С татья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов есте- ственных монополий в следующих сферах:

– транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

– транспортировка газа по трубопроводам;

– железнодорожные перевозки;

– услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

– услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

– услуги по передаче электрической энергии;

– услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

– услуги по передаче тепловой энергии;

– услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

– захоронение радиоактивных отходов;

– водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

– ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Север- ного морского пути.


Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях»

Олигополия – тип рыночной структуры, в рамках которой несколько крупных фирм конкурируют между собой.

Олигополистическая рыночная структура – одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике.

Основные признаки олигополии:

– в отрасли находятся несколько крупных соперничающих фирм;

– контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью фирм и в некоторой степени реализуется путем заключения соглашений между ними;

– существенные ограничения для входа на рынок, связанные с необходимостью значи- тельных капиталовложений для создания предприятия.

В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Олигополизированы основные подотрасли химической промышлен- ности (производство удобрений и пр.) и машиностроения (автомобилестроение, аэрокосми- ческая промышленность и др.). Крупные предприятия, которые однозначно придают рынку олигополистичекий характер, составляют основу современной российской экономики.

М онополистическая конкуренция – это рыночная структура, когда множество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует между собой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами.

Основные признаки монополистической конкуренции:

– дифференцированная продукция (наличие в отрасли группы продавцов, выпускаю- щих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющи- еся совершенными заменителями);

– много продавцов и покупателей;

– барьеры для вступления в отрасль небольшие, это торговые марки, бренды и т.д.;

– жесткая неценовая конкуренция.

Монополистическая конкуренция широко представлена на рынках продукции легкой и пищевой промышленности, в розничной торговле.

Выделяют также монопсонию.

М онопсония – рыночная структура, для которой характерно присутствие одного поку- пателя, предъявляющего рыночный спрос.

Основные признаки монопсонии:


 

– один покупатель;

– большое количество продавцов;

– стандартизированный продукт.

Функции конкуренции:

1. Регулирующая (конкуренция определяет структуру и объемы производства);

2. Инновационная (конкуренция заставляет производителей внедрять более эффек- тивные технологии);

3. Распределительная (конкуренция распределяет созданную собственность).


Вопросы ЕГЭ

2. В городке N электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществ- ляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.

1) рынок средств производства

2) чистая конкуренция

3) местный рынок

4) рыночный дефицит

5) монополия

6) рынок услуг

3. Рынок мобильной связи области N контролируется одной крупной компанией, дру- гие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характери- стики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рынок средств производства

2) совершенная (чистая) конкуренция

3) региональный рынок

4) рынок услуг

5) монополия

6) рыночный дефицит


 

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.