ТЕМА 1. Сущность и основные характеристики социально-культурного проекта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Глоссарий

Инновации                    – актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции и позитивно влияют на развитие более широкого мультикультурного простанства[1].
План                               – (от лат. planus – плоскость) – заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий; намеченная на определенный период работы с указанием содержания, объемов, методов, последовательности, сроков выполнения[2].
Программа                    – это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив[3].  
Проект                           – это идея, реализуемая в процессе, дающем определенные результаты (М. Драгишевич-Шевич, Б. Стойкович «Культура: менеджмент, анимация, маркетинг»)[4].
Проектирование          – (от лат. projectus, буквально – брошенный вперед), процесс создания проекта-прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта состояния[5].  
Социокультурное проектирование           –   это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей[6].  
Технология                   – процесс переработки исходного материала с целью получения качественно-нового продукта с заранее заданными свойствами[7].

  Вопросы для обсуждения

1. Сущность социально-культурного проектирования.

2. Основные характеристики, присущие социально-культурным проектам.

3. Сравнительный анализ понятий «план», «программа», «проект», «технология».

 

 

 Освоение содержания темы

 

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Инновации (англ. – innivations) – существенный элемент развития культуры. Они выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в социально-культурном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере культуры, и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы культуры, – в поиске более перспективных форм и средств социально-культурной деятельности, опробовании новых технологий.

Инновационные механизмы включают:

· создание творческой атмосферы в различных сферах культуры, культивирование интереса к инициативам и новшествам;

· создание социокультурных и экономических условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

· интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в реально действующую систему социально-культурных отношений и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих поисковых и экспериментальных систем в сфере культуры.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:

· создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

· обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности:

· анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;

· поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

· выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

· разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект.

Схема 1.

 

 

Все более широкое применение культурных программ в управлении сферой культуры имеет несколько причин.

Во-первых, это, разумеется, новые условия хозяйствования в сфере культуры, которые с 1989г. потребовали конкретной технологии освоения, как минимум, части бюджетных средств (социального заказа). Распространение договорной дисциплины на бюджетное финансирование культурной деятельности потребовало выработки соответствующего типа документа, определяющего содержание, сроки и другие условия работ по договору. Таким документом и является программа.

Во-вторых, необходимость привлечения финансовых средств из различных источников и других форм поддержки – задача чрезвычайно характерная и типичная для некоммерческой деятельности – также потребовала соответствующий документ, «под который» можно привлекать финансы и другие средства. Программа решает и эту задачу.

И, наконец, в-третьих, программный подход – характерная черта современного менеджмента вообще. Дополняя разработку отраслевых и территориальных планов, он как бы задает планированию «третье изменение», позволяя координировать усилия различных партнеров и соисполнителей, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и места расположения.

Следует подчеркнуть одно важное для сферы культуры обстоятельство. Даже применительно к бюджетным средствам программа является экономическим методом управления. Средства на программу выделяются не в виде дотации (финансирования существования структуры, учреждения культуры), а на конкретную деятельность. Иначе говоря, программа позволяет получать бюджетные средства в хозрасчетной «упаковке» (договор, смета, промежуточные и итоговый акты сдачи-приемки). В этом смысле программа является экономической (конкретная смета, обосновывающая возможность реализация деятельности) и правовой (в виде договора) гарантией защиты интересов конкретных групп населения и потребителей. Более того, культурные программы и действующие договоры являются экономическими и правовыми гарантиями защиты интересов профессиональной среды работников культуры. Профессионалу (если он только профессионал) всегда лучше работать на конкретный договор, а не на абстрактные функции за дотацию. Этим же договором под программу защищаются его права как исполнителя.

Понятие «программа» часто путается с близкими к нему понятиями «проект» и «план». Различия могут быть связаны с несколькими довольно очевидными соображениями. И планирование, и программирование, и проектирование являются разновидностями целеполагания. Проектирование обычно связано с созданием конкретного изделия, продукта. Планируется обычно работа конкретной структуры (фирмы, подразделения). Программируется же обычно деятельность, связанная с интеграцией сил, средств, структур. В содержании программы должны быть представлены:

· проблема, вызывающая необходимость разработки программы;

· идея решения проблемы (проблем), предлагаемая в данной программе;

· цель (цели), т.е. конкретные представления о желаемом результате программы;

· задачи, которые необходимо решить для достижения каждой цели;

· содержание, т.е. перечень конкретных работ с указанием сроков и т.д. их выполнения;

· ресурсное обеспечение (финансовое в виде сметы или баланса, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное и т.п.), необходимое для реализации программы.

Только наличие всех этих компонентов позволяет рассматривать соответствующий документ в качестве программы.

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории (схема 1);

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.

Разновидности социально-культурных проектов: проекты формирования социально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды, проекты досуговых программ; проекты создания новых или развития существующих досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.

Независимо от радиуса разрабатываемого проекта, необходим учет проблем всех уровней, т.к. все они взаимосвязаны между собой: проблемы общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания, региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России, а проблемы социальной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной категории населения проблем в масштабах всей страны.

Выделение общесоциальных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой. Так, характеристика проблем личностей и социальных групп и определение способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного обоснования локальных проектов, которые могут входить в региональные программы в качестве их составляющей. В свою очередь, региональные программы, ориентированные на решение общетерриториальных проблем, совпадающих с общесоциальной проблематикой, можно рассматривать как конкретизацию федеральных проектов[8].

 

 

 

 


Локальные проекты

 

Региональные программы

 

Федеральные программы

 

 

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (например, проекты, связанные с реставрацией и использованием неповторимых архитектурных сооружений, природных ландшафтов и пр.).

В настоящее время в регионах развернулась активная деятельность по разработке программно-целевых проектов.  Нынешняя ситуация предоставляет немалые возможности использовать в региональном проектировании те преимущества, которые несет с собой децентрализация общественных отношений и культурной жизни (Закон №131 РФ). Определяя предпосылки, способные повысить эффективность проектирования социально-культурной деятельности, выделим лишь некоторые внутренние и внешние факторы.

Представители местной власти и культуры всех уровней хорошо знакомы с проблемами населения. Это дает им возможность выдвигать реалистические приоритеты в решении тех или иных социально-культурных проблем, эффективно распорядиться имеющимся в регионе кадровым потенциалом, опираться на конструктивные культурные традиции. Заметным преимуществом регионального проектирования является то, что можно в полной мере опираться на инициативы, идущие снизу, использовать рожденные в регионе новые формы жизнедеятельности. Можно сделать упор на конструктивную инициативу профессиональных кругов, представителей массовых групп и наиболее активных малых групп (молодежные формирования, высококвалифицированные специалисты, семейные ячейки).

Немалые возможности раскрываются перед работниками культуры в формировании новых духовных ориентиров, в обновлении региональной культуры в целом, если опираться на конкретный и близкий населению опыт локальной жизни. Важно умело использовать те сложившиеся нормы деятельности и духовные ориентиры, которые порождены историческим ходом развития той или иной территории. Именно на уровне региональных, а иногда районных, городских, сельских связей существует много возможностей актуализировать те духовные ценности, которые отрабатывались и действовали столетиями. В силу их длительной «шлифовки» в процессах жизни многих поколений накопился огромный потенциал для современного их использования в региональном проектировании.

