ТЕМА 4. Моделирование социально-культурных проектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Глоссарий

 

Моделирование                          – метод исследования объектов познания на их аналогах – вещественных или мысленных[28].  
Модель                                         – от лат. modulus, мера, образец. Схема изображения или описания какого-либо предмета или явления в природе и обществе, служащее для их изучения[29].  
Структура проекта                    – совокупность устойчивых связей, способов взаимодействия элементов проекта, определяющая его целостность и единство[30].  
Сценарий проекта                     – от ит. scenario. Литературное произведение, заранее подготовленный план осуществления чего-либо. В прогнозировании – система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза[31].  
Форма проекта                           – определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта[32].  

 

 

 Вопросы для обсуждения

1. Классификация социально-культурных проектов:

· по уровням реализации (локальный, региональный, федеральный, глобальный);

· по содержанию (культурно-образовательные, культурно-творческие, культурно-досуговые и др.);

· по способу финансирования (государственные, благотворительные, бизнес-ориентированные и смешанные);

· по формированию социально-культурной среды (мест проживания и труда, системы обслуживания, досуга, массовой информации и др.).

2. Инновация, как условие моделирования.

3. Использование современных технологий в моделировании.

 

 

Освоение содержания темы

Проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования – и социум, и культура – рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени – искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. В процессе проблематизации они как бы подлежат искусственному расчленению и последующей «сборке» в целевой и содержательной части проекта.

Рассмотрим типологию моделей социально-культурных проектов.

По своей природе социально-культурные проекты имеют дело с подготовкой и осуществлением социальных изменений. В зависимости от того, какой путь избирается для осуществления таких изменений, мы разделяем социальные проекты на инновационные и поддерживающие.

       В обобщенном смысле любой социальный проект характеризуется инновационными свойствами. Но при выделении типа инновационных проектов исходят из их специфического назначения: задача инновационных проектов – внедрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами. В социально-культурной сфере утвердился другой путь – осмысление (и проектирование) социальных последствий при разработке инновационных научно-технических решений. В этом отношении революционное значение имело внедрение маркетинга в сферу социально-культурной деятельности.

       Поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Мы называем поддерживающие проекты также реанимационными, реставрационными. О характере таких проектов наилучшее представление дает описание одного из проектов в «Практическом руководстве по Всемирному десятилетию развития культуры». (Всемирное десятилетие развития культуры проводилось в 1988-1997 гг. под эгидой Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО.) Этот проект предложен для реализации по направлению деятельности «Утверждение и обогащение культурной самобытности». Проект направлен на сохранение и использование культурного достояния.

       Практические рекомендации ЮНЕСКО ориентируют проектировщиков не только на восстановление разрушающихся под действием времени строений. Такие проекты прямо связаны с сегодняшними социальными задачами и проблемами (Обеспечение занятости, повышение эффективности местной промышленности, развитие туризма, участие населения в принятии решений и т.д.). Как представляется, именно в этом специфика поддерживающих проектов.

       Практика осуществления поддерживающих проектов в масштабах населенных пунктов относительно молода, и немаловажно, что она сложилась в острой борьбе населения и местных властей как раз вокруг задач социально-проектного характера.

       Разумеется, поддерживающие проекты связаны не только с градостроительными задачами. Их можно обнаружить там, где сохраняются различные обряды, ритуалы, действия, предопределяемые традицией.

       Достигается связь новых поколений с историей своего народа, своей страны. Фрагменты истории вписываются в современную социальную жизнь, дают повод для праздника, напоминают о предках. В известном смысле это – и социодрамы, сходные с теми, методике которых учат специалистов по социально-культурной работе.

       Разделение социально-культурных проектов по направлениям деятельности может дать множество типов, поскольку здесь с организационными вопросами смыкаются вопросы содержания проектов. Выделим некоторые из типов, чтобы показать разнообразие направлений социального проектирования.

       В образовательных проектах ставятся задачи, преимущественно связанные с предоставлением образовательных услуг. Надо заметить, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности, особенно в системе дополнительного образования.

Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь. Приведенный пример Интернета показателен в этом отношении. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и через представление результатов общественному мнению приобретать социальную функцию (вызывать общественный интерес, содействовать образованию ассоциаций и клубов, вызывать подражания, придавать качества публичных деятелей лицам, участвовавшим в проекте и т.д.).

Примером поисковых проектов могут служить экспедиции Тура Хейердала. В 1947 г. он с пятью спутниками отправился на плоту «Кон-Тики» из Перу к архипелагу Туатамоту, чтобы доказать возможность заселения Полинезии из Америки. В 1969 и 1970гг. Хейердал на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2» совершил путешествия от западных берегов Марокко к американским берегам для доказательства связей Древнего Египта с Америкой. С самого начала путешествия Хейердала замышлялись не как сугубо научные мероприятия, имеющие значение для узкого круга специалистов. «Кон-Тики» и «Ра» стали фактами общественного сознания, отразились в организации туризма, антураже кафе и гостиниц, обширной литературе для детей и юношества и т.д. Легендарный плот стал основным экспонатом музея «Кон-Тики» – одной из достопримечательностей столицы Норвегии Осло. Если бы проект Тура Хейердала предусматривал лишь собственно научные цели (подтверждение научной гипотезы), то в нем не обнаружились бы признаки социального проекта.

Социально-культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни. Иначе говоря, в этом случае мы обращаем внимание не на эстетические, культурно-семантические стороны проекта, а на его социальную функцию. Например, ток-шоу «К барьеру». Культурные программы нередко создаются в связи с годовщинами тех или иных политических событий, иногда именно в культурных проектах выражается значимость данного события для власти. Например, национально-культурный проект «От Волги до Дона» в Волгоградском регионе.

Между двумя полюсами социально-культурный проектов – множество переходных форм, из которых отметим проекты, задачи которых непосредственно переплетаются с целями социально-культурной работы. Включение лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в социальной реабилитации в те или иные культурные проекты приобретает большое значение в технологиях социально-культурной деятельности.

И большие, и малые культурные проекты приобретают значение, когда их направленность совпадает с интеллектуальными и духовными поисками, актуальными для общества. Один и тот же проект может восприниматься в разных условиях как выдающийся, объединяющий нацию, придающий силы или как ничтожный, непонятный и даже смешной, нелепый. Здесь особенно четко видно то, что присуще всем социальным проектам: они зависят от той среды, где их хотят реализовать, от ожиданий людей.

Организационные вопросы составления и реализации социально-культурных проектов заметно различаются в зависимости от того, каков масштаб проекта.

Оценка масштаба основывается на нескольких показателях, в том числе следующих:

  • насколько велико число людей (групп, организаций и т.д.), которые смогут воспользоваться продуктами (товарами, услугами, другими результатами) проекта;
  • какова потребность проекта в кадровых ресурсах, сколько суммарного времени всех занятых в проекте необходимо для его реализации;
  • как много финансовых средств и материально-вещественных ресурсов нужно затратить, чтобы проект был реализован в планируемом объеме;
  • насколько сложен проект по своей структуре, формам организации, отчетности и т.д.;
  • на какое время и для какой территории рассчитано исполнение проекта.

С учетом этих показателей среди проектов выделяются микропроекты, малые проекты и мегапроекты.

       Микропроекты – это чаще всего форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект делается для себя и своих. Он может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования, может создаваться из подручных средств (см. пример в приложении 2).

       Малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования.

       Специфика малых проектов состоит в том, что они допускают некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель – одно лицо, не обязательно создание команды проекта и т.д.).

       Для социально-культурных проектов, осуществляемых в нашей стране, размер малого проекта может быть установлен эмпирически по различным направлениям деятельности, а также в зависимости от региона (стоимость однородных проектов в зависимости от регионов существенно различается).

       В качестве мегапроектов обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Опыт принятия социально-культурных мегапроектов есть и в нашей стране. Такова, например федеральная целевая программа «Одаренные дети».

