Подсистема МО на Ближнем и Среднем Востоке в 1990-е и последующие годы: основные характеристики, факторы развития, участники. Проблема политического ислама и исламского экстремизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Из 2-х стратегических союзников в наихудшем положении оказ. Ирак: агрессивная политика Саддама Хусейна. Введены международные санкции; введены действия (ООН), которые освободили Кувейт («Буря в пустыне») 1991 г.: 80 боевых кораблей; 4 авианосца; Франция, Великобритания, Египет, Сирия – 540 тысяч американских солдат. – Иракская армия разгромлена.
Ноябрь 1994 года – Иракское правительство заявило о признании Кувейта, согласилось с демаркацией Иранско-кувейтской границы.
Закон об освобождении Ирака (1998 год) – операция «Леса в пустыне» - устранить Хусейна.
Конец 80-х годов для региона Ближнего и Среднего Востока прошел под знаком очевидного спада напряженности, что было связано прежде всего с прекращением ирано-иракской войны. В июне 1988 года руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) заявляет о своем принятии резолюции 598 Совета Безопасности ООН от 20 июля 1987 г., требовавшей прекращения огня от участников конфликта. До этого почти в течение целого года оно отказывалось это сделать на том основании, что в резолюции Ирак не был осужден как агрессор.
Прямо противоположный политический курс, хотя и не сразу, был избран президентом Ирака Саддамом Хусейном. Первоначально он предполагал, что накопившиеся за время войны социальные и экономические проблемы страны ему удастся решить в короткие сроки, опираясь на помощь арабских стран, которые встали на его сторону в ходе войны, и прежде всего стран ССАГПЗ. Однако очень скоро стало очевидным, что никто не собирается прощать ему крупного долга (60 млрд. долл.), а тем более продолжать безвозмездную финансовую помощь.
Переход к мирному строительству неизбежно потребовал бы от Саддама Хусейна резкого сокращения численности гигантских по масштабам Ирака вооруженных сил, которые рассматривались им как наиболее эффективный инструмент превращения Ирака в центр силы в арабском мире . Вторым таким инструментом была, как он неоднократно заявлял, нефть, т. е. контроль над основными нефтяными источниками региона. Поскольку они находятся на территории его прежнего основного союзника в войне - стран ССАГПЗ, то у него стал оформляться замысел экспансии именно против них.
Для реализации этого замысла требовалось найти новых арабских союзников, и 16 февраля 1989 г. по инициативе Саддама Хусейна в Багдаде было подписано соглашение о создании новой региональной организации - Совета арабского сотрудничества, в который вошли Ирак, Иордания, Йемен и Египет.
Стремясь всячески избежать разрастания конфликта, правительство Кувейта заявляет
о своей готовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку займ в размере 9 млрд. долл. Однако решение уже принято, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 г. 150-тысячная иракская армия вторгается в Кувейт.
Кувейтский кризис и война в Заливе
Стремясь хоть как-то оправдать оккупацию соседней страны, иракское правительство
опубликовало заявление о том, что ввод иракских войск был осуществлен по просьбе временного свободного правительства , якобы созданного противниками правящей династии. Однако сформировать это свободное (марионеточное) правительство так и не удалось. Даже оппозиционные монархическому режиму силы категорически отказались сотрудничать с оккупантами. Саддам Хусейн решает отказаться от политического маневрирования и 8 августа объявляет об аннексии Кувейта, который становится девятнадцатой провинцией Ирака.
Инициатором принятия этих резолюций были США, которые с самого начала заняли предельно жесткую позицию в отношении Ирака. Располагая достаточной информацией о замыслах Саддама Хусейна, администрация президента Дж. Буша прекрасно понимала бесперспективность умиротворения агрессора, да еще в регионе Персидского залива, который был объявлен зоной жизненно важных интересов США .
Было принято решение дать немедленный военный ответ на агрессию, чтобы не допустить вторжения иракских войск в Саудовскую Аравию. Вполне реальную опасность такого вторжения осознали и саудовские правящие круги. Получив согласие короля Фахда, президент Дж. Буш отдал 7 августа приказ о переброске в Восточную провинцию Саудовской Аравии крупного контингента американских войска, который был поддержан в регионе Залива мощной эскадрой, насчитывавшей 80 боевых кораблей (в том числе четыре авианосца). Затем к американским войскам присоединились воинские части Франции, Великобритании, Египта, Сирии и ряда других стран. Они образовали межнациональные силы, общая численность которых к январю 1991 г. достигла 780 тыс. человек, в том числе 540 тыс. американцев.
Пытаясь сохранить политическую инициативу, Саддам Хусейн предпринял целый ряд
шагов, направленных, с одной стороны, на активизацию действий своих сторонников в арабском и мусульманском мире, а с другой - на блокирование военных возможностей антииракской коалиции.
29 ноября Совет Безопасности принимает резолюцию 678, санкционирующую использование военной силы ( соответствующих средств ) для освобождения Кувейта. Ираку был предъявлен ультиматум, согласно которому все иракские войска должны быть выведены из Кувейта к 15 января 1991 г. Саддам Хусейн его отверг.
В ноябре 1994г. иракское правительство подтвердило свое признание суверенитета и
территориальной целостности Кувейта, а в декабре согласилось с демаркацией ирако-
кувейтской границы, проведенной ЮНСКОМ. Была создана специальная комиссия ООН по взысканию с Ирака компенсации за причиненный его действиями ущерб.