Волгоградская область, имея славные исторические, боевые и созидательные традиции была и остается одним из регионов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из этих традиций является военный подвиг при защите Отечества. Для сохранения и развития традиций патриотизма область имеет огромную базу, составляющую национальное достояние России: Государственный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, Государственный музей-панораму «Сталинградская битва», мемориал «Солдатское поле», около 1000 памятников, посвященных Сталинградской битве, к которым приезжают поклониться люди со всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Традиционно территория Волгоградской области является местом проживания донского и астраханского казачества, имеющего собственные, веками сложившиеся традиции служения Отечеству.

Наличие в регионе такого потенциала и стало основой Областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан на 2007-2010гг.» в рамках Программы социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2010 года

Сегодня в регионах происходит широкий поиск направлений локального развития, что стимулирует разработку новых проектов и программ. На местах происходит более глубокое осмысление своей локальной культуры, региональная культура начинает осознаваться в качестве своеобразной пружины социальных перемен локального уровня.

Сверхзадачей регионального проектирования можно считать создание и сохранение особого социокультурного пространства, стимулирующего население на решение внутренних локальных проблем, освоение нового, на расширение рамок жизнедеятельности.

Важными содержательными компонентами регионального проектирования являются такие направления, как активизация местных духовных ценностей (социальная справедливость, поддержка, уважение к предыдущим поколениям, обращение к образцам отечественного народного искусства и др.); пробуждение у населения привязанности к малой Родине; укрепление здоровья молодежи, ее ориентация на здоровый образ жизни, на семейные ценности и др.

Идеи проектов в сфере художественной культуры:

Программа “Народное творчество”.

Задачи программы: воспитание у детей, подростков, молодежи интереса к традиционному народному творчеству; содействие формированию неповторимого культурно-эстетического облика города; восстановление преемственности знаний, умений, технологий, традиций, культурных и духовно-нравственных ценностей различных социальных и возрастных групп населения города; пропаганда обычаев, традиций, промыслов, ремесел, характерных для региона; создание новых рабочих мест путем разработки проектов и программ развития традиционных ремесел и промыслов, восстановления историко-культурных объектов, памятников.

Направления деятельности в рамках проекта:

— Поисково-исследовательская работа и создание банка данных о носителях ремесел, художественно одаренных людях и т.п. (организация и проведение детских экспедиций "Традиции, промыслы, фольклор: сохранение и изучение");

— Проведение праздников, народных гуляний, ярмарок народного творчества и выставок народных умельцев, национальных свадеб, престольных праздников, старинных обрядов и ритуалов; фестивалей детского фольклора "Радуга детства", семейного творчества; детских фольклорных утренников, цикла мероприятий "В гостях у мастера";

— Организация детских клубных объединений и группп раннего эстетического развития, клубов любителей искусства, семейных театров, обрядовых комнат, горниц, художественных мастерских для совместного творчества детей и родителей, студий и лабораторий фольклора, авторские художественных школ, специализированных детских и подростковых клубов;

— Учреждение Фонда поддержки народных умельцев и мастеров;

— Разработка и внедрение в общеобразовательные школы города программ художественного воспитания с максимальной опорой на традиционное народное искусство;

Проект "Радуга камня”.

Задачи проекта: распространение традиционных и новых технологий художественной обработки камня; создание условий для продуктивного творчества, социального признания и востребованности мастеров-петрографов; использование потенциала ярмарки как средства обогащения экономической и культурной жизни города; содействие профессиональному общению народных умельцев, обмену технологиями, материалами, опытом; формирование интереса у населения к творчеству мастеров Заполярья; расширение межрегиональных и международных культурных и экономических связей; создание дополнительных рабочих мест.

Форма реализации проекта: традиционная региональная ярмарка художественных изделий из камня.

Основные мероприятия в рамках проекта: разработка концепции ярмарки; формирование оргкомитета ярмарки; учреждение Целевого Фонда “Радуга камня”, его регистрация и формирование финансовой базы (средства спонсоров, доходы от проведения аукционов, лотерей, специализированного телемарафона, международных фондов и др.); финансовое, информационное и инфраструктурное обеспечение проекта.

Программа “Мир прекрасного”.

Задачи программы: содействие художественному развитию одаренных детей, художественное и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения; создание условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала детей, приобщения их к духовным ценностям; использование в работе с детьми воспитательного потенциала различных видов культурной деятельности; развитие социально-культурной активности детей и родителей.

Направления деятельности в рамках программы:

— Создание в детских дошкольных учреждениях и в начальных классах школ групп раннего эстетического развития;

— Организация тематических выставок для детей младшего возраста ("Расти, малыш!" и "Сказка за сказкой");

— Организация "Игр-путешествий", Игровых программ "Родословная вещей", персональных выставок “Не от скуки на все руки”, выставок-вернисажей местных художников;

— Подготовка циклов мероприятий для всей семьи ("Филармония школьника", "Литературный абонемент школьника", "Папа, мама и я — читающая семья", лекции-концерты, музыкальные вечера и др.);

— Разработка программы и проведение занятий по истории мировой художественной культуры со школьниками;

— Организация смотров, конкурсов, фестивалей: Всероссийская неделя музыки и детской книги; "Конкурс юных художников"; Конкурс военной и эстрадной песни; Фестиваль театральных миниатюр.            Проект “Среда обитания” (организация системы конкурсов проектов оформления улиц, площадей, домов; конкурсы детского рисунка и создание уличных "Картинных галерей" (во дворах, на площадях), уличных художественных панно (на "пустых" стенах домов, ограждениях строек, промышленных предприятий и т.п) на основе сюжетов, отражающих историю района, города.

Проект "Юные дарования ”.

Задачи проекта: выявление и поддержка художественно одаренных детей и подростков; помощь перспективной творческой молодежи в профессиональном самоопределении; популяризация творчества юных полярнозоринцев.

Направления деятельности в рамках проекта:

— Создание постоянно действующей многоуровневой системы конкурсов по выявлению художественно одаренных детей и подростков (проведение детских и юношеских конкурсов, смотров, фестивалей, выставок в области музыкального, танцевального, изобразительного и прикладного искусств с целью раннего выявления юных дарований);

— Учреждение именных стипендий для лауреатов и дипломантов конкурсов;

— Организация концертно-исполнительской деятельности и турне молодых дарований;

— Проведение детского фестиваля классической музыки "Юные музыканты Заполярья";

— Открытие в музыкальной школе отделения народной культуры.                                                            

Проект "Умелец" (специализированный детский и подростковый клуб). Задачи клуба: возрождение и сохранение народных традиций и ремесел путем приобщения детей и подростков к прикладному художественному творчеству; помощь в профессиональном самоопределении и самореализации подростков, имеющих склонность к занятиям прикладными видами искусства;

Содержание деятельности: овладение технологиями народных ремесел и промыслов; организация встреч с народными умельцами; создание мастерской для совместного труда детей и родителей; поисково-исследовательская деятельность по изучению технологий "уходящих" ремесел; организация выставок, аукционов, экскурсий.

Мероприятия по реализации проекта: формирование актива клуба и разработка учредительной документации; подбор мастеров-умельцев, специализирующихся в различных видах творчества и способных принять на себя обеспечение соответствующих направлений работы клуба; организационно-методическое и материально-техническое обеспечение работы клуба.

Проект "Магия джаза" . Задачи проекта: обогащение художественной жизни города; создание условий для творческого общения и признания джазовых музыкантов города; развитие межрегиональных культурных контактов и связей;

Форма реализации: ежегодный джазовый фестиваль.

Мероприятия по реализации проекта: разработка Положения о фестивале; учреждение целевого фонда "Магия джаза" и формирование бюджета программы; разработка символики фестиваля; рекламно-информационное обеспечение фестиваля; организация на базе фестиваля Центра джаза с перспективой его преобразования в Центр профессионального искусства (проект областной программы "Развитие сферы культуры").

