Российско-китайские отношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1989 г. был решающим для нормализации отношений Москвы и Пекина. Весной этого года советские войска были выведены из Афганистана, шел вывод войск из Монголии. Вьетнам под давлением СССР официально заявил о намерении вывести свои войска из Камбоджи в сентябре 1989 г., началось сокращение численности советских войск на границе с КНР. Мнение Пекина относительно «четырех препятствий» было учтено. В мае 1989 г. М. С. Горбачев совершил официальный визит в Пекин, в ходе которого были полностью нормализованы как межгосударственные отношения СССР и КНР, так и межпартийные связи КПСС и КПК.
Распад Советского Союза обусловил необходимость закрепить результаты советско-китайской нормализации. В 1992 г. во время визита в Пекин президента России Б. Н. Ельцина была подписана Пекинская декларация, в которой принципы развития отношений между двумя странами были подтверждены в том виде, как они были согласованы во время визита в Пекин М. С. Горбачева.
Российско-китайские отношения развиваются стабильно на базе мирного сосуществования. С 1991 по 1997 г. прошло четыре российско-китайские встречи на высшем уровне поочередно в Москве и Пекине. КНР - второй по значению торговый партнер России. Для Российской Федерации Китай - один из основных покупателей промышленной продукции, в том числе сложной военной техники и технологий. В Китае работает значительное число российских специалистов в области военной техники.
Достигнуты результаты в области урегулирования пограничных вопросов. В мае 1991 г. было подписано соглашение России с КНР о восточном участке российско-китайской границы. В нем зафиксирован международный принцип раздела пограничных рек, согласно которому границей между двумя государствами считается середина главного фарватера реки. Соответственно этому принципу была проведена российско-китайская граница по пограничным участкам рек Амур, Уссури, Туманная и др. В результате к КНР отошел ряд речных островов, ранее принадлежавших России. Нерешенным остался вопрос о нескольких островах на Амуре близ Хабаровска и Благовещенска. В 1992 г. договор о восточном участке был ратифицирован Государственной Думой.
В 1994 г. были урегулированы вопросы, касающиеся западного участка границы. Соответствующий договор прошел ратификацию в июле 1995 г. К 1997 г. российско-китайская граница была согласована на 97% линии ее прохождения.
В апреле 1996 г. в Шанхае было подписано российско-китайское соглашение о мерах доверия в зоне границы. Оно было дополнено в 1997 г. подписанием в том же формате в Москве во время очередного российско-китайского саммита многостороннего соглашения России, Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, в результате которого на протяжении 7,5 тыс. км границ создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны линии границы. Согласованные меры не распространяются на зоны Хабаровска и Владивостока. Они не касаются ракетных войск стратегического назначения, дальней авиации, ВМФ и ПВО России, а также пограничных войск.
Общая цель российско-китайских отношений была сформулирована в Москве (апрель 1997 г.) в двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка как установление отношений «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке».







Механизм Шанхайской пятерки


Прообраз ШОС – механизм «Шанхайской пятерки», изначально получил развитие на базе укрепления доверия и сокращения военной силы в приграничных районах КНР с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. После окончания холодной войны в международной и региональной обстановке произошли серьезные изменения, мир и развитие стали веянием эпохи. Вслед за этим на повестку дня встал вопрос об укреплении отношений добрососедства, взаимного доверия, дружбы и сотрудничества между пятью соседними странами – Китаем, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Кыргызстаном. В 1996 и 1997 годах, главы пяти государств на встречах в Шанхае и Москве подписали «Соглашение об укреплении доверия в военной области в приграничных районах» и «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах», что стало важным историческим этапом, приведшим к запуску механизма под названием «Шанхайская пятерка». После этого подобная форма ежегодных встреч стала устоявшейся и проводилась поочередно в каждой из пяти стран. Содержание встреч также постепенно расширялось от обсуждения вопросов укрепления доверия в приграничных районах до развития всестороннего взаимовыгодного сотрудничества в сферах политики, безопасности, дипломатии, а также торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях.

На встрече лидеров пяти стран в Шанхае наряду с подписанием Соглашения об укреплении мер военного доверия также было принято решение о проведении ежегодных встреч «Шанхайской пятерки», что фактически свидетельствовало не только о создании механизма регулярных встреч, но и о начале его функционирования. Механизм встреч в рамках пятерки стран-участниц получил название форум «Шанхайской пятерки».

Форум «Шанхайской пятерки» прошел в своем развитии 3 этапа.