       В плане трудозатрат представление о мегапроекте дает такой расчет: только на его проектирование необходимо затрачивать до двух лет работы в режиме полного рабочего дня 500 специалистов.

       Для каждого социально-культурного проекта приходится определять временные рамки его осуществления. Они будут различаться в зависимости от множества обстоятельств – и тех, которые связаны с намерениями инициаторов, и тех, которые возникают за пределами проекта, но предопределяют его ресурсную базу.

       Однако практика показывает, что в организационном отношении нет особой разницы, предполагается ли осуществить один проект за пять или шесть месяцев, другой – за пять или шесть лет, а третий – за десять или пятнадцать лет. Разница проявится лишь при сопоставлении таких проектов между собой.

       Это обстоятельство и определило группировку проектов по срокам реализации: в мировой практике принято разделять проекты по этому основанию на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

       Обычно краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два года. Срок определяется целью, наличием ресурсов, особенностями потенциального поведения потребителя.

       Часто коммерческие проекты реализуются как краткосрочные, когда планируется производство какой-нибудь новинки, т.е. заказчик идет на увеличение стоимости проекта, поскольку выигрыш в скорости становится залогом общего успеха проекта.

       Специфика организационных решений в таких проектах состоит в применении матричной структуры управления, возложении всей полноты ответственности за исполнение на одно подразделение, принятии решения на месте реализации, минимуме коррекции планов и отчетности и т.д. Соблюдая эти условия, можно сократить сроки исполнения до минимума и добиться реализации проектов (по крайней мере, малых) за несколько месяцев.

       Обычно среднесрочные проекты осуществляются за 3-5 лет. Практика среднесрочного проектирования мероприятий утвердилась в ООН и ее специализированных учреждениях. Так, среднесрочное планирование своей работы ведет ЮНЕСКО.

       Распространенной стала практика создания среднесрочных программ, состоящих из множества проектов.

       Долгосрочные проекты осуществляются на протяжении 10-15 лет. Они предусматривают существенные социальные преобразования и сложны для разработки, которая должна строиться с учетом долгосрочного прогноза. Но скорость научно-технических изменений (а значит, и социальных изменений, к которым они ведут) так велика, что сегодня невозможно вполне надежно прогнозировать ситуацию в таком временном диапазоне.

       С учетом этого долгосрочные социальные проекты разделяются на последовательные этапы, ближайшие из которых разрабатываются конкретно, а отдаленные – в обобщенной форме, нередко лишь на концептуальном уровне.

       В отдельную группу следует выделить проекты, целевая установка которых основывается на феномене престижного потребления. Их, по существу, нельзя отнести ни к одному из выделенных типов: такие проекты могут возникать в любой тематической области, иметь любую форму финансирования, обладать любым масштабом и требовать самых разных сроков для реализации. Специфика их замысла состоит в закреплении социальных различий знаками престижа. Например, фитнес-клуб.

       Финансовая сторона таких проектов основывается на парадоксе потребительского поведения, вскрытом известным американским экономистом и социологом Торстейном Вебленом (1857-1929) в его книге «Теория праздного класса» (1899): определенными социальными слоями покупается не то, что экономически выгоднее (минимум затрат при максимуме качества), а то, что является престижным. Однако престижность изменяет не только стоимостные показатели проекта, но и другие его характеристики, поскольку речь идет об особом жизненном стиле показного потребления, демонстративных трат.

       Одним из престиж-проектов можно считать отель, открытый неким Хендриксом в Лос-Анджелесе для наездников-миллионеров и их лошадей. Особенность этого проекта в том, что лошади живут в номерах «люкс», а их хозяева – в конюшнях.

       Нередко престиж-проекты подталкивают людей к тому или иному поведению, ограничивают для них возможности выбора. Эти проекты имеют ярко выраженную социальную направленность, ее суть – установление особого рода социальных преград и фильтров, охрана корпоративного духа социальных групп, объединенных символами престижа.