Ближневосточное урегулирование в 1990-е годы.

 


Ближневосточное урегулирование – одна из важнейших международных проблем, связанная с необходимостью снятия напряженности в отношениях между рядом арабских государств и Израилем.
С географической точки зрения, страны-фигуранты этого процесса находятся в Юго-Западной Азии. Этот субрегион еще называют Ближним и Средним Востоком. Однако надо иметь в виду, что условное понятие “Ближний и Средний Восток” рассматривается несколько шире: оно охватывает территорию государств Юго-Западной Азии (Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция), а также Египет и Судан.
Очаг напряженности, возникший после раздела Палестины (1947 г.) на Ближнем Востоке породил самый затяжной региональный конфликт века. В научной литературе его обычно называют арабо-израильским или ближневосточным конфликтом, продолжающимся уже более 50 лет. Некоторые исследователи называют этот конфликт и “столетней”, и “восьмидесятилетней войной”. Но чаще его связывают с началом открытой военной конфронтации между арабами и евреями и с массовым изгнанием палестинцев после раздела Палестины. Этот неоспоримый исторический факт признается теперь и “новыми историками” Израиля в подготовленной ими книге-досье “Подлинный грех Израиля”, вышедшей недавно в Париже.
В общей череде периодически возникающих кризисов, эпицентры которых перемещались сначала с Палестины в зону Суэцкого канала, а затем – из Ливана в зону Персидского залива, Октябрьская война 1973 года и ливанский кризис 80-х годов занимают особое место. Они как бы обозначили переходный этап перерастания арабо-израильского в более широкомасштабный ближневосточный конфликт.
Октябрьская война 1973 года была не только историческим перевалом пятидесятилетнего арабо-израильского противостояния. Она стала и его кульминацией. После этой войны конфликт получил новые измерения. В преддверии и в ходе войны впервые эффективно было задействовано арабское “нефтяное оружие”. После нее более активную роль стали играть цивилизационные и религиозные факторы.
Этноконфессиональный аспект палестинской проблемы после октября 1973 г. в определенной степени спроецировался на весь ближневосточный конфликт. Он все больше стал обретать социоцивилизационную и этнорелигиозную окраску. В Египте Октябрьская война была провозглашена как мусульманский джихад, получив название войны “священного месяца Рамадана”. В Израиле ее назвали войной иудейского “Судного дня”. Она стала одновременно прелюдией нового этапа регионально-международного кризиса. По своим военным итогам и еще более противоречивым политическим, экономическим и цивилизационным последствиям этот кризис занимает особое место в ряду всех арабо-израильских войн.
С одной стороны, война “разморозила” ситуацию “ни мира, ни войны” на Ближнем Востоке, дав импульс мирному процессу политического урегулирования. С другой стороны, Октябрьская война, направив этот же конфликт в побочные русла этноконфессиональных, междоусобных и межнациональных столкновений, открыла целую полосу еще более длительных кризисов в Ливане, в зоне Персидского залива. Будь то война в Заливе или кризис в Ливане, или сопровождающая их “палестинская интифада” – все это было следствие снова зашедшего в тупик после Октябрьской войны 1973 г. ближневосточного урегулирования.
Октябрьская война не привела к победе ни Израиль, ни арабские страны. Скорее она подтвердила поражение силовой политики обеих сторон. В мире ислама война была воспринята как “качественный перелом в борьбе с вековым врагом”. Мусульмане во всем мире впервые ощутили некие реальные плоды проявленной ими солидарности с “арабскими братьями по вере”. Последующую затем победу “исламской революции” под руководством Хомейни в Иране они рассматривали тоже как докатившееся до Ирана “эхо” октябрьских событий 1973 года.
