Вопрос 6. Потребности и интересы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1) Классификация потребностей человека

2) Интересы

 

 

1) Классификация потребностей человека

Одним из мотивов деятельности человека является потребность.

Потребность – это нужда человека в чём-либо.

Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

Биологические потребности связаны с физическим телом и их удовлетворение необ- ходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходи- мость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепло- вой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

М ахоткин А. В., Махоткина Н. В. Обществознание

Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические или витальные («vita» – «жизнь»).

Социальные потребности – это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании.

Духовные (идеальные) потребности – это потребности в самореализации, приобре- тении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и спо- собов их удовлетворения.

Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия – размещение элементов от низших к высшим) пирамида психо- лога Абрахама Маслоу (рис. 14).

Первые две ступени являются первичными или врожденными, так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся физиологические и экзистенциальные.

Экзистенциальные потребности (потребность в безопасности) близки к биологиче- ским, так как тоже определяют существование человека («экзистенция» от лат. «существо- вание»), но с другой стороны, это не только чувство безопасности, но и осознание человека своего присутствия в мире, нахождение своего места в нем.

Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретен-


ные.


 

 

На третьей ступеньке находятся социальные потребности или потребности в принад-


лежности и любви, на четвертой – престижные или, другими словами, потребности в оценке или уважении.

Престиж – это мера признания обществом заслуг человека.

У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперниче- стве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих.


 

Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на пре- стижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия – и есть пре- стижные потребности.

Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) явля- ются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.

Познавательные потребности – это исследование окружающего мира, действитель- ности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной твор- ческой деятельности. Также их называют когнитивными потребностями.

 

 

 

Рис.14. Пирамида потребностей А. Маслоу.

 

 

Эстетические потребности – это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.

На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности или потребности роста

(саморазвитие, самосовершенствование).

Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними. Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.





Вопросы ЕГЭ

1. Найдите в приведенном ниже списке социальные потребности человека.

1) потребность в общении

2) потребность в сне

3) потребность в карьерном росте

4) потребность в пище

5) потребность в труде

2. Ниже приведены названия потребностей. Все из них, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потреб- ности человека.

Биологические, физиологические, социальные, органические, идеальные, естествен-


ные.


 

 

3. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих


качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА А) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

В) способность познавать окружающий мир


 

Г) способность ставить цели

Д) способность оценивать свои поступки

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

1) социальная

2) биологическая

 

 

2) Интересы

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы играют огромную роль в деятельности людей. Они делают процесс дости- жения цели и удовлетворения своих потребностей более привлекательными. Иногда инте- ресы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовле- творения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

1) по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;

2) по их носителю: индивидуальные, групповые, общественные;

3) по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опо- средованный (интерес к результатам деятельности);

4) по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).

Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес – это направленность человека на предмет, а склонность – на деятельность. Напри- мер, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или коман- дах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.


 

 






Дата: 2019-05-28, просмотров: 238.