Основы учебно –исследовательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основы учебно –исследовательской деятельности

для специальностей педагогического профиля

 

 

                               

 

Тема 1.1.

Наука и научное познание

План

1.Основные формы познания

2. Понятие о научном исследовании. Критерии оценки научного исследования

Формы отражения педагогической действительности. Специфика научного познания.

Различаются, по крайней мере три формы отражения действительности.

1) отражение действительности в стихийно – эмпирическом процессе познания;

2) художественно – образное отражение действительности;

3) отражение действительности в научном познании.

Отражение действительности в стихийно – эмпирическом процессе познания.

Стихийно – эмпирическое познание первично. Оно существовало всегда и существует поныне.

Это такое познание, при котором получение знаний, не отделено от общественно – практической деятельности людей.

Источником знания являются разнообразные практические действия с объектами. Из собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилучшие способы действия с ними.

В области педагогики и социальных наук стихийно – эмпирическое знание живет в народной мудрости. Народная мудрость оставила нам множество выдержавших проверку опытом советов в виде пословиц и поговорок. В них отражены определенные научные закономерности (Например, «Яблоко от яблони недалеко падает», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь и т.п.»).     

Художественно – образное отражение действительности.

  В художественном творчестве в соотношении общечеловеческого и личного опыта большее значение имеет опыт личный. Результатом такого отражения являются творческие работы: рассказы, романы, картины, публикации. В них отражается специфическое для автора восприятие действительности.

3. Отражение действительности в научном познании

Специфика научного познания

состоит в том, что:

1) Познавательную деятельность осуществляют не все, а специально подготовленные группы людей – научных работников.

Формой её осуществления и развития становится научное исследование.

2) Научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются как цель.

3) Наука изучает не только те предметы, с которыми люди имеют дело в своей непосредственной практике, но и те, которые выявляются в ходе развития самой науки.

Например, геометрия оперирует идеализированными, не существующими в действительности объектами.

В науке начинают специально изучать сами результаты познавательной деятельности: научные знания.

Краткая характеристика научного исследования.

Исследование, научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследование характеризуется:

- объективностью (отсутствие предвзятости в подборе и оценке факторов;

- воспроизводимостью;

- доказательностью (обоснованность, аргументированность исходных положений, исследования, выводов);

- точностью.

Признаки научного исследования:

1. Исследование всегда носит характер целеполагания, т.е. направлено на достижение конкретной научной цели, на решение проблемы.

2. В научном исследовании выделяют специальный объект исследования, т.е. то на что будет направлено исследование и что будет изучаться исследователем.

3. В процессе организации и проведения исследования применяют специальные средства познания – методы исследования.

4. В научном исследовании соблюдается однозначность терминологии.

Тема 1.2.

Требования к выполнению и оформлению учебно – исследовательских работ

План

1. Виды и структура курсовых и выпускных квалификационных работ.

2. Требования к оформлению учебно –исследовательских работ

Виды курсовых работ

1. Курсовая работа.

По содержанию.

КР может носить реферативный, практический или опытно – экспериментальный характер.

Объём.

КР - не менее 15 – 20 страниц печатного текста.

Структура.

КР реферативного характера:

Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируется цель работы;

Теоретическая часть: Рассматриваются  история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

Заключение, в котором содержатся выводы, рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

Список используемой литературы;

Приложения

КР практического характера:

Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируется цель и задачи работы;

Основная частьТеоретические              Практическая 

                                     основы                            часть

Практическая часть представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.                                                                     

Заключениесодержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

Список используемой литературы;

Приложения.

КР опытно - экспериментального характера:

Введение в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель и задачи эксперимента;

Основная часть:

Теоретические основы. История вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике.

Практическая часть. Представляется план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов.

- Заключение;

- Список используемой литературы;

- Приложения.

Виды ВКР:

По содержанию.

ВКР может носить опытно – практический, опытно – экспериментальный, теоретический, проектный характер.

Объём.

ВКР – не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста.

3. Структура.

ВКР опытно – практического характера:

- Введение;

- Теоретическая часть;

- Практическая часть – направлена на решение выбранной проблемы и состоит из проектирования педагогической деятельности, описания её реализации, оценки её результативности.

Включает в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно – наглядных и учебно – методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного ОУ) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению.

- Заключение;

- Список, используемой литературы (не менее 20 источников);

- Приложение.

ВКР опытно – экспериментального характера:

Введение, в котором раскрываются актуальность, объект, предмет, проблема, цели, задачи и др.

Теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого – педагогическое обоснование проблемы.

Практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно – экспериментальной работы.

Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов.

Список используемой литературы (не менее 20 источников).

Приложение.

ВКР теоретического характера:

Введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.

Теоретическая часть , в которой даны истории вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы.

Заключение , в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования.

Список используемой литературы ( не менее 25 источников).

Приложение.

Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности.

По структуре данная ВКР состоит из:

- пояснительной записки;

- практической части;

- списка используемой литературы.

В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР. Объём пояснительной записки должен составлять от 10 до 15 страниц печатного текста.

В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности должны представляться в виде готовых изделий, художественных произведений, картин, сценариев, чертежей, схем и т.д.

Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации готовых изделий, моделей, исполнения художественных произведений ( спектаклей, музыкальных произведений и т.п.) с обязательным сохранением видеоматериалов.

ВКР может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) ВКР.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ и ВКР

Оформление текстового материала

Текстовая часть работы должна быть представлена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля (рекомендуемые): нижнее – 2,5; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Объем курсовой работы - 20-25 страниц. Все страницы работы должны быть подсчитаны, начиная с титульного листа и заканчивая последним приложением. Нумерация страниц должна быть сквозная, начиная с введения и заканчивая последним приложением. Номер страницы ставится на середине листа нижнего поля.

Весь текст работы должен быть разбит на составные части. Разбивка текста производится делением его на разделы (главы) и подразделы (параграфы). В содержании работы не должно быть совпадения формулировок названия одной из составных частей с названием самой работы, а также совпадения названий глав и параграфов. Названия разделов (глав) и подразделов (параграфов) должны отражать их основное содержание и раскрывать тему работы.

При делении работы на разделы (главы) (согласно ГОСТ 2.105-95) их обозначают порядковыми номерами – арабскими цифрами без точки и записывают с абзацного отступа. При необходимости подразделы (параграфы) могут делиться на пункты. Номер пункта должен состоять из номеров раздела (главы), подраздела (параграфа) и пункта, разделённых точками. В конце номера раздела (подраздела), пункта (подпункта) точку не ставят.

Если раздел (глава) или подраздел (параграф) состоит из одного пункта, он также нумеруется. Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа. Разделы (главы), подразделы (параграфы) должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Наименование разделов (глав) должно быть кратким и записываться в виде заголовков (в красную строку) жирным шрифтом, без подчеркивания и без точки в конце. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов.

Нумерация страниц основного текста и приложений, входящих в состав работы, должна быть сквозная.

В основной части работы должны присутствовать таблицы, схемы, графики с соответствующими ссылками и комментариями.

В работе должны применяться научные и специальные термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в специальной и научной литературе. Если принята специфическая терминология, то перед списком литературы должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание работы (Приложение 10-12)[1].

Оформление иллюстраций

Все иллюстрации, помещаемые в работу, должны быть тщательно подобраны, ясно и четко выполнены. Рисунки и диаграммы должны иметь прямое отношение к тексту, без лишних изображений и данных, которые нигде не поясняются. Количество иллюстраций в работе должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации следует размещать как можно ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Ссылки на иллюстрации разрешается помещать в скобках в соответствующем месте текста, без указания см. (смотри). Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации записывают, сокращенным словом смотри, например, см. рисунок 3.

Размещаемые в тексте иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами, например: Рисунок 1, Рисунок 2 и т.д. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела (главы). В этом случае номер иллюстрации должен состоять из номера раздела (главы) и порядкового номера иллюстрации, например Рисунок 1.1.

Образец оформления рисунка:

Рисунок 2 – Количественные результаты констатирующего эксперимента

Таблицы должны иллюстрировать и дополнять текст исследования. Слишком большие таблицы отягощают восприятие текста, их лучше вынести в приложение. Для удобства в таблицах может быть использован размер шрифта 12 и одинарный интервал.

Оформление таблиц

 

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным и кратким. Лишь в порядке исключения таблица может не иметь названия.

Таблицы в пределах всей записки нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией, перед которыми записывают слово Таблица. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Пример:

Сравнение показателей развития произвольного внимания в констатирующем и контрольном эксперименте (в %)

Таблица 2.1

(данная нумерация таблицы означает, что она находится во второй главе исследования под номером 1)

Уровни

Констатирующий эксперимент

Контрольный

эксперимент

КГ ЭГ КГ ЭК
Достаточный уровень 15,6 14,4 22,3 44,8

 

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово таблица в тексте пишут полностью, например: в таблице 2.4

Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости, в приложении. Допускается помещать таблицу вдоль стороны листа.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой, при этом в каждой части таблицы повторяют ее шапку и боковик.

