МОДУЛЬ 1 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В НЕСТАБИЛЬНОЙ СРЕДЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОДУЛЬ 1 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В НЕСТАБИЛЬНОЙ СРЕДЕ

ТЕМА 1. Методологические основы формирования организационно-экономического механизма управления процессами инновационного развития

План лекции

1. Становление инноватики.

2. Классификация инноваций.

3. Основные этапы инновационного процесса.

-------------------------------------------------------------------------

Становление инноватики. Основные понятия инновационного менеджмента.

Наиболее широкое по видам деятельности и краткое определение инновации следующее: инновация – это результат реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей и ли созданию новой потребности на рынке и приносящей экономический эффект.  

 В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.  

 

Классификация инноваций.

Классификация может проводиться по таким признакам: по технологическому – продуктовые и процессные; по степени новизны - новые на международном уровне, новые для страны, новые для предприятия; по значимости воздействия на экономику - базовые, улучшающие, псевдоинновации; по воздействию на процесс производства – расширяющие (диффузные), замещающие, улучшающие; по воздействию на факторы производства – комплексные, локальные; по области применения – технологические, организационно-управленческие, экономически, маркетинговые, социальные, экологические, информационные; по характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности, удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом, более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «новация», «изо­бретение», «открытие»

Новация (лат. novation - изменение, обновление) - какое-то новшество, которого не было раньше (новое теоретическое знание, новый метод, принцип, изобретение.

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями тех­ническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, условия труда и т.д. (новые приборы, меха низмы, инструмент.

Открытие - получение ранее неизвестных данных или наблюдение
неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1. Открытие (а также изобретение) делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация - на прикладном (технологическом).

2.Открытие не преследует цели получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить осязаемую выгоду: большую сумму прибыли, повышение производительности труда, снижение себестоимости.

Таким образом, в мировой экономической литературе инновация ин­терпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологи­ях. Это определение относится непосредственно к технологическим ин­новациям, изучение которых и составляет предмет данного учебного пособия. В то же время в последние годы усиливается внимание к более широким классам инноваций, в которые включают не только техноло­гические инновации, но и управленческие (маркетинговые, организаци­онные, финансовые), и даже социальные.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию.

Непосредственно инновационный менеджмент представляет собой совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности  

 


Продвижение инноваций.

В теории маркетинга продвижение или маркетинговые комму­никации - комплекс мероприятий, направленных на формирование спроса и стимулирование сбыта продукции.

В основе маркетинговых коммуникаций лежит обмен маркетинго­вой информацией между двумя и более людьми (организациями), наце­ленный на продажу товаров или услуг. Основные составляющие марке­тинговых коммуникаций - это реклама, стимулирующие мероприятия, паблик рилейшнз и личные продажи.

Естественно, что в инновационной сфере маркетинговые коммуни­кации имеют свою специфику, понять которую помогают модели ком­муникаций. Рассмотрим специфику процесса коммуникаций применительно к ин­новациям. В этом процессе присутствуют два участника (источник ин­формации и получатель), два средства коммуникации (сообщение и ка­нал передачи), четыре функции (кодирование, декодирование, реакция на сообщение и обратная связь), а также информационный шум, под которым понимаются все факторы, мешающие эффективному процессу коммуникации.

Источником информации может выступать разработчик (автор) ин­новации или организация (институт, инновационная фирма, инноваци­онный брокер и т.д.).

Собственно процесс коммуникации должен начинаться с формиро­вания идеи, формы сообщения, которая затем через канал коммуникации передается получателю. Важно отметить, что если идея в коммуникационном процессе отсутствует, то он протекает хаотично, оставаясь пригодным для человеческого общения, но не для продвижения инноваций. Подтверждением этого являются многочисленные встречи ученых - создателей инноваций с иностранными делегациями: есть коммуникации, но отсутствует продвижение инноваций.

В процессе продвижения источник информации, естественно, хочет, чтобы получатель воспринял информацию и отреагировал на нее долж­ным образом (проявил интерес, прислав запрос на получение более де­тальной информации, или совершил покупку). И здесь очень важен язык общения.

Безусловно, выразить идею инновации на понятном для получателя информации языке, то есть закодировать сообщение, не так просто. Воз­можности кодирования зависят от уровня компетенции, опыта и профес­сионализма источника информации. Видимо, эту функцию (или помощь в ее выполнении) могут взять на себя инновационные посредники.