Первый этап – с ноября 1989 по декабрь 1991 гг. это период, когда рушился Советский Союз, а китайско-советские переговоры велись по формуле «один на один». В ноябре 1989 г. между Китаем и Советским Союзом начались переговоры о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничной зоне и укреплении мер доверия в военной области. Переговорный процесс шел весьма динамично и 24 апреля 1990 г. было подписано Соглашение между правительством СССР и правительством КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы. Стороны договорились осуществить взаимные сокращения вооруженных сил и укрепление мер доверия в военной области в районе советско-китайской границы. Стороны должны были предпринять необходимые меры, чтобы дислоцированные в районе советско-китайской границы войска сторон по своей структуре были способны выполнять лишь оборонительные задачи, и лишены способности осуществлять внезапное нападение и вести наступательные операции.
Взаимная заинтересованность сторон заключалась в налаживании отношений, а также в решении проблемы в районе советско-китайской границы.

Сокращения вооруженных сил Сторон в районе советско-китайской границы должны были осуществляться по принципу асимметричности, сочетать односторонние и двусторонние меры, причем та Сторона, которая обладает превосходством в какой-то области, производит в этой области сокращения в больших объемах.

Сокращения призваны были в первую очередь охватывать наступательные компоненты вооруженных сил Сторон в районе советско-китайской границы. Сокращения производились поэтапно, целостными воинскими формированиями. Боевые объекты, сокращаемые по согласованию Сторон, приводились в состояние, непригодное для использования по боевому предназначению, или переоборудовались для гражданских нужд.

Взаимные сокращения вооруженных сил осуществлялись в согласованных Сторонами географических зонах района советско-китайской границы.

Стороны путем консультаций разрабатывают эффективные меры по укреплению доверия в военной области в районе советско-китайской границы. До всестороннего разрешения пограничных вопросов между двумя странами Стороны строго соблюдают статус-кво на границе, предпринимают все необходимые меры для поддержания нормального порядка на границе и предотвращения случаев нарушения статус-кво на границе.

На данном этапе отношений складывались базовые принципы сотрудничества государств, на которых возникла «Шанхайская пятерка».

Найденный «Шанхайской пятеркой» новый тип отношений между государствами подразумевает: добрососедство и взаимное доверие, равноправие и взаимная выгода, солидарность и сотрудничество, совместное развитие, становление добрососедских, дружеских и партнерских отношений.

Новый образец концепции безопасности – это максимальное сокращение вооруженных сил и военной деятельности в зоне границ на основе взаимного доверия, путем диалога и консультаций, усиление прозрачности и укрепление дружественных контактов, создание границ добрососедства и дружбы, т.е. защита государственной и региональной безопасности, дальнейшее стимулирование взаимоотношений. Эта модель безопасности едина по духу с пятью принципами мирного сосуществования и другими общепринятыми нормами международных отношений. Данная модель концепции безопасности противоположна модели «холодной войны», модели усиления военных блоков, санкций, применения силы или угрозы применения силы, т.е. установления однополярного мира путем ведения политики силы.

Механизм регионального взаимодействия – это механизм сотрудничества многих стран. Он является открытым для других стран и не направлен против них. «Шанхайская пятерка» приветствовала вступление других стран региона в свои ряды, чтобы благоприятствовать миру и развитию, как данного региона, так и всего мира. То, что президент Узбекистана Каримов принял участие в саммите глав государств «Шанхайской пятерки» в Душанбе в качестве наблюдателя, является конкретным проявлением открытости этого механизма. Представители других стран также могут принимать участие в работе «Шанхайской пятерки»: в качестве официальных участников, наблюдателей, сотрудничая в сфере безопасности, экономики и т.д. Их участие может внести дальнейший вклад в дело мира, в развитие данного региона, в дальнейшее совершенствование механизма взаимодействия в рамках «Шанхайской пятерки». Позиция неприсоединения и отсутствие антагонизмов во внешней политике пяти стран подтверждает, что данное соглашение не направлено против третьих стран и одновременно является гарантией обязательства «Шанхайской пятерки» не вести деятельности, направленной против третьих стран.

Второй этап – с декабря 1991 по апрель 1997 гг. Это этап двусторонних переговоров пяти стран, на которых выступали, с одной стороны Китай, а с другой – совместная сторона, представлявшая четыре государства: Россию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. После того как в декабре 1991 г. произошел распад Советского Союза, эти страны сформировали совместную делегацию для продолжения переговоров с Китаем по пограничным вопросам, а также по вопросам сокращения численности войск в пограничных районах и укрепления мер доверия в военной сфере. При этом в ходе переговоров по последнему блоку вопросов обе стороны, исходя из «Соглашения о руководящих принципах», подписанного Китаем и Советским Союзом в апреле 1990 г., достигли единства мнений по поводу соглашения об укреплении мер военного доверия.