       Псевдопроект – видимость проекта, форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте. Например, «Рога и копыта» Остапа Бендера, «Потемкинские деревни» императрицы Екатерины II.

       Многообразие типов проектов – одна из примечательных черт социально-культурного проектирования. Возможность применять проектные подходы и технологии на любом уровне социально-культурной организации, в самых разных масштабах, временных рамках, с мощными ресурсами и почти без них придает социально-культурному проектированию гибкость и реалистичность. Условия, которые задаются проекту, предопределяют его форму и пути реализации. Разработка социально-культурного проекта, тем не менее, и по своему смыслу, и по применяемым технологиям близка для самых непохожих проектов.

Технология разработки культурных проектов должна давать ответ на ряд вопросов:

1. Кому и зачем нужен конкретный проект?

2. Кто будет разработчиком?

3. Кто будет реализатором проекта?

4. Каким образом будет организована реализация проекта?

С технологической точки зрения особый интерес – своей масштабностью, трудоёмкостью разработки – представляют региональные проекты поддержки и развития сферы культуры. Поэтому дальнейшее изложение ориентировано на разработку проектов именно этого типа. Рассмотрим варианты предмета проектирования на региональном уровне.

 

Предмет проектирования Примеры
Новый объект, предмет или вещь,   – некое изделие, оборудование, сооружение: детская площадка; предметы, используемые в досуговой деятельности и др.  
Новые свойства (назначение и функции) старой вещи                                        –   перепрофилирование старого: вторая жизнь предмета (игрушки, предметы из промышленных и др. отходов)
Услуга или инфраструктура услуг   – аттракционы, игротеки, «караоке», танцплощадка, дискотека и др.  
Организация или организационная структура (как объединение людей для определенной цели)                             –     новые службы социально-культурной сферы «Праздник», «Свадьба», молодежные клубы и другие добровольные объединения, творческие лаборатории, мастерские.  
Мероприятия                                      – массовые праздники, выставки, презентации, благотворительные акции, семинары, фестивали, конкурсы, ассамблеи и др.  
Системы воздействия                       – художественно-творческие технологии работы с различными категориями населения.  
Каналы коммуникации                       – создание электронных сайтов как источников информации и социально-культурной рекламы конкретных служб и электронных страниц на уже функционирующих сайтах и др.
Имидж                                                 – создание образа объекта культуры (товара, предмета), учреждения культуры (музея, библиотеки), туристического маршрута, исторического памятника, ландшафтной среды и др.
Творческий продукт                           – результаты социально-культурной деятельности населения (спектакль, концерт, выставка, живое панно на стадионах и площадях, граффити и др.).
Печатная продукция различного назначения                                           –   информационно-рекламные материалы (световые щиты, буклеты, книги, справочники и др.).
Видео продукция                                 – теле-радио передачи, рекламные ролики, видео клипы, видео фильмы и др.

 

Социально-культурный проект является важнейшим условием и предпосылкой привлечения средств из различных источников, даёт конкретный материал для организации рекламной деятельности, РR и т.д.

Заказчик проекта должен четко и ясно отдавать себе отчет в том, какого рода продукт и для чего он намерен получить, и принять по этому поводу решение. Отсутствие воли, неясность намерений очень часто обессмысливают разработку.

Заказчиком разработки социально-культурного проекта могут быть самые различные социальные субъекты (органы власти, общественные организации и т.п.). Чаще всего необходимость в разработке проекта возникает у местных органов государственного управления, нуждающихся в определении приоритетов развития культурной деятельности в регионе на определенную перспективу. Разработка проекта может быть обусловлена также необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для реализации какой-то общей комплексной задачи (например, культурный проект Дельфийские игры, Студенческая весна на Волге и др.).

