Всеобщая декларация прав человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Свобода – это способность и возможность человека поступать в соответствии со сво- ими желаниями, стремлениями и интересами.

Однажды некто пришел к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал:

– Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями.

Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:

– Для чего освобождал ты рабов своих? Пришедший за советом ответил так:

– Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провел детство. Я мнил сделать их счастливыми.

Т огда Соломон спросил:

– А кто сказал тебе, что свобода – это счастье, а счастье – это свобода? И еще сказал он:

– Взгляни на этого хищного орла. Хотя он содержится в клетке, на охоте он – гос- подин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит – и все равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит – значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода – не счастье, она для него – жизнь.

И добавил он:


 

– Есть и другая птица – курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если ее выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для нее свобода – несчастье, она для нее – смерть…

Смысл притчи заключается в том, что свобода – это возможность выбора. Способ- ность осуществлять выбор – это и есть самостоятельность. Чем больше возможность выбора есть у человека, тем более самостоятельным и свободным он считается. Существует крыла- тое выражение «буриданов осел», смысл которого заключается в том, что зачастую столк- нувшись с выбором, человек не может принять решение (например, выбор в каком учебном заведении учиться, какую получить специальность). Существует мнение, что в XIV веке философ Жан Буридан, объясняя своим ученикам проблему свободы выбора человека, рас- сказывал следующую притчу: перед голодным ослом положили две абсолютно одинаковые охапки сена, он долго крутил головой то налево, то направо и никак не мог сделать выбор, в результате чего он умер.

Свобода человека во многом зависит от количества и уровня знаний, накопленного жизненного опыта, так как это дает ему возможность лучше ориентироваться в социуме и принимать наиболее оптимальные для него решения.

 

2) Свобода как необходимость

«Свобода как познанная необходимость» – сформулированное Б. Спинозой понима- ние свободы. Ход его рассуждений таков. Обычно люди убеждены, что они наделены сво- бодой воли и их поступки осуществляются ими совершенно свободно. Между тем сво- бода воли – иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие.

Философия //http://metaphilosophy.ru/svoboda-kak-poznannaya-neobhodimost.html

Многие философы считают, что человек не может быть поистине свободным, он под- чинен законам, действующим в обществе, и поступает в большинстве случаев, так как необ- ходимо, а не так как хотелось бы.

В реальной жизни не все зависит от человека, есть силы, влияние которых чело- век не может предотвратить, а, следовательно, не может принять то решение, которое ему хочется. Когда человек не осознает этого, он как бы становиться «рабом» данной ситуации. Но когда он понимает границы данного влияния, он уже может осознанно принять решение. Необходимость , считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объектив- ных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Помимо объективной природной необ- ходимости человека побуждают действовать определенным образом и сложившиеся обще- ственные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил чело- век поступает и действует, принимает те или иные решения.

В понимании свободы можно выделить несколько точек зрения – волюнтаризм и фата-


лизм.


 

 

Волюнтаризм – (от лат. «voluntas» – «воля») направление в философии, которое при-


знает волю человека высшей ценностью, основой развития общества и всего существую- щего. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека как «хозя- ина своей судьбы». Основоположниками данной идеи являются Ж.Ж.Руссо и И. Кант. Ж.Ж.Руссо утверждал, что основополагающий признак отличия человека от животного – это наличие силы воли и стремление к постоянному самосовершенствованию, что впослед- ствии приводит к развитию остальных способностей.

Фатализм – (от лат. «fatalis» – «определенный судьбой») философское учение, которое утверждает, что существует предопределённость всех событий в жизни человека и окружа- ющем мире, т.е. вера в судьбу, рок. Фатализм исключает любую случайность, а также воз-


 

можность свободного выбора. Все подчиняется некоторой всеобъемлющей могучей силе, которая воспринимается либо как сверхъестественная, божественная воля, либо изначальное устройство мира, представленная в виде непреложных вечных законов бытия. Так, напри- мер, в индийской философии и религии распространены такие понятия как «карма» (судьба) и «сансара» («колесо перерождений»).

«Душа блуждает в круговороте рождения и смерти, проходя сквозь 8.400.000 форм жизни»

Бхагаватгита

Свобода может быть экономической, политической, духовной, индивидуальной, граж- данской, правовой, национальной и т. п.

Таким образом, свобода как осознанная необходимость – это понимание и контроль человеком независящих от него границ его деятельности, которые он может со временем расширять в соответствии с развитием науки и преумножением собственного опыта.

 

3) Ответственность

В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, разма- хивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судеб- ное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Алексеев П. В., Панин А. В. Философия

Свобода и ответственность тесно связанны между собой, так как один из парадоксов (противоречий) нашей жизни заключается в том, что для того чтобы соблюсти свободу всех людей необходимо создать общие ограничения или другими словами, правила поведения. Человек, нарушающий правила несет ответственность за свои поступки.

Ответственность – это осознанная готовность человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность регулирует не только поведение отдельно взятого человека, но и общества в целом и не дает возможность рассматривать свободу как вседозволенность.

Ответственность – это чувство зависимости от чего-либо (закона, обстоятельств, дру- гих людей, животных и т.д.), которое является весомым основанием при принятии реше- ния или совершении последующих действий. Ответственность подразделяется на большое количество видов, в зависимости от того, кто и перед чем или кем несет ответственность – юридическая, политическая, личная, материальная, групповая и т. д.






Вопрос ЕГЭ

1. Выберите верные суждения о свободе личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.

2) Свобода личности проявляется в осознанном следовании социальным нормам.

3) Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.

4)  Свобода  человека  лежит  в  основе  поведения,  направленного  исключительно на получение удовольствия.

5) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.

6) Свобода налагает на человека дополнительные обязательства и ответственность за осуществленный выбор.

 

4) Гуманизм и либерализм


 

Г у м анизм – (лат. «humanus» – «человечный») это мировоззрение, основу которого составляет признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

В основе гуманистической философии лежит человечность, это значит, что человек и его жизнь считается главной и основной ценностью в обществе. Жизнь каждого священна. Гуманизм видит человека не только как биологическое и социальное существо, а как уни- кальный особенный мир. Гуманизм – это особый тип философского мировоззрения, в цен- тре которого – человек, его деятельность, с присущими его природе способностями и инте- ресами, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм – доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство.

Идея о гуманизме и свободе каждого получило свое распространение в политической идеологии либерализма.

Либерализм – это философское течение, которое провозглашает свободу, как один из главных принципов человеческой жизни, но свободу не как вседозволенность, а как про- явление своей воли и ответственность за свои действия.

Либерализм появился в ответ на произвол абсолютных монархов и религиозных авто- ритетов. Он выдвинул на первое место свободы и права человека, а уже на второе – интересы государства. Сама же система государства должна существовать для блага граждан прожива- ющих в нем. США стали первым государством, чья конституция составлена в соответствии с принципами свободного общества.

Либерализм предполагает большой спектр свобод: свобода совести, воли, слова, убеж- дений, информационная, а также политическая, экономическая, творческая, духовная. Чело- век не может жить и развиваться вне общества, либерализм предполагает взаимную свободу и ответственное поведение, уважение не только собственной свободы, но и свободы других.

По своей сути либерализм близок к гуманизму, так как гуманизм – это человек с точки зрения свободы, а либерализм – это свобода с точки зрения человека.


Вопрос ЕГЭ

2. Найдите в приведенном списке черты, присущие идеологии либерализма.

1) сильное государство

2) соблюдение прав и свобод личности

3) гражданское равноправие

4) приоритет личности перед обществом и государством

5) стабильность


 

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.