Однако взрывоопасная обстановка на Ближнем Востоке сохранялась. В то время принципы, которые предусматривали скорейшее достижение всеобъемлющего мира в данном районе и соответствовали нормам международного права и решениям ООН по Ближнему Востоку, сводились к следующему.
Во-первых, строгое соблюдение принципа недопустимости захвата чужих земель путем агрессии. А это означало, что арабам должны быть возвращены все оккупированные Израилем с 1967 г. территории — Голанские высоты, Западный берег р. Иордан и сектор Газа, ливанские земли. Во-вторых, обеспечение на практике неотъемлемого права арабского народа Палестины на самоопределение и создание собственного независимого государства на палестинских землях, которые будут освобождены от израильской оккупации. Палестинским беженцам должна быть предоставлена предусмотренная решениями ООН возможность возвратиться к своим очагам или получить соответствующую компенсацию за оставленное ими имущество. В-третьих, возвращение арабам восточной части Иерусалима, оккупированной Израилем в 1967 г. В-четвертых, обеспечение права всех государств района на безопасное и независимое существование и развитие. В-пятых, прекращение состояния войны и установление мира между арабскими государствами и Израилем. А это означало, что все стороны в конфликте, в т.ч. Израиль и палестинское государство, должны были взять обязательства взаимно уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность друг друга, решать возникающие споры мирными средствами, путем переговоров. В-шестых, выработка и принятие международных гарантий урегулирования. При этом роль гаранта могли бы взять на себя постоянные члены Совета Безопасности ООН или же Совет Безопасности в целом.
После окончания “холодной войны” процесс ближневосточного урегулирования был продолжен. Хотя завершить пересмотр прежней региональной стратегии в полном объеме так и не удалось, на Мадридской конференции 1991 г. СССР, а после его распада Россия, наряду с США, выступила уже в качестве коспонсора ближневосточного мирного урегулирования.
На этой конференции в качестве базового принципа будущего мирного урегулирования была принята формула “земля в обмен на мир”. Она означала, что Израиль выводит свои войска с ранее оккупированных им территорий, а арабские страны заключают с ним мирные договоры. В сущности, это предполагало использование того варианта мирного урегулирования, который был реализован при заключении израильско-египетского мирного договора (1979 г.), но теперь применительно к остальным арабским участникам конфликта.
Наполнение данной формулы конкретным содержанием потребовало немалых усилий и времени. Основным препятствием в достижении компромисса была нереалистическая позиция Израиля в отношении ООП: она квалифицировалась как террористическая организация, которая не может быть признана в качестве законного представителя палестинского народа, хотя еще в 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН признала за ней это право. Под сильным давлением США Израиль был вынужден все же отойти от своей “жесткой” позиции. 9 сентября 1993 г. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании, а 13 сентября в Вашингтоне они подписали Декларацию о принципах организации временного палестинского самоуправления в секторе Газа и г. Иерихон.
24 октября 1994 г. был подписан иордано-израильский мирный Договор и между двумя странами были установлены дипломатические отношения. 28 сентября 1995 г. Израиль и ООП подписали “Временное соглашение”, предусматривавшее вывод израильских войск из шести городов Западного берега, проведение в них выборов палестинской администрации и создание крупных палестинских полицейских сил.