При переносе таблицы на другой лист (страницу), шапку таблицы повторяют и над ней указывают: Продолжение таблицы 5. Название таблицы помещают только над первой частью таблицы.

Пример:

Продолжение таблицы 2.1

Уровни

Констатирующий эксперимент

Контрольный

эксперимент

КГ ЭГ   КГ
Близкий к достаточному уровень 67,2 62,1 66,5 52,8
Недостаточный уровень 17,2 23,5 11,2 2,4

 

В графах таблиц не допускается проводить диагональные линии с разноской заголовков вертикальных глав по обе стороны диагонали.

Основные заголовки следует располагать в верхней части шапки таблицы над дополнительными и подчиненными заголовками вертикальных граф. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Все слова в заголовках и надписях шапки и боковика таблицы пишут полностью, без сокращений. Допускаются лишь те сокращения, которые приняты в тексте, как при числах, так и без них. Следует избегать громоздкого построения таблиц с «многоэтажной» шапкой. Все заголовки надо писать по возможности просто и кратко.

Примечание к таблице помещают сразу под ней, выполняют курсивным шрифтом и сопровождают надписью: «Примечание к таблице…» с указанием номера этой таблицы.

Оформление приложений

В приложениях курсовой работы помещают материал, дополняющий основной текст:

1. рабочие программы исследования,

2. анкеты, заполненные респондентами,

3. конспекты разработанных мероприятий,

4. дидактический материал и т.п.

5. графики, диаграммы;

6. таблицы большого формата,

7. статистические данные;

8. фотографии.

Все материалы, представленные в приложении, обеспечивают доказательность и репрезентативность (показательность) выполненного исследования. При большом числе однотипных таблиц, повторяющихся рисунков их также можно вынести в приложение, оставив в тексте лишь основные.

Приложения оформляют как продолжение основного текста на последующих листах или в виде самостоятельного документа.

В основном тексте на все приложения должны быть даны ссылки.

Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу страницы слова Приложение  и номера.

Приложения обозначают арабскими цифрами, за исключением цифры 0. Обозначение приложений римскими цифрами не допускается.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой.

Образцы и требования к оформлению титульного листа, страницы Содержание и т.д. смотрите в Методических рекомендациях по выполнению курсовых работ и в Методических рекомендациях по выполнению выпускных квалификационных работ.

Тема 1.3.

Виды экспериментов

В зависимости от стоящих перед экспериментатором задач и характера исследования используются разные виды экспериментов.

 Лабораторный и естественный

1. Лабораторный эксперимент осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

2. Естественный эксперимент для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях, т.е ребенку предлагается выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр.

К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором не вызывают настороженность.

Обучающий и воспитывающий

1. Обучающий направлен на обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям.

2. Воспитывающий направлен на формирование тех или иных качеств личности.

Проблема.

По мнению В.В. Краевского, исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Проблема - это область неизвестного в научном знании, «белое пятно на карте науки». Выявлять ее и сформулировать совсем не просто. Для этого нужно:

1) много знать;

2) знать каких знаний не хватает.

Проблема в научном исследовании выступает как осознаваемое исследователем противоречие, разрешение которого может дать принципиально новое научное

знание.

Тема.

По мнению В.В.Краевского, проблема должна найти отражение в теме исследования.

Вопрос о том, как назвать научную работу, отнюдь не праздный. Тема должна, так или иначе, отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым.

Актуальность

Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответ на вопрос « Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать

Цель и задачи исследования

После того, как исследователь выделяет то, что является объектом и предметом исследования, необходимо уточнить цель исследования. Цель - это представление о результате.

Ставя перед собой цель - человек представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат.

Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Формулировка цели обычно начинается со слов:

- определить

- обосновать

- создать

- выявить

- проверить и т.д.

Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, которые в совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от самого характера научной проблемы.):

1) решение определенных теоретических вопросов входящих в общую проблему (например) выявление сущности исследуемого понятия, явления, разработка критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.

2) экспериментальное изучение практики решения данной проблемы выявление ее типичного состояния, типичных черт передового опыта и д.р.

3) обоснование необходимой системы мер для решения поставленной задачи;

4) экспериментальную проверку предложенной системы мер с точки зрения
соответствия ее критериям оптимальности, т.е. достижения максимально
возможных в соответствующих условиях результатов в решении этой задачи при
определенных затратах времени и усилий педагогов и детей.

