Основные направления и приоритеты внешней политики США
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Основные цели в стратегии США:

- укрепление безопасности

- обеспечение процветания страны

- продвижение демократии в мире

Три уровня нац. бюджета страны:

1) Жизненные интересы для обеспечения выживания, безопасности и жизнедеятельности США.

а. безопасность территории СШа и их союзников

б. безопасность американских граждан

в. экономическое благосостояние страны

г. защита от внешних структур

2) Важнейший нац. интерес

а. экономическое благополучие

б. соразмерность американских акции

3) Гуманитарные и др. интересы

а. гуманитарные и экологические действия

б. помощь в урегулировании госуд. конфликтами.

К началу 21 века увеличить военно-техн. отрыв от своих потенциальных конкурентов. особенно в проецировании глобальной мощи и новейших методов ведения наземных боевых действий. Уровень военно-полит. активности ОЧЕНЬ ВЫСОК.

США хочет заставить другие страны принять американские норма и правила. Основное ср-во принуждения в арсенале США – экономические санкции и военное вмешательство.

Зависимость США от мировой эк-ки постоянно возрастает. США – крупнейший в мире экспортер. Они взяли на себя роль лидера – защитника этой возникшей системы и стремятся построить ее на принципах и собственных предпочтениях своих интересов.

 

Российско-американские отношения на современном этапе: периодизация, основные направления и проблемы отношений.