Уже соглашение о взаимном признании было воспринято резко отрицательно экстремистским крылом ПДС. Произошел раскол в исполкоме ООП. Я.Арафат был обвинен в “предательстве интересов арабской нации” и “капитулянтском сговоре с сионистскими бандами”. Наиболее радикальные группировки даже приговорили его к смертной казни, однако он и его сторонники держались достаточно твердо.
Примерно аналогичную реакцию вызвало подписание “Временного соглашения” в ортодоксальных и, прежде всего религиозных кругах Израиля. Его ратификация Кнессетом (парламентом) сопровождалась ожесточенной дискуссией. В конечном счете, 5 октября 1995 г. оно было утверждено, но при мизерным большинстве голосов (61 “за” и 59 “против”). Противники “Временного соглашения” после его ратификации развернули широкую пропагандистскую кампанию против правительства и лично Премьер-министра И. Рабина, которого обвинили в “капитуляции перед террористами”. 4 ноября он был убит еврейским религиозным фанатиком.
Подписанием “Временного соглашения” завершился первый этап мирного урегулирования, за которым должен был последовать второй, имевший своей целью окончательную реализацию заключенных ранее соглашений и завершение формирования Палестинской автономии. Была назначена даже официальная дата — 4 мая 1999 г.
На первом этапе ключевую роль в достижении договоренностей играла американская дипломатия, которая сочетала постоянное давление на ООП и Израиль с попытками выступать в качестве беспристрастного арбитра. В целом это ей удавалось. Что касается России как второго коспонсора, то ее участие в переговорном процессе было откровенно вялым. Российская дипломатия, как правило, тратила свои основные усилия на выполнение второстепенных функций.
Пассивность российской дипломатии объяснялась, с одной стороны, тем обстоятельством, что страна в это время переживала период ожесточенной внутренней борьбы, а с другой, – невысоким рейтингом ближневосточного региона в списке внешнеполитических приоритетов России. В 1996 г., когда Министром иностранных дел стал Е. Примаков, ситуация стала меняться. При нем рейтинг ближневосточного региона заметно возрос, что отражало общую тенденцию “поворота к Востоку” и проведение более твердой политики по отношению к Западу.
В марте 1996 г. на конференции глав государств и правительств, созванной в египетском городе Шарм аш-Шейхе, Президент России Б. Ельцин выступил с предложением подготовить и провести второй раунд Мадридской конференции с целью ускорения процесса мирного урегулирования. Одновременно Россия приняла меры для налаживания системы постоянных консультаций как с ООП, так и с Израилем.
В Израиле последовательными противниками всякого “сближения с Москвой” выступали главным образом представители ортодоксального иудаизма, но, несмотря на их значительное влияние, израильские правящие круги сочли целесообразным развивать отношения с Россией. Более того, они стали выступать за активизацию ее роли в качестве коспонсора ближневосточного мирного урегулирования.
С аналогичным требованием от имени арабов обратился к Б. Ельцину Президент Египта Х. Мубарак во время своего визита в Москву в сентябре 1997 г. Секрет такого единодушия обеих сторон достаточно прост. Как отметил Б. Ельцин в послании Федеральному собранию, “ближневосточные государства, где сильны опасения по поводу однополярности нового миропорядка, видят в России необходимый фактор глобального и регионального равновесия”.
В ноябре этого же года Министр иностранных дел России Е. Примаков совершил турне по странам Ближнего Востока с целью “сближения позиций сторон ближневосточного урегулирования”. Во время своего пребывания в Каире он выступил с предложением о том, чтобы все страны региона приняли “Кодекс мира и безопасности на Ближнем Востоке”, который обязывал бы их воздерживаться от враждебных действий друг против друга. Однако эта его инициатива должной поддержки не получила.