Развертывание совместной деятельности стран «Шанхайской пятерки» проходило не изолировано, а возникало и развивалось на фоне разрешения пограничных вопросов Китая с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, а также сближения характера процесса развития двусторонних отношений последних четырех стран. В связи с этим в развитии процесса взаимодействия в рамках стран «Шанхайской пятерки» проявились две тенденции. Первая тенденция – развертывание деятельности стран «Шанхайской пятерки» синхронно с разрешением пограничных вопросов между Китаем и Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. В мае 1989 года Горбачев посетил Китай с визитом и парафировал Соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части. В мае 1991 г. Цзян Цзэминь нанес ответный визит в Советский Союз, и стороны официально подписали это соглашение. В марте 1992 года Китай и Россия обменялись ратификационными грамотами по Соглашению о границе между Китаем и Россией на восточном участке. В сентябре 1994 года Цзян Цзэминь посетил с визитом Россию, стороны подписали Соглашение о границе между Китаем и Россией на западном участке, а в октябре 1995 года обменялись ратификационными грамотами по указанному Соглашению. В итоге впервые была юридически закреплена граница между Китаем и Россией протяженностью 4300 км. Одновременно пограничные вопросы Китая с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном также получили надлежащее разрешение.

Китай и Киргизия в июле 1996 г., во время визита председателя Цзян Цзэминя, в Бишкеке подписали Соглашение о государственной границе между Китаем и Киргизией. В августе 1999 г., во время четвертого саммита глав государств «Шанхайской пятерки» в Бишкеке, председатель КНР Цзян Цзэминь подписал с президентом Акаевым «Дополнение к Соглашению о государственной границе между Китаем и Киргизией», разрешившее вопрос о границе между двумя государствами протяженностью более 1000 км.

В августе 1999 года президент Таджикистана Рахмонов посетил с визитом Китай и во время встречи в г. Даляне с Цзян Цзэминем подписал Соглашение о государственной границе между Китаем и Таджикистаном по участкам, по которым были достигнуты договоренности путем консультаций.

Стороны договорились о том, что они будут искать приемлемые способы решения разногласий на основе ныне действующих договоров, касающихся государственных границ двух стран, согласно общепризнанным нормам международного права, в духе равноправия и консультаций, взаимопонимания и взаимных уступок, путем переговоров в отношении тех участков границы, по которым сторонами еще не достигнуто единство взглядов. В июле 2000 г., во время пятого саммита глав государств «Шанхайской пятерки» в Душанбе, главы трех государств – Китая, Таджикистана и Киргизии – подписали Соглашение между Китаем, Таджикистаном и Киргизией о пункте стыковки государственных границ трех стран. Эти два соглашения заложили прочную основу для решения пограничного вопроса между Китаем и Таджикистаном.

В апреле 1994 г. премьер Госсовета КНР Ли Пэн нанес визит в Казахстан, и стороны подписали Соглашение о государственной границе между Китаем и Казахстаном. В сентябре 1997 г. премьер Ли Пэн вновь нанес визит в Казахстан, во время которого стороны подписали «Дополнение к Соглашению о государственной границе между Китаем и Казахстаном».

Все упомянутые договоры и соглашения явились результатом практической деятельности «пятерки» как одно из ее важнейших направлений.

26 апреля 1996 года в Шанхае состоялась первая встреча лидеров Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, на которой было подписано Соглашение об укреплении мер военного доверия. В соответствии с ним вооруженные силы сторон, размещенные в приграничной зоне, не должны осуществлять нападения друг на друга, проводить военные учения, направленные против другой стороны, где другая бы сторона выполняла бы функции потенциального противника. Взаимному ограничению подлежали также масштаб, рамки и число учений. Стороны обязались взаимно информировать друг друга о важных военных мероприятиях, которые они проводят в пределах стокилометровой зоны, прилегающей к совместной границе; приглашать наблюдателей от противной стороны на свои учения; предупреждать об опасных военных действиях, укреплять дружественные контакты между военнослужащими армий, дислоцированных в приграничной зоне, и пограничниками.

На встрече лидеров пяти стран в Шанхае наряду с подписанием Соглашения об укреплении мер военного доверия также было принято решение о проведении ежегодных встреч «Шанхайской пятерки», что фактически свидетельствовало не только о создании механизма регулярных встреч, но и о начале его функционирования.