 

Лица пожилого возраста: проектные решения социально-культурных и личностных проблем. При составлении и реализации социально-культурных программ для пожилых следует учитывать не только проблемы, но и особенности данной категории. Известно, что представители данной социальной группы обладают повышенной социальной активностью — они инициативны, хотят самостоятельно действовать и принимать решения, делиться своим жизненным опытом. Поэтому в содержании проекта, адресованного данной аудитории, необходимо предусмотреть возможность максимального использования творческих возможностей и способностей пожилого человека. Однако следует учитывать, что в способах и интенсивности проведения досуга лица пожилого возраста условно делятся на две противоположные группы: во-первых, есть группа с высокой потребностью в общественной работе и социально-ориентированных формах проведения досуга — для них эта деятельность выполняет компенсаторные функции, позволяя человеку в период смены социальных ролей поддерживать чувство собственной значимости. Для большей же части пенсионеров характерны пассивные формы проведения досуга (чтение, телевизор). Кроме этого следует отметить акцентированную потребность в признании, стремление получить от других одобрение и поддержку, подтверждение своим давно сформировавшимся взглядам и позициям.

Актуальными проблемами данной категории являются: утрата смысла жизни и сужение сферы социальных контактов и круга общения, вызванные потерей социального статуса в связи с уходом на пенсию; кризис ценностей, вызванный экономическими и политическими катаклизмами в обществе; ухудшение физического и психического самочувствия; повышенная конфликтность в общении с представителями молодого поколения, проявляющаяся в несовпадении ценностей, идеалов, жизненных принципов (с одной стороны — негативное восприятие и оценка молодым поколением традиций прошлого, ближайшей истории, которые отрицательно сказывается и на отношении к пожилым, с другой — неприятие пожилыми образа и смысла жизни молодых). Потеря уважения к людям — носителям этого прошлого, усиление общественной изоляции рождает у пожилого человека неблагоприятное социально-психологическое самочувствие (подавленность, тревогу, беспомощность, чувства одиночества, отверженности, заброшенности и социальной незащищенности). Депрессии, неуверенность в будущем, постоянное ожидание нежелательных перемен делает эту социальную группу, по мнению специалистов, маргинальной, которая отличается от других категорий неопределенностью социального статуса и большей неудовлетворенностью своей жизни. Кроме того экономическая несостоятельность, вызванная потерей части доходов, приводит к резкому сокращению культурных контактов и снижению культурной активности. Отсутствие условий для социальной активности, отдыха и повседневного общения особенно остро ощущается теми людьми, которые живут в условиях новостроек, большого города или поздно сменили место жительства.

Целевая направленность проектов, адресованных пожилым, определяется, как уже отмечалось, особенностью данной аудитории. Она заключается прежде всего в том, чтобы помочь человеку сформировать представление о старости как о времени дальнейшего раскрытия творческих сил и способностей, адаптироваться к новым социальным ролям, стилю и образу жизни; создать условия для проявления и максимального использования знаний, умений, навыков, жизненного опыта пожилых людей. Для многих пожилых людей участие в социально-культурном проекте должно стать своеобразным способом социальной реабилитации их прошлого, которое представляет для них особую ценность, независимо от исторической оценки этого прошлого с позиции сегодняшнего знания.

Примерный перечень задач социально-культурных программ для пожилых:

 — Поддержка социального статуса пожилого человека за счет сохранения объема и качества социальных ролей и активности путем дополнения или компенсации трудовой активности различными видами социально-культурной деятельности;

— Восстановление социальных ролей и стимулирование трудовой активности;

 — Формирование новых интересов и помощь в освоении новых видов социально-культурной деятельности, позволяющих заполнить досуг, расширить кругозор, адаптироваться к меняющемуся миру;

— Восстановление ценностного единства с молодым поколением;

— Содействие в решении социально-психологических проблем, обретении социального статуса и чувства личностной значимости;

— Укрепление социальных и межличностных связей и контактов, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам района, города;

— Создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, социальном признании, общении, уважении окружающих, психологической поддержке, обмене жизненным опытом, укреплении физического и психического здоровья.

