № К-120/15/14).

ВОПРОС № 17б

ОТВЕТ

Позиция ВС РФ: Государственный (муниципальный) контракт, заключенный при наличии конфликта интересов между победителем торгов и заказчиком, является ничтожным

Применимые нормы: п. 2 ст. 168 ГК РФ, ч. 2 ст. 8, п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)

Муниципальный контракт, который заключен при наличии конфликта интересов между заказчиком и поставщиком, нарушает прямо выраженный законодательный запрет, установленный ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ во взаимосвязи с п. 9 ч. 1 ст. 31 этого Закона. Тем самым данный контракт посягает на публичные интересы.

Суд также отметил, что из-за несоблюдения процедуры закупок нарушаются права третьих лиц - участников закупки, с которыми муниципальный контракт не заключен, вследствие предоставления преимущества лицу, не соответствующему требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Заключенный между предприятием и обществом муниципальный контракт в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ является ничтожным, как нарушающий запрет, который предусмотрен п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и посягающий на публичные интересы и права третьих лиц.

ВОПРОС № 18б

Орган местного самоуправления (заказчик) заключил контракт со специализированной организацией на выполнение функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона. Правомерно ли привлечение заказчиком в рамках указанного контракта квалифицированных специалистов специализированной организации для участия в конкурсной (аукционной) комиссии при выполнении указанных функций?

ОТВЕТ

Ограничений на привлечение заказчиком в состав конкурсной (аукционной) комиссии квалифицированных специалистов специализированной организации в рамках контракта на выполнение функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона законодательством не предусмотрено. При этом, привлекая таких специалистов в состав конкурсных комиссий, заказчик выполняет условие о самостоятельном создании комиссии по осуществлению закупок.

Обоснование: На основании ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок осуществляется заказчиком.

В соответствии с ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Согласно ч. 6 указанной статьи членами комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок.

Иных ограничений в отношении участия в конкурсных (аукционных) комиссиях
Закон N 44-ФЗ не содержит.


ВОПРОС № 19б

ОТВЕТ

ВОПРОС № 20б

ОТВЕТ

Все члены комиссии несут ответственность за некачественное выполнение обязанностей и нарушение регламентированных сроков. Каждый член комиссии несет персональную ответственность за свое решение, например, когда необоснованно допустил или не допустил компанию к закупке.

Членам комиссии запрещено вести переговоры с потенциальными поставщиками, вскрывать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в документах по закупкам. Контрольный орган накажет членов комиссии, которые совершат правонарушения по статьям 7.29–7.32, 19.5, 19.7.2, 19.7.2-1 КоАП. Об этом сказано в статье 2.4 КоАП.

Участник закупки вправе обжаловать решение комиссии по закупкам в антимонопольном органе. Контролер проведет внеплановую проверку. В ходе проверки контролер выполнит действия:

- рассмотрит дело об административном правонарушении;

- составит протокол об административном правонарушении;

- выдаст предписание устранить нарушения либо аннулирует закупку.

По итогам рассмотрения жалобы решение комиссии могут признать недействительным (ч. 22 ст. 99, ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Пример: решение комиссии признали недействительным

Комиссия по закупкам признала, что заявка единственного участника отвечает требованиям Закона № 44-ФЗ, документации об аукционе. Однако в ходе проверки контролеры обнаружили, что единственный участник не приложил к заявке документы, которые подтверждают соответствие дополнительным требованиям. Решение комиссии признали недействительным. Заказчику выдали предписание устранить нарушение. Членов комиссии привлекли к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 КоАП (решение ФАС от 13.10.2017 № К-1720/17).

Практическая работа ОТВЕТ

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ,
КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО, ЗАКУПОЧНОЙ КОМИССИИ
»


I часть

Разбор проблемных ситуаций из деятельности контрактных управляющих,

Дата: 2019-05-28, просмотров: 325.