Вторая встреча в рамках этого форума проходила с 24 по 25 апреля 1997 года. На этой встрече сторонами выступали, с одной стороны, КНР, с другой – совместная сторона, представленная Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Было подписано Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.

Географическими пределами применения Соглашения явился географический район, расположенный на глубину в 100 километров по обе стороны от линии границы между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны. В качестве чувствительных районов выделялись отдельные ограниченные по площади районы в географических пределах применения Соглашения. На Восточном участке с Российской Стороны – это Хабаровский район и Владивостокский район.

В соответствии с этим Соглашением обе стороны сократили свое военное присутствие в районе границы до уровня, соответствующего добрососедским отношениям между двумя сторонами. Практически это означало, что вооруженные силы, размещенные в зоне границы, выполняли лишь оборонительные функции: стороны взаимно отказались от применения вооруженной силы или угрозы ее применения; перестали стремиться к получению одностороннего военного преимущества; размещенные в зоне границы воинские контингенты не подвергались взаимному нападению; было решено подвергнуть сокращению и ограничению численный состав и основные виды вооружений сухопутных, военно-воздушных, пограничных войск и ВВС ПВО, размещенных в стокилометровой зоне по обе стороны границы; устанавливался максимальный допустимый порог численности штатного состава и вооружений после проведения сокращений; определялись методы и сроки проведения сокращения вооруженных сил; предполагался обмен материалами о вооруженных силах сторон в зоне границы и проведение контроля за ходом исполнения соглашения. Соглашение установило, что на протяжении 7000 км линии совместной границы общая максимальная численность военнослужащих сухопутных войск, ВВС и ВВС ПВО, размещенных каждой из сторон в пределах своей территории на глубину 100 км, не должна превышать 130 тысяч 400 человек. Соглашение также установило, что стороны должны на регулярной основе обмениваться военной информацией, касающейся приграничной зоны. Срок действия Соглашения – по 31 декабря 2010 г. При обоюдном согласии соглашение может быть пролонгировано.

Содержание подписанных соглашений позволяет говорить о том, что на данном этапе речь шла не о создании военно-политического блока, а только о гарантиях ненападения друг на друга.

Подписание этих двух соглашений явилось результатом последовательного развития отношений добрососедства, взаимного доверия и взаимовыгодного сотрудничества между странами пятерки. Эти соглашения уже сыграли, и будут продолжать играть положительную роль во взаимоотношениях между странами «пятерки» как в сфере региональной безопасности, так и международных отношений вообще.

Третий этап – после апреля 1997 года по 2000 год. Это этап многосторонних переговоров пяти равноправных стран и одновременно пяти участников: Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. После успешного завершения переговоров по укреплению мер доверия в военной области и по взаимному сокращению вооруженных сил, первоначальная формула переговоров – двусторонние переговоры, на которых в качестве одной стороны выступает Китайская Народная Республика, а в качестве второй – совместно Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, изменилась на формулу «многосторонние переговоры пяти стран – пяти равноправных участников». Расширилось содержание переговоров, и теперь на них не только затрагивалась военная проблематика, связанная с приграничными зонами пяти стран, но и начался широкий обмен мнениями по проблемам политики, дипломатии, военным вопросам, вопросам безопасности и экономики. В ходе переговоров согласовывались позиции сторон, стороны выразили поддержку друг другу и между ними начало разворачиваться реальное сотрудничество.

С 3 по 4 июля 1998 года в Алма-Ате прошла третья встреча лидеров стран форума «Шанхайской пятерки» и было подписано «Алма-атинское заявление». В соответствии с ним Стороны взяли обязательство принимать все необходимые меры по обеспечению неукоснительного выполнения Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 г.; договорились активно развивать двусторонние и региональные диалог и консультации по вопросам безопасности и приветствовали подключение к этому процессу всех заинтересованных государств региона. Стороны выразили единство в том, что любые проявления национального сепаратизма, этнической нетерпимости и религиозного экстремизма неприемлемы. Они будут принимать меры по борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков.

Постепенно происходит расширение сфер сотрудничества между государствами-участниками «Шанхайской пятерки».

5 июля 2000 г. в Душанбе прошел Саммит стран «Шанхайской пятерки», итогом которого стало принятие «Душанбинской Декларации». В соответствии с ней, стороны приняли решение о том, что для дальнейшего углубления взаимного доверия и дружественного сотрудничества пяти государств в военной области, для консолидации совместных усилий в сохранении мира и стабильности в регионе целесообразно проводить совещания министров обороны и консультации между оборонными структурами государств-участников «Шанхайской пятерки». Это явилось новым пунктом в отношениях между странами.