На практике кодирование информации и выбор наиболее подходяще­го канала передачи сообщения оказываются самыми сложными этапами коммуникации в сфере инноваций. Чаще всего в качестве каналов коммуникации выбираются специализированные выставки, издание каталогов и сборников, размещение информации на сайтах, проведение специаль­ных семинаров-презентаций для потенциальных потребителей, на кото­рых осуществляется процесс демонстрации новинки и обучения, и т.д.

Эффективность декодирования сообщения получателем также су­щественно зависит от его компетенции и опыта. При этом следует отме­тить, что сложность восприятия новых разработок, особенно тех, кото­рые формируют новые потребности либо замещают существующие то­вары и технологии, не позволяет сразу организовать, нормальный про­цесс коммуникации с потенциальными потребителями. Во многом это связано с тем, что у потребителей возникают барьеры восприятия новых продуктов.

Основными задачами этапа восприятия являются идентификация (или невозможность идентификации) товара и подготовка сознания к по­треблению. На этом этапе происходят чисто информационные, идеаль­ные процессы: передача информации от продукта потребителю, пер­вичный анализ этой информации на основе предыдущего опыта потре­бителя, при необходимости - поиск и получение дополнительной ин­формации, распознавание продукта.

Завершив стадию восприятия, сознание человека может разрешить дальнейшее потребление или запретить его, установив барьеры воспри­ятия. Если продукт был успешно опознан и оценен как полезный и при­годный для потребления, барьеров восприятия не возникает и наступает следующая стадия - потребление.

Если продукт не был распознан, т.е. признан неизвестным, то соз­нание человека может запретить его дальнейшее использование. Аме­риканские исследователи назвали данный барьер «отсутствие фунда­ментального знания».

Появление барьеров этого типа означает, что потребность, которую призвана удовлетворить инновация, не сформирована, либо не осознана. В этом случае создатели инновации должны приложить усилия и исполь­зовать нестандартные методы для преодоления данного барьера.

Такими нестандартными методами могут быть предоставление про­дукта для бесплатного использования (естественно, что оборудование предоставляется на время), обучение, разъяснение, демонстрация пре­имуществ продукта и другие методы, повышающие коммуникационную наглядность инновации.

Но чаще всего в процессе потребления возникает барьер другого типа, связанный с неудачным предыдущим опытом потребления такого же или схожего продукта (неудачный опыт потребления одного продук­та может быть перенесен на другой продукт). Пытаясь не допустить формирования такого барьера, фирмы заботятся о своей репутации, о ре­путации своих торговых марок.

Если такой барьер возник, то он требует сознательного вмешательст­ва, так как данный барьер не допускает дальнейшего потребления, в том числе и виртуального.

Указанные барьеры восприятия характерны для продуктовых инно­ваций, которые несут в себе элементы новизны для потребителей, на­пример тепловые насосы.

Кроме указанных психологических барьеров восприятия инноваци­онным продуктам присущи также и традиционные барьеры, возникаю­щие на пути любого продукта:

• неудачное позиционирование продукта на рынке;

• ценовой барьер;

• сопротивление изменениям со стороны персонала предприятий,
на которых внедряется инновация;

• здоровый консерватизм потребителей, их менталитет (в одних
сферах мы отгораживаемся от западного опыта, в других, наоборот,
продвижение новинки будет успешным, если оно идет через западных
партнеров).

Для преодоления этих барьеров также необходимо разрабатывать специальные маркетинговые мероприятия.

Следует отметить, что неразвитость информационной структуры рынка инноваций существенно осложняет возможности коммерциали­зации разработок, поэтому необходимо активизировать работу по про­движению инноваций на рынок и поиску перспективных групп потре­бителей. Это могут быть постоянные контакты со специалистами пред­приятий и отраслей, входящих в зону стратегических интересов разра­ботчиков инноваций; участие в выставках, конференциях, симпозиумах; организация специализированных семинаров для потребителей (напри­мер, семинары по медицинской технике для врачей), представление ин­формации о фирме в Интернет и т.д. При этом рекомендуется начинать с продвижения простых разработок, от которых можно быстро получить отдачу, а затем, накопив определенный опыт, переходить к более слож­ным разработкам.

Среди наиболее удачных маркетинговых приемов продвижения ин­новаций на рынок можно назвать следующие:

• бесплатную раздачу образцов (именно так компания ЗМ сформи­ровала спрос на свою сейчас широко известную продукцию -
клейкие листки post-it);

• разработку новых программных продуктов, в том числе компьютерных игр, для использования которых необходимо обновлять
(модифицировать) персональный компьютер;

• вовлечение потенциальных потребителей в процесс разработки
новой продукции.

