Тема 1.5. Технология работы с информационными источниками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Технология поиска литературы: виды каталогов. Поиск информации в Интернет.

2.Особенности работы с научной литературой по теме исследования

3. Категорийно –понятийный аппарат исследования

4. Требования к оформлению списка литературы

Библиографический поиск

   Любой студент рано или поздно сталкивается с необходимостью работать в библиотеке. Но прежде чем отправляться в книжное хранилище, сначала необходимо оценить свою домашнюю методическую библиотеку. Возможно, в ней найдутся полезные для работы книги и статьи из журналов. Затем следует изучить фонды библиотеки педагогического колледжа, а после этого уже обращаться в публичные библиотеки.

   Поиски необходимой литературы – продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно – исследовательской или научно – исследовательской работы.

   Для работы в справочно – библиографическом отделе библиотеки необходимо спланировать свое время, выделить определенные дни и часы.

   Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к справочникам и словарям. Они содержат не только краткую информацию по существу той или иной проблемы, но и список основных опубликованных по ней работ. Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к каталогам.

   Каталоги – это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.

     К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.

   В предметном каталоге названия книг размещены не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которых посвящена какому – либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик.

   В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

   Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.

   Более современный способ провести библиографический поиск – это изучить электронную базу данных по проблеме, что сегодня возможно в каждой библиотеке.

2.Особенности работы с научной литературой по теме исследования

    Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого её фиксируют: делают пометки, подчеркивания, лучше на вкладных листах; разного вида записи (выписки, план, тезисы, аннотации, конспект и др.); схемы. Для лучшего запоминания полезно пересказать текст с опорой на сделанные записи, при этом не забывая, что начинать любого вида записи следует с библиографических данных текста.

   План – перечень вопросов, которые рассматриваются в тексте, это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей.

   Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей.

   Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника.

   Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.

   План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль.

   Формулирование пунктов плана – трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков – названий к произведениям.

   Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда разумно. Здесь возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.

   Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании: ведь, объединяя, обобщают, а выбрасывая, выделяют главное, как бы фильтруют текст.

   Можно более рационально подойти к составлению плана: записывать пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.

   Полезно знать о недостатках такой формы записи, как план. План, как правило, говорит лишь о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т.е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.

   Рекомендуем

   Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен «поворот» содержания, уточните формулировки.

   Стремитесь, чтобы заголовки – пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.

   Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.

   Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

   Выписки. В толковом словаре говорится: «Выписать – значит списать какое – нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»). Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников.

   Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.

   Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому – либо признаку или принципу.

Цитаты – это дословное воспроизведение мыслей автора. Цитаты оформляются в кавычках.

   Рекомендуем

   Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.

    Остерегайтесь обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения и анализа текста.

   Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места приводите дословно.

   Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагайте на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.

  Тезисы - форма ведения записей при работе с книгой предполагает сжатое изложение основных мыслей прочитанного или подготовляемого выступления и имеет утвердительный характер.

 Так как тезисы позволяют обобщать изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

    Тезисы принято подразделять на о с н о в н ы е , п р о с т ы е, с л о ж н ы е. Простые тезисы (иногда их записывают в виде цитат) обнаруживаются при первоначальном ознакомлении с текстом, а основные можно составить лишь при уяснении сути направленности источника в целом.

   Основные тезисы часто создаются на базе простых, путем их обобщения, переделки и исключения как второстепенных.

   Существенную помощь при написании тезисов оказывает предварительно составленный план, который полезно приложить к тезисам.

   Если тезисы составляются к пунктам сложного плана, то главным пунктам могут соответствовать основные тезисы, подпунктам – простые тезисы.

   Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

   Рекомендуем

     При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.

   Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.

   Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).

   По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.

   Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

   Рекомендуем

   Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.

   Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.

   В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос (проблема), особенно детально анализирует, убедительно доказывает).

   Рецензия, напомним, - это критический отзыв о конкретном произведении (статье), где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемого источника.

   Структура рецензии может быть различной.

   Последовательно излагая свою позицию по ключевым вопросам исследуемой проблемы, автор рецензии высказывает свое отношение, свои взгляды на статью в целом и на главные ее положения.

   Излагая идеи, выводы, доказательства, изложенные в рассматриваемой статье, автор рецензии одновременно высказывает свое отношение к ним, дает им свою критическую оценку, а в заключении делает выводы.

   Рекомендуем

   Запишите выходные данные источника.

   Изучите текст и выделите круг вопросов, затронутых в тексте. Определите характер их освещения (достаточно полный, поверхностный и т.д.)

   Выделите в тексте главное, существенное, что характеризует прочитанный материал с точки зрения его теоретической или практической значимости для изучаемой науки или специальности.

   Установите логические связи между главными, существенными научными положениями, содержащимися в тексте.

   Определите актуальность, научную, практическую значимость рассматриваемой работы, связь ее идей с общим педагогическим движением своего времени; их прямое и опосредованное влияние на практику ДОУ, школы (вуза), на совершенствование учебно – воспитательной деятельности.

   В заключение сделайте вывод об актуальности и новизне темы, важности поднятой проблемы, оригинальности решения, достоверности и эффективности результатов. В выводе дайте общую оценку текста и сферы возможного применения.

   Конспектэто последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: п л а н о в ы е (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); т е к с т у а л ь н ы е (состоящие из цитат);  с в о б о д н ы е (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); т е м а т и ч е с к и е (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

   Рекомендуем

    Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.

   Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

   Составьте план текста – он поможет вам в логике изложения группировать материал.

   Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

   Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает…), «раскрывает…).

   Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

   Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц.

   В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

   Конспект –схема – это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок».

   В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» – от общего понятия к его частным составляющим.

   В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того, чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяют ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

   Составление конспектов – схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

 

Резюме - форма записи, которая представляет собой краткое изложение содержания произведения, содержащее выводы и оценку называется

Дата: 2018-12-28, просмотров: 314.