29 мая 1996 г. победу на выборах премьер-министра Израиля одержал лидер блока “Ликуд” Б. Натаньяху, выступавший за “жесткую” линию в отношении ООП. Его победе в немалой степени способствовали действия экстремистского крыла ООП (организации “Аль-Джихад аль-Ислами” и “Хамас”), организовавшего серию террористических актов в крупных городах Израиля в феврале-марте 1996 г.
Продолжение диверсионно-террористической деятельности экстремистских организаций ПДС и исламских фундаменталистов “Хизбаллах” заставило Б. Натаньяху поставить в категоричной форме перед Я. Арафатом вопрос о принятии палестинской администрацией действенных мер по ее пресечению. Поскольку Я.Арафат объективно не мог этого сделать, то реализация “Временного соглашения” была фактически заморожена.
Принимая решение об этом, израильское правительство реагировало не только на пассивность Я. Арафата в борьбе с экстремистами, но и на неоднократно выражавшееся руководством ООП намерение провозгласить 4 мая 1999 г. (срок прекращения израильской оккупации, установленный “Временным соглашением”) образование Палестинского государства на территории Палестинской автономии. Против этого Израиль возражал самым категорическим образом, ссылаясь на ранее подписанные соглашения.
Одностороннее прекращение Израилем реализации “Временного соглашения” вызвало крайне негативную реакцию в арабском мире. В марте 1997 г. Совет Лиги арабских государств принял решение о приостановке нормализации (установления дипломатических отношений) арабо-израильских отношений. Однако постепенно напряженность начала спадать, и в марте 1998 г. арабское совещание в верхах в Каире объявило, что “мир с Израилем — стратегический выбор арабов”, но при этом было подчеркнуто, что речь может идти только о “справедливом мире”.
В ноябре 1998 г. после длившихся почти год переговоров было подписано новое палестино-израильское соглашение. Согласно ему Израиль должен был передать палестинской администрации 13% территории Западного берега, а палестинская администрация обязывалась вести решительную борьбу с терроризмом. Кроме того, ООП должна была изъять из своего Устава (Хартии) все антиизраильские положения, что и было сделано на состоявшейся в декабре сессии Национального Совета Палестины.
30 ноября 1998 г. в Вашингтоне открылась Конференция по поддержке мира и развития на Ближнем Востоке, в которой приняло участие более 40 государств. Ее целью было финансово-экономическое обеспечение мирного урегулирования. На ней была рассмотрена и одобрена просьба палестинской администрации о предоставлении ей в течение пяти лет финансовой помощи на общую сумму 3,5 млрд. долларов.
Оценивая итоги второго этапа в целом, нельзя не отметить, что “Временное соглашение” не было реализовано в полном объеме. Во многом это явилось результатом “жесткой” линии правительства Б. Натяньяху. Не меньшую, а, возможно, даже большую роль в затягивании реализации “Временного соглашения”, наряду с правительством Б. Натаньяху сыграли экстремистские элементы ПДС и, главным образом, исламские фундаменталисты. Они вообще отвергают право Израиля на существование. Их действия позволили сторонникам “жесткой” линии в израильском правительстве в очередной раз обвинить руководство ООП в нежелании идти на действительный мир с Израилем.
Рост напряженности в отношениях между Израилем и Палестинской автономией продолжался. В 2001 г. на палестинских землях начались израильская антитеррористическая операция, которая поставила своей целью физическое уничтожение руководителей и активных членов организации “Хамас” и других экстремистских организаций ПДС. Израиль стал наносить удары по палестинским городам и другим объектам. Террористические акты в США, совершенные 11 сентября 2001 г., и антитеррористическая операция Вашингтона в Афганистане еще более укрепили позицию Израиля в его политике в отношении палестинцев и ООП.