Особое направление в продвижении инновации на рынок - разра­ботка бизнес-плана и поиск потенциальных инвесторов. Два раздела бизнес-плана связаны с маркетингом:

• оценка рынка и конкуренции. В этом разделе необходимо показать знание рынка и конкурентов, описать потенциальных потре­бителей продукции;

• стратегия маркетинга. В этом разделе описывается общий план
действий фирмы на рынке: ценовая политика, политика продвижения продукции и каналы сбыта, а также перспективы развития
данного направления бизнеса.

Но в целом продвижение инноваций требует нетрадиционного под­хода, призванного сломить барьеры восприятия и заинтересовать по­тенциальных потребителей инновации.

 










Исследование рынка.

Субъекты инновационного рынка в нашей стране существенно от­личаются от западных, что связано с иной организацией взаимосвязей внутри треугольника «наука-образование-бизнес». Наличие значитель­ного числа академических институтов, функционирующих вне образо­вательного комплекса и вне крупных корпораций, приводит к необхо­димости «проталкивания» научных разработок на рынок при низкой инновационной активности российских предприятий (что подтвержда­ется как данными российских мониторингов, так и нашим опытом рабо­ты с промышленными предприятиями Западной Сибири). Тогда как во многих развитых странах процесс иной: корпорации втягивают иннова­ции, организуя сбор информации по всему миру, финансируя фунда­ментальную и прикладную науку.

Естественно, что эта специфика во многом определяет процесс формирования и функционирования инновационного рынка, а следова­тельно, и процесс проведения исследований рынка с целью поиска по­тенциальных и перспективных групп потребителей инноваций.

Поиск потенциальных сфер применения инноваций является слабо­структурированным, творческим процессом, который может опираться на методы мозгового штурма, метод аналогов (benchmarking), широкий от­раслевой поиск, анализ бизнес-систем в перспективных отраслях и т.д.

Но в любом случае требуются широкий кругозор, определенная проницательность и информированность, опыт подобной работы, нали­чие связей в деловой среде, коммуникабельность, навыки делового об­щения и другие качества, которыми не всегда владеет исследователь.

Следовательно, поиск потенциальных рынков - это специализиро­ванный вид деятельности, в котором может участвовать создатель ин­новации, но организовать эту деятельность призваны другие специали­сты - инновационные менеджеры.

Исторически можно выделить несколько стадий в ориентации биз­неса и соответственно инноваций. Первоначально бизнес был ориенти­ рован на продукт, ставилась задача сделать продукт лучше, повысить его производительность или улучшить другие параметры. Затем амери­канский исследователь Т. Левитт в середине прошлого века вводит по­нятие «маркетинговой близорукости» и говорит о том, что бизнес необ­ходимо ориентировать на потребности рынка. В более поздних иссле­дованиях американский специалист по стратегическому менеджменту И. Ансофф обосновывает необходимость ориентации бизнеса на про­дукт и рынок одновременно, что обеспечивает получение синергическо-го эффекта. Д. Абель развивает подход И. Ансоффа, предлагая дополни­тельно третий измеритель в ориентации бизнеса - технологию.

В соответствии со схемой Абеля поиск на инновационном рынке не­обходимо вести по трем осям: искать потенциальных потребителей, воз­можные сферы применения продукта, а также технологии использования.

Важно подчеркнуть, что в процессе коммерциализации уникальной технологии может возникнуть проблема формирования нового рынка, убеждения потребителей в нужности нового продукта. В процессе коммерциализации инноваций, при освоении новой про­дукции или технологии маркетинг должен использоваться трижды:

• исследование рынка с целью оценки коммерческой привлека­
тельности инновации;

• тестирование рынка или сравнение промышленного образца но­
винки с аналогичными или схожими изделиями (технологиями). Такое
сравнение должны проводить потребители. Если более 51 % потребите­
лей оценят новинку положительно, то она будет иметь шанс на коммер­
ческий успех;

• пробный маркетинг или оценка готовности потребителей и сбы­
товой сети приобретать новинку.

Итак, поиск потенциальных сфер применения новых разработок и оценка привлекательности рынка - сложнейшая задача маркетинга инноваций.

 

4. Ценообразование.

Ценообразование на инновационном рынке является сложнейшей проблемой, во многом обусловленной спецификой инновации как товара. На процесс установления цены оказывают влияние множество факторов.

