Стратегический маркетинг инноваций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Регулярный маркетинг инноваций служит для поддержания конкурентоспособности фирмы посредством постоянного формирования и по мере необходимости введения в действие технологического (научно-технического) и коммерческого заделов продуктовых и процессных инноваций, которые способны восстановить или повысить прибыльность инновационного предприятия в случае ухудшения конъюнктуры сбыта ранее выпускавшегося продукта (становится необходимым осваивать выпуск и продажи нового продукта) либо удорожания покупных ресурсов (становится необходимыми ресурсозаменяющие технологические процессы и оборудование).

Санационный маркетинг инноваций предполагает сочетание продуктовых и процессных инноваций с аллокационными инновациями, заключающимися в реорганизации предприятия. При этом имеется в виду такая реорганизация, которая предполагает переразмещение активов и пассивов инновационного предприятия, ведущее к иному распределению активов между реальными и финансовыми активами, реальными материальными и нематериалными активами, к изменению струткуры пассивов предприятия. При этом как регулярный, так и санационный маркетинг предполагает принятие решений по поводу выбора: продукта; соотношения между степенью вертикальной интеграции и контрактации; типов сделок, с помощью которых будет организована продуктовая линия; способа финансирования инновационного проекта по освоению выпуска и продаж нового продукта.


ТЕМА 4. Ресурсное и информационное обеспечение процессов инновационного развития

План лекции

1. Сущность и виды продуктово-тематического планирования

2. Методы поиска новых идей и решений

3. Научно-техническое прогнозирование.

4. Коммериализация результатов научно-технической деятельности.

5. Система управления интеллектуальными ресурсами организации.

6. Характеристика особенностей финансирования инновационной деятельности. Формы, источники, каналы финансирования инновационной деятельности.

7. Система венчурного финансирования.

------------------------------------------------------------------------------------

1. Сущность и виды продуктово-тематического планирования.

Продуктово-тематическое планирование составляет важнейший элемент системы внутрифирменного планирования инноваций на всех уровнях управления. Его задачи заключаются в определении направлений и пропорций в научно-техническом развитии ИП, установлении тематики НИОКР, формировании структуры перспективной производственной программы выпуска инновационной продукции и осуществления всего комплекса инновационных мероприятий (Основы инновационного менеджмента: теория и практика: учебное пособие / Под ред П.Н. Завлина и др. М.: Экономика, 2000).

В самостоятельных НИИ и КБ продуктово-тематическое планирование представлено формированием тематического плана, содержащего перечень НИОКР и инновационных проектов, направленных на реализацию принятой концепции перспективного развития ИП. В процессе тематического планирования осуществляется отбор важнейшей тематики, оценка ее эффективности и уровня качества планируемых результатов, определяются исполнители, сроки и сметная стоимость выполнения работ. От качества и уровня обоснованности расчетов при формировании тематического плана ИП зависят научно-технические и хозяйственные результаты его деятельности в текущем периоде и в перспективе.

На ИП, реализующих заключительные стадии инновационного процесса, продуктово-тематическое планирование выражается в формировании продуктово-рыночного портфеля предприятия и планировании его производственной программы на определенный период времени. Производственная программа ИП определяет номенклатуру и объем производства конкретных видов инновационной продукции. При ее формировании осуществляется изучение конъюнктуры рынка, ценовой политики ИП, калькулирование и планирование затрат на производство новой продукции, осуществление мероприятий по технической подготовке производства новой продукции, распределение производственных заданий по цехам и участкам, а также по отрезкам времени календарного периода.

Продуктово-тематическое планирование в НИИ, КБ и ИП представляет собой сложный и длительный процесс сбора и переработки научно-технической и конъюнктурно-рыночной информации о потенциале ИП, состоянии рынков и конкурентов, прогнозах развития отдельных направлений науки и техники, а также анализа имеющихся обязательств предприятия по государственным и прочим заказам. Эта область плановой работы относится в большей степени к высшему звену менеджмента на ИП, однако захватывает все низовые уровни управления. Большое значение приобретает стратегическое мышление, ориентация на долгосрочный потенциал успеха ИП и научная обоснованность принимаемых решений. Научная обоснованность продуктово-тематического планирования обеспечивается при соблюдении следующих требований:

• наличия и успешного функционирования маркетинговой системы в областях стратегического интереса и специализации ИП;

• наличия и успешного функционирования системы научно-технического прогнозирования, способствующего раннему распознаванию перспективных направлений развития науки и техники в областях специализации ИП;

• использования системы ранжирования и отбора предложений при формировании продуктово-рыночного портфеля ИП, основанной на применении объективных множественных критериев;

• наличия на ИП эффективной и динамичной информационной системы обеспечения маркетинга научно-технического прогнозирования и Планирования инноваций;

• использования научных методов оценки и экономического обоснования инновационных предложений и проектов.