Проект "Фестиваль уличных театров" . Задачи проекта: популяризация театрального искусства, расширение зрительской аудитории; эстетизация городской среды; стимулирование детской театральной самодеятельности и поиск новых форм приобщения молодежи к театральной культуре.

Мероприятия по реализации проекта: учреждение целевого фонда "Фестиваль уличных театров"; поиск источников финансирования; рекламно-информационное обеспечение проекта.

Материальная база: Уставной фонд, образованный учредителями, благотворительные взносы, средства, получаемых от коммерческой деятельности структурных подразделений театра.

Значительно большие возможности открываются перед нетрадиционным культурно-досуговыми учреждениями, специально ориентированными на развитие народных традиций и приобщение к ним населения. В зависимости от характера проблем, потенциала территории и имеющихся ресурсов, могут разрабатываться проекты, предполагающие создание таких нетрадиционных в организационном и функционально-содержательном плане структур — таких как Дома ремесел, Центры песенного фольклора, Центры эстетического развития, Фольклорно-этнографические Центры, специализированные школы, мастерские народного творчества, профессионально-художественные училища (в местах бытования художественных промыслов и ремесел); специализированные фольклорно-этнографические центры (которые могли бы участвовать в поисково-исследовательских мероприятиях по изучению местной народной культуры; проводить фольклорные фестивали и научно-практические конференции).

Данные проекты могут разрабатываться как с учетом имеющейся инфраструктуры (т.е. на базе традиционных учреждений образования, культуры, досуга), так и осуществляться на базе новых структур, способных осуществлять нетрадиционные виды социокультурной деятельности. Проект в таком случае, помимо содержательной проработки, предполагает нормативно-правовое обоснование, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение.

Приведем пример двух проектных идей создания нетрадиционных модели культурно-досугового учреждения.

Проект "Центр деревянной скульптуры "Грумант".

Задачи проекта: распространение традиционных и новых технологий художественной обработки дерева; расширение межрегиональных и международных культурных связей и укрепление роли Архангельска как ведущего центра деревянной скульптуры и зодчества; создание условий для продуктивного творчества, социального признания и востребованности мастеров-скульпторов по дереву как в России, так и за рубежом; содействие профессиональному общению российских народных умельцев между собой и с зарубежными коллегами; оказание методической помощи объединениям, клубам, от дельным художникам, специализирующимся в области деревянной скульптуры; подготовка методической и материально-технической базы для создания Музея деревянной скульптуры.

Основные мероприятия в рамках проекта: учреждение Целевого Фонда "Грумант" и формирование его финансовой базы (средства спонсоров, доходы от проведения аукционов, лотерей, специализированного телемарафона, помощь Ломоносовского Фонда, международного фонда "Культурная инициатива" и др.); подготовка учредительной документации, регистрация Центра, формирование органов управления и самоуправления; организация коллективных и персональных выставок деревянной скульптуры; разработка концепции, подготовка учредительной документации и комплектование фонда Музея деревянной скульптуры; подготовка и проведение российского, а затем международного симпозиумов деревянной скульптуры "Грумант" (создание оргкомитета симпозиума; разработка положения и других регламентирующих документов; подача заявок на получение финансовой помощи в МК РФ и неправительственные организации; сбор заявок на участие в симпозиуме; разработка атрибутики симпозиума; формирование программы проведения симпозиума (научная, методическая, культурная программы).

Проект "Клуб-музей музыкальной культуры".

Задачи проекта: сохранение и обогащений традиций музыкальной жизни города и области; воспитание музыкальной культуры жителей; создание профессиональной среды музыкального общения, условий для творческой самореализации художественной интеллигенции города, востребованности ее творческого потенциала; пропаганда музыкального наследия и творчества молодых композиторов и исполнителей Архангельска; возрождение культуры семейного музицирования.

Направления деятельности: поисково-исследовательская работа и комплектование фондов музея; организация мастерской по изготовлению и реставрации народных музыкальных инструментов; организация клуба любителей музыки и музыкальной гостиной; проведение лекций-концертов на базе как музея, так и общеобразовательных школ и других площадок города; организация музыкального абонемента для детей "Я — Музыка"; организация циклов концертов, выставок, конкурсных программ по различным направлениям музыкальной жизни города, страны, мира; создание музыкальной библиотеки и фонотеки; выпуск газеты "Музыкальная жизнь Архангельска"; проведение фестиваля "Дни музыкальной культуры на родине Мосолова" и конкурса молодых композиторов.

В качестве ресурсов развития художественной культуры в процессе проектирования необходимо учитывать имеющийся потенциал профессионального искусства и народного творчества, внеклубные формы самодеятельности (семейные ансамбли, народные исполнители, группы аутентичного фольклора), предусматривать участие в проектных мероприятиях (в народных праздниках, гуляниях, фестивалях народного творчества, обрядах, посвященных истории своего края и др.) неорганизованной самодеятельности – в виде персональных выставок, конкурсов сказителей, частушечников, творческих семейных отчетов.

Историческая культура. Данная область проектирования (и соответствующее направление культурной политики) характеризуется наиболее острыми проблемами, свидетельствующими о неблагополучии общества в отношении к собственной истории. Об этом свидетельствует: утрата исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, чувства духовной самобытности российской культуры и истории; нигилизм по отношению к историческому прошлому (в том числе и ближайшему); отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории “малой Родины”, к национальным формам культурного творчества (слабое знание родного языка, истории, традиций, вандализм по отношению к памятникам истории и культуры); неразвитость краеведческой деятельности; утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий; снижение эстетических параметров среды обитания человека; невостребованность историко-культурного потенциала (учреждениями культуры, государственными органами, населением); разрушение памятников истории и культуры (в т.ч. в связи с отсутствием средств на реставрационные работы); использование памятников истории и культуры не по назначению; отсутствие преемственности в передаче культурных традиций, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры; невостребованность в сегодняшней социокультурной ситуации духовного потенциала русской культуры (национальных референтов, философской и религиозной мысли); фальсификация исторических фактов, деформирующая образ исторической России, вызывающая чувство несправедливости у лиц старшего поколения, усиливающая комплекс вины и национальной неполноценности; разрушение системы патриотического воспитания на примере героев российской истории и как следствие — утрата традиций и ценностей служения Родине, отечеству.

Идеи и замыслы проектов в сфере исторической культуры:

Программа "Истоки".

Задачи программы: изучение истории города, края, выявление и оформление его историко-культурного своеобразия; включение в этот процесс различных групп населения; воспитание чувства гордости за свой город, любви и уважения к его истории, традициям; привлечение жителей к пропаганде исторического наследия среди гостей города; поддержка общественных инициатив историко-краеведческой и патриотической направленности.

Программа предполагала следующие направления и виды деятельности:

— Организация на базе школ краеведческих объединений и клубов поисково-исследовательской направленности, ориентированных на изучение истории города и области, местных традиций, обычаев, обрядов, изучение истории костюмов, названий рек, поселений, улиц, местных традиций, обычаев, обрядов ритуалов, выявление “уходящих" технологий и ремесел, исследование истории отечественных орденов, биографий известных личностей (результатом чего может стать запись разговоров и подготовка к изданию книги “Истории, рассказанные в нашем доме” — районе, городе и др).