Процесс взаимодействия «Шанхайской пятерки» связан непосредственно с развитием внутренней ситуации в каждой из стран, ситуацией в регионе и международной обстановкой в целом.

Внутренняя ситуация характеризовалась тем, что после окончания «холодной» войны и распада Советского Союза Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан перешли к проведению государственного курса на независимость, а Китай – курса, для которого в качестве приоритетной была определена идея экономического строительства. Все пять стран оказались перед необходимостью решения сложнейших задач по возрождению своей экономики, многотрудному выходу на уровень современной мировой науки и техники, противостоянию вызовам глобализации экономики. В связи с этим задача национального возрождения для каждой из пяти стран сводится к обеспечению мирного и стабильного внешнего окружения и многостороннего сотрудничества с соседними государствами.

В данном регионе, в частности, в Средней Азии, Закавказье и прилегающих районах, международные группировки национальных сепаратистов, религиозных экстремистов, международных террористов, а также группировки, промышляющие контрабандой наркотиков и оружия, активно развернули свою преступную деятельность. В различных государствах Средней Азии начинает развиваться экстремистское течение ислама – ваххабизм. Именно последователи ваххабизма проводят террористические акции, связанные с многочисленными взрывами, похищениями людей и убийствами. Прямой иллюстрацией этого являлись события, происходившие в Узбекистане и на юге Киргизии в 1999 году. В этом же году они предприняли попытку новых террористических актов, предпринимаемых в целях свержения в странах Средней Азии светской власти и установления в них исламских теократических режимов. После того как российская армия нанесла ощутимый удар по чеченским сепаратистам, силы международного исламского экстремизма перешли к отчаянному сопротивлению. Беспрерывно происходили вооруженные нападения, устраивались взрывы и другие террористические акты. Цель этих действий – вернуть свои былые позиции и создать на Северном Кавказе исламистское государство. Так, Афганистан не только являлся рассадником международного терроризма, но одновременно и одним из крупнейших в мире производителем наркотиков. Именно Афганистан производит 75% от мирового объема находящегося в незаконном обороте героина. Афганский героин контрабандно вывозится сначала через границу на территорию Таджикистана, затем через Киргизию, Казахстан, Россию и далее поставляется в Западную Европу. Преступная интернациональная деятельность создает серьезную угрозу безопасности среднеазиатского региона.

Все это потребовало от участников «Шанхайской пятерки» углубления сотрудничества в сфере коллективной безопасности, а значит, было необходимо вывести «Шанхайский форум» на новую организационную ступень.


Российско-японские отношения.

В конце января 2016 года правительство Японии в очередной раз заявило о необходимости решения территориального вопроса и заключения мирного договора с Российской Федерацией. Позиция японской стороны заключается в том, что в конце Второй мировой войны Советский Союз в нарушение пакта о нейтралитете, а также ряда международно-правовых документов напал на Японию и оккупировал так называемые «северные территории», а именно – острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и группу островов Хабомаи. Следовательно, для того чтобы заключить мирный договор, необходимо урегулировать проблему территориального размежевания между двумя странами. Согласно японской позиции Россия как правопреемница СССР должна вернуть вышеупомянутые острова. Свою бескомпромиссную позицию в отношении островов Япония объясняет принципом первого открытия, а также, что СССР действовал в нарушение международного права. В ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации провозглашается: «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». История знает немало попыток нарушения территориальной целостности нашего государства и всегда Россия боролась за сохранение своих исконных границ. Курильские острова являются составной частью Сахалинской области. В вулканических недрах островов содержатся редкие металлы, на Кунашире и Итурупе много месторождений самородной серы и пемзовых пород, которые используются сейчас в качестве сырья для строительства. Исключительно богаты острова горячими лечебными источниками, а также знамениты удивительной природой, что указывает на дальнейшие перспективы развития туризма, в том числе и международного. Острова омывают моря, содержащие рыбные и другие морские ресурсы. Говоря о природных богатствах и экономическом потенциале, заключающемся во владении островами и их акваторией, нельзя забывать об их уникальном стратегическом положении, что в очередной раз подчеркивает актуальность рассматриваемой проблемы как для Российской Федерации, так и для каждого гражданина нашего Отечества. Вопрос русско-японских отношений исследовали в своих трудах: государственный деятель С. Ю. Витте, историки Л.Н. Кутаков, В.А. Фёдоров, А.А.Кошкин, А.И. Уткин. История пограничного вопроса в русско-японских отношениях официально ведет свое начало с 1805 г., со времени второго русского посольства в Японии, хотя фактически этот вопрос возник раньше – во второй половине XVIII столетия, когда границы России вплотную приблизились к территории «закрытой» в то время для внешнего мира Японии. Достоверно известно и документально подтверждено, что русские первопроходцы вышли к Курилам в 1697 году. Первым увидел с камчатского мыса Лопатка самый северный Курильский остров Алаид отряд Владимира Атласова.