Содействовать решению обозначенных выше задач могут следующие проекты:

"Серебряный возраст" — организация многопрофильных клубов пожилых людей с широким спектром интересов и видов деятельности: занятия физкультурой, художественной самодеятельностью; обмен опытом по воспитанию внуков, кулинарии, рукоделию; организация дискуссий и обсуждение вопросов политики, морали, быта; освоение нетрадиционных методов лечения; настольные игры, просмотр газет, журналов; участие в благоустройстве территории; культурно-просветительная, воспитательная, консультативно-методическая работа в школах, по месту жительства.

“Вторая профессия” — организация учебных курсов для подготовки пожилых людей по профессиям, которые дают возможность продлить трудовую деятельность после ухода человека на пенсию, открывают новые перспективы для трудовой активности (техническое творчество, садоводство, моделирование одежды, бухгалтерское дело и др.).

“Здоровье”. Программа включает: лекции и встречи со специалистами по проблемам рационального питания, профилактики заболеваний, эмоциональных расстройств, консультации по юридическим и медицинским аспектам здоровья и т.д.; физкультурно-оздоровительные акции и лечебно-оздоровительные мероприятия (с приглашением народных целителей, известных медиков — специалистов по различным видам и методикам реабилитации, психологической поддержки и т.д.);

Самостоятельным направлением такой программы может стать организация физкультурно-оздоровительных групп “Движение и здоровье” (ритмические движения с использованием элементов танца, гимнастики). Опыт организации такого рода групп показывает, что в результате существенно улучшается ощущение своего тела, уменьшается психологическая тревожность, появляется раскованность, улучшается контакт и устанавливаются дружественные и доверительные отношения с членами группы.

“Искусство и здоровье” — вовлечение лиц пенсионного возраста в работу коллективов художественной самодеятельности, групп гимнастики, танца, объединений народных ремесел; организация дискуссионных групп, предметом интереса которых может быть любой вид или жанр искусства. Искусство здесь не является самоцелью, а служит средством выстраивания внутреннего мира личности, повышения психической культуры. Например, участники объединения любит изобразительного искусства доступными способами выражают на бумаге свои мысли, чувства, эмоции, желания — каждый рисует то, что он видит внутренним зрением. Затем идет групповое обсуждение, анализ и интерпретация рисунков, раскрывается символическое значение полученных образов. Подобное обращение к искусству дает возможность заполнить досуг даже тем лицам, которые не владеют навыками исполнительства.

”День за городом” — программа предполагает выезд на природу и активное участие пожилых в различных конкурсных и спортивных мероприятиях, художественном творчестве, она предоставляет возможность общения с природой и друг с другом, создает условия для плодотворного отдыха и приобретения новых друзей. Примерный перечень занятий: рыбная ловля, катания на лодках, велосипедах, плавание, рисование, лепка, кормление и наблюдение за птицами, разведение костра, игра в карты, шарады, приготовление пищи, различные ремесла (резьба по дереву, вязание, плетение корзины и др.), танцы, хоровое пение, интеллектуальные игры (шарады, викторины, конкурсы, дискуссии), игры, фотография, охота, прогулки по историческим местам, спортивные игры, рассказывания истории и др.).

— ”Активный досуг” — организация системы мероприятий и конкурсов (“А ну-ка, бабушки”) с рассказыванием народных сказок, пословиц, исполнением частушек, колыбельных песен, демонстрацией мод, самостоятельно созданных детских игрушек и др.).

 — ”Живая история” — организация выставок старинных фотографий, альбомов, писем, стихов, демонстрация мод прошлых времен, проведение литературных вечеров с устными воспоминаниями о художественной жизни и традициях предыдущих поколений, культурно-исторических эпох.

Кроме того на базе культурно-досуговых центров и библиотек могут проводиться тематические вечера (например, "Рождественские встречи", "Мелодии фронтовых лет", "Ностальгические посиделки"), создаваться объединения по интересам — клубы любителей путешествий, садоводов, домохозяек, любителей природы, птицеводов, любителей игры в бридж и др. Целесообразно также создавать консультационные службы, выпускать бюллетени “Новостей”, содержащие информацию о здоровье, питании, путешествиях, спорте, книгах, информацию о деятельности местных общественных организаций, кинотеатров, парков и т.д.

