Вопрос 2. Мировоззрение, его виды и формы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1) Духовный мир человека. Ценности

2) Понятие «мировоззрение», его типы

3) Исторические формы мировоззрения

4) Бытие человека. Цель и смысл человеческой жизни

 

 

1) Духовный мир человека. Ценности

Духовный (внутренний) мир человека – это совокупность его внутренних, душев- ных процессов: эмоций, чувств, памяти, мировоззрения, интересов, ценностей.

Духовный мир – это то, что делает человека уникальным и неповторимым, формирует его личность (рис.4).

 

 

 

Рис.4. Духовный мир человека

 

 

Рассмотрим понятия «ценности» и «мировоззрение».

Ценности – это то, что для человека важно, то, что ему особенно дорого в его жизни. Ценности указывают на личностную, социально-культурную значимость определён-

ных объектов и явлений. Ценности помогают ориентироваться в повседневной жизни, ста- вить цели и достигать их.

Если выделить основные ценности в жизни человека, то может получиться следующая система:

1. Семья, любовь, дети

2. Дружба и общение

3. Здоровье и физическое развитие

4. Благополучие

5. Самореализация

6. Духовный рост

7. Жизненные радости, удовольствия

8. Образование, самообразование и др.

В разных народах и религиях одни и те же ценности могут восприниматься по-раз- ному. В первую очередь это касается такой ценности как свобода. Так, в арабских странах свобода женщин определяется религией и заключается в подчинении мужчине, в странах Запада решающую роль играет демократия, где все люди свободны (в рамках закона) в мыс- лях и действиях, независимо от пола и национальности.

По видам бытия различают:

материальные ценности (вещи, предметы);

духовные ценности (знания о чем-либо).

Также ценности могут быть индивидуально-личностными и общественными.

У каждого человека свои ценности, но в разные периоды жизни они изменяются. Так, например, в детстве одними из главных ценностей являются родители, в подростком воз- расте – дружба, в юношеском – любовь, в зрелом – дети, а в старости – духовный рост.


 

Существуют также общечеловеческие ценности , т.е. принятые в обществе убеждения о целях, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу моральных норм и нравственных принципов. Ценности – это присущие культуре человеческого общества эле- менты, которые имеют большое социально-историческое значение. Выделяют следующие виды ценностей общества:

– религиозные (вера, душа),

– нравственные (добро, любовь),

– эстетические (прекрасное),

– научные (истина),

– правовые (справедливость) и др.

Все основные всеобщие ценности закреплены в международных документах, таких как Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международные пакты о правах, и др. Эти документы провозглашают такие ценности как свобода, права людей, мир, справедливость, терпимость.

 

2) Понятие «мировоззрение», его типы

Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизнен- ные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Мировоззрение формируется и изменяется в течение всей жизни на основе знаний и опыта, убеждений, ценностей и идеалов (рис.5). При этом именно убеждения составляют основу мировоззрения и духовное ядро личности.

У б еждение – это чувство уверенности в своих взглядах.

Убеждения зарождаются и развиваются в процессе становления человека, в общении с природой, в приобщении к культурным ценностям. Однако в различные периоды жизни убеждения могут измениться существенным образом.

Отношение человека к окружающей действительности, выражающееся в настроениях, переживаниях, эмоциях и чувствах, что составляет мироощущение и мировосприятие. Совокупность взглядов на мир вокруг себя, его познание является миропониманием. Миро- ощущение, мировосприятие и миропонимание – это ступени последовательного мировоз- зренческого освоения мира, этапы формирования мировоззрения.

 

 

 

Рис.5. Составляющие мировоззрения

 

 

Существуют две крайности в миропонимании: первая – это догматизм – слепая вера в догматы (вечные неизменные положения какого-либо учения или религии), вторая – ниги- лизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры.


Вопросы ЕГЭ


 


1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место


 

 

(А) в нем,


на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловлен-


ные этими взглядами основные


(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы позна-


ния и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды

и       (В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание миро-


воззрения группируется вокруг того или иного решения


(Г) философии. В качестве


(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существен-


ный показатель зрелости не только личности, но и определенной


(Е), общественного


класса. По своей сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возник- ший с появлением человеческого общества».