Начиная с того времени, когда страны находились в состоянии холодной войны, материально-техническая основа их отношений практически не изменилась. Российско-американские взаимодействия базируются на взаимном ядерном сдерживании. Внешняя торговля между странами совсем небольшая, а глубокое развитие экономических связей было заблокировано из-за «поправки Джексона-Веника» еще в 1974 году.
После того как закончилась вторая мировая война, отношения США и России можно охарактеризовать как такие, которые имеют цикличный характер с определенными отчетливыми периодами — стремление выйти на диалог относительно стратегической сферы — прекращение переговорного процесса — пребывание на грани политической и военной конфронтации — попытка возобновления диалога. Такой логикой можно охарактеризовать и сегодняшние отношения между странами.
Впервые возможность сближения США и России появилась в 90-х годах и это было связано с развалом Советского Союза.
С 1991 по 1999 годы президент Борис Ельцин и руководство России добивались:
Чтобы Россия была признана в границах РСФСР 1991 года.
Вывоза со стран республик развалившегося СССР все ядерное оружие.
Получения международного признания в противостоянии с Верховным советом.
Руководители США и России заключили Кемп-Дэвидскую декларацию, которой подтвердили необходимость образования «союза новых партнеров». Оба государства планировали выстроить общую систему безопасности от Владивостока до Ванкувера. Данные намерения были зафиксированы Вашингтонской хартией 1992 года. США гарантировали свою всестороннюю поддержку России взамен на то, что РФ существенно сократит свой военный и, в первую очередь, атомный потенциал. Из-за этого в двухсторонних отношениях появилось много разногласий, обе стороны были разочарованы друг другом и к концу 90-х между странами сложились такие отношения, которые можно было бы назвать «малой конфронтацией».
Российский президент был поддержан американцами лишь в своем противостоянии с КПРФ и Верховным Советом страны. Но после того как Россия отказалась сокращать количество своего вооружения, США это было воспринято как нарушение условий договора. Российская же сторона воспринимала действия Америки как попытку захвата мировой системы управления, что могло бы значительно уменьшить роль ООН, путем возвышения таких организаций как НАТО и Большая семерка. Гарантией безопасности РФ от враждебных действий Америки стали лишь стратегические ядерные силы.
Еще одна попытка сближения стран произошла в 2001-2003 годах. В данный период появилась необходимость предотвратить коллапс контроля над системой вооружения. Угроза была вполне реальной, так как РФ не захотела проводить ратификацию Договора СНВ-2. Помимо этого, Америка заявила о намерении расторгнуть Договор по ПРО. Участие обеих стран в антитеррористической операции на территории Афганистана было ничем иным, как психологическим фоном для осуществления переговоров. РФ дала свое согласие на выход США из договоренностей по ПРО.
Началось сотрудничество по совместным с НАТО программам — развитие систем ТВД, ПРО, ПВО. Россия и США подписали Договор о намерении сократить стратегические наступательные потенциалы и декларацию о стратегическом партнерстве. По условиям данной декларации США были обязаны проводить консультации с Россией относительно развертывания систем ПРО. Москву начала настораживать стратегия «односторонних действий», которую провозгласила администрация президента Буша, после чего с новой силой начало нарастать противостояние между странами. В 2007 году президент Путин заявил в Мюнхене, что если НАТО продолжит расширение своих границ в сторону Востока, Россией будут приняты ответные меры. Данный период конфронтации завершился русско-грузинским конфликтом в 2008 году.
Следующий период сближения пришелся на 2009-2011 годы и он получил название «Перезагрузка». Страны в очередной раз приняли решение пойти на сближение из-за таких причин как:
Минимальная вероятность военных столкновений между Америкой и РФ;
Опасность выхода из под контроля гонки вооружений;
Выяснение условий, на которых РФ может дать свое согласие на серьезное сокращение своего стратегического потенциала.
В 2010 году между США и Россией возникли серьезные разногласия относительно трактовки преамбулы по договору СНВ-3, после чего политика «Перезагрузки» стала достаточно проблемной. Россией был разработан проект дополнительного протокола к СНВ-3, относительно ПРО. США предложили заключить декларацию о взаимном сотрудничестве по ПРО, однако, такие декларации уже были подписаны и их существовало на то время как минимум 5. Но ни по одной из них обязательства так и не были выполнены. Поэтому во время вашингтонского саммита в 2010 году никаких соглашений по ПРО стороны так и не достигли. Президенты Медведев и Обама заявили там лишь о намерениях вести сотрудничество по наблюдению за процессами запуска баллистических ракет. Переговоры в Сочи в 2011 году Россия-НАТО тоже не принесли успеха. В 2011-2012 годах между РФ и США появилось еще несколько противоречий, которые были спровоцированы такими факторами как:
Обострение гуманитарной проблемы;
Отказ РФ от ведения переговоров на счет сокращения ядерного оружия на территории Европы;
Стремительная активизация американской политики на территории Центральной Азии в 2011 году;
Беспокойство России по поводу операции НАТО на территории Сирии;
Кардинальное расхождение позиций относительно Сирии.
Наличие каких-либо разногласий между странами категорически отрицалось на официальном уровне, однако, игнорировать взаимные претензии стало невозможно после того, как парламентские и президентские выборы в РФ получили крайне негативные оценки со стороны администрации президента США.
Главные достижения «Перезагрузки»
С того времени как началась «Перезагрузка», отношения между США и Российской Федерацией существенно улучшились, однако, при этом даже не поднимался такой вопрос как сдача РФ ее геополитических и политических позиций в мире. В определенный момент уже даже казалось, что новая конфронтация была завершена. Обе страны показали то, что они способны сотрудничать и могут при необходимости достичь конкретных положительных результатов.
На протяжении 1,5 года данная политика была более чем успешной:
1. Российско-американские отношения начали приобретать сбалансированный характер.
2. Страны заключили договор СНВ-3.
3. Было подписано несколько соглашений о техническо-научном партнерстве.
4. Начало действовать «Соглашение о взаимном сотрудничестве относительно мирного использования атома».
5. Был начат экономический диалог США-Россия, в частности, относительно модернизации, инновации и высоких технологий.
6. Произошло расширение сотрудничества по Афганистану.
7. Значительно снизилось вмешательство США во внутриполитическую жизнь стран СНГ.
8. Процесс расширения НАТО на территории бывшего СССР был приостановлен.
9. Вашингтон и Москва начали активно взаимодействовать по ядерной программе Ирана.
10. Был остановлен процесс развертывания ПРО на территории Чехии и Польши.
Суть «перезагрузки» была заключена в том, что США получат поддержку от РФ по международно-политическим вопросам, которые для Вашингтона очень значимы. Помимо этого, Москва дала свое согласие на частичное изменение своих тактических интересов, но лишь в тех рамках, чтобы это никак не противоречило ее собственным интересам. Америка, в свою очередь, обязалась минимизировать свою активность по тем направлениям внешней политики, где это вызывало большую обеспокоенность у РФ.
Основные недостатки «перезагрузки»
К главным недостаткам данного этапа относятся:
1. Не окончательно были преодолены геополитические противоречия, имеющие «глубокие корни». Многие противоречия стали носить скрытый характер или отложились на «потом».
2. Отношения между странами улучшились, но в них не было никакой стратегической перспективы.
3. Все положительные стороны процесса — это лишь расчистка завалов после 90-х и 2000-х годов. То есть то, что не получилось воплотить в жизнь тогда.
4. Философия отношений между США и РФ никак не была привязана к новым вызовам и тенденциям международного развития.
5. Сторонами была сохранена теоретическая возможность уничтожить друг друга, что оказало стабилизирующее влияние на их отношения. Политика взаимного сдерживания осталась позади и вперед начала выходить стабилизирующая и цивилизующая роль ядерных потенциалов.
6. Разногласия и достижения были отражением старой парадигмы и старой повестки дня. Поэтому США и РФ пришлось уравновешивать стратегическую и военную мощь друг друга.
Определив недостатки и достоинства российско-американских отношений в период «перезагрузки», можно отметить, что отношения между странами до нашего времени остаются неустойчивыми и очень хрупкими. А любое изменение внешнеполитических интересов, может спровоцировать новый толчок ухудшения отношений.


