К чувственному познанию относят ощущение, восприятие и представление
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ощущение – это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возни- кают при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые чело- век испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впер- вые.

Восприятие – это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.

Представление – это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств.

Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспро- изводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.

Чувственное  познание  имеет  некоторые  существенные  недостатки,  важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна


 

для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной дея- тельности является рациональное познание (от лат. «ratio» – «разум»).

Т еоретический уровень познания (рациональное познание) – это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суж- дений и умозаключений.

Понятие – это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта.

Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, зем- ной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т. п. Другими словами, понятие – это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.

С у ждение – это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отри- цании какого-либо факта о познаваемом объекте.

Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».

У м озаключение – это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод – это результат умо- заключения. Например:

1) Все адвокаты – юристы (посылка).

2) Петров – адвокат (посылка).

3) Следовательно, Петров – юрист (вывод).

 

 

Познание не может сводиться только лишь к ощущениям и мышлению. Важное место в процессе познания, так же как и в творчестве занимает интуиция. Интуиции в позна- нии большое значение придавали как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристо- тель), так и настоящего времени. Интуицию, связанную с чувственным познанием, назы- вают мистической, а с рациональным познанием – интеллектуальной.

Сам факт существования интуиции доказан как наблюдениями из повседневной жизни, так и научными исследованиями.

Любопытен случай, происшедший с изобретателем в области электро- и радиотех- ники Николой Тесла (1856—1943). Однажды, во время прогулки с приятелем, ему внезапно пришло в голову решение одной технической проблемы. Американский психолог Дж. Гоуэн сообщает: он шел в сторону заката солнца и читал стихи; в это время мысль, подобно вспышке молнии, озарила его; идея электромотора на переменном токе пришла к нему как откровение. Он стоял, погруженный в транс, пытаясь объяснить другу свое видение. Образы, представшие перед умственным взором Теслы, были отчетливыми и осязаемыми, как металл или камень. Принцип вращающегося магнитного поля стал для него совершенно ясным. Так началась революция в мировой электротехнике.

Панин А. Философия

Интуиция может проявляться как спонтанное озарение, сны-предсказания или «внут- ренний голос».


Вопросы ЕГЭ

1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запи- шите цифры, под которыми они указаны.

1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета

2) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

3) установление взаимосвязи различных понятий

4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков


 

5) получение новых суждений на основе уже имеющихся

6) сохранение в памяти целостного образа предмета

2. Что из перечисленного относится к формам рационального познания?

1) ощущение

2) память

3) понятие

4) представление

5) суждение

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий пред- ставленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Чувственное познание; 2) познавательная деятельность; 3) субъект познания; 4) объ- ект познания; 5) рациональное познание.

 

2) Виды познавательной деятельности

В зависимости от сферы, в которой происходит процесс познания, различают следую- щие виды познавательной деятельности: обыденное, научное, философское, художествен- ное, социальное.

Обыденное (житейское) познание происходит в ходе повседневной жизни человека и основывается на фактах практической деятельности и личном опыте.

К ним относятся знания:

– о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.);

– о безопасности (строительство дома);

– о материальном благополучии (работа, бизнес);

– о самореализации (карьерный рост, образование). На основе этих знаний складывается жизнь человека.

Результатом данного вида познания являются знания об окружающих предметах, людях, событиях и ситуациях, с которыми человек сталкивается повсеместно в процессе жизнедеятельности. Житейское познание во многом опирается на здравый смысл. Здравый смысл способность принимать решения, не поддаваясь эмоциям, социальным установкам и стереотипам, преобладающим в обществе.

Житейское познание накапливается в течение многих веков, обогащается в процессе развития общества, науки и культуры и передается из поколения в поколение. Примером этого являются сказки, истории, легенды, а также народная мудрость в виде пословиц и пого- ворок.

Научное познание – это познание, направленное на изучение окружающего мира, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей.

Научное познание опирается на принципы научной рациональности, осуществля- ется профессионально подготовленными людьми, опирается на строго определенные для конкретной области правила, нормы, методы. Результаты научного познания, в отличие от познания обыденного, универсальны, они раскрывают сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития.

Философское познание – теоретическое познание, осмысление жизненных смыслов и ценностей, основ бытия.

В отличие от житейского познания, которое рассматривает все вещи с точки зрения практической значимости, философское пытается как бы «заглянуть» в их смысл. Если в научном познании каждая отрасль занята изучением каких-то конкретных объектов, то философское стремится постичь вечные истины, самые общие принципы и закономерности всего существующего, определить место человека в нем.


 

Х у дожественное познание – это приобретение новых знаний посредством искусства, художественных образов.

