МОДУЛЬ 3 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ С УЧЕТОМ РИСКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА 5.Учет факторов неопределенности и риска на этапах обоснования проектов инновационного развития

План лекции.

1. Особенности проектного управления. Проектный цикл.

2. Понятие и содержание инновационного проекта.

3. Типы организационных структур управления проектами.

4. Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия

5. Управление процессом подготовки производства новой техники.

6.  Управление техническим уровнем и качеством новой продукции.

---------------------------------------------------------

1. Особенности проектного управления. Проектный цикл.

В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Если проект связан с привлечением инвестиций, то он носит название «инвестиционного проекта». Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании проект - это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель.

Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования.

Для отечественной практики понятие проекта не является новым. Его отличительное качество прежних времен заключалось в том, что основные направления развития предприятия, как правило, определялись на вышестоящем, по отношению к предприятию, уровне управления экономикой отрасли. В новых экономических условиях предприятие в лице его собственников и высшего состава управления должно само беспокоиться о своей дальнейшей судьбе, решая самостоятельно все стратегические и тактические вопросы. Такая деятельность в области инвестиционного проектирования должна быть специальным образом организована.

Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия по отношению к конкретному проекту формализуется в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие этапы.

Формулировка проекта (иногда используется термин «идентификация»). На данном этапе высший состав руководства предприятия анализирует текущее состояние предприятия и определяет наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде некоторой бизнес идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятия задач. Уже на этом этапе необходимо иметь более или менее убедительную аргументацию в отношении выполнимости этой идеи. На данном этапе может появиться несколько идей дальнейшего развития предприятия. Если все они представляются в одинаковой степени полезными и осуществимыми, то далее производится параллельная разработка нескольких инвестиционных проектов с тем, чтобы решение о наиболее приемлемых из них сделать на завершающей стадии разработки.

Разработка (подготовка) проекта. После того, как бизнес идея проекта прошла свою первую проверку, необходимо развивать ее до того момента, когда можно будет принять твердое решение. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всех его измерениях - коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, институциональном и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработки проекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задач проекта. Необходимо сознавать, что от степени достоверности исходной информации и умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процессе проектного анализа, зависит успех реализации проекта.

Экспертиза проекта. Перед началом осуществления проекта его квалифицированная экспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла проекта. Если финансирование проекта проводится с помощью существенной доли стратегического инвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует осуществление инвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основных положений проекта.

Осуществление проекта. Стадия осуществления охватывает реальное развитие бизнес идеи до того момента, когда проект полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов внутри страны и/или иностранного или отечественного инвестора. Данная стадия включает также основную часть реализации проекта, задача которой, в конечном итоге, состоит в проверке достаточности денежных потоков, генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемой инвесторами отдачи на вложенные деньги.

 

2. Понятие и содержание инновационного проекта.

Инновационный проект как форма целевого управления представляет собой взаимоувязанный по срокам, ресурсам, исполнителям комплекс мероприятий, сопровождаемый комплектом проектной документации и приводящий к инновациям. Можно выделить следующие этапы планирования инновационного проекта:

1. Определение каталога требований.

2. Подготовка расширенного технического задания.

3. Подготовка плана структура проекта

4. Подготовка календарного плана проекта

5. Подготовка оперативного плана проекта.

В соответствии со схемой первым шагом планирова­ния инновационного проекта является составление каталога требований, в котором отражаются требования потенциальных заказчиков, сегмен­тирование рынка для нового продукта, время выхода на рынок, общая оценка риска. Язык написания каталога выбирается понятным клиенту (без специфических технических подробностей). Показатели, очерченные в каталоге требований, конкретизируются в расширенном техническом задании (ТЗ). При этом если каталог тре­бований составляется на «языке клиентов», то расширенное техниче­ское задание - на «языке предприятия».

В состав расширенного технического задания включаются следую­щие элементы.

1.     Описание проекта:

а) подробное описание продукта или технологии; б)организация управления проектом; определение руководства проектом и состава проектной группы;

в)   регламент предоставления отчетности по проекту;

г)   обоснование проведения работ по всем этапам или своими си­
лами, или с привлечением соисполнителей, или путем приоб­
ретения лицензий, активов и т.д.

2.     Рыночные и экономические цели проекта:

а)   ожидаемая доля рынка;

б)   группа покупателей;

в)   объем продаж (минимальный, вероятный, максимальный);

г)   цены и условия поставки;

д)   стратегия вывода на рынок и каналы сбыта;

е)   допустимый уровень затрат;

ж)  рентабельность инновации;

з) критерии прекращения проекта.

3.     Временные параметры проекта:

а)   срок реализации проекта;

б)   предполагаемое время его завершения;

в)   срок выпуска инновации на рынок;

г) сроки достижения промежуточных результатов;

д)   распределение затрат во времени.

4.    Технические параметры:

а) технические требования к параметрам продукта;

б)   концепция конструкции;

в) перечень и основные характеристики компонентов;

г) требования стандартизации;

д) требования к материалам, оборудованию;

е) дизайн и эргономика.

5. Производственные параметры:

а) организация производства (собственное или размещение заказа);

б) технология и уровень автоматизации;

в) требования к качеству;

г) концепция переработки отходов;

д) защита авторских прав;

е) заявка на патент или другой вид защиты авторских прав;

ж) планируемая выдача лицензий.

Расширение ТЗ осуществляется за счет дополнения его имеющейся информацией о концепции маркетинга будущего продукта, о необходи­мых затратах и ожидаемых результатах и т.д. В инновационном проекте при создании совершенно нового продукта или новой технологии не­возможно заранее запланировать все параметры, поэтому предлагается использовать динамическое расширение ТЗ, которое предполагает вне­сение изменений по мере уточнения данных. При таком подходе важно определить «точку замораживания», после которой параметры должны быть окончательно установлены и больше не меняться. Этот порог за­висит от многих факторов: типа проекта, величины предполагаемых затрат на его реализацию и т.д. Важно, что «точка замораживания» должна быть установлена перед началом этапа работ, который сопряжен с крупными затратами. К этому моменту расширенное ТЗ должно со­держать концепцию проекта, в которую уже не будут вноситься суще­ственные изменения.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 216.