— Организация курсов по подготовке краеведов и экскурсоводов для школьников ("Юный экскурсовод”), а в перспективе — создание детского экскурсионного бюро;

— Проведение детских конкурсных программ: "Знай своих предков", “Моя фамилия” (включение школьников в работу по созданию своей родословной); “Дом, в котором я живу”; “С чего начинается Родина”;

— Подготовка и проведение региональных конференций, олимпиад, детских фольклорных экспедиций, конкурсов рефератов по краеведческой тематике среди учащихся;

— Разработка программы "Краеведение" для учащихся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений.

— Организация на базе учреждений культуры и образования серии семейных тематических вечеров: "Фотография в семейном альбоме"; "Имена"; "Моя пристань — родительский дом"; "Семейный календарь”; тематических мероприятий: “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов национальной кухни, старинных обрядов, ремесел); вечеров-портретов с интересными людьми — носителями уникальных технологий, традиций, хобби; тематических мероприятий “Из бабушкиного сундука” (возрождение старых, забытых рецептов северной кухни, старинных обрядов, ремесел);

— Подготовка и проведение городских праздников “День музея”, “День славянской культуры и письменности”, общегородской недели библиотеки “Да не прервется наша память”.

— Организация издательско-рекламной деятельности (издание книг, статей, буклетов о городе, его достопримечательностях, подготовка и издание городского месяцеслова).

Проект “Праздничный календарь” — разработка и реализация многоуровневой системы светских и религиозных праздников, включающих старинные престольные обряды и ритуалы, соответствующих событиям общенационального и местного масштаба, отражающих годовые циклы, демографические события (рождение, свадьба, рождение детей, изменение в служебной деятельности, уход на пенсию и др.).

Проект “Краеведческий клуб-музей” (на базе школы): организация краеведческих объединений и поисковых групп; подготовка и проведение экскурсий, уроков истории, географии, праздников, этнографических вечеров с рассказом и демонстрацией ритуалов, обычаев, обрядов, гаданий, заговоров, народного быта, этикета, норм поведения и форм общения, устного народного творчества; вечеров национальной кухни; игровых программ и конкурсов приготовления национальных блюд, встреч с интересными людьми и т.д.

Из действующих в различных регионах России проектов, которые могут быть адаптированы с учетом специфики конкретной территории, можно назвать: “Возвращенные имена”, клуб-музей “Живая история”, “День города”; “Забытые страницы культурной жизни”; “Комната крестьянского быта”; “Возрождение усадеб”.

Одной из наиболее распространенных форм реализации проектов историко-культурной направленности является общественное объединение (землячество, национально-культурный центр и т.д.), которое способно выполнить очень существенные для сегодняшней социокультурной ситуации функции. Именно объединение, создавая благоприятную «зону» воспроизводства и развития традиционной культуры этнической группы, обеспечивает национально-культурную идентичность человека, его защищенность в условиях «чужой» культуры, формирует чувство этнокультурной и психологической общности «мы», воспитывает искусство межнационального общения и диалога. Сегодня, когда культура пришла в состояние нестабильности, неуравновешенности и уже почти приблизилась к черте, за которой начинается ее саморазрушение, историко-культурные объединения могут выступить в качестве одного из эффективных механизмов восстановления исторической преемственности и сохранения культурной целостности.

Проекты и программы историко-культурной направленности, осуществляющиеся в форме общественного объединения, могут вполне успешно решить целый ряд социально-культурных проблем и педагогических задач: восстановление и развитие культурно-исторической среды обитания, ценностей и традиций; патриотическое воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой; формирование социально и граждански активной личности на базе общественно полезного, добровольного и бескорыстного труда по восстановлению объектов культуры; творческое освоение исторического и культурного опыта; защита, сохранение и восстановление памятников культуры и др.

Особое место в сфере исторической культуры занимают проекты и программы, ориентированные на проблемы и интересы конкретной этнической группы. В зависимости от идеи проекта, его аудиторию могут составить представители различных этнических групп, имеющих специфические социокультурные проблемы:

— Малочисленные народы, основные проблемы которых связаны с неблагоприятной социально-демографической и культурной ситуацией (низкая рождаемость, высокая смертность, культурная ассимиляция с другим народом с потерей своего языка, традиционного образа жизни и др.). Сюда относятся некоторые народности Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока[9];

— Народы, социокультурные проблемы которых связаны с отсутствием административно-территориальной автономии;

— Народы, которые в различные периоды истории подвергались насильственной депортации: курды, немцы Поволжья, крымские татары и др.

— Народы, проживающие за пределами своих административно-территориальных образований (национальные меньшинства, лица коренной национальности).

Практически любая из обозначенных выше категорий, являясь носителем большого числа проблем и противоречий, может оказаться источником социальной напряженности. Именно в силу этого обстоятельства субэтнические группы должны рассматриваться в качестве приоритетной категории в практике социокультурного проектирования — от качества и успешности программ будет во многом зависеть, станут ли они фактором общественной дезинтеграции или реальной культуротворческой силой.

Наиболее оптимальным способом и формой организации культурно-досуговой жизни в рамках исторической культуры для лиц некоренной национальности является национально-культурный центр (в республиках СНГ аналогом таких центров являются клубы русских общин). Данная форма организации социально-культурной жизни в последние годы получила широкое распространение. Центрами осуществлен ряд интересных культурных программ, направленных на консолидацию общественных сил, активизацию народной инициативы, широкое международное и межнациональное сотрудничество. Подготовлены проекты создания областных энциклопедий краеведения, школ народных искусств и ремесел. В некоторых регионах национально-культурные центры и землячества эффективно взаимодействуют с клубными учреждениями, разрабатывая и осуществляя такие совместные программы как “Дни национальных культур”, “Национальный эпос”, «Национальные праздники», «Сохранение культурного наследия» (охрана археологических памятников, реставрация и консервация исторических и художественных объектов), способствующие восстановлению и сохранению целостности и непрерывности национально-культурной и духовной жизни в ее традиционных проявлениях. К подготовке и проведению подобных мероприятий как правило, привлекались специалисты в области истории, археологии, языкознания, геологии, архитектуры.

Решению социально-культурных проблем национальных меньшинств и этнических групп может также содействовать создание на базе образовательных и досуговых учреждений учебных центров и различных групп по интересам — кружков по изучению языка, фольклорных коллективов, просветительских объединений по пропаганде национальной символики, архитектуры, праздников, обрядов.

Духовно-нравственная и социально-психологическая культура. Специфика данной сферы культурной жизни заключается в том, что мораль не имеет своей собственной локализованной сферы общественных отношений и своих институтов, она пронизывает все формы человеческого бытия и сознания, составляет ядро духовных ценностей. Гибко реагируя на изменения социальной практики, нравственность выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех сферах – политике, экономике, праве и т.д.

Проблемное поле проектирования здесь обусловлено целям рядом негативных тенденций, связанных с утратой значительной частью населения духовно-нравственных идеалов, девальвацией фундаментальных ценностей (добра, сострадания, совести, социальной справедливости). В общественном сознании сохраняются (и даже усиливаются) ориентации, основанные на принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости. Нравственность как базовое основание культуры разрушена чрезмерной политизацией общественной жизни и индивидуального сознания, причем, тенденция подчинения нравственности задачам политики сохраняется и сегодня.