Процесс продуктово-тематического планирования инноваций. Продуктово-тематическое планирование представляет собой сложный, многоуровневый итерационный процесс, в котором принимают участие менеджеры, плановые службы, аналитические, исследовательские и разрабатывающие подразделения ИП. Он включает в себя информационное обеспечение, аналитические исследования, маркетинговые разработки, экономические обоснования и сметные расчеты, а также оценки собственного потенциала и обоснования управленческих решений. Общий процесс продуктово-тематического планирования инноваций содержит три основные стадии расчетов: формирование продуктово-тематических предложений, оценка предложений и отбор тематики, выполнение плана.

Первая стадия — формирование продуктово-тематических предложений — имеет своей задачей подготовку возможно большего числа перспективных инновационных идей относительно состава инновационного продукта, изменения структуры рынков или технического развития ИП. Основными источниками инновационных предложений на этой стадии выступают результаты маркетинговых исследований, выполненных научно-технических прогнозов и разработка перспективной продуктовой политики ИП. Маркетинговые исследования в рыночных условиях составляют важнейший источник и необходимое условие научного подхода к продуктово-тематическому планированию на ИП. Маркетинговые исследования в рамках продуктово-те-матического планирования ориентированы на формирование продуктово-рыночного портфеля ИП.

Использование разнообразных методов и приемов поиска инновационных идей наряду с постоянным анализом портфельных матриц и стратегическим планированием продуктовой политики позволяет ИП формировать большое число альтернативных инновационных предложений к тематическому плану, конкурирующих между собой по имеющимся ресурсам ИП и ожидаемым результатам. По данным консалтинговых фирм, для одного успешного инновационного продукта в среднем необходимо 58 разнообразных новых идей. При этом требуется рассмотреть не менее 300 различных вариантов и предложений. Поэтому наиболее ответственной стадией продуктово-тематического планирования инноваций является стадия оценки предложений и отбора наиболее актуальной тематики.

В отечественной и зарубежной практике для решения этой ответственной задачи используются, как правило, разнообразные методы селекции конкурирующих предложений, основанные на многокритериальной оценке и двухступенчатом отборе перспективной тематики. На первой ступени оценка предложений и грубая селекция их производится по совокупности критериев, отражающих рыночную ситуацию с предлагаемым инновационным продуктом. В качестве критериев на этой ступени отбора могут использоваться следующие параметры рыночной ситуации: динамика спроса на инновационный продукт, ожидаемая доля рынка, оценка рыночного риска, наличие рыночных барьеров, состояние конкуренции, гибкость цен, ожидаемая рентабельность, требуемые инвестиции, обеспеченность ресурсами, ожидаемый объем производства инновационного продукта.

Отбор предложений на первой ступени селекции производится в соответствии с обобщенным показателем путем ранжирования предложений и нормативного ограничения по минимально допустимому уровню значения обобщенного показателя. Ограничение устанавливается ИП исходя из располагаемых ресурсов и возможностей развития инновационного потенциала в планируемом периоде. На этой ступени селекции состав предложений, допускаемых к дальнейшему рассмотрению, должен превышать инновационные возможности ИП. На второй ступени осуществляется детальная селекция допущенных к разработке предложений по совокупности критериев, характеризующих научно-технический уровень и стратегическую привлекательность предложений.

В качестве критериев на этой ступени отбора могут использоваться следующие параметры: относительная доля рынка, качество продукта (по международным стандартам), уровень технологии, экономическая эффективность, патенто- и лицензеспособность, компетентность руководства, квалификация кадров. Механизм оценки предложений на второй ступени селекции может быть тем же, что и на первой ступени, но с учетом специфической расстановки приоритетов по критериям отбора инновационных предложений. Изложенную схему селекции инновационных предложений следует рассматривать не обособленно, а как часть общей системы формирования продуктово-тематического портфеля ИП. Только при таком системном рассмотрении она может обеспечить активный поиск плодотворных инновационных идей и объективный отбор перспективных предложений с учетом рыночной ситуации, общих тенденций развития инновационной сферы и реальных возможностей и интересов ИП.

 

2. Методы поиска новых идей и решений. 