5) Разработку методических рекомендаций для тех, кто будет использовать результаты исследования на практике.

Например;

1. Изучить педагогическую и методическую литературу по организации и приемам стимулирования учебно-творческой деятельности учащихся в процессе решения творческих задач по естественному циклу предметов.

2. Отобрать и структурировать педагогические приемы и правила в виде эвристических предписаний для учащихся.

3. Проверить экспериментально эффективность применения эвристических
предписаний для решений определенного класса задач в обучении физике, химии, биологии в старших классах.

4. Проанализировать и обобщить результат экспериментально-исследовательской работы.

 Гипотеза и защищаемые положения.

Одним из методов развития научного знания, а также структурных элементов теории является гипотеза – предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

 В процессе разработки гипотеза конкретизируется.

Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в первую очередь в том, чтобы показать, что не очевидно в объекте, что он видит в нем такого, чего не замечают другие.

Научные истины всегда парадоксальны. Гипотеза, будучи средством перехода старого знания к новому, неизбежно вступает в противоречие с имеющимися представлениями. Во всяком случае то, что и так всем очевидно, что не требует доказательств — не гипотеза. Бабанский Ю.К. указывает, что возможны два типа гипотез.

I тип - описательные гипотезы в которых описываются причины и возможные следствия.

II тип - объяснительные; в них дается объяснение  возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют. Описательные гипотезы не обладают предвидением, а объяснительные обладают таким свойством.

Например, гипотезы в педагогическом исследовании могут предполагать, что одно из средств будет более эффективным, чем другое средство. Однако в предположении не объясняется данное явление, а просто предполагается, что эксперимент докажет эту большую эффективность. Более высокий уровень предсказания состоит в том, что автор исследования высказывает гипотезу о том, что какая-то система мер будет не только лучше другой, но из ряда возможных систем, она окажется оптимальной с точки зрения определенных критериев и не только результативности, но и экономного расходования времени, усилий, средств и пр.

«Если процесс обучения в разно уровневых классах будет основана на ..., где будут учтены …, то такая методика обеспечит….»

«Проведение (организация, внедрение и т.п.) ……. будет способствовать…..

при условии …….1)…….2)……3)……..





Список литературы нумеруется арабскими цифрами (1. 2.3.), двойная нумерация (1.2.) не допускается.

2.Источники в списке располагаются в следующем порядке:

- нормативно – правовые акты (по степени убывания их юридической силы).

- литература (книги, учебники, статьи из журналов и т. п.) в алфавитном порядке.

- источники из Интернета

   3. Источники в списке оформляются в соответствии с их видом и типом.

    Образцы оформления представлены ниже .

Оформление библиографии (списка использованных источников).

Оформление списка литературы согласно ТОСПХ 7.1 – 2003

1. Книга

Книга одного автора

Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. Юн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576 с.

Книга двух авторов

Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов /Н.В. Бордовская, А.А Реан. – СПб.: Питер, 2000 – 304 с.

Книга трех авторов

Шкатулла, В.И. Правоведение [Текст]: учеб. пособие /В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова, М.В, Сытинская. – М.: Академия: Высшая школа, 2001. – 352 с.

Книга четырех и более авторов

Педагогика [Текст]: учебное пособие для студ. пед. уч. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов, - М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.

Машины, механизмы и оборудование лесного хозяйства [Текст]: справочник / В.Н. Винокуров, В.Е. Демкин, В.Г. Маркин и др. – М.: Лес. хоз-во, 2001. – 439 с.

Книга переводная

Без указания фамилии переводчика

Миллер, Г. Время убийц [Текст]: повести: пер. с англ. /Генри Миллер. – М.: Б.С.Г. – пресс, 2000.- 293 с.

С указанием фамилии переводчика

Миллер, Г. Время убийц [Текст]: повести /Генри Миллер; пер. с англ. Б. Смирнова. – М.: Б.С.Г. – пресс, 2000.- 293 с.

Книга без автора, имеющая редактора, составителя

Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей /под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.

2. Энциклопедия, справочник, словарь

Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2т. /гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 2т.

Педагогический энциклопедический словарь [Текст]: гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

3. Диссертации, авторефераты

Павличкова, Г.Л. Индивидуализация педагогической помощи на основе учета акцентуаций характеров [Текст]: дис. …кан. пед. наук /Павличкова Галина Львовна. – Владимир. 1992. – 246с.

