Доктор педагогических наук, профессор Г.М. Бирженюк
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кандидат педагогических наук, засл. работник культуры, профессор В.К. Крючек

Милютина Н.Р., Сарычева Л.П.

Социально-культурное проектирование: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений / Н.Р. Милютина, Л.П. Сарычева. – Волгоград, 2007. 85с.

 

 

В пособии рассматриваются научно-практические основы проектирования как составляющие компетентностной подготовки менеджера социально-культурной сферы.

Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов специальности «Социально-культурная деятельность».

Содержание данного пособия ориентировано на формирование умений в области технологий социально-культурного проектирования. Задания и материалы приложения рассчитаны на организацию различных форм самостоятельной работы студентов.

В качестве примеров приводятся проекты, выполненные студентами специальности «Социально-культурная деятельность» Волгоградского государственного института искусств и культуры и студентами специальности «Социальная работа» Волгоградского государственного педагогического университета.

 

ББК

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………………4

 

Тема 1. Сущность и основные характеристики

социально-культурного проекта…………………………………………………….…6

 

Тема 2. Диагностика и методы исследования

в социально-культурном проектировании……………………………………………14

 

Тема 3. Целеполагание в социально-культурном проектировании ………………………..24

 

Тема 4. Моделирование социально-культурных проектов………………………………….29

 

Тема 5. Ресурсное обеспечение социально-культурного проекта…………………………..40

 

Тема 6. Экспертиза социально-культурных проектов ………………………………………49

 

Тема 7. Реализация социально-культурных проектов………………………….……………58

 

Тема 8. Информационное обеспечение

социально-культурного проекта……………………………………………………….67

 

Рекомендуемая литература…………………………………………………..………………...75

 

Приложения…………………………………………………………………………….……….76



Введение

 

Социально-культурное проектирование с полным основанием можно отнести к категории сложных наукоёмких технологий, интегрирующих в себе методы целого ряда наук и одновременно располагающее собственными проектными средствами.

Подготовка специалистов, обладающих проективным мышлением должна базироваться на прочном фундаменте научных познаний, а не на узком индивидуальном практическом опыте. Поэтому цель курса – обучение студентов общей методике разработки социально-культурных проектов и программ, а также привитие практических навыков социально-культурного проектирования. Основные задачи образовательного процесса:

· раскрыть специфику технологий социально-культурного проектирования;

· обучить студентов диагностике социокультурной среды, выявлению тенденций ее изменений;

· научить студентов применять в социальной практике специфические формы междисциплинарной научной коммуникации, которая будет способствовать межотраслевому взаимодействию специалистов различного профиля в ходе проработки социально-культурных проектов;

· сориентировать их, прежде всего, на объекты, которые связаны с обеспечением устойчивости воспроизводимости и совершенствования социально-культурной комфортности условий жизнедеятельности личности.

В процессе социально-культурного проектирования необходимо всесторонне продиагностировать проблемы, определив одновременно их источники и характер, найти и проработать различные варианты решений рассматриваемой проблемы с учётом имеющихся ресурсов, оценив возможные последствия реализации каждого из вариантов, выбрать наиболее оптимальное решение и оформить его в виде проекта, разработать механизмы внедрения проекта в социальную практику и материально-технические финансовые, правовые условия, обеспечивающие его реализацию.

Данные задачи являются общими для разработки практически всех типов и видов социально-культурных и социально-педагогических проектов и программ.

При написании пособия авторы исходили из того, что:

· социально-культурный проект – важный инструмент управления социально-культурными процессами в регионе, эффективного использования имеющегося у него ресурсов, продвижения к намеченной цели;

· в условиях неопределенности социально-экономической среды и иногда отсутствия концепции культурной политики региона решение какой-либо значимой социально-культурной проблемы целесообразно начинать с разработки социально-культурного проекта;

· без хорошо разработанного социально-культурного проекта трудно надеяться на ресурсную поддержку государственных органов, потенциальных спонсоров, вызвать доверие у деловых партнеров и населения.

Цель данной методической разработки – дать студентам навыки инновационной деятельности; обучить методам конструирования, проектирования и программирования; сформировать проектные качества и способности личности, её умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в нестандартных ситуациях.

Учебно-методическое пособие отражает содержание дисциплины «Социально-культурное проектирование», состоящее из 8 тем, материал которых располагается в пяти блоках, включающих освоение студентом содержания темы, развитие умений и навыков проектирования.

Первый блок – «Глоссарий» – представлен понятиями, с которыми студенты встретятся при изучении данной темы.

Второй блок – «Вопросы для обсуждения» представлен кругом изучаемых теоретических вопросов по изучаемой теме.

Третий блок – «Освоение содержания темы» содержит краткий лекционный материал и задания для обсуждения в группе. Освоение предлагаемого материала обеспечивает успешность и плодотворность обсуждений в группе заданий по вопросам изучаемой темы.

Четвертый блок – содержит перечень заданий для самостоятельной работы, а также список рекомендованной литературы, что дает возможность выстроить понятийный ряд темы, определить и спроектировать возможные пути ее изучения.

Пятый блок – «Студенту на заметку» – предполагает советы и рекомендации практического характера с целью оказания помощи и содействия в изучаемых вопросах.

Аудиторная работа строится на использовании активных методов обучения (шеринг, деловая (ролевая) игра, сценарный этюд, импровизация в команде, буриме, творческий дневник и др.), которые включают обсуждение в парах, в группах, использование театрализованных показов, мозговых штурмов, игровых ситуаций и др.

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения ряда дисциплин, таких как «Социально-культурная деятельность», «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Менеджмент в социально-культурной сфере», «Методология и методика социологических исследований» и др.

Спецификой курса является необходимость связи с практической деятельностью учреждений и организаций культуры региона с целью изучения реальных проблем и их решения. Выход на социально-культурные учреждения региона с целью апробации проектных технологий, разработанных студентами, является важным звеном в подготовке специалиста, влияет на эффективность выбора инструментария и результат деятельности.

В качестве рекомендаций авторы пособия предлагают приглашать специалистов-практиков в качестве экспертов на ключевые этапы проектирования.



Дата: 2019-04-23, просмотров: 207.