• Уникальность инновации и, как следствие, отсутствие аналогов
для сравнения, особенно для радикальных инноваций.

• Объект продажи - может продаваться лицензия, ноу-хау, про­
мышленный образец, готовая технология и т.д.

• Стадия жизненного цикла инновации или инновационного цикла.
Особенно сложно оценить стоимость идеи, затем по мере продвижения
по инновационному циклу и материализации идеи появляется и доволь­
но быстро растет затратная составляющая. Однако проблема связана со
способами компенсации этих затрат.

Инновационная фирма, как правило, может найти средства для проведения начальных стадий инновационного про­цесса, а дальше затраты резко возрастают и встает вопрос об источни­ках финансирования. Фирма опробовала следующий путь коммерциали­зации своих разработок: с привлечением средств заказчика (потенци­ального покупателя) изготавливается прототип (опытный образец), ко­торый после испытаний передается заказчику, затем заказчику по дого­ворной цене продается ноу-хау.

• Имидж и репутация инновационной фирмы на рынке, особенно за­рубежном. Круг научно-исследовательских организаций, способных вы­полнить определенные исследования и разработки, как правило, ограни­чен. Опыт и известность фирмы, ее специалистов могут оказать сущест­венное влияние на стоимость разработки. Этот фактор можно сравнить с торговой маркой на товарном рынке.

• Вид заказчика (потенциального покупателя) и его платежеспо­собность. Можно выделить следующие виды заказчиков и возможные подходы к установлению договорных цен .

Специфика инноваций приводит к тому, что на начальных стадиях инновационного процесса используются в основном договорные цены, условия определения и размеры которых указываются в хозяйственных договорах, контрактах, соглашениях или заказах. На этих стадиях чаше всего речь идет об ожиданиях каждой стороны, так как ни разработчик инновации, ни потенциальный покупатель чаще всего не имеют базы для сравнения затрат и результатов (особенно если речь идет о базовых инновациях). Поэтому договорная цена устанавливается в процессе пе­реговоров между заказчиком и разработчиком.

Для каждого инновационного продукта цена устанавливается инди­видуально при заключении договора (контракта) между продавцом и покупателем.

Естественно, что фирма, производящая инновационные товары на основе собственных или приобретенных разработок, должна компенсировать понесенные затраты. Поэтому любая новинка на первых пора? стоит дорого: производители используют ценовую стратегию «снятия сливок».

Стратегия «снятия сливок» основана на готовности части покупате­лей заплатить за товар большую цену. Чаще всего используется при ус­тановлении цены на новые уникальные товары, которые рассчитаны е первую очередь на потребителей-новаторов. Затем данный сегмент рынка насыщается, цена понижается, и товар приобретают потребителе из другого сегмента. По сути, это ценовая дискриминация во времени, так как по идее покупатель может подождать, пока товар подешевеет.

Высокие цены привлекают конкурентов, поэтому новинки нужда­ются в средствах защиты, которыми могут быть патенты и ноу-хау, кон­троль источников сырья, высокие затраты на копирование. Так, «Sony» устанавливает высокие цены на свои новинки, когда конкуренты начи­нают предлагать аналогичный товар, она постепенно понижает цены, так как к этому времени уже «сняла сливки» с рынка.

 













Такой выбор является важнейшей, но не единственной составляющей умения управлять интеллектуальными ресурсами предприятия. Их развитие и использование через стратегию максимального лицензирования, нахождение правильного баланса между накоплением и расходованием наработанного объема знаний является одним из важнейших умений менеджера на любой фирме, а тем более инновационной.

План лекции.

1. Особенности проектного управления. Проектный цикл.

2. Понятие и содержание инновационного проекта.

3. Типы организационных структур управления проектами.

4. Управление работами на стадиях жизненного цикла изделия

5. Управление процессом подготовки производства новой техники.

6.  Управление техническим уровнем и качеством новой продукции.

---------------------------------------------------------

1. Особенности проектного управления. Проектный цикл.

В международной практике план развития предприятия представляется в виде специальным образом оформленного бизнес-плана, который, по существу, представляет собой структурированное описание проекта развития предприятия. Если проект связан с привлечением инвестиций, то он носит название «инвестиционного проекта». Обычно любой новый проект предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании проект - это специальным образом оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель.

Проекты принято подразделять на тактические и стратегические. К числу последних обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т.д.), или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству, и т.п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением качества продукции, модернизацией оборудования.