1) предметы

2) субъект

3) социальная группа

4) жизненные позиции

5) человек

6) рассудок

7) способности

8) представления

9) основной вопрос

 

 

3) Исторические формы мировоззрения

Мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями. Так, одно мировоззре- ние, один взгляд на мир у первобытного охотника, который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, совсем другое – у современного ученого, осознающего место человека в мире, его возможности. Так, различают мифологическое, религиозное, житейское (обыденное), научное и философское мировоззрение.

Самой древней исторической формой мировоззрения считается мифология. В мифах соединены предания старины, рассказы об исторических героях и их путешествиях, легенды о происхождении ремесел и природных явлений, и вместе с тем, вымышленные сказания о богах, волшебстве, чудесах и о необычных существах. Мифы появлялись тогда, когда чело- век не мог объяснить то, с чем сталкивался, будь то явления природы или веяния судьбы. Но даже в современном мире существует своя мифология, которую мы воспринимаем как фантастику.

Со временем появляется религиозное мировоззрение, основанное на вере в единое, абсолютное и священное начало мира – Бога, сущность которого недоступна пониманию человека. В результате складывается такая картина мира, в которой изменяется вся система представлений о статусе человека и о его жизни. Особенность религиозного мировоззрения проявляется еще и в том, что убеждения играют в его структуре особую роль. Религия пред- полагает в качестве обязательного правила строгое соответствие жизни человека религиоз- ным нормам, идеям и представлениям. Для человека религия становится не только объясне- нием происхождения всего, но и опорой в тяжелых жизненных ситуациях.

В современности получило широкое распространение философское мировоззре- ние. Философия – теоретически осмысленное мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Философия отличается способом осмысления, методом подхода к решению вопросов. Сам термин «философия» переводится с грече-


 

ского как «любовь к мудрости». В отличие от мифологического и религиозного мировоз- зрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, философия базиру- ется на научно-теоретических методах, используя особые логические критерии. В процессе своего развития изменялась структура философского знания. Так, если изначально фило- софия выступала единым теоретическим знанием о мире, то впоследствии внутри филосо- фии сформировались относительно самостоятельные области знания: политическая филосо- фия, философия права, философия науки, история философии, гносеология, учение о бытии, философия религии и т. д. Философия выполняет ряд важных функций:

– мировоззренческая (является основой мировоззрения);

– критическая (оценка вопросов и событий на основе содержащихся в философии общих представлений);

– идеологическая (выступает в роли идеологии);

– прогностическая (прогнозирование явлений) и др.

Существуют также житейское (обыденное) мировоззрение, опирающееся на жизнен- ный опыт, практические знания и здравый смысл и научное, основой которого являются научные истины и факты.















Вопросы ЕГЭ

2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) знания

2) мировоззрение

3) ценности

4) установки

5) убеждения

3. Характерной чертой научного мировоззрения является

1) персонификация природных явлений

2) принятие важнейших истин на веру

3) критическое восприятие явлений действительности

4) опора на повседневный опыт

5) экспериментальный подход

 

 

4) Бытие человека. Цель и смысл человеческой жизни

Бытие человека («быть, существовать») – это жизнь человека во всем многообразии ее проявлений от рождения до смерти.

Бытие – одно из центральных понятий философии на протяжении всей ее истории. Оно происходит от слова «быть» и обозначает беспредельную реальность – все, что нас окру- жает. Бытие включает в себя две стороны существования – окружающий, материальный мир и внутренний мир человека, его сознание. Мир и его явления, человек и его сознание, мир в целом, знания о мире и его составляющих существуют, поэтому их можно объединить под понятием бытия. Тем не менее, философия пытается объяснить, как и почему мир, будучи единым, имея единое основание, в своем существовании представлен в виде бесконечного многообразия форм, как единое порождает многое.

Бытие неразрывно связанно с такими философскими понятиями как цель и смысл жизни.

Цель жизни – это жизненный выбор, который осознается и представляется в виде образа результата деятельности.