Мозговая атака. Предложен в США Алексом Осборном. Поиск проводится последовательно в два этапа, двумя группами. Первая группа — «генераторы» — предлагает идею, строго придерживаясь правила «запрета критики». Вторая группа - «эксперты» — обсуждает и анализирует выдвинутые «генераторами» идеи. Группа «генераторов» состоит обычно из 5-10 человек. В группу не приглашают прирожденных скептиков и критиков, стараются привлечь людей с фантазией, включить в группу специалистов — смежников (конструктора, экономиста, снабженца) и одного-двух человек «со стороны», не имеющих никакого отношения к решаемой задаче (врача, парикмахера, почтового работника).

Заседание «генераторов» — сессия мозговой атаки — продолжается не долго, обычно 30-50 минут. Руководит сессией ведущий, от которого во многом зависит эффективность работы группы. Ведущий должен обеспечить соблюдение участниками правил мозговой атаки, не пользуясь при этом приказаниями и критическими замечаниями. Идеи, высказываемые участниками, протоколируются или фиксируются с помощью магнитофона. Список идей передается затем группе экспертов. В задачу экспертов при этом входит не только оценка идей, но и анализ скрытых возможностей в каждом высказанном предложении.

План действий:

1.   Отобрать группу лиц для «генерирования» идей.

2.   Ввести правило, запрещающее критику. Приветствуют любые идеи, нужно много идей.

3.   Зафиксировать выдвинутые идеи и дать им оценку.

Морфологический анализ. Ученые обычно классифицируют объекты исследования. Это позволяет быстрее и точнее ориентироваться в многообразии понятий и фактов. Морфологический анализ основан на классификации. Автор метода, Цвикки ( F. Swicky), швейцарский астроном указал, что с его помощью могут быть найдены все варианты решения проблемы. Морфологический анализ применяется, когда требуется исследовать всю область возможных решений.

Цель морфологического анализа: расширить область поиска решений проектной проблемы.

Преимущество морфологического анализа состоит в том, что метод позволяет проектировщику расширить область поиска возможных технических решений, а для заполнения матрицы требуется незначительное время. Основная трудность заключается в определении набора функций, которые были бы:

а) существенными для любого решения;

б) независимыми друг от друга;

в) охватывающими все аспекты проблемы;

г) достаточно немногочисленными, чтобы можно было составить матрицу малой размерности, допускающую быстрое ее изучение.

Недостаток метода заключается в том, что как для выявления функций, так и для поиска приемлемых комбинаций частных решений требуется знание структуры проблемы, которую сам метод не раскрывает.

Синектика.     Применение аналогий, когда участвуют все члены синектической группы, позволяет им в определенной мере разделить друг с другом свою способность преобразовывать противоречивую структуру входных сигналов до тех пор, пока не будет найдена структура, позволяющая разрешить конфликт. Тот факт, что в этом методе основной упор делается на биологические и анатомические аналогии, наводит на мысль, что здесь преследуется цель использовать те отделы нервной системы, которые управляют движениями тела и обычно не контролируются сознанием.

К синектике, как к методу принятия решения, прибегают в случае, если необходимо обойти препятствия, стоящие на пути возникновения проблемы в недрах существующей организации. К таким проблемам относятся:

а) косность мысли и поведения лиц, ответственных за принятие решения;

б) задержки, препятствующие реализации нововведений по мере появления идей и тем самым вовсе исключающие их;

в) недостаток времени для обдумывания и обсуждения;

г) неспособность стимулировать спонтанное мышление при появлении проблем, не имеющих традиционного решения.

Этот метод позволил получить результаты, которые были высоко оценены проектными организациями всего мира.

Итак, цель метода: направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы.

План действий.

1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного отдела разработок.

2. Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.

3. Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.

4. Представить результаты работы группы организации - заказчику для оценки и внедрения.

Ликвидация тупиковых ситуаций. Первые работы, определяющие состав и область применения метода, появились в начале 60–х годов (Osborn A.F. Applied imagination, Scribener,s Sons, 1963; Jones J.C. , A method of systematic design , 1963; Broadbent G. H., Creativity, The design method ), а основные идеи, заложенные в них, получили дальнейшее развитие в эволюции инженерной мысли при решении конкретных практических задач. Метод применяется, когда требуется определить новые направления поиска, если очевидная область решения задачи не дала положительных результатов.

В литературе, посвященной анализу творческой деятельности, приводится ряд способов изменения подхода к решению проблемы, когда работа зашла в тупик. Эти способы не соответствуют последовательной методике, но их можно разделить на несколько типов, каждый из которых может оказаться достаточным для ликвидации тупиковой ситуации. Это: правила преобразований, которым можно подвергнуть имеющееся неудовлетворительное решение или какие–либо его части; поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения; переоценка проектной ситуации.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.