Первыми русскими людьми, побывавшими непосредственно на Курилах, стали казаки Данила Яковлевич Анциферов и Иван Петрович Козыревский. В 1711 г. они с небольшим отрядом обследовали острова Шумшу и Парамушир. И.Козыревский нанес оба острова на карту и объявил их российской территорией. В 1721 г. геодезисты Ф.Лужин и И. Евреинов по приказу Петра I продолжили обследование Курил и нанесли на карту уже шестнадцать островов. В 1739 г. состоялась экспедиция М. Шпанберга вдоль Курильских островов в поисках морского пути в Японию. В ходе нее, были обследованы и нанесены на карту все Курильские острова, в том числе и острова Малой Курильской гряды. Все Курильские острова, включая южные, во времена правления Екатерины II входили в состав Российской империи. Об этом неопровержимо свидетельствует «Карта Иркутского Наместничества, состоящая из 4 областей, разделенных на 17 уездов» [6, с. 18]. В конце XIX века Россия и Япония строили двусторонние отношения преимущественно мирным путем. Так, 7 февраля 1855 г. вице-адмирал Е.В. Путятин подписал в японском городе Симода первый русско-японский договор – «Трактат о торговле и границах, заключенный между Россией и Японией» (Симодский трактат 1855 г.) Главной идеей договора было установление «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». При заключении Симодского договора рассматривался вопрос о принадлежности Курильских островов. Российская сторона утверждала, что Курильские острова, а также остров Сахалин – территория России. Представители японского правительства настаивали на том, что Курильские острова и Сахалин являются исконно японским землями. В итоге, стороны договорились о территориальном размежевании. Статья 2 трактата гласила: «отныне границы между Россией и Японией будут проходить между о-вами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владение России. Что касается о. Карафуто (Сахалин), то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени» [2, с. 71]. Тем не менее, после заключения Симодского трактата Япония продолжала предъявлять претензии на южную часть о. Сахалин. В свою очередь, русское правительство настаивало на том, что весь остров должен принадлежать России. В результате длительных переговоров 25 апреля 1875 г. в Санкт-Петербурге был подписан новый договор – «Трактат, заключенный 25 апреля 1875 г. с Японией о промене части о. Сахалин на гряду Курильских о-ов. С.-Петербург» (Санкт-Петербургский трактат 1875 г.), согласно которому Россия уступала Японии все Курильские острова, а Япония признала российский суверенитет над всем островом Сахалин. В связи с этим в японской историографии Санкт-Петербургский трактат 1875 г. часто упоминается как «договор об обмене острова Карафуто (Сахалин) на Курильские острова» [3, с. 118]. Трактат 1875 г., по существу, отменял территориальную статью трактата 1855 г. В полном объеме трактат 1855 г. был отменен соответствующей статьей русско-японского Договора о торговле и мореплавании 1895 г. Одновременно в декларации при подписании этого договора стороны подтвердили дей­ствительность Санкт-Петербургского трактата 1875 года. Оба договора со­храняли силу на протяжении трех де­сятилетий вплоть до 1905 года. В ходе Русско-японской войны (1904— 1905), которую развязала Япония, царская Россия проиграла и 5 сентября 1905 года в Портсмуте (штат Нью-Гемпшир, США) подписала мирный договор по условиям, которого Россия уступила Японии южную часть острова Сахалин по 50 градусу северной широты [5, с. 40]. Портсмутский мирный договор имеет принципиальное значение в свете рассмотрения японских территориальных претензий к России. Дело в том, что согласно его статье XII «действие договора о торговле и мореплавании (Санкт-Петербургский трактат 1895 г.) между Россией и Японией упразднено было войной» - договор утратил юридическую силу. В Портсмутском мире были подтверждены условия исключительно коммерческого характера. Вопрос о границе в районе Курильских островов остался без подтверждения. Развязав войну и отторгнув от России южную часть острова Сахалин, полученную Россией мирным путем в обмен на Курильские острова по Санкт-Петербургскому договору (1875 г.), Япония грубо нарушила положения Симодского трактата (1855 г.), в котором провозглашались «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией», и тем самым создала прецедент военного захвата с целью расширения собственной территории.