Наиболее актуальными проблемами, характерными для данной сферы проектной деятельности, являются: кризис духовно-нравственных ценностей, вызванный непониманием специфики отечественной культуры, некритичным заимствованием ценностей, образа жизни и стереотипов, характерных для западного типа культуры (культ гедонизма, индивидуализма, рационализма и т.п.); деформация общественной нравственности и криминализация отношений, обусловленная внедрением модели рынка, не соответствующей ценностям российской культуры; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.); дефицит милосердия в обществе, рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи; отсутствие системы нравственного воспитания школьников; разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, подавление детской инициативы, взаимонепонимание “отцов” и “детей” и т.д.); размывание поведенческих моделей и образцов "мужественности" и “женственности” (мальчик — лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка — будущая мать, жена и т.д.); утрата чувства долга по отношению к своим родителям (о чем свидетельствует увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства); деградация морально-нравственного облика значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.); криминализация населения, рост преступности, в т.ч. организованной, женской, подростковой. Основная причина роста преступности несовершеннолетних — неблагоприятные факторы социальной среды, которые сказываются на качественном ухудшении мотивации преступности (больше "взрослых" мотивов, рост доли неадекватно жестоких преступлений и действий групп, омоложение преступности, рост доли преступлений 14-15 лет, женской преступности; "пьяной" преступности подростков. 15-20% всей правонарушаемости и преступности дают подростки с отставаниями в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии. Усиливается тенденция к обесцениванию человеческой жизни (рост числа самоубийств); молодое поколение утрачивает романтические идеалы и ценности любви, дружбы, служения, справедливости. Невостребованными в сегодняшней социокультурной ситуации оказываются национальные духовные лидеры. Средства массовой информации создают, продвигают и пропагандируют молодежных кумиров, несущих антисоциальные образ жизни и систему ценностей. Растет число участников и расширяется социальная база тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, способствующих духовно-нравственной и психологической деформации личности. Развитие национально-культурного самосознания российских этносов происходит болезненно, сопровождается экстремизмом, агрессивностью по отношению к другим культурам, нациям.

Проблемное поле социально-психологической культуры включает в себя: снижение нравственных критериев во взаимоотношениях между людьми; неразвитость качеств и способностей к сопереживанию, сочувствию (особенно у подростков, молодежи); социально-психологическую неадаптированность, вызванную разрушением привычной социально-психологической среды существования (в связи с вынужденной сменой места жительства — мигранты, беженцы, потерей работы, поступлением в вуз и др.); усиление конфликтности между субкультурами различных возрастных и социальных групп населения (конфликт ценностей); отсутствие нормативно-регулирующего и воспитывающего влияния среды (поощряющее асоциальные способы поведения и формы самовыражения); рост межэтнической напряженности, формирующей негативные этнические стереотипы и национальные предрассудки; дискриминацию русскоязычного населения в странах ближнего и дальнего зарубежья; взаимонепонимание и неприятие этнокультурных различий, провоцирующее межнациональные конфликты, усиливающее социальную напряженность; неуважение культурных ценностей и святынь других народов, этносов; нетерпимое и агрессивное отношение к лицам, имеющим высокие доходы — как со стороны населения, так и со стороны государства (и как следствие — неразвитость благотворительности, спонсорства, обусловленная нежеланием предпринимателей легализировать свои доходы).

Наряду с негативными тенденциями, связанными с утратой духовно-нравственных оснований бытия, современная ситуация характеризуется усилением потребности в ценностных координатах и смысловых ориентирах. Для поддержки этой тенденции необходимы программы, формирующие социально-нравственные идеалы, инициирующие и поощряющие деятельность «элитарных» в духовном смысле форм социальной организации, способные выращивать и поддерживать социально-генетический потенциал (или код) нравственности.

Основной акцент в данной области проектирования необходимо сегодня сделать на поиске способов и методов ненасильственного разрешения социальных конфликтов, развития личности на идеалах добра, ценностях справедливости и милосердия. Социально-педагогические программы, ориентированные на нравственное совершенствование личности, должны стремиться к ликвидации образовавшегося в обществе дефицита добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе[10], распространять и утверждать этику ненасильственного и бесконфликтного решения социальных и личностных проблем; этику развивающего диалога. Важнейшими задачами программ в рамках данного приоритета должно стать распространение идей мирного устройства жизни, обучение молодежи и подростков способам и методам преодоления конфликтных ситуаций ненасильственными средствами. Решение обозначенных выше задач сегодня представляет особую сложность — слишком долго общество упражнялось в умении обнаруживать и уничтожать врагов. Искусство же превращать врага в друга, союзника или, по крайней мере, не делать из оппонента своего врага находится пока на очень низкой стадии развития, и его придется осваивать еще довольно долго.

Наиболее эффективно действующие программы в сфере нравственной культуры связаны с движением милосердия и клубами социальной помощи, которые возникли в связи в образовавшимся в обществе дефицитом добра, человеколюбия, чуткого и внимательного отношения к другому человеку, его судьбе. Службы социального обеспечения не в состоянии решить эти проблемы, ибо их деятельность, как правило, не выходит за рамки оказания материальной помощи или решения каких-либо организационно-правовых вопросов, а человеку часто гораздо важнее простое слово участия, возможность быть услышанным. Формы работы групп социальной помощи и объединений «Милосердия» самые разнообразные – рейды милосердия в больницы, детские дома и дома престарелых; материальная и моральная помощь инвалидам, одиноким людям; создание студенческих медико-педагогических отрядов безвозмездного труда и др.

— Программа «Сопричастность»[11]. Основная идея программы — развитие эмпатии, чувства сострадания, чуткости, отзывчивости, сопереживания; изменение установки детей и подростков по отношению к инвалидам (убеждение, что человек с дефектом имеет право быть принятым в общество таким, какой он есть); воспитание способности принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками. Программа осуществляться в различных формах: введение кураторства над учащимися из спецшкол и интернатов, организация групп социально-психологического тренинга для детей-инвалидов; формирование специального репертуара кукольных театров, в спектаклях которых среди персонажей есть как здоровые, так и «герои» с физическими недостатками и др.

— Проект "Надежда". Задачи проекта связаны с социальной реабилитацией детей-инвалидов средствами культуры и искусства; помощью в профессиональном самоопределении, обретении социального статуса и ощущения личностной значимости; использованием терапевтических возможностей различных видов и жанров искусства; содействием в решении социально-психологических проблем инвалидов; изменением отношения социальных институтов и властей к проблемам инвалидов, формированием оптимального общественного климата, создающего атмосферу психологического комфорта и благоприятного самочувствия; созданием условий для самореализации детей-инвалидов в сфере досуг.

Форма реализации: городская ассоциация родителей детей-инвалидов "Надежда".

Направления деятельности ассоциации: консультационно-методическая помощь семьям детей-инвалидов; организация и проведение физкультурно-оздоровительных акций и программ; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (в т.ч. с приглашением народных целителей, известных медиков — специалистов по различным видам и методикам реабилитации, психологической поддержки и т.д.); создание коллективов и кружков самодеятельного художественного и прикладного творчества; организация оздоровительного отдыха; проведение праздников для детей-инвалидов и их родителей (в рамках международного Дня инвалидов и Международного дня защиты детей).

В качестве источников финансирования такой программы можно рассматривать бюджет Федеральной программы "Культура и инвалиды", средства спонсоров, частные пожертвования.

Решению проблем развития духовно-нравственной и социально-психологической культуры способствуют такие проекты как “Сопричастность”, “Старшие братья”, “Библиотека на дому”, “Диалог культур”, “Эмпатия”, “Воскресная школа”, клубы социальной помощи и телефоны доверия.

Экологическая культура . Актуальность проектного обеспечения воспитания экологической культуры (путем разработки соответствующих информационно-просветительских программ, организации и поддержки общественных движений в сфере охраны природы) связана с ростом экологических проблем, вызванных, в свою очередь, низким уровнем экологической культуры населения. Суровой реальностью стало растущее загрязнение окружающей среды, нарушение экологического баланса, истощение природных ресурсов, разрушение природного начала в самом человеке. Во многих регионах страны экологическая ситуация становится катастрофической, требует принятия безотлагательных и кардинальных мер, участия широкой общественности в мероприятиях по охране окружающей среды, восстановлению утраченных природных ценностей.