Существуют главная и второстепенные цели жизни. Главная жизненная цель – это основная и наиболее важная ценность для определенной личности. Реализация этой цели показывает насколько деятельный и успешный человек в жизни. Достигая одной цели, чело-


 

век ставит себе новую. С течением времени и возраста цель изменяется также, как и меня- ется мировоззрение – это взаимосвязанный процесс. Второстепенных целей у одного чело- века может быть довольно много, изменяются они часто и зависят от происходящих событий в жизни личности.

Например, человек ставит перед собой цель – стать чемпионом мира в каком-либо виде спорта, соответственно вся его жизнь приобретает определенную направленность. Он уси- ленно тренируется, ограничивает себя во многих удовольствиях, посвящая спорту все свое свободное время. Некоторые жертвуют даже образованием и личной жизнью.

Но на пути к жизненной цели возникают препятствия, которые могут привести к кру- шению жизненных планов, как по объективным причинам, не зависящим от сознания и воли человека, так и субъективным, связанным с особенностями характера человека. Так, спортс- мен может получить травму, которая не позволит ему дальше заниматься спортом, к нему может прийти осознание того, что все его жертвы были напрасны, и вся его прошлая жизнь теряет смысл, или же, он не сдастся и продолжит занятия по примеру паралимпийских чем- пионов.

Смысл жизни – это высшая ценность существования.

Это философские духовные размышления о сути своей жизни, своем предназначении, о важности главной цели в жизни, осмысление своего места в мире. Смысл жизни заключа- ется в полноте самореализации личности, в достижении своих целей.

В философии существуют множество концепций смысла жизни, рассмотрим некото- рые из них:

А скетизм – это образ жизни, в основе которого лежит ограничение и подавление жела- ний, отказ от земных благ, уход в отдаленные от общества места в целях достижения духов- ного очищения. («Жизнь дана для искупления грехов»).

Г е донизм – философское учение, которое утверждает, что наслаждение и радость –

высшее жизненное благо. («Жизнь дана, чтобы радоваться, наслаждаться»).

Прагматизм – философское учение, суть которого заключается в значимости деятель- ности человека. («Жизнь дана, чтобы действовать, достигать целей». )

Утилитаризм – взгляд на вещи с точки зрения их полезности. («Жизнь дана, чтобы извлечь из нее пользу». )

Вопрос ЕГЭ:

4. Центр изучения общественного мнения опубликовал данные опроса «Сложно ли добиться успеха в жизни?». Некоторые из них представлены ниже в виде диаграммы.

 

 

 

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Подавляющее большинство опрошенных не считают успех жизненной целью.

2) Пятая часть опрошенных не видят изменений в достижении успеха.

3) Респондентов, считающих, что сейчас легче добиться успеха, больше, чем тех, кто дал иной ответ.

4) Вопрос оказался сложным для четверти отвечавших.


 

5) 20% респондентов не увидели никаких изменений

6) Доля тех, кто считает, что успеха добиться стало труднее меньше тех, кто затруд- нился с ответом.


 

 




Вопрос 3. Виды знаний

 

1) Процесс и формы познания

2) Виды познавательной деятельности

3) Самопознание, самооценка

4) Виды знаний

 

 

1) Процесс и формы познания

Познание – это деятельность людей, целью которой является получение новых досто- верных знаний об окружающем мире, действительности, человеке и обществе, основанная на чувственном и рациональном его постижении.

Изучением теории познания занимается гносеология – это раздел философии, в кото- ром анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности. По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:

Г ностицизм – философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («Позна- ние – это необходимость»).

Оптимизм – философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («Мир познать возможно»).

Агностицизм – философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («Мир познать невозможно»).

Р елятивизм – философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, т.е. способными измениться в зависимости от условий («Все в мире относительно»).

Скептицизм – направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («Сомнения по отношению к возможности познания»).

Сам процесс познания предполагает наличие  субъекта (познающего) и объекта (то, что исследуют). Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического (рис. 6).


 

Рис.6. Процесс познания.

 

 

Эмпирический уровень познания (чувственное познание) – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внеш- ними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:

1) они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;

3) без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;

4) они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 276.