Для отечественной практики понятие проекта не является новым. Его отличительное качество прежних времен заключалось в том, что основные направления развития предприятия, как правило, определялись на вышестоящем, по отношению к предприятию, уровне управления экономикой отрасли. В новых экономических условиях предприятие в лице его собственников и высшего состава управления должно само беспокоиться о своей дальнейшей судьбе, решая самостоятельно все стратегические и тактические вопросы. Такая деятельность в области инвестиционного проектирования должна быть специальным образом организована.

Общая процедура упорядочения инвестиционной деятельности предприятия по отношению к конкретному проекту формализуется в виде так называемого проектного цикла, который имеет следующие этапы.

Формулировка проекта (иногда используется термин «идентификация»). На данном этапе высший состав руководства предприятия анализирует текущее состояние предприятия и определяет наиболее приоритетные направления его дальнейшего развития. Результат данного анализа оформляется в виде некоторой бизнес идеи, которая направлена на решение наиболее важных для предприятия задач. Уже на этом этапе необходимо иметь более или менее убедительную аргументацию в отношении выполнимости этой идеи. На данном этапе может появиться несколько идей дальнейшего развития предприятия. Если все они представляются в одинаковой степени полезными и осуществимыми, то далее производится параллельная разработка нескольких инвестиционных проектов с тем, чтобы решение о наиболее приемлемых из них сделать на завершающей стадии разработки.

Разработка (подготовка) проекта. После того, как бизнес идея проекта прошла свою первую проверку, необходимо развивать ее до того момента, когда можно будет принять твердое решение. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. На этом этапе требуется постепенное уточнение и совершенствование плана проекта во всех его измерениях - коммерческом, техническом, финансовом, экономическом, институциональном и т.д. Вопросом чрезвычайной важности на этапе разработки проекта является поиск и сбор исходной информации для решения отдельных задач проекта. Необходимо сознавать, что от степени достоверности исходной информации и умения правильно интерпретировать данные, появляющиеся в процессе проектного анализа, зависит успех реализации проекта.

Экспертиза проекта. Перед началом осуществления проекта его квалифицированная экспертиза является весьма желательным этапом жизненного цикла проекта. Если финансирование проекта проводится с помощью существенной доли стратегического инвестора (кредитного или прямого), инвестор сам проведет эту экспертизу, например с помощью какой-либо авторитетной консалтинговой фирмы, предпочитая потратить некоторую сумму на этом этапе, нежели потерять большую часть своих денег в процессе выполнения проекта. Если предприятие планирует осуществление инвестиционного проекта преимущественно за счет собственных средств, то экспертиза проекта также весьма желательна для проверки правильности основных положений проекта.

Осуществление проекта. Стадия осуществления охватывает реальное развитие бизнес идеи до того момента, когда проект полностью входит в эксплуатацию. Сюда входит отслеживание и анализ всех видов деятельности по мере их выполнения и контроль со стороны надзирающих органов внутри страны и/или иностранного или отечественного инвестора. Данная стадия включает также основную часть реализации проекта, задача которой, в конечном итоге, состоит в проверке достаточности денежных потоков, генерируемых проектом для покрытия исходной инвестиции и обеспечения желаемой инвесторами отдачи на вложенные деньги.

 

2. Понятие и содержание инновационного проекта.

Инновационный проект как форма целевого управления представляет собой взаимоувязанный по срокам, ресурсам, исполнителям комплекс мероприятий, сопровождаемый комплектом проектной документации и приводящий к инновациям. Можно выделить следующие этапы планирования инновационного проекта:

1. Определение каталога требований.

2. Подготовка расширенного технического задания.

3. Подготовка плана структура проекта

4. Подготовка календарного плана проекта

5. Подготовка оперативного плана проекта.

В соответствии со схемой первым шагом планирова­ния инновационного проекта является составление каталога требований, в котором отражаются требования потенциальных заказчиков, сегмен­тирование рынка для нового продукта, время выхода на рынок, общая оценка риска. Язык написания каталога выбирается понятным клиенту (без специфических технических подробностей). Показатели, очерченные в каталоге требований, конкретизируются в расширенном техническом задании (ТЗ). При этом если каталог тре­бований составляется на «языке клиентов», то расширенное техниче­ское задание - на «языке предприятия».

В состав расширенного технического задания включаются следую­щие элементы.

1.     Описание проекта:

а) подробное описание продукта или технологии; б)организация управления проектом; определение руководства проектом и состава проектной группы;

в)   регламент предоставления отчетности по проекту;

г)   обоснование проведения работ по всем этапам или своими си­
лами, или с привлечением соисполнителей, или путем приоб­
ретения лицензий, активов и т.д.