Основные проблемы экологической культуры заключаются в слабой информированности населения об экологической ситуации в регионе; недооценке роли природоохранной деятельности со стороны властей; негуманном отношении к природе, вызванном недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека; разрушении форм естественного и органичного существования человека в природе, ликвидация природосообразных ремесел и производств; несформированности общественного мнения по отношению к организациям и лицам, ответственным за ухудшение экологической ситуации; недооценке роли экологического воспитания школьников, отсутствии системы экологического воспитания и всеобуча; неразвитости природоохранных форм самодеятельности, отсутствии у населения интереса к этим видам социокультурного творчества; политизации существующих объединений и движений экологической направленности, смещающей интересы с проблемы охраны природы на решение ситуативных задач (особенно в период предвыборных кампаний; усилении экстремистских тенденций в экологическом движении за счет прихода туда маргинализированных и “люмпенизированных” слоев населения; разрушении уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.

Проекты экологической направленности: “Зеленый патруль”, “Экологический марафон”, “Экологические ринги”, “День за городом”, “Центр экологического воспитания”, “Мемориал погибших деревень”, конкурсы на лучшее озеленение улиц, дворов, программы по экологическому просвещению семьи и др. Их задачи связаны с воспитанием нравственного отношения человека к природе, информированием населения по экологической ситуации в регионе. Как правило, они разрабатываться совместно с обществом охраны природы и другими службами и организациями, профессионально занимающимися проблемами экологии.

Политическая культура . Традиционно не рассматривающаяся в качестве приоритетной области проектирования, политическая культура в последнее время характеризуется весьма актуальными проблемами, которые также могут и должны разрешаться в рамках социокультурных проектов социально-политической направленности.

К их числе таких проблем можно отнести: низкую политическую активность населения, падение интереса к политической жизни (социально-политическая пассивность и апатия), вызванные неуверенностью граждан в свои возможности влиять на принятие политических решений; отсутствие мировоззренческой базы для идеологического и политического самоопределения различных слоев населения; низкий уровень информированности населения, непредставленность в информационных потоках реально существующих идеологий, имеющих значительную социальную базу; размывание правовой основы жизни общества (низкая правовая культура как населения, так и государственных служащих, правовой нигилизм, приводящий к невыполнению и дискредитации законодательных актов); низкую компетентность граждан в вопросах социально-политической жизни (незнание федеральных и местных законов, гарантирующих права и возможности граждан как субъектов политики); потерю авторитета власти вследствие нереализованных ожиданий, снижения уровня жизни; усиление в массовом сознании авторитарных тенденций, рост радикализма и социально-политического экстремизма; низкую социально-культурную и политическую активность подростков и молодежи; отсутствие реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; отсутствие системы “выращивания” местной элиты — лидеров, способных в будущем компетентно и ответственно решать проблемы своего города (людей с гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом, “малой” родиной); сокращение количества социально-политических инициатив, ориентированных на решение проблем своей территории; дискредитацию движений и идеологий национально-патриотической направленности и др.

Проекты и программы в сфере политической культуры могут быть направлены на активизацию общественно-политической жизни и повышение уровня компетентности граждан в социально-политических вопросах; вовлечение широких слоев населения в процесс местного самоуправления, в разработку различных идей и концепций переустройства общества (например, путем инициирования и последующей нормативно-правовой, организационной и материально-финансовой поддержки молодежных инициатив и объединений, клубов и движений, ориентированных на решение местных социальных проблем, на организацию конкретных акций, способствующих социальным, политическим и экономическим преобразованиям); формирование политического и гражданского самосознания; содействие консолидации личностей и социальных групп, стоящих на позициях нравственности и патриотизма; помощь в осуществлении основных конституционных прав и свобод личности и гражданина; утверждение субъективной равнозначности и внепартийности человеческих ценностей, ибо в действительности каждый человек не исчерпывается теми координатами, которыми его ограничивает та или иная идеология. Полиидеологизация сознания, утверждение в общественной жизни множества равноправных и равнозначных идеологических концепций поможет избавить культуру от моноидеологии, от тоталитарных притязаний какой-либо социальной силы (партии, движения, лидера) на единственную и обязательную для всех точку зрения, создаст необходимую базу для формирования мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие ценности добра и справедливости.

В рамках информационно-просветительных программ можно планировать изучение политических идей и концепций, обсуждение актуальных проблем общественно-политической жизни города, региона, страны, мира в форме лекций, семинаров, диспутов, бесед за круглым столом, политических диалогов, театрализованных дискуссий, общественно-политических акций. Развитие позитивных социально-политических инициатив граждан, разработка и выдвижение моделей общественного самоуправления, создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности (т.е. формирование политической культуры на уровне инициативного поведения) успешно осуществляется в деятельности общественно-политических клубов и объединений.

В качестве примера приведем идеи некоторых проектов и программ, реализованных в разных регионах страны в форме общественно-политического объединения:

 — Проект “Гражданские инициативы в молодом городе”. Актуальность проекта обусловлена противоречием между высоким интеллектуальным потенциалом жителей города, развитой инфраструктурой культуры и досуга и одновременно низкой общественно-политической активностью граждан, неразвитостью форм социально-культурной самодеятельности краеведческой, историко-культурной и экологической направленности. В этой связи основная задача проекта — стимулирование и поддержка (методическая, организационная, нормативно-правовая) различных форм социально-культурной самодеятельности населения города.

Форма реализации — дискуссионный политический клуб-кафе “Открытое общество”.

Направления деятельности: организация дискуссий и круглых столов, политических рингов по проблемам политической жизни страны и города; подготовка и проведение встреч интеллигенции города с лидерами политических партий и общественных движений; проведение общественных форумов по значимым для города проблемам; разработка для средних учебных заведений просветительно-образовательной программы “Гражданское общество”; организация системы политического просвещения для учащихся средних школ города.

Мероприятия по реализации проекта: подготовка и проведение серии встреч общественности города с лидерами политических партий и общественных движений России; формирование ядра клуба из числа интеллигенции города; разработка устава и программы деятельности клуба.          

Проект: “Юношеский парламент”[12]. Актуальность проекта обусловлена низкой социально-культурной и политической активностью подростков и молодежи; недостатком реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; отсутствием системы “выращивания” местной политической элиты — лидеров, способных в будущем компетентно и ответственно решать проблемы города.

Задачи проекта — преодоление социального отчуждения молодежи, воспитание инициативного поведения, формирование потребности в активном действии и участии в различных сферах социальной жизни, воспитание в подростках способности добровольно принимать ответственность за решение общественно значимых проблем путем вовлечения их в активную социально-политическую деятельность, организации различных форм общественного самоуправления.

Форма реализации проекта — создание на базе средних школ самодеятельного объединения, по структуре и характеру деятельности моделирующего функции представительских органов власти города.

Мероприятия по реализации проекта: проведение в школах города тематического конкурса сочинений на тему “Если бы я был мэром города”; организация для школьников на базе МКЦ аукциона общественно-политических идеи; формирование организационного ядра клуба; разработка устава и программы деятельности клуба; организационно-методическое обеспечение работы клуба.

Проект «Социальные референты” – формирование в подростковой среде соиально-политической ”элиты” и пропаганда референтного образа жизни, исключающего потребление алкоголя, наркотиков, аморальность, противоправные формы поведения.