Михеева, А.А. Психологические особенности часто болеющих детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук /Михеева Анна Андреевна. – М., 1999. – 22с.

4. Официальные материалы

Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 13 янв. 1996: по состоянию на 30 дек. 2001]. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 62с.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Бюллетень МО РФ. – 2002. -№2. – С. 3-31.

Российская Федерация. Законы. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год: федер. закон: [принят Гос. Думой 23 дек. 2003 - г]: офиц. текст // Рос. газета. -2003. – 26 дек. – С.9.

5. Статья

Статья из книги

Посошков, И.Т. Об обучении народа грамоте [Текст] / И.Т. Посошков // История педагогики в России: хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров, - М.: Академия, 1999. – С. 78.

Статья из энциклопедии

Директор школы [Текст] // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. /гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. - С. 273.

Статья из сборника

Фролова, Л.П. Тульские земцы: жизнь и судьба [Текст] / Л.П. Фролова// Н.И. Троцкий и современные исследования историко-культурного наследия Центральной России: сб. статей в 2-х т. _ Т.2. История, этнография, искусствоведение /А.В. Кузьмин, Ю.В. Селезнев, А.В. Журавель и др.; под ред. А.Н. Наумова, - Тула, 2002. – С. 195-201.

Вронский, О.Г. Государственная власть России и проблемы общины на рубеже XIX- XX вв. [Текст] / О.Г. Вронский // Власть и общество России XX век: сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попова, А.Ф. Киселева, С.В. Мищенко. – М.: Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. техн. ун-та, 1999. – С. 211-221.

Тезисы докладов

Василенко, И.Т. Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки студента-историка [Текст] / И.Т. Василенко// Качество педагогического образования: молодой учитель: материалы IV Всероссийской конференции: в 3т. – Тула: Изд-во Тул. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2003. – Т. 2. – С. 146-147.

5.5 Статья из журнала

Руденко, В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования [Текст] /В.Н. Руденко// Педагогика. – 2004. - № 1. – С. 42-48.

Зверева, Н. Каким быть курсу предпринимательских дисциплин? [Текст] /Н. Зверева, О. Попова// Высшее образование в России. – 2001. - №3. – С. 38-40.

5.6. Статья из газеты

Малышева, М. Учитель – это выбор России [Текст] /М. Малышева// Тульские известия. – 2003. – 28 янв.

6. Электронный ресурс

Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек [Электронный ресурс] //Гильдия издателей периодической печати: [web-сайт]. 5.02.2003.<http: //gipp.ru/print.php? id=511> (01/02/2005).

Щавелев А.С. Теория С.М. Соловьева о «родовой власти» в древней Руси [Электронный ресурс]: (возможности актуализации) // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-99»: [тез. докл.] / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. <http://www.hist.msu.ru /Calendar/1999/Apr/Lomonos 99/schavel.htm> (18.01.2005).

В библиографическое описание web -документов включаются следующие элементы:

· Заголовок (имя автора);

· Основное заглавие;

· : Сведения, относящиеся к заглавию;

· //сведения об идентифицирующем документе при библиографическом описании составной части документа (профессиональный или персональный web-сайт, периодическое электронное издание и т.д.);

· дата публикации в сети (если ее возможно установить);

· <электронный адрес документа> (URL);

· (дата обращения к документу).

Наблюдение

Тестирование

Этапы тестирования

Процесс тестирования может быть разделен на три этапа:

1. Выбор теста определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста;

2. Проведение теста определяется инструкцией к тесту.

3. Интерпретация результатов /определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования/.

4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕСТОВ:

1. Тесты интеллекта - методики психологической диагностики, предназначенные

 для выявления умственного потенциала индивида.

В большинстве тестов интеллекта испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Свои решения он сообщает либо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке.

Задачи могут быть составлены: а/ на понятийно-терминологической основе б/ на основе геометрических фигур, рисунков.

Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и.т.д. В задачах тестов для решения нужно сложить из представленных деталей изображение предмета, геометрическую фигуру, собрать из кубиков заданный рисунок и т.д.

Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллектуальности.

Однако, результат тестирования выявляет не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, которые неминуемо сказываются на его работе над тестом.

Это обстоятельство послужило основанием для того," чтобы называть результаты, получаемые при применении тестов интеллекта "тестовым" или "психометрическим" интеллектом. Некоторые тестологи называют их "несправедливые" тесты. Эта "несправедливость" наиболее резко обнаруживается в тех случаях, когда тесты интеллекта, разработанные для общности, с известным уровнем и своеобразием культуры, предлагается людям из другой общности.