Любое художественное произведение творит свою неповторимую реальность, свой уникальный мир, зачастую абсолютно несхожий с действительностью. Здесь действуют свои законы, созданные воображением люди и необычные существа. Все это представлено в художественных образах, которые нельзя рассматривать с точки зрения рационализма. Через искусство находят свое выражение такие процессы и явления, которые невозможно объяснить другими способами. Так, читая какое-либо литературное произведение, мы ста- вим себя на место героя, «проживаем» ситуации, осмысливаем их, что способствует приоб- ретению нового опыта.

В осмыслении какого-либо произведения мировоззрение автора встречается с духов- ным миром другого человека, в результате чего может появиться новый смысл данного тво- рения. Так, например, рассматривая картины абстракционистов, каждый воспримет их по- своему, увидит что-то свое, объяснит их с точки зрения личного жизненного опыта и своих взглядов. Знакомство с любым произведением искусства, безусловно, дает человеку новое знание и влияет на формирование его внутренней сущности и развитие творческого потен- циала.

В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности. Художественное познание и удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.

Социальное познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотно- шений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономер- ностей.

Главной задачей социального познания является приобретение новых знаний о внут- ренних и внешних социальных явлениях, которые необходимы в управлении как отдель- ными индивидами, так и большими социальными группами. Социальные исследования выявляют основные тенденции развития общества и общественных отношений в разных периодах истории, определяют наиболее оптимальные пути прогресса, помогают принять управленческие решения в тех или иных ситуациях.

Г лавной особенностью данного вида познания заключается в том, что и Субъект (познающий) и Объект (познаваемый) полностью совпадают – это ОБЩЕСТВО, соци- альные группы, индивиды и их взаимоотношения от политических и профессиональных до личных, семейных.

Также особенностями социального познания являются следующие факты:

– каждый человек по-своему уникален, его взгляды и мнения постоянно изменяются, что усложняет процесс познания;

– общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;

– общественные отношения сложны и зачастую противоречивы.

Существует большое количество видов социального познания, например, политиче- ское, историческое, философское, правовое, каждый из которых отражает определенную сторону общественной жизни, помогая глубже понять происходящие процессы и явления.

Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.



Вопросы ЕГЭ

4. Какое из перечисленных утверждений опирается на повседневный опыт и не требует развернутых обоснований?

1) «законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях»

2) «перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины»

3) «в озоновом слое Земли появились дыры»


 

4) «если заря красная – завтра будет ветрено»

5) «при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ»

5. Отличительные черты познания общества – это то, что в этом познании

1) не выдвигается гипотез

2) не используется метод моделирования

3) широко используются экспериментальные методы

4) объект и субъект познания совпадают

5) объект исследования постоянно изменяется

 

 

3) Самопознание, самооценка

В человеке заложено стремление к познанию не только окружающего мира, но и самого себя. Философы мира придерживаются мудрости, высеченной несколько веков назад на колоне Дельфийского храма: «Познай самого себя и ты познаешь мир».

Самопознание – это «погружение» в себя, анализ своих поступков и мыслей, пережи- ваний и чувств, стремлений и желаний.

На основе самопознания формируется мировоззрение человека, складываются отно- шения с окружающим миром. Для описания подобных процессов психологи употребляют понятие «Я-концепция».

Я-концепция – это комплекс представлений человека о самом себе, определение сво- его места в обществе, самооценка.

Другими словами Я-концепция представляет собой и осознание человеком себя как личности, и оценка себя, своих действий, и осмысление своего прошлого, настоящего и буду- щего. Я-концепция – важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности.

Я-концепция включает в себя три компонента:

1) когнитивный компонент (самосознание) – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т.д.;

2) эмоционально-оценочный компонент – переживание человеком своих представле- ний о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к дру- гим и т.д.;

3) поведенческий компонент  – действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе.

Я-концепция состоит из «реального Я» (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле), «идеального Я» (каким я хотел бы быть) и «зеркального Я» (каким меня видят дру- гие). Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценки, но существенные противоречия могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

В системе общественных отношений индивид выступает в разных ролях, является субъектом разнообразных видов деятельности, в результате чего человек осуществляет самоанализ, выявляя свои сильные и слабые стороны.

Самооценка – оценивание человеком себя, своего внутреннего мира, своего поведе- ния, выработка определенного отношения к себе как личности.

Самооценка личности формируется на основе следующих факторов: отношение дру- гих людей, отношение индивида к собственным успехам и неудачам, сопоставление «иде- ального Я» и «реального Я». Самооценка личности зависит от уровня удовлетворенности своей жизнью, самим собой, своими поступками.


Вопрос ЕГЭ

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.


 

«Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, часто говорят о нём то как о лич-


ности, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.


(А) –


это конкретный человек, во всём своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств. Если речь идёт о социально значимых качествах – используется понятие

(Б). В психологии понятие „личность“ чаще всего используется в двух основных значениях.