Проект включает два направления деятельности:

а) воспитание школьной “элиты” – лидеров, которые будут играть роль референтов для ближайшей среды общения (класс, дворовая компания);

б) инициирование, выращивание до степени «эталонности» (референтности) тех молодежных общественных объединений, в основе которых лежит социально и личностно значимая идея.

Проект “Лидер-XXI” — ориентирован на подростков с отклоняющимся поведением (или “трудных” подростков). Задачи программы – придать нереализованной энергии подростков социально и личностно значимый характер; создать социально-психологические условия для позитивной социализации личности, для отторжения ее от криминогенной среды; содействовать удовлетворению потребности молодого человека в социальном статусе и признании; помочь подростку в поиске собственного “Я” путем идентификации с социально позитивной общностью «мы».

Проект “Центр творческих инициатив” — снятие социальной напряженности за счет создания условий для самовыражения в институциональных формах; предоставление возможности самореализации в общественно-политической сфере; профилактика и социальный контроль противоправных форм общественно-политической самодеятельности.

Идеи других проектов общественно-политической направленности: «Самоуправление» – практическое содействие созданию органов самоуправления на производстве; «Социальный мир» – проведение серии общественно-политических мероприятий, направленных на достижение социального единства; «Гражданское достоинство» – содействие раскрытию, устранению и оглашению судебно-следственных ошибок и пересмотру дел, в которых они были допущены (т.е. создание своеобразной «народной адвокатуры»);  «Памятник» — инициирование региональных движений в поддержку идеи создания памятника жертвам сталинских репрессий.

Профессиональная культура . Основные проблемы здесь вызваны целым рядом неблагоприятных обстоятельств и тенденций, характерных для системы трудового воспитания и профессионального самоопределения личности, а также связанных с условиями самореализации человека в сфере его профессиональной деятельности, а именно: утратой ценности труда как смысла жизни, способа самореализации и социального призвания; трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступность платного высшего образования широким слоям населения); снижением образовательного уровня вследствие деформации мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.); неадекватностью профессиональной ориентации в связи с низким социальным престижем и заработной платой ряда профессий (в основном, государственные служащие, работники культуры, образования); изменением социальной структуры студенчества вследствие поляризации доходов родителей; отсутствием законодательной базы для трудоустройства несовершеннолетних подростков; профессиональной дезориентацией подростков и молодежи (в частности, смещением интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.); разрушением отечественных научных и образовательных школ; трудностями профессионального самоопределения (особенно для инвалидов, лиц, вынужденных сменить сферу деятельности — безработных, бывших военнослужащих и др.); утратой профессиональной идентичности у представителей ряда профессий, лишенных общественной значимости и перспективы (интеллигенция, крестьяне и т.п.); социальной и правовой незащищенности человека труда (как на государственных предприятиях, так и в акционерных и частных фирмах); отсутствием законодательной базы, обеспечивающей соблюдение авторских прав; ограниченными возможностями профессиональной деятельности как средства самореализации личности; деформацией профессиональной этики представителей ряда профессий (работники здравоохранения, юристы, журналисты и т.п.); внешней и внутренней “утечкой мозгов”, вызванной отсутствием условий и перспектив для профессионального роста и самореализации.

Проекты и программы в сфере профессиональной культуры могут решать различные задачи:

образовательные и профориентационные[13], ориентированные на формирование личности, стремящейся к максимальной реализации интеллектуальных, эмоциональных и творческих возможностей в трудовой деятельности. Процесс обучения в рамках такого проекта должен по возможности дополнять и компенсировать издержки школьного образования, охватывая все сферы человеческой жизнедеятельности: труд, отдых, семью, профессию, досуг и т.д.

социально-реабилитирующие (например, программа для пожилых “Вторая профессия”);

профессионально-адаптирующие (профессиональные клубы, создающие условия для наиболее полного самовыражения личности специалиста, реализации творческого потенциала человека в рамках основной профессии, формирования профессиональной этики — клубы фермеров, бизнесменов, экономистов, медицинских сестер и т.д.;

профессионально-компенсирующие (в этом случае программа выступает в качестве средства решения проблем, вызванных отсутствием условий для самореализации в рамках основного вида деятельности).

Как уже было отмечено, основная проблема в данной сфере жизнедеятельности человека и общества связана с деформацией отношений к труду, который перестает быть основной жизненной ценностью. Поэтому разрабатываемые проекты должны предусматривать пропаганду достоинства свободного и творческого труда как самодостаточной ценности. Проблема повышения культуры труда особенно актуальной становится сегодня, когда российское общество активно входит в систему рыночных отношений, в которых определяющими успех качествами будут квалификация человека, уровень его технологической, общекультурной подготовки и психологической подготовленности.

На формирование таких качеств и способностей может быть ориентирована программа «Твоя профессия», включающая в себя организацию учебных курсов для подготовки подростков по наиболее перспективным и престижным профессиям, которые дают возможность безболезненного включения подростков в трудовую деятельность, открывают перспективы для трудовой активности («Юные менеджеры», организаторы шоу-программ, художники-модельеры, конструкторы-робототехники и т.д.).

Одной из эффективных программ в условиях перехода к рыночной экономике может стать программа «Бизнес-бой», в основе которой лежит возросший интерес подростков к экономическому образованию, стремление на своем уровне вписаться в рыночную экономику. Адресована может быть подросткам от шестого класса и старше. Мероприятия в рамках этой программы предусматривают профессиональную ориентацию подростков, получение знаний в различных профессиях и навыков их применение на практике, они способствуют адаптации подростков к условиям рыночной экономики, гарантирует в какой-то мере трудоустройство, дают возможность подросткам зарабатывать собственные деньги и тем самым обрести относительную финансовую самостоятельность.

Учитывая все более интенсивное внедрение компьютерных технологий в различные виды профессиональной практики, значимость умнения пользоваться компьютером при решении вопросов трудоустройства и повышенный интерес молодежи к современным технологиям, соответствующие проблемы профессиональной культуры можно решить в рамках проекта "Молодежный компьютерный клуб" .

Задачи проекта: информатизация различных сфер профессиональной деятельности и развитие научно-технического творчества молодежи; использование воспитательного потенциала компьютерных технологий в развитии интеллектуальной сферы личности (интеллектуальная культура, целеустремленность, мотивация успеха, творчества и т.п.); организация разностороннего молодежного общения на основе общности интересов в сфере компьютерных технологий; повышение компьютерной грамотности молодежи и других групп населения; содействие средним учебным заведениям, внешкольным и культурно-досуговым учреждениям в компьютеризации; использование компьютерных технологий в профориентационной работе.

Направления деятельности:

— Организация курсов и кружков по обучению работе на персональном компьютере;

— Организация библиотеки и проката программного обеспечения;

— Проведение конкурсов молодых программистов, конструкторов, пользователей;

— Создание на базе клуба групп, секций по интересам.

Мероприятия по реализации проекта: разработка концепции и учредительной документации компьютерного клуба; подбор и оснащение помещения; материально-техническое оснащение обеспечение клуба. 

Физическая и психическая культура. О низком уровне физической культуры свидетельствует ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно у детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации, вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой и др.); деформация образа жизни как следствие низкого уровня развития физической культуры населения (в частности, алкоголизация населения, рост числа детского и женского алкоголизма); неразвитость оздоровительных форм проведения досуга (туризма, семейных спортивных праздников, соревнований и др.); отсутствие системы физического воспитания детей и подростков; низкий уровень физической и психической культуры родителей; рост смертности вследствие ухудшения всех параметров жизни.