2.     Рыночные и экономические цели проекта:

а)   ожидаемая доля рынка;

б)   группа покупателей;

в)   объем продаж (минимальный, вероятный, максимальный);

г)   цены и условия поставки;

д)   стратегия вывода на рынок и каналы сбыта;

е)   допустимый уровень затрат;

ж)  рентабельность инновации;

з) критерии прекращения проекта.

3.     Временные параметры проекта:

а)   срок реализации проекта;

б)   предполагаемое время его завершения;

в)   срок выпуска инновации на рынок;

г) сроки достижения промежуточных результатов;

д)   распределение затрат во времени.

4.    Технические параметры:

а) технические требования к параметрам продукта;

б)   концепция конструкции;

в) перечень и основные характеристики компонентов;

г) требования стандартизации;

д) требования к материалам, оборудованию;

е) дизайн и эргономика.

5. Производственные параметры:

а) организация производства (собственное или размещение заказа);

б) технология и уровень автоматизации;

в) требования к качеству;

г) концепция переработки отходов;

д) защита авторских прав;

е) заявка на патент или другой вид защиты авторских прав;

ж) планируемая выдача лицензий.

Расширение ТЗ осуществляется за счет дополнения его имеющейся информацией о концепции маркетинга будущего продукта, о необходи­мых затратах и ожидаемых результатах и т.д. В инновационном проекте при создании совершенно нового продукта или новой технологии не­возможно заранее запланировать все параметры, поэтому предлагается использовать динамическое расширение ТЗ, которое предполагает вне­сение изменений по мере уточнения данных. При таком подходе важно определить «точку замораживания», после которой параметры должны быть окончательно установлены и больше не меняться. Этот порог за­висит от многих факторов: типа проекта, величины предполагаемых затрат на его реализацию и т.д. Важно, что «точка замораживания» должна быть установлена перед началом этапа работ, который сопряжен с крупными затратами. К этому моменту расширенное ТЗ должно со­держать концепцию проекта, в которую уже не будут вноситься суще­ственные изменения.

 



Целевые формы нововведений

Базисные   Улучшающие Псевдоинновации Договор на разработку научно-технической продукции Стратегия генерирования технологических разрывов Стратегия отчуждения новшеств Стратегия малых контрактов Совместное производство или доля в собственности Стратегия фундаментального дополнения Стратегия совместного внедрения Стратегия участия Создание собственного производства Стратегия фундаментального внедрения Стратегия внутреннего завершения Стратегия нового

Словарь терминов.

Венчурное финансирование - финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.

Жизненный цикл инноваций – этапы, которые проходит инновация от концепции нового продукта, технологии до получения экономического дохода ее производителя. Выделяют следующие этапы: поисковые научные исследования; прикладные научные исследования: разработка; подготовка производства; рыночные испытания (пробный маркетинг); коммерческое производство

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями тех­ническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, условия труда и т.д. (новые приборы, механизмы, инструмент).

Инновационная политика - система мер, направлений деятельности государства, имеющих своей целью создание механизма управления инновационными процессами, стимулирования инновационной активности, повышения конкурентоспособности национальной инновационной системы.

Инновационная среда региона - совокупность условий, факторов инновационной деятельности региона. Она представляется на основе сочетания структурной (условно статической) и организационной (условно динамической) составляющих.

Инновационная стратегия компании – целенаправленный процесс разработки и реализации управленческих решений, направленных на создание и развитие продуктовых и технологических инноваций, принципы которого формируются общей стратегией бизнеса компании.

Инновационный потенциал организации в общем виде включает предполагаемые или уже мобилизованные ресурсы и организационный механизм (организационная структура и т.д.) для достижения поставленной цели в области наукоемких технологических процессов, новых видов продуктов или их модификации, а также новых услуг.

Инновационный потенциал экономической системы любого уровня (предприятия, отрасли, региона, национальной экономики (народного хозяйства)) – это ее способность достигать параметров своей деятельности, которые по принятым в мире критериям могут считаться высокими и поддерживать уровень своего развития вне зависимости от привходящих обстоятельств.

Инновационный проект – система взаимосвязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам, исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Инновационный процесс - сложный процесс качественного развития производительных сил страны и ее регионов, который: осуществляется на основе сложного взаимодействия общественных потребностей и научных знаний, сопровождается изменениями в общественном сознании, интегрирует науку, технику, производство и потребление, оказывает решающее воздействие на развитие человеческого потенциала, имеет непрерывную волновую структуру.