Обозначенные выше идеи проектов и программ могут быть успешно реализованы при условии создания по месту жительства специализированных и многофункциональных социально-культурных центров для пожилых, которые включали бы площадки для общения, пассивного и активного отдыха, комнаты для различных курсов и кружков, залы для проведения собраний, врачебные и процедурные кабинеты и др. Финансирование такого центра могло бы осуществляться не только из местного бюджета, но и за счет средств, выделяемых различными фондами, общественными организациями, коммерческими структурами, церковью и т.д. Например, подобный центр в ФРГ предлагает своим посетителям оздоровительные мероприятия, бальные танцы, игру в бридж, разнообразные программы обучения: основам рисования и живописи, изготовления керамических изделий, резьбы по дереву и др.

Следует помнить, что материалы проекта должны иметь не только полное рабочее исполнение, включающее подробно прописанные проблему, идею, цели, задачи, содержание, обоснование обеспечения, схему контроля реализации и т.п. Необходимо также иметь аннотацию проектных документов, их краткий вариант для использования в качестве раздаточного, рекламного материала, используемого в PR-акциях продвижения проекта.

Разработкой проекта могут заниматься непосредственно сами работники аппарата управления соответствующего государственного органа. Опыт, однако, показывает, что у такого пути имеются существенные недостатки. Во-первых, разработка проекта требует серьезного отвлечения от текущих дел, что зачастую не идет на пользу ни текущим делам, ни разработке. И, во-вторых, чиновник, остающийся в кругу хорошо ему знакомых текущих проблем, с большим трудом может выйти за горизонт, что принципиально необходимо при такой разработке.

Поэтому в высшей степени целесообразно привлекать для такой разработки независимых специалистов, хорошо ориентирующихся в современных культурных процессах, их динамике, местных особенностях и традициях. Опыт показывает, что небесполезным оказывается привлечение специалистов из гуманитарных вузов, научных центров. Однако полностью перепоручать разработку сторонним специалистам не следует – разработка может оказаться излишне абстрактной и утопичной, вариантом безответственного прожектерства, игрой ума, представляющей, в лучшем случае, теоретический интерес – не более. Поэтому в группу разработчиков обязательно должны войти также местные работники культуры – как наиболее опытные и компетентные из них, так и молодых, инициативные и перспективные специалисты. Существенно облегчит разработку полноценного проекта, а главное – последующую реализацию, привлечение к ее разработке представителей местной законодательной и исполнительной власти (депутатов – членов комиссии по культуре, ведущих чиновников соответствующих служб), а также представителей общественности (творческих союзов, общественных организаций), ведущих журналистов, интересующихся проблемами местной истории, традиций и культурной жизни.

Организационно привлечение всего этого круга лиц может быть оформлено в виде комиссии по разработке проекта, создания временного трудового коллектива и т.д. С активными участниками разработки могут быть заключены конкретные договоры подряда, трудовые соглашения, договоры на куплю-продажу интеллектуальной собственности и т.п. Иногда целесообразно оформление группы разработки проводить через другую организацию, что позволяет привлечь на хоздоговорной основе специалистов – представителей заказчика.

4. Как будет разрабатываться проект? Сама разработка может включать в себя анализ состояния сферы культуры в регионе, проведение специального исследования (опросов, анкетирования, наблюдений, контент-анализа документов и прессы), проведение семинаров, конференций и т.п. Такой путь, однако, серьезно задерживает и удорожает разработку. На основе исследований (по которым представляется аналитический отчет) надо выработать рекомендации, и только на их основе – собственно проект.

Мозговой штурм (brain storming) является самым старейшим методом разработки инноваций. Группа людей собирается вместе и усиленно думает над проблемой или предложением. Работа проводится в два этапа. На первом этапе генерируются идеи, а на втором – они анализируются. Очень важно, когда всем процессом руководит опытный специалист.