Европейская подсистема МО в 1990-е годы: основные параметры и процессы.

 

Во внешней политики Европейское направление рассматривается как одно из перспективных.
60-е гг. – первые щаги по демократической полит. системы и обеспечение прав чел-ка.
Рухнул режим ГДР, Албания. Польша, Болгария. – гос-ва встали на путь реформации. в основе которой были положены ценности демократии и рынка эк-ки. События привели к крушению послевоен. ялтинской системы.
Падение Берлинской стены (1990 г.) – важный символ окончания «Холодной войны» и раскола Европы.
1990 год – ноябрь – правит-во 34 гос-в, участник СБСЕ (совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе)
Встреча руководителей 23 гос-в варшавского договора и НАТО – принята парижская хартия СБСЕ для новой Европы.
Впущен блок (1 июля 1991 г.) – Варшавский договор, страны Вост. Европы – ускорили процесс договора СССР. – войска выведены из Польши, Чехословакии, Германии.
Преодоление ХВ – Восток-Запад – переосмысление проблемы обеспечения безопасности страны и открыло России перспективы активного участия в международной жизни.
Распад СССР привел к необходимости формировании отношений с новыми европейскими соседями. Россия стремится организовать международную полит. жизнь таким образом, чтобы стать ей главным действующим лицом на европейской арене.

СБСЕ-ОБСЕ: роль и место в европейской подсистеме международных отношений.