Инновационный спрос - спрос на инновационные продукты и технологии в данной экономической системе. Он характеризует существующие в ней рыночные мотивации. Спросовые ограничения на внутреннем рынке, условия ценообразования влияют на уровень и характер инновационной активности участников рынка, на стремление к освоению международных рынков.

Инновация (нововведение) – воплощение научного открытия или технического изобретения в новой технологии (процессе) или в новом продукте. Нововведение можно понимать и как процесс создания, распространения и использования новшества. Инновация, следовательно, - это новация (новшество), которое вышло на рынок, была им освоена.

Институциональная структура региона – совокупность устойчивых форм, норм, правил (и законодательно закрепленных, и неформальных) хозяйственных взаимодействий, поведения экономических агентов данного региона в течение относительно длительного периода времени.

Инфрастуктура инновационного рынка – это совокупность экономических субъектов и механизмов, организационно и материально обеспечивающих эффективное взаимодействие потребителей и производителей наукоемкой продукции в процессе создания инноваций и последующую диффузию (распространение) наукоемкого продукта в хозяйственной среде.

Кластер – это индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.

Коммерциализация технологий – форма технологического трансфера, при котором потребитель (покупатель) приобретает права на использование знаний и выплачивает их владельцу (разработчику технологии) в той или иной форме вознаграждение в размерах, определяемых условиями лицензионного (или иного) соглашения между ними.

Л ицензионны й договор - договор, содержащий в себе разрешение патентообладателя использовать принадлежащее ему изобретение (полезную модель, промышленный образец) другому лицу. По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого изобретения, полезной модели, промышленного образца в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и (или) осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

Научно-технический прогноз - собой комплексная вероятностная оценка содержания, направлений и объемов будущего развития науки и техники в той или иной области.

Национальная инновационная система - совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных (региональных) границ (мелкие и крупные компании, университеты, государственные лаборатории, технопарки и инкубаторы, центры трансферта технологий и проч.). Важная часть такой системы – это комплексы институтов правового, финансового и социального характера, призванных обеспечивать взаимодействие научных и предпринимательских структур и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.

Новация (лат. Novation - изменение, обновление) – какое-то новшество, которого не было раньше – новое теоретическое знание, новый метод, принцип, изобретение.

Открытие - получение ранее неизвестных данных или наблюдение
неизвестного явления природы.

Патент – документ, удостоверяющий авторство и предоставляющий его владельцу исключительное право на изобретение.

Паушальный платеж - лицензионное вознаграждение в виде определенной твердо зафиксированной в лицензионном соглашении суммы, которая устанавливаемая исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей лицензиата на основе использования лицензии. Может производиться единовременно, в разовом порядке и в рассрочку.

Продуктово-тематическое планирование - элемент системы внутрифирменного планирования инноваций, задачи которого заключаются в определении направлений и пропорций в научно-техническом развитии ИП, установлении тематики НИОКР, формировании структуры перспективной производственной программы выпуска инновационной продукции и осуществления всего комплекса инновационных мероприятий.


Региональная инновационная система - совокупность субъектов инновационной деятельности, организационной структуры, инновационной инфраструктуры, процессов, ресурсов и механизмов, необходимых для формирования инновационной составляющей социально-экономического развития территории.

Регулярный маркетинг инноваций служит для поддержания конкурентоспособности фирмы посредством постоянного формирования и по мере необходимости введения в действие технологического (научно-технического) и коммерческого заделов продуктовых и процессных инноваций, которые способны восстановить или повысить прибыльность инновационного предприятия в случае ухудшения конъюнктуры сбыта ранее выпускавшегося продукта (становится необходимым осваивать выпуск и продажи нового продукта) либо удорожания покупных ресурсов (становится необходимыми ресурсозаменяющие технологические процессы и оборудование).

Роялти (англ. royalties) — периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую публикацию, публичное воспроизведение или другое использование его произведения. Является компенсацией за использование патента, авторского права, и других видов интеллектуальной собственности, выплачиваемой в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права и др. На практике роялти устанавливаются в виде фиксированных ставок, которые выплачиваются лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение действия лицензионного соглашения.

Санационный маркетинг инноваций предполагает сочетание продуктовых и процессных инноваций с аллокационными инновациями, заключающимися в реорганизации предприятия.

Синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность; подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей путем создания аналогий.

Спин-офф (Spin-off firm) - фирмы «спин-офф» (отпрыски) – фирмы, создаваемые путем выделения научно-технического коллектива из состава промышленного предприятия, НИИ, университета.

Старт-ап (Start-up) - предприятия в стадии учреждения, только что учреждённые или молодые (до 2-х лет) предприятия.

Технологический аудит – комплексное обследование, направленное на выявление тех технологий, которые имеют потенциал коммерциализации, предполагающее определение путей и способов выведения их на рынок.

Т ехнологический разрыв - это расстояние между параметрами результативности замещаемой и замещающей технологий, которое не может быть сокращено посредством увеличения затрат на развитие отстающей технологии.

Технологический трансфер – процесс передачи права использования инноваций другим субъектам инновационной деятельности. Схема трансфера такова: Фундаментальные и прикладные исследования в НИИ Ноу-хау Промышленные предприятия.

Технологический уклад характеризуется единым технологическим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общий научно-технический потенциал. Справедливо говорить о технологическом укладе какой-то станы, национального экономического пространства, о технологическом укладе мирового хозяйства.

Технопарк – это научно-производственный территориальный комплекс со сложной структурой, главная задача которого состоит в формировании благоприятной среды для развития малых инновационных фирм.

Технополис – целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города (наукограда), в экономике которого заметную роль играют исследовательские центры, технопарки и инкубаторы, т.е. необходимым признаком технополиса является наличие развитых инновационных структур.

Фирма-инкубатор – организация, созданная обычно местными органами власти или крупными компаниями с целью «выращивания» новых предприятий. Инкубаторы берут на себя организационные функции по оценке потенциала нового бизнеса и формированию начальной команды, содействуют регистрации нового предприятия, предоставляют за небольшую плату служебные помещения в аренду, а также оказывают ряд услуг (связь, охрана, информационные услуги, консультации по техническим, коммерческим и юридическим вопросам) вплоть до начальной финансовой поддержки.

Экспертиза инновационного проекта – процедура, предполагающая оценку научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.

 

МОДУЛЬ 1 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В НЕСТАБИЛЬНОЙ СРЕДЕ

ТЕМА 1. Методологические основы формирования организационно-экономического механизма управления процессами инновационного развития

План лекции

1. Становление инноватики.

2. Классификация инноваций.

3. Основные этапы инновационного процесса.

-------------------------------------------------------------------------

Становление инноватики. Основные понятия инновационного менеджмента.

Наиболее широкое по видам деятельности и краткое определение инновации следующее: инновация – это результат реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей и ли созданию новой потребности на рынке и приносящей экономический эффект.  

 В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами в статистике науки, техники и инноваций инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения И. Шумпетер сформулировал в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии.

Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Инновацию - результат нужно рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.  

 

Классификация инноваций.

Классификация может проводиться по таким признакам: по технологическому – продуктовые и процессные; по степени новизны - новые на международном уровне, новые для страны, новые для предприятия; по значимости воздействия на экономику - базовые, улучшающие, псевдоинновации; по воздействию на процесс производства – расширяющие (диффузные), замещающие, улучшающие; по воздействию на факторы производства – комплексные, локальные; по области применения – технологические, организационно-управленческие, экономически, маркетинговые, социальные, экологические, информационные; по характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности, удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом, более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия «новация», «изо­бретение», «открытие»

Новация (лат. novation - изменение, обновление) - какое-то новшество, которого не было раньше (новое теоретическое знание, новый метод, принцип, изобретение.

Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями тех­ническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, условия труда и т.д. (новые приборы, меха низмы, инструмент.

Открытие - получение ранее неизвестных данных или наблюдение
неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1. Открытие (а также изобретение) делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация - на прикладном (технологическом).

2.Открытие не преследует цели получить выгоду. Инновация же всегда ставит своей целью получить осязаемую выгоду: большую сумму прибыли, повышение производительности труда, снижение себестоимости.

Таким образом, в мировой экономической литературе инновация ин­терпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологи­ях. Это определение относится непосредственно к технологическим ин­новациям, изучение которых и составляет предмет данного учебного пособия. В то же время в последние годы усиливается внимание к более широким классам инноваций, в которые включают не только техноло­гические инновации, но и управленческие (маркетинговые, организаци­онные, финансовые), и даже социальные.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию.

Непосредственно инновационный менеджмент представляет собой совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности  

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.