 

Структура "Мадридского процесса". Эволюция ситуации на основных переговорных треках

Мадридская мирная конференция при участии представителей Израиля, палестинцев и арабских стран проходила с 30 октября по 1 ноября 1991 года по совместной инициативе США и СССР, с ООН в качестве наблюдателя. Целью конференции было достижение в течение года соглашений о временном урегулировании арабо-израильского конфликта, в частности, соглашений о палестинском самоуправлении, а в течение пяти лет — соглашений о постоянном урегулировании на основе Резолюции 242 и Резолюции 338 Совета Безопасности ООН. Конференция не достигла желаемых результатов, но вскоре после неё были начаты тайные двусторонние израильско-палестинские переговоры, приведшие к подписанию соглашений в Осло.

После окончания войны в Персидском заливе и освобождения Кувейта от иракской оккупации в феврале 1991 года администрация президента США Джорджа Буша начала интенсивную подготовку к арабо-израильским мирным переговорам. В выступлении перед Конгрессом 6 марта президент Буш заявил, что рассматривает окончание войны как открывающее перспективы к заключению мира между Израилем и арабскими странами, «впервые в истории выступившими против общего агрессора»[1]. Буш подчеркнул, что тактика террора не может принести результата и что дипломатия является единственной опцией. За восемь месяцев, начиная с марта 1991 года, регион многократно посещал госсекретарь Джеймс Бейкер. В рамках этих визитов были выработаны некоторые предварительные условия, в частности, что переговоры будут многосторонними (вопреки желанию Израиля вести переговоры с отдельными арабскими странами в расчёте на более лёгкое их продвижение[2]) и что палестинцев не будет представлять на них Организация освобождения Палестины (в соответствии с требованием Израиля[3], представители палестинцев были выбраны из числа лиц, регулярно проживающих на Западном берегу Иордана и в секторе Газа, хотя в реальности делегация поддерживала постоянный контакт с ООП через неофициальный «координационный комитет» в Мадриде, среди шести членов которого были видные деятели ООП Ханан Ашрауи и Фейсал Хусейни[4], а также идеолог Первой интифады Сари Нусейбе[5]). В этой челночной дипломатии активно участвовал также министр иностранных дел СССР Александр Бессмертных, в частности, ставший первым советским министром иностранных дел в истории, посетившим Израиль[6].

Предполагаемым участникам конференции было разослано приглашение от имени руководства США и СССР. В приглашении говорилось:

После крупномасштабных консультаций с арабскими государствами, Израилем и палестинцами, Соединённые Штаты и Советский Союз пришли к выводу о существовании исторической возможности для продвижения к полноценному миру в регионе. Соединённые Штаты и Советский Союз готовы помочь сторонам в достижении справедливого, долгосрочного и всеобъемлющего мирного соглашения с помощью прямых переговоров, основывающихся на Резолюциях 242 и 338 Совета Безопасности ООН, по двум направлениям: между Израилем и арабскими странами и между Израилем и палестинцами… С этой целью [достижение полноценного мира] Соединённые Штаты и Советский Союз приглашают вас на мирную конференцию, которая пройдёт при их совместной поддержке и после которой немедленно начнутся прямые переговоры[2].