В 1920-1925 гг. Япония оккупировала северную, российскую часть о. Сахалин и, таким образом, в период до 1925 г. весь остров Сахалин находился под контролем Японии. 20 января 1925 г. российско-японские отношения были относительно нормализированы в результате заключения «Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией». Советское правительство полагало, что захваченные Японией южный Сахалин и Курильские острова должны быть возвращены России. В связи с этим, 18 ноября 1940 г., Народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов, в беседе с Послом Японии в СССР Е. Татэкава заявил о необходимости возвращения Японией Советскому Союзу «ранее утерянных территорий – южного Сахалина и Курильских островов» [7, с. 10]. 7 декабря 1941 г. Япония развязала войну на Тихом океане, избрав Курильские острова (о. Итуруп) местом сосредоточения императорского флота для нападения на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор. 11 февраля 1945 г., в Ялте, руководители СССР, США и Великобритании заключили соглашение, по которому СССР согласился после капитуляции Германии вступить в войну с Японией, данное согласие диктовалось необходимостью пресечения агрессивных действий Японии в том числе, несмотря на заключенный между СССР и Японией в 1941 г. Пакт о нейтралитете, в отношении СССР. В ряду условий вступления СССР в войну были названы: возвращение СССР южной части о. Сахалин и всех прилегающих к ней островов; передача СССР Курильских островов. С учетом этого многостороннего соглашения, 5 апреля 1945 г. СССР денонсировал двусторонний советско-японский Пакт о нейтралитете 1941 г. При этом, правительством СССР было публично и официально заявлено (газета «Известия» 6 апреля 1945 г.), что обстановка с момента заключения Пакта изменилась в корне. Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками СССР. 26 июля 1945 г. Китай, США, Великобритания приняли Потсдамскую декларацию с изложением условий капитуляции Японии. Одним из ее условий было исполнение Каирской декларации от 3 декабря 1943 г., которая предусматривала ограничение японского суверенитета островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые союзные державы должны были указать. В Каирской декларации ставилась цель изгнания Японии «со всех других территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате свой алчности» [2, с. 115]. 8 августа 1945 г. СССР официально заявил о присоединении к Потсдамской декларации от 26 июля и о состоянии войны с Японии со следующего дня, а уже 9 августа началось проведение Маньчжурской стратегической наступательной операции, а также Южно-Сахалинской наступательной операции. В акте капитуляции от 2 сентября 1945 г., Япония безоговорочно признала Потсдамскую, а следовательно, и упомянутую в ней Каирскую декларацию. 2 февраля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было установлено, что «вся земля с ее недрами, лесами и водами на территории южной части острова Сахалин и Курильских островов является государственной собственностью СССР». Установив суверенитет над южной частью острова Сахалин и Курильскими островами, Советский Союз действовал на основе договоренностей с союзниками, оформленных в Каирской (1943), Ялтинской (1945) и Потсдамской (1945) декларациях, а также соблюдая Устав ООН. В 1951 г., согласно ст. 2 Сан-Францисского мирного договора, Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на южный Сахалин с прилегающими островами и на все Курильские острова (но в данном договоре не указывалось, какому государству переходят данные территории), а согласно ст. 8 того же договора Япония признала все заключенные соглашения воевавших с нею союзников периода Второй мировой войны, подписавших этот договор. СССР отказался подписывать данный договор, аргументируя тем, что он не участвовал в разработке положений данного документа. 19 октября 1956 года была подпи­сана Совместная советско-японская декларация. Она была одновременно ратифицирована Президиумом Вер­ховного Совета СССР и парламентом Японии 8 декабря 1956 года. Основным содержанием Декларации ста­ло прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений между СССР и Японией.