II. Тесты достижений - одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Данные тесты выявляют то, что испытуемым усвоено.

Имеются 3 вида тестов достижений:

1/ Тесты-действия: предназначены для выявлений умений выполнять

действия с механизмами, материалами, инструментами.

2/ Тесты письменные: оформляются на спец. бланках с вопросами.

Испытуемым предлагается:

- либо выбрать правильный словесный ответ среди нескольких;

- либо отметить на графике отображение описанной в вопросе ситуации;

- либо найти в рисунке ситуацию или деталь, дающую правильное решение поставленного вопроса.

3/ Устные тесты - заранее подготовленная система вопросов, на которые

 испытуемые должны дать ответы.

Тесты достижения находят применение, в общем и профессиональном обучении.

III. Тесты креативности / от лат. cardio - сотворение, создание/ -

- совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности.

Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных

 схем мышления, быстро решать проблемные ситуации была выделена среди интеллектуальных способностей в особый тип и названа креативностью.

Пока не найдены надежные способы измерения креативности, соответственно

практическое применение тестов креативности не является в должной мере надежным.

1У. Тесты личностные - методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида:

 установки, ценности, отношения, эмоциональные,

 мотивационные и межличностные свойства,

типичные формы поведения.

Известно несколько сот разновидностей тестов личности. Они обычно имеют одну из трех Форм:

1. шкалы и опросники

Опросник - стандартизированная анкета, состоящая из набора предложений, с которыми испытуемый соглашается или нет.

2. ситуационные тесты или тесты действия, используюшие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи, оценку себя и др.

3. проективные тесты.

У. Тесты проективные - совокупность методик целостного изучения личности, основанные на психологической интерпретации результатов проекции.

Субъект, оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности.

Различают: а/ при интерпретации содержания сложной картинки с неопределенным

содержанием.

6/ при завершении незаконченных предложений в/ при завершении высказывания на сюжетной картинке одного из действующих лиц.

г/ при воссоздании целого по детали д/ при толковании неопределенных очертаний /чернильные пятна теста

е/ при рисовании на свободную тему

ж/ при предпочтении одних стимулов /как наиболее желательных/ другим.

Каждое эмоиональное проявление индивидума, его восприятие, чувства, высказывания, двигательные акты несут на ceбe отпечаток личности,

У1. Тесты критериально-ориентированнные - методики психологической

диагностики, выявляющие насколько испытуемый владеет знаниями

навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных иди профессиональных задач. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний.

Социометрия

Социометрия  («Социальное измерение») – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, разработанной Дж. Морено. (Психологический словарь. М., 1988, с.851).

  Социометрия   является средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий – антипатий.

  Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора) адресованных каждому члену конкретной социальной группы.

  Каждого члена группы в индивидуальном порядке просят назвать тех товарищей, с которыми он предпочел бы (или, напротив, не захотел) участвовать в определенной деятельности.

  «Кого из группы можно было бы избрать в качестве партнера?»

    в разных ситуациях:

- проведения свободного времени;

- соседство по занятиям;

- игровой, спортивной, трудовой команде и т.д.

   Разные вопросы (критерии выбора) определяют разные основания эмоциональных связей. В схеме перечислены основные правила построения и проведения теста.

 

Основные правила                                 п р о в е д е н и я     т е с т а
1. Установить доверительные отношения с группой. 2. Объяснить цели проведения социометрического теста. 3. Подчеркнуть важность и значение самостоятельности и секретности при ответах. 4. Гарантировать сохранение тайны ответов. 5. Проверить правильность и однозначность понимания вопросов, включенных в тест. 6. Показать точно и ясно технику записей ответов.  

 

  В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач, применяются разнообразные варианты самих процедур:

- В виде экспериментальной игры «Секрет»;

- «Выбор в действии», «Поздравь товарища» и т.д.

 

     ПОЗДРАВЬ ТОВАРИЩА. На каждого участника эксперимента заготавливаются три красивые открытки и конверт, которые раскладываются на столах в групповой комнате. Дети по одному входят в комнату. Воспитатель (экспериментатор) говорит ребенку: «Мы играем в игру. Эти открытки положи (по одной) в конверты тех детей, которых ты хочешь поздравить с праздником. Класть открытку в свой конверт нельзя».

  Как только ребенок разложит открытки по конвертам, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положит открытки?».

  Во время проведения эксперимента фиксируются слова и все реакции ребенка.