До 1990 г. СБСЕ представляло собой серию межправительственных форумов. Совещание обеспечило решение трех основных задач: поддержания интенсивного и регулярного диалога между Востоком и Западом; согласования норм и стандартов поведения государств во взаимных отношениях и в отношении граждан; рассмотрения вопросов, связанных с выполнением государствами принятых ими обязательств. К началу 90-х годов СБСЕ превратилось в динамично развивавшийся эффективный инструмент регулирования отношений между Востоком и Западом. С падением коммунистических режимов в документах СБСЕ была выражена приверженность всех его участников плюралистической демократии, верховенству закона и уважению прав человека, частной собственности, рыночной экономике и социальной справедливости. Эти ценности были закреплены и конкретизированы в документах копенгагенского (июнь-июль 1990г.) и московского (сентябрь - октябрь 1991г.) совещаний Конференции по человеческому измерению СБСЕ, боннской Конференции по экономическому сотрудничеству в Европе (март - апрель 1990 г.) и в парижской Хартии для новой Европы, подписанной 21 ноября 1990г. После 1990г. развитие СБСЕ, с 1 января 1995 г. переименованного в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), характеризовалось рядом черт.
1. В 1992 - 1993 гг. существенно расширился состав участников ОБСЕ в результате принятия в нее стран бывшего СССР и бывшей Югославии, а также Албании и Андорры. ОБСЕ является самой универсальной, общеевропейской организацией, что определяет как ряд ее преимуществ, так и сложностей в работе.
2. Парижская Хартия положила начало институционализации СБСЕ, подведшей к его преобразованию в ОБСЕ. С 1990 г. созданы постоянные и регулярно собирающиеся структуры и институты организации. Раз в два года проводятся встречи по обзору выполнения обязательств.
3.ОБСЕ играет активную роль в наблюдении за выборами, а в ряде случаев и в их организации) и обеспечение прав человека.
С 1992 г. ОБСЕ направляет в зоны конфликтов миссии, в том числе долгосрочные, мандат которых варьируется в зависимости от ситуации и предусматривает задачи по предотвращению и политическому урегулированию конфликтов. Долгосрочные миссии действуют в БиГ, Грузии, Латвии, Македонии, Молдове, Таджикистане, на Украине, в Хорватии, Эстонии, Косово. С 1995 г. группа содействия ОБСЕ работает в Чечне. С 1998 г. - в Беларуси.
Соглашением на ОБСЕ были возложены такие задачи, как содействие разработке субрегиональных мер
контроля над вооружениями, проведение переговоров о региональных мерах контроля над вооружениями и мерах по укреплению доверия в Юго-Восточной Европе; содействие формированию демократических институтов и обеспечению прав человека.
К функциям ОБСЕ, определяющим ее уникальный характер и несвойственным ни одной иной европейской организации, следует отнести следующие:
- являясь единственной общеевропейской организацией, ОБСЕ осуществляет нормотворческую деятельность, а также способна обеспечивать легитимность мер, принимаемых другими региональными организациями за пределами территории их государств-членов;
- уникальной остается оперативная деятельность ОБСЕ в сфере раннего предупреждения, предотвращения и урегулирования конфликтов;
- несмотря на определенный параллелизм в деятельности Совета Европы и ОБСЕ, последняя остается единственной организацией, призванной обеспечивать уважение прав человека и содействие формированию институтов правового государства во всем регионе ОБСЕ, в том числе в странах, не являющихся членами или кандидатами в члены Совета Европы.
Стамбульский, 1999 г., саммит ОБСЕ.


Стамбульский саммит (1999), завершившийся подписанием Хартии европейской безопасности. Во время встречи российская делегация подверглась жесткой критике из-за политики Москвы в Чечне. Россия обязалась сократить свое военное присутствие в Закавказье и в Приднестровье. Большой поворот деятельности универсального характера ОБСЕ объективно ставит оргаг. в центр архитектур.безопасности.
Саммит ОБСЕ в Стамбуле (1999)
Итоги саммита в Лиссабоне обусловили принятие на очередном саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 г. Хартии европейской безопасности, которое стало рубежным событием в истории организации. Тем самым был подведен итог дискуссии о модели безопасности для Европы XXI века. Тогда же 30 государств-участников ОБСЕ приняли Стамбульскую декларацию и подписали адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Главные новые элементы, содержащиеся в Хартии европейской безопасности, представляют собой новые шаги, средства и механизмы, увеличивающие роль ОБСЕ как ключевого инструмента раннего предупреждения и предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления; при этом в Хартии не прослеживается стремление снова определять новые принципы или давать новую интерпретацию старым принципам.
Главы государств и правительств стран-участниц ОБСЕ заявили о “своей твердой приверженности делу формирования свободного, демократического и более единого региона ОБСЕ, где государства-участники сосуществуют в мире друг с другом, а люди и сообщества живут в условиях свободы, процветания и безопасности”. Для достижения этой цели было решено предпринять ряд новых шагов:
o принять Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве, с тем, чтобы укрепить взаимодействие между ОБСЕ и другими международными организациями и тем самым обеспечить лучшее использование их ресурсов;
o развить роль ОБСЕ в операциях по поддержанию мира, более четко отразив всеобъемлющий подход Организации к безопасности;
o создать группы оперативной экспертной поддержки и сотрудничества (РЕАКТ), что позволит ОБСЕ быстро реагировать на запросы о помощи и о проведении крупных гражданских операций на местах;
o расширить возможности в области полицейской деятельности с целью оказания помощи в сохранении верховенства закона и восстановлении правопорядка;
o создать Оперативный центр для планирования и развертывания операций ОБСЕ на местах;
o укрепить процесс политических консультаций в рамках ОБСЕ путем учреждения при Постоянном совете ОБСЕ Подготовительного комитета.
ОБСЕ - это широко представительная и всеобъемлющая организация для консультаций, принятия решений и сотрудничества в ее регионе”.












































































Дата: 2018-12-28, просмотров: 398.