Несмотря на то, что некоторые исследования показали, что работая индивидуально люди могут генерировать большее количество более качественных идей, чем работая в группе, мозговой штурм в группе позволяет всем членам группы глубже вникнуть в сущность проблемы, а также позволяет создать ощущение коллективного авторства результатов.

Мозговой штурм можно проводить в группе, состоящей как минимум из двух человек, но не более 12. Один человек из группы назначается руководителем. Хорошо, когда на эту роль выдвигается человек, уже имеющий опыт мозгового штурма. Когда группа собирается, руководитель должен объяснить участникам: первое, что за проблема или идея будет исследоваться, и второе, как будет проходить работа.

Весь процесс состоит из двух этапов:

1) этап рождения идей;

2) этап анализа.

На этапе рождения идей члены группы выдвигают идеи по обсуждаемой проблеме, придерживаясь следующих принципов:

  • каждый в группе должен иметь равные возможности выдвинуть свою идею;
  • никто в группе не должен критиковать идеи на этапе выдвижения, или пытаться их каким-либо образом анализировать;
  • выдвигаемые идеи должны быть записаны, чтобы все могли их посмотреть.

В качестве альтернативы можно воспользоваться доской или компьютером: всё, что позволяет всей группе увидеть, какие были выдвинуты идеи.

Конец первого этапа будет очевидным, когда скорость выдвижения новых идей снизится до нуля.

На этапе анализа сводятся вместе схожие идеи. Нереальные и неверные идеи изменяются или отбрасываются. Идеи могут объединяться вместе и давать начало новой идее.

Однако цель данного этапа - просеять всю массу идей, выдвинутых на первом этапе, и пропустить их через фильтр критики.

Если в работе использовались карточки-наклейки - их можно собирать вместе, менять местами и заменять их новыми карточками (другого цвета) с общим описанием идеи. На доске фломастерами разного цвета можно нарисовать линии связи между карточками-идеями.

Руководитель может время от времени подводить итоги дискуссии, давая обзор образовавшимся группам идей и обсуждая с участниками, почему некоторые из идей группе кажутся более перспективными, чем другие...

По мере продвижения к концу второго этапа руководитель должен попросить группу расположить идеи или группы идей по приоритету, перспективности или приемлемости.

Альтернативными методами могут считаться метод фокусных групп и собрание по составлению требований, где в интерактивной форме собирается и анализируется информация от множества людей. Также можно прибегнуть к методу критических случаев. Мозговой штурм является общим методом, который можно применить во многих ситуациях.

Если мозговой штурм использовался на раннем этапе концептуального дизайна, по его окончании у вас на руках будет множество идей, которые надо будет структурировать и оценить на предмет выполнимости. Для этого можно прибегнуть к следующим методам: сценарии, бумажные прототипы.

Заключительным этапом в разработке модели проекта может стать деловая игра.

Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений в различных искусственно созданных ситуациях путем разыгрывания соответствующих ролей, индивидуальных и групповых, по заданным и вырабатываемым самими участниками игры правилам.

Деловая игра – это коллективная целенаправленная деятельность учащихся по усвоению дисциплин или разделов с помощью делового имитационного моделирования. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в различных областях и с различными целями: в исследовательских и проектных разработках, в учебном процессе, при коллективной выработке решений в реальной управленческой практике и т.д. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения.

В современном применении метод деловых игр означает метод экспериментального обучения соревновательного характера, создающий необходимую мотивацию для изучения важнейших разделов курса, который может использоваться в любой дисциплине учебного плана.

Задание 1. Познакомьтесь с приведенной схемой общей логики формирования проекта. Обсудите в группе. Дайте примеры составляющих ее компонентов.

Проблематизация

Целеполагание

Инструментализация

Проблемы Цели Задачи Методы (мероприятия и содержание деятельности Форма организации Ресурсы (средства)       

Дата: 2019-04-23, просмотров: 297.