Далее в приглашении указывалось, что представительство на конференции должно быть на уровне министров. Предполагалось, что прямые переговоры должны начаться через четыре дня после начала конференции, а через две недели начнутся многосторонние переговоры о статусе водных ресурсах, проблеме беженцев, экономическом развитии, экологии и других темах, представляющих общий интерес для участников. К участию приглашались Израиль, Иордания, Сирия и Ливан. Палестинцы должны были представлены совместной делегацией с Иорданией. Представитель Европейского Союза должен был стать сопредседателем конференции, на которую также были приглашены представители Египта, ООН и ССАГПЗ (последние два в качестве наблюдателей)[2].

В приглашении было подчёркнуто, что организаторы конференции не уполномочены навязывать её участникам какие-либо решения и что она является подготовительным этапом для двусторонних переговоров, которые за год, как предполагалось, должны привести к промежуточному соглашению о палестинском самоуправлении, а за пять лет к окончательному урегулированию в рамках Резолюций 242 и 338 СБ ООН[2].

Приглашение было подписано госсекретарём США Бейкером и новым министром иностранных дел СССР Борисом Панкиным.

В первый день конференции с речами выступили:

премьер-министр Испании Фелипе Гонсалес
президент США Джордж Буш
президент СССР Михаил Горбачёв
министр иностранных дел Нидерландов Ханс ван ден Брук, представляющий делегацию Европейского Союза
министр иностранных дел Египта Амр Муса
Во второй день с речами выступили представители стран-участниц конференции:

премьер-министр Израиля Ицхак Шамир
министр иностранных дел Иордании Камель абу Джабер
глава палестинской делегации Хайдар Абдель Шафии
министр иностранных дел Ливана Фарес Буэз
министр иностранных дел Сирии Фарук Шараа
В третий день конференции председатели делегаций, министр иностранных дел Египта, госсекретарь США, министр иностранных дел СССР и министр иностранных дел Нидерландов выступили с заключительными речами.

Часть речей была выдержана в агрессивном тоне: в частности, в своей заключительной речи Ицхак Шамир обвинил Сирию в оказании покровительства террористическим организациям и угнетении местной еврейской общины[7], а Фарук Шараа обвинил Израиль и лично премьер-министра Шамира в терроризме и подстрекательстве экстремистов к покушению на святыни ислама и заявил, что список преступлений Израиля может занять целые тома и для него не хватит места в пятнадцатиминутной речи[8].

Исследователи сходятся в том, что Мадридская конференция, хотя и не принесла прямых практических результатов, имела значение, поскольку именно на ней все стороны фактически согласились с принципом «территории в обмен на мир»[9][10] (или, как его определяет палестинский политик Мунтасер Абу Зейд, «справедливость в обмен на безопасность»[11]), заложенном в Резолюциях 242 и 338, в противовес позиции правительства Шамира, которую можно охарактеризовать как «мир в обмен на мир», а арабские страны, вслед за Египтом, согласились вести прямые переговоры с Израилем[12], тем самым признав в еврейском государстве равного партнёра.

После завершения конференции, 3 ноября, начались прямые двусторонние переговоры между Израилем и соседними арабскими государствами. В общей сложности в Вашингтоне было проведено свыше 12 раундов переговоров, причём первый из них ушёл на выяснение вопроса о том, должны ли палестинцы быть представлены самостоятельной делегацией; многие из последующих раундов также были посвящены процедурным вопросам и обмену взаимоисключающими меморандумами[13]. Наибольший прогресс был достигнут на израильско-иорданских двусторонних переговорах, завершившихся подписанием мирного договора в 1994 году, уже после заключения соглашений Осло между Израилем и палестинцами.

В январе 1992 года в Москве начались многосторонние переговоры по ключевым вопросам, касающимся всего региона: водным ресурсам и экологии, проблеме беженцев, контролю за вооружениями, аспектам регионального экономического развития. Каждой темой занимался отдельный международный форум[14]. Многосторонние переговоры, проходившие на различных площадках (Оттава, Вена, Брюссель[13]), продолжались до середины 1993 года и потом были возобновлены в 2000 году в новом формате.





























































Дата: 2018-12-28, просмотров: 542.