  Затем подсчитывается количество открыток, полученных каждым ребенком, число взаимных выборов, число выборов, которое ожидает ребенок, совпадение ожидавшихся им и полученных выборов.

  На основе полученных данных делается вывод о положении каждого ребенка в среде сверстников.

  ДЛЯ ПРИДАНИЯ социометрическим данным НАГЛЯДНОСТИ используются матрицы (неупорядоченная и упорядоченная), социограмма.

  Порядок составления неупорядоченной матрицы.

1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми числами, которые расставляют в вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают).

Проводится диагональ, которая перечеркивает те квадраты, где выбирающий мог бы отметить себя. Эта альтернатива исключается.

2. В рядах знаком «+» отмечаются позитивные выборы, которые сделали данные индивиды, знаком «-« обозначаются выборы негативные.

Взаимные выборы обводятся кружками. Можно выделить первые и последующие выборы.

3. По краям матрицы делается соответствующее суммирование: количество положительных выборов, негативных, взаимных, произведенных.

 

В упорядоченной матрице взаимные выборы сосредотачиваются по главной диагонали

так, чтобы было видно, какие индивиды по результатам своих выборов образуют внутренние интегративные группы.

При составлении упорядоченной матрицы из неупорядоченной выбирают любое лицо, имеющее взаимный выбор. Его порядковый номер и фамилию заносят в первую строку матрицы. Этот же номер проставляют в первой клетке сверху. Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном выборе с занесенным в I-ю строку. Его порядковый номер и фамилию записывают во 2-ю строку. Этот же номер заносится сверху во 2-ю колонку. В соответствующие клетки матрицы записывают знак «+». И так далее.

  Того, кто не имеет взаимного выбора, записывают в конце матрицы.

  Данные, содержащиеся в матрице можно изобразить графически, создав социограмму. Она может иметь несколько вариантов.

  Социограмма – специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики.

 

Социограмма может иметь несколько вариантов. Вот некоторые из них:

1. Мишень. Совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются члены исследуемой группы, в соответствии с числом полученных выборов. Мужчины и женщины отмечаются разными знаками. Стрелка указывает на направленность выборов (отклонений).

2. Группировка. Относительно произвольное, не имеющее системы координат плоскостное изображение., на котором представлены группировки, существующие внутри исследуемой группы и связи между ними. Расстояние между индивидами соответствует близости их выборов.

3. Индивидуальная. Произвольно выбранный член группы (например Петя) изображается отдельно от других и вокруг него (по окружности) располагаются те члены группы, с которыми он оказался так или иначе связанным.

Характер существующих связей обозначается условными знаками.

    Для характеристики социальных отношений индивида важно знать не только то, сколько членов группы, кого конкретно индивид выбирает или сколькими и кем он выбран. Необходимо знать так же то, в какой мере он способен определить (почувствовать, предположить), кто выберет его или же кто кого в группе выбирает. В соответствие с этим Я.И. Коломинский ввел две новые категории – социальнопсихологический рефлексипсихологическая рефлексия.

Число выборов, полученных каждым индивидом характеризует его положение в системе личностных отношений (социометрический статус).

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС

Сумма выборов, полученным индивидом Количество членов группы - 1

 

 

Оценка курсовой работы

 

Параметры Критерии оценки
1. Актуальность проблемы исследования - решение проблемы ориентировано на получение актуального для дошкольного образования знания
2. Признаки научного исследования - наличие структурных элементов и этапов научного исследования; - взаимообусловленность темы, цели, задач, объекта, предмета исследования; - достаточность и современность использованного библиографического материала
3. Концептуальность исследования - наличие теоретически обоснованной авторской позиции; - доказательность теоретических основ исследования; - практическая или теоретико-экспериментальная целостность исследования
4. Практикоориентированность исследования - значимость проблемы исследования для педагогической практики; - реалистичность и воспроизводимость методов и методик опытно-экспериментальной работы. - практическая перспективность исследования
5. Достоверность результатов исследования - использование обоснованного комплекса методов и методик сбора, анализа и интерпретации экспериментального материала. - достаточность экспериментальной выборки
6. Стиль, язык исследования - соответствие научному стилю изложения
7. Объем, оформление работы - объем курсовой работы 20-25 стр.

 

К защите курсовой работы предъявляются следующие требования:

1. Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературы.

2. Умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц и графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития исследуемых явлений и процессов.

3. Критический подход к изучаемым фактическим материалам с целью поиска направлений совершенствования деятельности.

4. Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.

5. Логически последовательное и самостоятельное изложение материала.

6. Оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

7. Обязательное наличие отзыва руководителя на курсовую работу.

 

Для выступления на защите необходимо заранее подготовить и согласовать с руководителем тезисы доклада и иллюстративный материал.

При составлении тезисов необходимо учитывать ориентировочное время доклада на защите, которое составляет 8-10 минут. Доклад целесообразно строить не путем изложения содержания работы по главам, а по задачам, то есть, раскрывая логику получения значимых результатов. В докладе обязательно должно присутствовать обращение к иллюстративному материалу, который будет использоваться в ходе защиты работы. Объем доклада должен составлять 7-8 страниц текста в формате Word, размер шрифта 14, полуторный интервал. Рекомендуемые структура, объем и время доклада приведены в таблице 5.

Таблица 5

Структура, объем и время доклада

 

Структура доклада Объем Время
1. Представление темы работы

До 1,5 страниц

До 2 минут

2. Актуальность темы
3. Цель работы
4. Постановка задачи, результаты ее решения и сделанные выводы (по каждой из задач, которые были поставлены для достижения цели курсовой работы/ проекта) До 6 страниц До 7 минут
5. Перспективы и направления дальнейшего исследования данной темы До 0,5 страницы До 1 минуты

 

В качестве иллюстраций используется презентация, подготовленная в программе «Power Point». Также иллюстрации можно представлять на 4–5 страницах формата А4, отражающих основные результаты, достигнутые в работе, и согласованные с содержанием доклада. Иллюстрации должны быть пронумерованы и названы.

В случае неявки на защиту по уважительной причине, Вам будет предоставлено право на защиту в другое время. В случае неявки на защиту по неуважительной причине, Вы получаете неудовлетворительную оценку.

В приложении 13, 14 представлен примерный план тезисов (текстовка) для защиты курсовой работы, а так же образец презентационного материала.

ВНИМАНИЕ! Обратите внимание на следующий ряд правил, которые необходимо соблюдать, чтобы успешно создать презентационный материал для защиты курсовой работы:

1. При выборе фона обратите внимание на то, что в основном защита работ проходит в дневное время, когда на улицах светло и периодически светит солнце, не всегда есть возможность закрыть окна для затемнения помещения. В связи с этим выбирайте светлый фон и цвет основного текста в таком случае черный. Темные фоны выбирать не рекомендуется в целях того, что данная работа грозит быть нечитаемой.

2. При выборе шрифта обратите внимание на стандарт – это Times New Roman его и желательно использовать при оформлении текста слайдов.

3. Сам текст не должен быть очень крупным и очень мелким, минимальный разрешенный (читаемый) шрифт 14, интервал Вы можете выбрать самостоятельно.

4. Не перегружайте слайд множеством информации, если информацию на слайде нельзя исключить, то целесообразно разбить ее на два слайда, заголовок которого необходимо продублировать (например: слайд 2 - задачи исследования: 1,2; на слайде 3 - задачи исследования 3,4).

5. Содержание слайда не должно полностью дублироваться, разрешено частичное считывание текста (например: в основу нашего исследования легли следующие положения авторов, которые представлены на слайде, например и А.И. Савенкова о взаимосвязи мира природы и человека)[2].

6. Если на слайд помещено несколько определений, Вы можете зачитать одно из них и рассказывать о вашем исследовании далее, все что осталось на слайде в момент вашего рассказа далее, комиссия оценит самостоятельно.

7. Для того чтобы Ваша презентация открылась на 100% - сохраняйте ее в формате (Презентация Microsoft Power Point 97-2003). При записи материала на USB-носитель убедитесь в том, что работа скопирована до конца (для этого откройте накопитель и проверьте ее наличие, откройте ее).

8. Для удобства защиты курсовой работы Вам необходимо подготовить на основе материала курсовой работы текст своего выступления. В нем укажите порядковый номер слайда и то, что Вы будете говорить, пока слайд находится на экране

9. Текст выступления лучше делать в двух экземплярах, один – лично для Вас, а второй – для человека, который будет переключать Ваши слайды.

 


[1] См. приложение, которое выбирается в зависимости от характера выбранного вами стиля написания курсовой работы

 


Основы учебно –исследовательской деятельности

для специальностей педагогического профиля

 

 

                               

 

Тема 1.1.

Наука и научное познание

План

1.Основные формы познания

2. Понятие о научном исследовании. Критерии оценки научного исследования

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1028.