Наиболее актуальные проблемы сегодняшнего состояния психической культуры населения вызваны резким ростом информационных и эмоциональных нагрузок, приводящем к значительному ухудшению психического самочувствия человека, повышенной тревожности, отчужденности. О падении уровня психического здоровья общества свидетельствует неспособность значительной части людей оптимально выходить из стрессовых состояний, увеличение количества обращений к саморазрушающим формам поведения (алкоголь, наркотики, самоубийство и др.), рост числа психопатологий и форм отклоняющегося поведения. Данные проблемы усугубляются отсутствием системы своевременной и бесплатной специализированной психологической помощи человеку в кризисной ситуации; пропагандой средствами массовой информации образа жизни, разрушающе воздействующего на физическое и психическое состояние личности.

Веер проектов и программ, связанных с пропагандой и утверждением здорового образа жизни, весьма широк. Как правило, они разрабатываются по ряду тематических направлений и имеют различную целевую ориентацию.

Программы, направленные на преодоление вредных привычек, целесообразно формировать и осуществлять на базе сотрудничества культурно-досуговых и медицинских учреждений. Это придает их работе новое качество, позволяет выработать нетривиальные подходы к решению весьма сложных проблем. Например, в русле медицинской практики активно развиваются такие направления, как библиотерапия, музыкотерапия, арттерапия, изотерапия. В частности на базе Московского медицинского стоматологического института им. А.Н.Семашко вполне успешно действовала программа «Лечебный театр», созданная совместно с работниками культуры. Ее основная идея заключалась в следующем: на основе историй болезни бывших алкоголиков и бесед с ними разрабатывались сценарии, по которым ставились спектакли. Причем, в постановках участвовали сами больные, а в зале присутствовали их родственники и знакомые. «Проживание» на сцене собственной судьбы помогало больным алкоголизмом осознать свою болезнь, найти в себе силы избавиться от лежащей в ее основе вредной привычки. В свою очередь, родственники больных осознавали необходимость создания условий, помогающих больному человеку преодолеть свой недуг.

Социально-культурные программы оздоровительного характера могут объединять усилия представителей самых разных профессий. Например, в Харькове на базе подросткового наркологического кабинета на общественных началах действовал медико-психолого-педагогический совет, объединяющий работников медицины, психологов, педагогов, работников культуры. Совет координировал все программы медико-биологического, психолого-педагогического, культурно-досугового профиля, которые помогали подросткам научиться общаться, овладеть правилами хорошего тона, основами саморегуляции и психотренинга.

Задачи программ социально-психологической ориентации и психического оздоровления – гармонизация психики и развитие навыков психической саморегуляции, выработка навыков успешного взаимодействия человека с другими людьми. Формы реализации такого рода программ могут быть самыми различными: клубы психической культуры, йоги, китайских гимнастик, аутотренинга, психологического тренинга. В качестве примера подобного рода проектов можно привести деятельность общественного клуба психической культуры “Мир”, действовавшего в Ленинграде в 80-е годы. На добровольных началах клуб проводил занятия по программе “Аутентикация” (отработка способов достижения личностной гармонии), создавал группы неформального общения и обмена опытом решения личностных проблем, публиковал в собственном журнале информацию по вопросам индивидуальной психогигиены, профилактики психических заболеваний, осуществлял специальную программу социальной реабилитации бывших больных наркологического профиля.

Смысл оздоровительных программ, осуществляемых на базе культурно-досуговых учреждений, заключается в том, чтобы предоставить человеку дополнительные условия для достижения физического и психического благополучия, обеспечить широкий выбор программ физкультурно-оздоровительной ориентации, сформировать навыки самостоятельного обеспечения нормальной жизнедеятельности организма. Программы здесь могут носить как информационно-познавательный, так и творческий характер (например, программа «Здоровье в наших руках» предполагает не только лекции, беседы, консультации, но и практические занятия по проблематике, охватывающей широкий круг вопросов: психогигиену, самомассаж, профилактику нарушений сна, гигиену умственного труда и т.п.). Они могут ориентироваться на использование оздоровительного потенциала таких любительских занятий в сфере свободного времени, как рыбная ловля, сбор ягод и грибов, работа на приусадебном участке. Такого рода программы могут сочетать пропаганду знаний с формированием умений в области ведения приусадебного хозяйства. Этот вид досуга в последние годы в силу ряда причин (в том числе и в связи с хроническим дефицитом семейного бюджета) приобрел большую популярность — потребности горожан в знаниях и соответствующих умениях (строительства дачных домиков, огородничества, садоводства и т.п.) постоянно растут, что может служить гарантией устойчивого интереса к такого рода программам. Высока эффективность культурно-досуговых программ, которые строятся с ориентацией на семью как объект и субъект оздоровительной деятельности. Названия таких программ говорят сами за себя: “Папа, мама и я – спортивная семья”, “Всей семьей на стадион”, “Страна Спортландия”, “Стадион под окнами”.

Эффективному формированию физической и психической культуры способствуют также программы, ориентированные на активный отдых (например, “День за городом”), на комплексное физическое развитие и личностное совершенствование (опыт некоторых семейных клубов по нетрадиционным способам закаливания и усиленному психофизическому развитию детей; проект “Каскадер”, обеспечивающий целостное развитие личности на основе интереса подростков к популярным видам восточных единоборств и престижным профессиям кинематографической индустрии).

Задание 1. Ознакомьтесь с предложенными в таблице вариантами названий социально-культурных проектов. Определите, к какому виду проектов их можно отнести. Обоснуйте свой выбор.


Таблица 1.

Название проекта

Классификация по признакам

по уровням реализации по содержанию по способу финансирования по формированию социально-культурной среды 1. Создание корпоративной электронной сети по молодежным проблемам. 2. Патриотическая эстафета поколений. 3. Детский мюзик-холл. 4. Плавучая лаборатория «К²» (концепция культуры). 5. Акция народного взаимодействия «Любимый край». 6. Эколого-этнографический лагерь «Тенц куа тауа» – открытая дверь. 7. Конкурсная программа «Планета-парк». 8. Благотворительная акция «Древо Жизни». 9. Центр туризма «Волга». 10. Подростковый конкурс «Русский витязь». 11. Спецпроект «Давай, за нас!». 12. Конкурс молодежной уличной культуры «Арт-стрит-фестиваль». 13. Праздник «День африканского племени». 14. Фестиваль культуры и творчества «Родной причал». 15. Проект поддержки специалистов «Контракт».

 

 

 Задания для самостоятельной работы

1. Изучить литературу к теме.

2. Подготовить 5-7 примеров, которые на ваш взгляд можно отнести к социально-культурному проекту, программе.

Литература к теме

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. М.: МГУКИ, 2004. С. 487-491.

2. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учеб. пособие. СПб.: СПб ГУП, 1997.

3. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

4. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2004. С. 139-154.

5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: Издательство» Лань», 2001. С. 93-102.

 

Студенту на заметку

Понятие «технология» происходит от греческого «techne» – искусство, мастерство, умение, «logos» – учение. Технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы. Технологию можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Поэтому успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования.

Актуальность овладения технологией социально-культурного проектирования обусловлена тем, что:

· данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социокультурной направленности;

· владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере;

· проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда (умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений, так и вне их).

Смысл технологии, распространяющейся на связанное с ней проектирование – не в массовости как таковой, а в воспроизводимости результатов технологизируемой деятельности, в возможности многократного повторения ее в разное время в разных местах и разными исполнителями. В настоящее время выяснилось, что существует много факторов социально-психологического и культурологического характера, делающих такую воспроизводимость (а значит и проектирование) возможные при данном уровне развития и образа жизни общества.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 288.