Декларация 1956 г. подтвердила суверенитет СССР над всеми Курильскими островами, включая ныне оспариваемые Японией острова. При этом СССР, «идя на встречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства», согласился, на «передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией» [2, с. 183]. Однако 27 января1960 г. японское правительство пошло на подписание с США нового пакта безопасности, предусматривавшего сохранение американского военного присутствия на японской территории еще на десять лет. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года, и оговорил передачу островов Хабомаи и Шикотан выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных (то есть американских) войск с ее территории. Новый этап российско-японских отношений начался в 1990- х гг. 19 апреля 1991 года по итогам визита Президента СССР Михаила Горбачева в Японию было подписано совместное заявление, в котором впервые советская сторона признала факт существования территориальной проблемы в двусторонних отношениях. В заявлении было указано, что «мирный договор должен стать, документом окончательного послевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной проблемы». В 1993 года состоялся визит в Японию Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Тогда был подписан пакет из 18 документов, ключевым из которых стала Токийская декларация. В ней подчеркивалась необходимость продолжения переговоров с целью скорейшего заключения мирного договора «путем решения территориального вопроса исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных документов, принципов законности и справедливости» [2, с. 238]. В ноябре 1998 года в ходе официального визита в Российскую Федерацию японского премьер-министра Кэйдзо Обути была подписана Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией. В 2000 г. Президентом Российской Федерации стал В.В. Путин, который неоднократно встречался с представителями правительства Японии по территориальному вопросу. В мае 2009 года Владимир Путин посетил Токио в качестве Председателя Правительства Российской Федерации. Было подписано несколько соглашений, в том числе соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, заключено несколько коммерческих сделок. 1 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Японская сторона назвала данный визит достойным сожаления, что, в свою очередь, вызвало реакцию МИДа России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может. Японская сторона отмечает, что прошло уже 70 лет с момента окончания Второй мировой войны, но между Россией и Японией до сих пор существует ситуация с неподписанным мирным договором. Действительно, до настоящего времени пути к достижению взаимоприемлемого решения не найдены ввиду принципиальных расхождений в позициях сторон по проблеме территорий. Анализ российско-японских отношений в контексте пограничного размежевания, безусловно, наводит на мысль о необоснованности территориальных претензий Японии к России. Если следовать историческим фактам, очевидно, что Курильские острова, включая их южную часть, были не исконно японскими, а российскими землями и трактовать территориальные притязания Японии к России с позиции «восстановления исторической справедливости» по меньшей мере, безосновательно. Сегодняшние ссылки японской стороны на первые русско-японские трактаты 1855 и 1875 годов как на документы, фиксировавшие государственную границу между Россией и Японией, являются юридически неправомерными. С момента подписания сторонами Портсмутского договора (1905 г.) была установлена новая государственная граница между Россией и Японией. Она разделила остров Сахалин по 50 градусу северной широты на русскую и японскую части. Что же касается Курильских островов, то, поскольку граница в этом районе не была оформлена надлежащим образом - то есть путем заключения двустороннего соглашения, они остались японскими лишь де-факто. В урегулировании данного вопроса необходимо опираться на законность, неоспоримо признавая реалии, которые закреплены в уставе ООН. Курильские острова справедливо перешли к нашему государству по итогам Второй мировой войны на законном основании в соответствии с договоренностями союзных держав (Ялтинское соглашение от 11 февраля 1945 г.; Потсдамская декларация от 26 июля 1945 г.). Не смотря на то, что СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор, его подписала Япония и согласилась с распространением государственного суверенитета лишь на территорию Японского архипелага. Япония является участницей ООН, следовательно, она должна признать границы, сложившиеся по итогам войны. Резюмируя вышесказанное, хочется подчеркнуть, что решение этой давней проблемы должно быть взаимоприемлемым, не наносить ущерба суверенитету и национальным интересам России, получить поддержку общественности обеих стран.

 




Межкорейские отношения

Отход Советского Союза от поддержки идеологических партнеров в конце 80-х годов в ряде случаев был сопряжен с потерями. Договор 1961 г. между СССР и КНДР обязывал Советский Союз оказать северокорейской стороне помощь в случае, если она подвергнется нападению третьей страны и окажется в состоянии войны. Этот договор был направлен против Южной Кореи и США. По мере того как отношения с этими странами улучшались, смысл договора с Пхеньяном становился все более противоречивым. Это стало особенно ясно после подписания в ноябре 1992 г. договора между Россией и Республикой Корея.
В 1994 г. президент Б. Н. Ельцин полуофициально заявил об отсутствии у российской стороны намерения продлевать договор с КНДР на очередной пятилетний срок. В 1995 г. северокорейской стороне был вручен проект нового договора, который с тех пор находится в стадии обсуждения. Фактически ни КНДР, ни Российская Федерация не считают себя связанными Договором 1961 г., о чем каждая из сторон заявляла в одностороннем порядке. Вместе с тем Договор не денонсирован и не заменен новым, формально сохраняя юридическую силу.
Параллельно российская сторона свернула оказание военной и экономической помощи КНДР. Однако, отказав в помощи Пхеньяну, Москва лишилась средства воздействия на КНДР. Единственным сильным союзником Северной Кореи остался Китай. С падением роли России в корейском урегулировании и связано появление американо-южнокорейского предложения 1996 г. о проведении четырехсторонней конференции по Корее без участия России. Единственным энергичным шагом российской стороны на северокорейском направлении в середине 90-х годов было заключение осенью 1996г. нового российско-северокорейского соглашения о научном и культурном обмене.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 350.