Во-первых, личность – это любой человек, обладающий


(В). Другие психологи под-


чёркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня


психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе


(Г) чело-


век начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии „я“. Необходимая характеристика личности – её


(Д). Человек на этом уровне развития способен воздействовать на в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя».

Список терминов:

1) субъект

2) личность

3) окружающая действительность

4) сознание

5) активность

6) объект

7) социальный

8) индивидуальность

9) самопознание


(Е), изменять её


 

4) Виды знаний

Вся совокупность сведений об объекте, полученных в ходе эмпирического и теорети- ческого уровней познания составляет знание.

Каждой области – науке, философии, религии, политике соответствует своя система знаний. Знания в своей основе могут быть выражены понятиями, символами или художе- ственными образами. Форма знаний зависит от способа деятельности человека и бывает практической (врачебный опыт, педагогическая практика, производственные навыки), духовно-практической (мифология, мораль, религиозные учения, искусство, обыденное зна- ние) и теоретической (наука, философия) (рис.7).

 

 

 

Рис.7. Виды знаний.

 

 

Рассмотрим особенности некоторых видов знаний.

Обыденное знание складывается из опыта повседневной жизни человека, его житей- ской деятельности. К ним относятся знания о поддержании существования (приготовление еды, шитье одежды и т.п.), безопасности (строительство дома), материальном благополу- чии (работа, бизнес), самореализации (карьерный рост, образование). На основе этих знаний складывается жизнь человека.


 

Особенностями художественного знания является то, что оно дает целостное пред- ставление об окружающем мире и о духовном мире других людей. В различных художе- ственных произведениях «проигрываются» возможные жизненные ситуации, что позволяет глубже понять мотивы поведения окружающих, «заглянуть» в суть межличностных отноше- ний. Зачастую искусство открывает человеку возможности «выйти за пределы реальности», что способствует обогащению духовно-чувственной сферы.

Очевидно, что научное знание совмещает в себе сведения о различных объектах, фактах, явлениях и закономерностях физического мира и представляет собой объективную истину, так как основывается не на чувственном восприятии, а на рационализме.

Вненаучное знание обычно предшествует научному, например, алхимия – химии, аст- рология – астрономии. Вненаучное знание опровергает или искажает научное. Существуют несколько схожих по смыслу форм вненаучного знания: антинаучное, псевдонаучное, ква- зинаучное, лженаучное знание.

Лженаучное или псевдонаучное знание представляет собой недоказанные домыслы, взгляды и предрассудки. К этому виду знания можно отнести сенсационные новости о кон- тактах с НЛО, о чудодейственных препаратах «от всех болезней», об эликсирах молодо- сти или бессмертия и т. п. Появление лженаучной информации связанно, в первую очередь, с ошибками исследователей, со стремлением людей разбогатеть от сенсационного откры- тия или же попытками «заняться не своей областью научных знаний» (например, математик становится биологом).

Паранаучное знание невозможно объяснить с точки зрения науки – это различные гипотезы, идеи и учения о таинственных явлениях природы, психических особенностей людей и животных, это экстрасенсорика, мистика, спиритизм, астрология, хиромантия и т. п. Особенностью этих «наук» является то, что способы получения информации из окру- жающего мира «сверхчувствительны», т.е. не связанны с физическим миром и зачастую

«выходят» за его пределы. К таким способам относятся телепатия, ясновидение, яснослыша- ние и т. п. Данная сфера знаний в настоящее время постоянно исследуется научно, но суще- ствует ряд трудностей в изучении данных явлений, так как парапсихологические феномены и эксперименты не воспроизводятся повторно и их невозможно спрогнозировать и предска- зать.















Экстрасенсы в СССР

Данные разведки утверждали, что советский блок располагал большим количеством мужчин и женщин, способных перехватывать сообщения с помощью телепатии, т.е. посредством чтения мыслей. Другие обладали способностью двигать предметы на рас- стоянии простым усилием воли. Научная фантастика? Ложный слух о контршпионаже? Позже, в 70-х годах, Нина Кулагина продемонстрировала советскому КГБ свои телекине- тические способности. Она могла усилием воли передвигать маленькие предметы, такие как иголки и пуговицы, и другие, большие по размеру, но такие же легкие, например играль- ную карту или папиросную бумагу. Американцы обеспокоились: есть ли лучшее оружие, чем воля экстрасенса?


 

 

Рис.8. Нина Кулагина.

 

 

Понс П. П. Таинственные явления природы


Вопрос ЕГЭ

7. Теорема Пифагора – одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием?

1) Её открытие произошло на основе наблюдений.

2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.

4) Она изложена специальным языком математики.

5) Она сложна для самостоятельного изучения.

6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.


 

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 319.